Конспект урока «Дореволюционный период творчества В.Маяковского» 11 класс

1
Чжань Татьяна Андреевна
Учитель русского языка и литературы
Конспект урока по литературе в 11 классе по теме:
«Дореволюционный период творчества В.Маяковского».
Цели урока:
Обучающие : обучение работе с поэтическим текстом (Дать представление о
раннем творчестве Маяковского, показать новаторский характер поэтики
Маяковского, познакомить с биографией поэта. Обучать анализу
поэтического текста, совершенствовать навыки синтеза и обобщения,
вычленения главного.)
Развивающие: формирование речевых, интеллектуальных и практических
умений.
Воспитательные: развитие чувства прекрасного, чувство гордости за свой
язык (Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру
общения, культуру речи.)
Оборудование урока: доска, фотографии В. Маяковского, тексты
произведений.
Тип урока:
Комбинированный урок.
Ход урока.
1. Организационный момент. (1 минута)
2. Подготовка к восприятию, выступление с докладом ученика. (7 минут)
3. Воспроизведение произведения. (10 минут на все)
4. Выявление первичного восприятия. (8 минут)
5. Анализ. (15 минут)
6. Итоги.(2 минуты)
7. Домашнее задание.(2 минуты)
2
1. Организационный момент:
Приветствие. Тема нашего урока: «Дореволюционный период творчества
В.Маяковского».
Сегодня мы будем говорить о поэте, чье творчество всегда было и остается
предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный
характер – речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности, о
месте поэта в жизни. В.В. Маяковский. Безусловно, имя этого поэта вам
знакомо. Он- одним из самых необычных и талантливых поэтов “серебряного
века”. Также познакомимся с литературным течением футуризм.
2. Подготовка к восприятию, выступление с докладом ученика.
Когда впервые произошло ваше знакомство с поэтом Маяковским? В
детстве. “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Кем быть”.
Какие произведения Маяковского известны вам из школьной программы?
«Хорошее отношение к лошадям”, “Необычайное приключение, бывшее с В.
Маяковским летом на даче».
Перед вами фотографии Маяковского разных лет, какая из них наиболее
отвечает вашим представлениям о поэте, почему? Ответы учащихся.
Давайте послушаем сообщение.
(В русской поэзии XX века Маяковскому принадлежит особая,
исключительная роль. Он первым из поэтов XX столетия отдал свой могучий
талант революционному обновлению жизни, начатому Великим Октябрем. В
наши дни при диаметрально противоположной оценке этого переломного
события истории видны глобальные масштабы совершенного им подвига.
Слияние поэзии Маяковского с социалистической революцией свершилось, в
частности, потому, что он уже до Октября обладал редкостным поэтическим
талантом и участвовал в освободительной борьбе.
Детство и юность
Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец дворянин, служил
лесничим, предки — из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских
казаков. В 1902—1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле
1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в
Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату
денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).
В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными
студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в
партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в
Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как
несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909),
которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего
3
творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу,
чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает
в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком,
организатором футуристической группыилея", который открывает в нем
"гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с
Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.
В 1915—1917 гг. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в
автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского
театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает в
Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное
агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-
сатирические плакаты ("Окна РОСТА"). В 1919 г. вышло первое собрание
сочинений поэта "Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919".
В конце 10-х гг. Маяковский связывает свои творческие замыслы с "левым
искусством", выступает в "Газете футуристов", в газете "Искусство
коммуны".
Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел
романтический характер. Маяковский и в советское время оставался
футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть
коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого
фронта искусств) (1922—1928). В 1922—1924 гг. Маяковский совершает
несколько поездок за границу Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и
стихи о европейских впечатлениях: "Как работает республика
демократическая?" (1922); "Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)"
(1923) и ряд других. В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг.
(лирический цикл "Париж"); в 1925 г. состоится поездка Маяковского по
Америке ("Мое открытие Америки"). В 1925—1928 гг. он много ездит по
Советскому Союзу, выступает в самых разных аудиториях. В эти годы поэт
публикует многие из тех своих произведений: "Товарищу Нетте, пароходу и
человеку" (1926); "По городам Союза" (1927); "Рассказ литейщика Ивана
Козырева..." (1928).
Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его
поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего
рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия "Владимир
Маяковский" (1913), первым актом стали поэмы "Облако в штанах" (1914—
1915) и "Флейта-позвоночник" (1915), вторым актом—поэмы "Война и мир"
(1915 1916) и "Человек" (19161917), третьим актом — пьеса "Мистерия-
буфф" (первый вариант—1918, второй—1920 1921) и поэма "150 000 000"
(1919 1920), четвертым актом—поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923) и
"Владимир Ильич Ленин" (1924), пятым актом—поэма "Хорошо!" (1927) и
пьесы "Клоп" (1928—1929) и "Баня" (1929—1930), эпилогом—первое и
второе вступления в поэму "Во весь голос" (1928—1930) и предсмертное
письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Остальные произведения
Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или
4
иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные
произведения поэта.
Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму,
которая включает в себя свойства разных драматургических жанров:
трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка,
кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского
трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего его
творчества. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы по-своему
драматургичны и чаще всего трагедийны
Творческий дебют Владимира Маяковского был непосредственно связан с
художественной практикой и выступлениями русских футуристов. Как всякий
большой художник, он пришел в искусство с заявкой нового зрения. Причем
заявка была демонстративной, а жажда незнаемого, эпатаж — по-
мальчишески вызывающими. Поэтому, читая в классе самые ранние стихи
Маяковского «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!», «Адище города» и
другие, можно захватить юношеское воображение мгновенно, без
специальных разысканий «в курганах книг, / похоронивших стих
Неустроенный, он ненавидит быт, всегда для него мещанский («Желудок в
панаме!»), бедность прикрывает экстравагантной «кофтой фата», душевную
слабость и ранимость резкостью жестов и нагловатость
В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина
общественному вкусу", где были напечатаны его стихотворения "Ночь" и
"Утро". В нем же был опубликован и манифест русских кубофутуристов,
подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым.
В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской
литературе настоящего и прошлого: «Бросить Пушкина, Достоевского,
Толстого и проч. и проч. с Парохода современности».
Футуристы или будетляне?
1. Между русским футуризмом и его итальянским много общего:
пренебрежение к культуре прошлого, желание создать не только новое
искусство, но и новое общество (нового человека), урбанистические мотивы
собенно в творчестве В.Маяковского и В.Шершеневича), лозунг итальянцев
«слова на свободе» в манифестах кубофутуристов.
2. Русские футуристы эпатировали публику не только своими
произведениями, но и внешним видом, манерой держаться.
3. Газета того времени описывала одно из выступлений футуристов:
«Занавес раскрывается. На сцене сидят три «пророка» в шутовских нарядах.
В середине Маяковский в желтой кофте, черном галстуке, с цветком в
петлице. По одну сторону – Бурлюк – в грязно-сером сюртуке, щеки и лоб его
расписаны синей и красной краской. По другую – Каменский, в черном
плаще с блестящими звездами и аэропланом на лбу. Сим странным способом
этот господин, очевидно, желает сообщить публике, что он не только
5
сочиняет стихи, но и водит самолеты….. Крики, свист, аплодисменты»)
Многое было сказано, но что же толкнуло Маяковского к футуристам?
1. (Ему нравился «бунт» футуристов против мещан и обывателей, и
Маяковский определил свою задачу как поэта: «Хочу делать
социалистическое искусство».
2. Дореволюционное творчество Маяковского, по его признанию, было
периодом «овладения словом, поиска своего стиля, своей формы выражения».
Ведь среди футуристов были поэтически одаренные люди (Хлебников) с
обостренным чувством слова. Творчество Маяковского — это поиск образной
силы слова, глубина смысла. )
Чтобы ближе узнать этого поэта, давайте познакомимся с его
творчеством.
3. Воспроизведение произведения.
Читаем стихотворение «А вы могли бы ?» 1913г.(читает учитель или
подготовленный ученик).
А вы смогли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1913
1. Как построено это стихотворение? тихотворение построено на
смелых сопоставлениях). Какова их роль в произведении? (В раскрытии его
идейного содержания)
«Я показал на блюде студня косые скулы океана»
6
«На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ»
2. Чем необычны эти сопоставления? (Эти сопоставления необычны,
даже парадоксальны, но чем необычнее эти сопоставления, тем ярче
подчеркивают они контрастность сугубо будничного, прозаичного прошлого
и мечты поэта, устремленной к прекрасному «океану» жизни).
3. Попробуйте определить главную тему творчества поэта? Так уже в
одном из первых стихов Маяковского намечена главная тема его творчества:
«Я» и «Мир» - главное «Я» поэта... А мир — это те, кто никогда не поймет
поэта, кто навсегда окажется в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит
«на блюде студня косые скулы океана», для кого водосточные трубы не
запоют, подобно флейте.
4. Где в стихотворении звучит противопоставление поэтической
чуткости и эстетической глухоты? ( Звучит в последних строчках: А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?)
5. Беседует ли Маяковский в стихотворении с читателем? (В своих
произведениях Маяковский беседует с читателем - «А вы можете жить в этом
мире?» Многие стихотворения Маяковского построены как разговор с
читателем).
Это стихотворение показывает, что даже в первых своих произведениях
Маяковский выступает как поэт самобытный, оригинальный.
У него всё зримо, предметно.
Поэт говорит о самых обычных вещах, но в стихотворениях они
окрашиваются в новые тона, становятся значительнее и интереснее.
«Я сразу смазал карту будней, плеснувши краску из стакана...»
Читаем стихотворение «Послушайте!» 1914 г.
Послушайте!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
7
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
1914
1. Каким предстает перед читателем лирический герой В.
Маяковского? (Лирический герой стихотворения — человек одинокий в
жестоком мире буржуазии. Его окружает пошлость и обыденность, но он не
радуется пошлости, он ищет «поэзию» в обычном. Ему нужна цель в жизни,
его путеводная звезда. Ведь человек не может жить без идеала, без мечты во
что - то доброе, светлое, то есть без звезды).
2. Какие изобразительно-выразительные средства языка использует
поэт? (Но может в окружающем героя мире ничего кроме сытости и
богатства не нужно?! И герою страшно за людей. Он как будто говорит:
«Люди, не оставляйте ваших звезд, верьте в них, зажигайте их... Звёзды не
сами появляются на небе, их зажигают, потому что они нужны людям. Звёзды
освещают путь человека». Звезда — метафора. Поэт использует прием
градации. Градация — это постепенное нарастание и высказывание
интонаций. Прием анафоры — повторение одинаковых слов в начальных
строках стихотворений. Повторение слов более 5 раз - автор хочет передать
свою торопливую, как бы прерывающуюся от волнения речь. Здесь
беспокойство, нетерпение и трепетное ожидание).
8
Прочитаем стихотворение «Нате!» 1913 г.
Нате!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я бесценных слов транжир и мот.
1913
1. Почему поэт резок в выражение своих чувств? (Предельная резкость
мыслей, выражающая возмущение, негодование поэта, его ненависть,
презрение к душевно опустошенным людям, не понимающим искусства,
сделала его предметом праздного любопытства. Ему хочется встряхнуть этих
людей, пробудить их от спячки своим дерзким словом.)
2. Использует ли в этом стихотворении поэт метафоры? (Метафоры
переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета
или явления другому по сходству или по контрасту. Да, колоритные и смелые
метафоры, Маяковский — король метафор. Какой доброжелательной
фантазией нужно было обладать, чтобы создать такие образы )
3. Проследите изменение мироощущения Маяковского на примере
этих трех стихотворениях . (В стихотворении «А вы могли бы?» основное
место занимают страдания поэта; враждебный мир еще только намечен. А в
стихотворении «Нате!» - главное уже, разоблачение мещан. Ничтожные
людишки торжествуют, хохочут; здесь уже протест поэта приобретает резкий
9
социальный смысл. Но, конечно, в 1913г. Маяковский считает себя еще
убежденным, вольнотворящим футуристом. Ни один журнал, ни одно
издательство не печатает его).
Итоги:
А.Фадеев писал: «Маяковский любил поиграть со словом. Даже в самых
крупных вещах видна эта могучая игра со словом. Но никогда в своих
вещах Маяковский не подчинял идейное содержание пустой игре со
словом. Наоборот, в том и состояла его огромная сила и мощь, что он
умел совершенно неожиданной игрой слов наиболее точно, совершенно,
подчеркнуть ту или иную мысль, создать образ».
Есть ли вопросы?
За работу на уроке получают оценки…
Домашнее задание:
Открываем дневники, записываем домашнее задание. 1. Прочитать
стихотворение «Скрипка и немножко нервно», «Из улицы в улицу».
2. Выучить одно из них наизусть.
3. Подготовить сообщение о послереволюционном творчестве
В.Маяковского кратко.