Открытый интерактивный урок "Поэзия военных лет"


1
Открытый интегрированный урок, посвященный 70-летию Победы в
Великой Отечественной войне.
Тема: Поэзия военных лет (слайд№1)
Цели:
Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать,
что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические
чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя.
Развивающиеся: развивать познавательные способности студентов;
коммуникативные и информационные компетенции, раскрыть творческий
потенциал студентов.
Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции,
воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и её народ.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация
Тип урока: урок-концерт
Форма урока: групповая, индивидуальная
Методические приемы: беседа, выразительное чтение и аназиз стихотворений, творческая
работа – сочинение «Письмо солдату».
Ход урока.
Нам было все отпущено сверх нормы:
Любовь, и гнев, и мужество в бою.
Н. Рыленков
I. Вступление. Слово учителя
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок, урок-
концерт. Начну наше занятие со стихотворения В.Высоцкого
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче - гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы -
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
2
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов -
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..
Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие
сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей
войны. Великой Отечественной войны… Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо
шагнул в зарево войны, в грохот канонады, и оставил на земле яркий след — свои стихи.
Просмотр фрагмента кинохроники времен Великой Отечественной войны
(слайд№2)
(слайд№3) Ведущий 1 Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб,
свистом пуль, скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили орудийные залпы,
смешали с дымом и кроваво-красным огнем. Многие матери отметят этот день черным
числом. На многих полянках появятся первые холмики могил.
Ведущий 2 Это было 22 июня. Сорок первый год… Война… И когда вдоль всей
нашей западной границы гул моторов заполнил просторный солнечный мир от неба до
земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, 22 июня писатели Москвы собрались,
как по боевой тревоге, на митинг. С краткими речами выступили А. Фадеев, А Жаров,
Лебедев-Кумач. (слайд№4)
Ведущий 1 «Писатели знают свое место,- заявил А.Фадеев,- в этой решительной
схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться
пером». Перо было приравнено к штыку. Литература надела фронтовую шинель и
шагнула в бой.
Ведущий 2 «Не надо пытаться перекричать войну. Голос будет услышан, если
говорящий и пишущий стоит близко у сердца воюющего человека»,- говорил А.Сурков.
(слайд№5) Ведущий 1 До войны в СССР насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944
- ушли на фронт, 417 не вернулись, из них 48 поэтов. Самому старшему, Самуилу Росину
было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу, Борису
Смоленскому едва исполнилось 20 лет.
Чтение наизусть стихотворения А. Екимцева «Поэт»
Где-то под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.
Где-то под березою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке.
3
И под шорох ветерка морского,
Что зарей июльскою согрет,
Спит без пробужденья Павел Коган
Вот почти уж шесть десятков лет.
И в руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната —
Самая последняя строка.
Спят поэты — вечные мальчишки!
Им бы завтра на рассвете встать,
Чтобы к запоздавшим первым книжкам
Предисловья кровью написать!
Ведущий 2 Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром
военных лет. Стихи многих известных поэтов, таких, как М.Исаковский, А.Сурков,
К.Симонов, Лебедев-Кумач и другие, были положены на музыку и стали популярными
песнями, которые мы все хорошо знаем: «Катюша», «В землянке», «Священная война» и
многие другие.
(прослушивание фрагмента песни «Священная война» на фоне слайдов,
иллюстрирующих события ВОВ) (слайд№6)
Ведущий 1 Слово историкам (слайд№7)
Историк 1: 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали
стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная,
вставай на смертный бой…»
Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской
авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:
«Не смеют крылья черные
Над Родиной летать…»
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и
пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное
впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию,
композитор объявил:
Будем разучивать новую песню – «Священная война».
В один из июньских дней 1941 г. на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами
готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля
красноармейской песни и пляски СССР запели новую песню. Ее чеканная мелодия,
суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню
пришлось повторить пять раз.
Учитель: Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой
невозможно чувство ответственности за свою страну. Поэтому цель нашего урока
не только дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны, но и показать,
что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические
чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
II. Поэты-фронтовики. (слайд№8)
4
Ведущий 2 Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли,
чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды,
даже горькой и жестокой. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали
боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.
Ведущий 1 Поэт Алексей Сурков писал: Пожалуй, никогда за время существования
советской поэзии не было написано столько лирических стихов ». Одним из известных
поэтов времен войны был Константин Симонов. Слово историкам. (слайд №9 )
Историк 2 : Константин Михайлович Симонов (1915-1979 гг.)
Константин Симонов к началу войны был уже признанным поэтом и известным
военным корреспондентом, прошел Халхин-Гол. Начало войны потрясло и наложило
отпечаток на все последующее творчество Симонова. Он сразу же отправился на фронт и
в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Ради
нескольких строчек в газете переезжал с фронта на фронт, от Черного до Баренцева моря.
Все опубликованное в годы войны в газете составило позже 4 книги: «От Черного до
Баренцева моря "Югославская тетрадь" и "Письма из Чехословакии". О войне Константин
Михайлович писал всю жизнь. Он видел её собственными глазами: бывал в окопах вместе
с солдатами, дружил с офицерами, разрабатывал военные операции. В годы войны
написаны две книги стихов – "С тобой и без тебя" и "Война". Самое известное
стихотворение военных лет «Жди меня».
Чтение наизусть стихотворения «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
5
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Ведущий 2 Сила этого стихотворения в том, что оно звучит, как заклинание, как молитва,
такое ощущение создается настойчивым повтором слов «жди меня», «жди».
Ведущий 1 По-моему, это гимн любви, верности, такой любви, которой ничего не
страшно. Такая любимая, которая умеет ждать «как никто другой», нужна была каждому,
кто воевал, чтобы верить, чтобы побеждать.
Ведущий 2 В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с
тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу города и села, было написано
стихотворение, посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову «Ты помнишь,
Алеша, дороги Смоленщины ».
Выразительное чтение стихотворения
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
6
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.
"Мы вас подождем!"- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Ведущий 1 Это стихотворение не просто рассказ о войне, это лирическое переживание
народа: боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать
III. «У войны не женское лицо» (слайд №10 )
Ведущий 2 Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и
женщины тоже взвалили на свои плечи всю тяжесть войны. Они умели не только ждать,
но и подносить снаряды, помогать раненым, ходить в разведку, воевать снайперами,
летчицами. Они были солдатами. Слово женщин- поэтесс тоже было оружием.
(слайд №11 )
Ведущий 1 Стихотворение – торжественное обещание первой произнесла в июле 1941
года Анна Ахматова, стихотворение «Клятва»
7
КЛЯТВА
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Ведущий 2 Не менее известным является стихотворение «Мужество»
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
(слайд №12 )Ведущий 1 На фронт уходит 17-летняя Юлия Друнина (слайд №12 )
ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!-- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
(слайд №13 )Ведущий 2 В первых числах декабря 1941 года в селе Петрищеве, близ
города Вереи, немцы казнили восемнадцатилетнюю комсомолку, назвавшую себя
Татьяной. Она оказалась московской школьницей Зоей Космодемьянской.
(Из газет)
"Зоя" - невыдуманная поэма, - писала Маргарита Алигер. - Я писала ее в сорок втором
году, через несколько месяцев после гибели Зои, по горячему следу ее короткой жизни и
героической смерти. Когда пишешь о том, что было на самом деле, первое условие работы
- верность истине, верность времени, и "Зоя", в сущности, стала поэмой и о моей юности,
о нашей юности. Я писала в поэме обо всем, чем жили мы, когда воевали с немецким
фашизмом, обо всем, что было для нас в те годы важно.
Стала ты под пыткою Татьяной,
онемела, замерла без слёз.
Босиком, в одной рубашке рваной,
Зою выгоняли на мороз.
И своей летающей походкой
шла она под окриком врага.
8
Тень её, очерченная чётко,
падала на лунные снега.
Это было всё на самом деле,
и она была одна, без нас.
Где мы были? В комнате сидели?
Как могли дышать мы в этот час?
На одной земле, под тем же светом,
по другую сторону черты?
Что-то есть чудовищное в этом.
- Зоя, это ты или не ты?
Снегом запорошенные прядки
коротко остриженных волос.
- Это я, не бойтесь, всё в порядке.
Я молчала. Кончился допрос.
Только б не упасть, ценой любою... -
Окрик: - Рус! - И ты идёшь назад.
И опять глумится над тобою
гитлеровской армии солдат.
Как морозно! Как светла дорога,
утренняя, как твоя судьба!
Поскорей бы! Нет, ещё немного!
Нет, ещё не скоро... От порога...
по тропинке... до того столба...
Надо ведь ещё дойти до туда,
этот длинный путь ещё прожить...
Может ведь ещё случиться чудо.
Где-то я читала... Может быть!..
Жить... Потом не жить... Что это значит?
Видеть день... Потом не видеть дня...
Это как? Зачем старуха плачет?
Кто её обидел? Жаль меня?
Почему ей жаль меня? Не будет
ни земли, ни боли... Слово «жить»...
Будет свет, и снег, и эти люди.
Будет всё, как есть. Не может быть!
Если мимо виселицы прямо
всё идти к востоку - там Москва.
Если очень громко крикнуть: «Мама!»
Люди смотрят. Есть ещё слова...
- Граждане, не стойте, не смотрите!
(Я живая, - голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
Родина! - Слова звучат, как будто
это вовсе не в последний раз.
- Всех не перевешать, много нас!
Миллионы нас!.. - Ещё минута
- и удар наотмашь между глаз.
Лучше бы скорей, пускай уж сразу,
чтобы больше не коснулся враг.
9
И уже без всякого приказа
делает она последний шаг.
(слайд №14) Ведущий 2 Голосом блокадного Ленинграда стала поэтесса Ольга
Берггольц. Её мужественная поэзия, звучавшая по радио, вдохновляла и бойцов,
защищавших город, и жителей, стойко переносивших испытания. Страшной зимой 1942
года писала Берггольц свой “Февральский дневник”.
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова,
я тоже - ленинградская вдова.
Мы съели хлеб,
что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоём,
и тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном...
И стыли ноги, и томилась свечка.
Вокруг её слепого огонька
образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.
Когда немного посветлело небо,
мы вместе вышли за водой и хлебом
и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжёлый, мерный гул:
то Армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.
Ведущий 1 Автор пишет скупо, короткими предложениями, не выражая бурных
эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными
чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе.
Ведущий 2 Если О. Берггольц была голосом осаждённого Ленинграда, то его нервом,
его струной был, без сомнения, Д. Шостакович, в дни блокады написавший свою
знаменитую Седьмую симфонию, названную Ленинградской.
(слайд №15) Звучит отрывок из Седьмой симфонии – “Нашествие”
Ведущий 1 “Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без
колебания смертный бой с чёрными силами”, – писал Алексей Толстой.
IV. Песни военных лет
Ведущий 2 Поэзия, окрашенная музыкой, и музыка, одухотворённая поэзией.
Трудно представить себе более органичный сплав, передававший в годы войны всеобщее
чувство: желание сберечь родную землю. Это чувство, понятное и близкое каждому,
10
точнее всего выражает песня. Как не вспомнить известные всем “Катюша” Исаковского,
“Землянку” Суркова. (слайд №16)
Звучит песня «Землянка»
Историк 3 Когда Алексей Сурков писал стихотворение «Бьется в тесной печурке
огонь», он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать
песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. Написал их
Сурков действительно в землянке, «в белоснежных полях под Москвой», в районе Истры,
в конце ноября 1941 года под живым впечатлением очень трудного дня, когда автору
корреспонденту фронтовой газеты – пришлось вместе с штабом одной из гвардейских
частей вести тяжелый бой с гитлеровцами. «Землянка» пользовалась любовью на всех
фронтах и, особенно у тех воинов, которые воевали под Москвой, кто гнал ненавистного
врага от стен родной столицы.
(слайд №17) Звучит песня «Катюша» в исполнении студентов и гостей
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальний пограничный
От катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
(слайд №18) Ведущий 1 В 1976 году Расул Гамзатов написал
стихотворение «Журавли», которое впоследствии исполнил Марк
Бернес
Звучит песня в исполнении студента группы
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
11
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня.
И в том строю есть промежуток малый -
Быть может это место для меня.
Настанет день и журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле.
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
V. Заключение лайд №19)
Ведущий 1
Война! Проклятая война!
Кому она нужна - скажите?
Ведь жизнь на радость нам дана…
От войн, от бед ее храните…
Ведущий 2
В девяностых рождены ,
Войны не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны.
Ведущий 1
Не знаем пушек канонады,
Не знаем ужасов блокады,
Одно мы знаем: нам не надо,
Войны не надо! Нет, не надо!
Ведущий 2
Какие б песни мы не пели,
Поем мы песни той войны,
Давно не носят уж шинели,
Но помнить все о них должны!
Ведущий 1
Люди!
Покуда сердца
стучатся, —
Помните!
Какою
ценой
12
завоевано счастье, —
Пожалуйста,
помните!
VI. Слово учителя:
Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений.
Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на
события огромного исторического значения не проявлялись так наглядно и так
впечатляюще, как в годы войны. Писатели утверждали свое право говорить “от имени
Родины”. Тема ВОВ останется одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.
Но литература возвращается к событиям ВОВ не только для того, чтоб вновь и вновь
показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтоб опыт прошлого предостерёг от
катастрофических ошибок в будущем.
Предлагаю выполнить творческую работу – написать сочинение «Письмо солдату»,
чтобы вдохновить к работе вас, прочитаю стихотворение Иосифа Уткина «На улице
полночь…», в котором поэт пишет, насколько важны письма для солдата.
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
…Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома — и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью.
И в дом только радость войдет.
Для написания письма дается 30 минут, после чего студенты делятся своим
результатом работы. На такой ноте заканчивается урок.