Рабочая программа по литературе 10 класс (по уч. Архангельского)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор школы: ______/Уварова Г.Ф.
Приказ №___ от «___» ______2015 г.
Рабочая программа
по литературе
Класс: 10-б
2015-2016 учебный год
Разработал: учитель русского языка
и литературы Резанова Л. С.
Газимурский Завод, 2015
2
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10-б класса составлена на
основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования, Примерной программы основного общего образования по литературе,
Программы по литературе «Русская литература XIX XX вв.: программы по литературе
для общеобразовательных учреждений. 10-11 кл. Базовый уровень» /В. В. Агеносов,
А.Н.Архангельский, М.: Дрофа, 2013, учебника «Литература. 10 кл. Углубленный
уровень: в 2 ч.» /А.Н.Архангельский, Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др.; под ред.
А.Н.Архангельского. – М.: Дрофа, 2015.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы,
их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова,
опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио
графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных
источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Общая характеристика учебного предмета
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и
нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании
его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное
развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется
сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир,
выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она
обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-
эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса,
систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы,
позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и
современной литературы. Курс строится на текстуальное изучение художественных
произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры
устной и письменной речи.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению
содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
3
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному
роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в
раскрытии идейно – тематического содержания произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения
оппонента;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам
литературных произведений.
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения
работать с ними.
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Примерной
программы и ПМК под ред. А.Н.Архангельского. Главная цель программы помочь
школьнику сделать следующий шаг в своем гуманитарном развитии, от умения
осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и
содержания, к умению мыслить исторически и системно, характеризовать культурный
идеал эпохи и соотносить с ним авторский и личностный идеал.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета
«Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В X XI классах
выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусств
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных
направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения
по истории и теории литературы ематика, проблематика) нравственный пафос, система
образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения,
объяснять его связь с проблематикой произведения
4
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой:
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных
литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской
литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы
литературного произношения
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на
литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их
эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего
(полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями
целого, выделение характерных причинно-следственных связей,
сравнение, сопоставление, классификация,
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или
развернутом виде,
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста,
использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.),
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль,
выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст,
таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной
задачей,
составление плана, тезисов, конспекта,
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в
устной или письменной форме результатов своей деятельности,
использование для решения познавательных и коммуникативных задачас
различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-
ресурсы и др. базы данных,
самостоятельная организация учебной деятельности, владение
навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы
своих интересов и возможностей.
5
Содержание учебного курса
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА
Золотой век русской литературы (Повторение).
Хронологические границы периода и духовно-нравственное содержание культурного
феномена золотой век русской литературы. Связь между философскими идеями,
историческим процессом, социально-экономическими, научными достижениями и
развитием литературы. Роль Г. Р. Державина и В. А.Жуковского в развитии русской
литературы. Влияние принципов прозы Вальтера Скотта на русскую литературу.
Байронизм и русская поэзия.
Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».
Своеобразие поэтического мира А. С. Пушкина. Философская лирика поэта.
Параллелизм как основа композиции романа в стихах «Евгений Онегин». Эпическое и
лирическое начала в романе. Образ автора.
Темы, сюжеты, герои сборников Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки и
Миргород. Функция художественной детали в произведениях Н. В. Гоголя. Мертвые
души в изображении Н. В. Гоголя, художников-иллюстраторов и актеров. Народ в поэме
Гоголя «Мертвые души».
Лирический герой и символика поэзии М. Ю. Лермонтова. Историческая тема в
творчестве поэта. Психологизм в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1840—1860-Х ГОДОВ
НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА
Литературный процесс и социально-исторический контекст. Понятие
литературного процесса. Русская литература второй половины XIX века равноправная
участница мирового литературного процесса. Связь литературы с общественными
движениями: споры западников и славянофилов. Принципиальная важность тех и других
для формирования русской культуры. Роль В. Г. Белинского и Н. А. Некрасова в
организации литературного процесса, толстые журналы (Отечественные записки,
Современник) и их влияние на литературу (В. Г. Белинский. Письмо к Н. В.
Гоголю). Актуальность социального подхода к изображению человеческой личности;
альманах Физиология Петербурга и главные принципы натуральной школы (повесть
Д. В. Григоровича Антон-Горемыка в отрывках). Натурализм и романтизм.
Писатели-шестидесятники (общий обзор), их попытка соединить эстетические задачи с
пропагандой революционно-демократических идей. Понятие о тенденциозном искусстве.
Новые люди в русской прозе 1850—1860-х годов. Роль жанра романа в развитии
русской прозы.
Произведения: А. И. Герцен. «Кто виноват?». Н. Г. Чернышевский. «Что делать?»
(обзор).
Литературоведческие понятия: рассказ (новелла), повесть, роман, рассказчик,
повествователь, чистое искусство, натурализм.
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Сатирический очерк и натуральная школа. Проблема идеала в сатирическом
творчестве Салтыкова-Щедрина. Фантасмагорические образы и социальная реальность.
Губернские очерки, Помпадуры и помпадурши, цикл За рубежом (обзор).
Сказки Салтыкова-Щедрина. Своеобразие сказок. Отличие их от народных. Гротеск,
иносказание, фантастические ситуации. Художественное мастерство Салтыкова-Щедрина.
Сатира в европейской литературе XIX века. У. Теккерей. Ярмарка тщеславия (в
отрывках).
6
Роман «Господа Головлевы» или «История одного города» (на выбор учителя и
учащихся). Проблематика, конфликт и идея произведения. Мотив разрушения семьи,
духовного обнищания и пустоты. Новаторство писателя в развитии жанра романа.
«История одного города» одно из самых ярких проявлений позиции писателя в
русской литературе и общественной жизни: трезвость оценки и отсутствие каких-либо
радужных иллюзий. Особенности сюжета. Гротеск, аллегория в создании условного
образа города, сквозь который проступают черты реальной истории России. Язык и стиль
произведения, фольклорные традиции. Эзопов язык.
Произведения: «История одного города», «Господа Головлевы».
И. А. ГОНЧАРОВ
Личность писателя, особенности творческого пути. Романная трилогия Гончарова
(Обыкновенная история, Обломов, Обрыв) как художественное целое.
Злободневность тем и синтетичность романного жанра. Поэзия русской провинции. Связь
поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности.
Герои Гончарова и жизненный идеал писателя. Место путевых очерков в творчестве
Гончарова. Фрегат Паллада (дополнительное чтение).
«Обломов». Печальный роман о замечательном ленивце главное литературное
свершение Гончарова. Идиллический мир Обломовки духовная родина главного героя.
Мир абсолютного детства, абсолютной поэзии. Провинция и столица. Обломовка и
Петербург— два разных мира. Квартира Обломова— островок Обломовки в чужом мире.
Главный герой, его мироощущение и судьба. Культурный смысл обломовской лени.
Обломов и Штольц. Дружба-противостояние. Амбивалентность точки зрения
повествователя и проблема авторского идеала. Мотив испытания в романе. Любовь и
семья в жизни Обломова. Проблема обломовщины. Представление о литературной
ономастике: имя и фамилия героя. Особенности композиции.
Произведения: «Обломов».
Литературоведческие понятия: вставной эпизод, герои-антиподы, интерпретация,
концепция автора, концепция критика, поэтика, сюжетный мотив, типизация, эпическое
время.
И. С. ТУРГЕНЕВ
Личность писателя. «Записки охотника». Правда документа и правда вымысла.
Народные характеры в прозе Тургенева. Психологизм как основа творческого метода.
Роль пейзажа в прозаическом произведении. Общечеловеческий идеал и
антикрепостнические мотивы. Проблема художественного времени в прозе Тургенева.
Лиризм повествования. Рудин, Ася, Дым. Тургеневская картина мира:
естественность любви и противоестественность насилия, в том числе идеологического.
Женские образы в тургеневской прозе.
«Отцы и дети». «Дворянское гнездо». Стихотворения в прозе (по выбору учителя и
учащихся).
Роман «Отцы и дети». Основной конфликт романа и средства его выражения.
Злободневность романа. Неординарность личности Базарова. Базаров и Павел Петрович.
Базаров человек идеологический. Базаров и Одинцова. Роль любовной интриги в романе.
Хронотоп романа. Художественный смысл описаний природы. Авторская позиция и
идея произведения.
Произведения: «Отцы и дети». «Записки охотника» (повторение). Стихотворения в
прозе (повторение). Рудин (в обзоре). Ася (повторение).
Литературоведческие понятия: психологизм, творческий метод, лиризм.
А. Н. ОСТРОВСКИЙ
Личность драматурга. Творчество А. Н. Островского опыт создания национальной
драматургической традиции. Романизация пьесы. Типы, типажи, типологические черты
героев. Речевые характеристики как речевой аналог действия. Драматические жанры
Островского: народная комедия, народная драма, сатирическая драма, сатирическая
7
комедия. Комическое и трагическое в пьесах Островского.
Народная драма «Гроза». Социальный контекст пьесы. Жестокие нравы города
Калинова. Образ Катерины в системе персонажей пьесы. Психологизм пьесы, символика и
конфликт, отражение русской действительности в пьесе. Позиция автора-драматурга.
Драма «Бесприданница». Купечество в изображении А. И. Островского. Образ
Ларисы Огудаловой в оценке читателя и зрителя. Автор и героиня. Поэтика пьесы.
Богатство речевой характеристики героев. Экранизация пьесы Островского.
Фольклорные мотивы в сценической сказке Снегурочка. Символическая роль
реалистических деталей.
Литературоведческие понятия: дагерротипный реализм, диалог, драма, катарсис,
комизм, монолог, ономастика, ремарка, реминисценция, речевая характеристика,
театральные амплуа.
Н. А. НЕКРАСОВ
Личность поэта. Лирический герой Некрасова, социальные и политические темы в
лирике, влияние натуральной школы. Лиризм и гражданственность. Некрасов новатор в
области поэтической формы. Преодоление гладкописи, шероховатый стиль, неуклюжий
стих как литературный прием и признак мастерства. Литературная пародия,
поэтический фельетон и освобождение от силы устоявшейся традиции. Тема поэта и
поэзии в творчестве Некрасова. Некрасов и Пушкин. Поэт и народ. Поэт и гражданин.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности композиции. Путешествие
композиционный стержень поэмы. Эпическое и лирическое в поэме. Фольклорные
мотивы. Образ народа. Представление о счастье. Социально-философская картина мира.
Реальность и фантастика в поэме.
Некрасов редактор. Правда как литературный и жизненный идеал. Журналы
Современник и Отечественные записки и демократическая линия в русской
литературе середины XIX века.
Стихотворения: «Современная ода», «Колыбельная песня» («Подражание
Лермонтову»),
«Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...», «Памяти
Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), О Муза! я у двери
гроба....
Поэмы «Кому на Руси жить хорошо», Мороз, Красный нос (повторение).
Литературоведческие понятия: авторский замысел, мифологема, музыкальность
стиха, литературная пародия, сквозной мотив, фельетон, фольклорный колорит.
РУССКАЯ ЛИРИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Судьба лирической поэзии в эпоху торжества социальной прозы. Лирика и реализм.
Традиционализм поэтического языка и новаторство тем и мотивов: противоречия
творчества А. Н. Плещеева. Классический стиль и чистое искусство: антологическая
лирика А. Н. Майкова. Пародия как серьезный жанр: литературная маска Козьмы
Пруткова. Национальная самобытность как теоретический тезис и как поэтическая
практика: лирические стихотворения критика А. А. Григорьева. Лиризм, ирония,
историзм: творчество А. К. Толстого, поэзия В. С. Соловьева.
Стихотворения: А. Н. Плещеев. «Вперед! без страха и сомненья...»; А. Н. Майков.
«Весна! выставляется первая рама...»; Козьма Прутков. «Когда в толпе ты встретишь
человека...», А. А. Григорьев. «О, говори хоть ты со мной...»; А. К. Толстой. «Средь
шумного бала, случайно...», «Против течения», «История государства Российского от
Гостомысла до Тимашева»; В. С. Соловьев. «Ех оriente luх».
Литературоведческие понятия: антологическая лирика, декаданс, мотив, символизм,
эпигонство.
Ф. И. ТЮТЧЕВ
Лирический герой Тютчева. Мечта о России будущего, философская лирика Ф. И.
Тютчева. Пейзаж как описание природы и как олицетворенное изображение идей.
8
Пантеизм и космизм как поэтическое мироощущение. Любовная лирика и мир
философских идей; стихи Денисьевского цикла. Немецкая натурфилософия и
национальная русская поэзия. Политическая лирика поэта-философа.
Стихотворения: «Цицерон», «Silеntium!», «Эти бедные селенья...», «Не то, что мните
вы, природа», «К Ганке», «Природа-сфинкс...», «О, как убийственно мы любим...»,
«Последняя любовь», «Все отнял у меня казнящий Бог...»
Литературоведческие понятия: поэтический цикл, философская лирика.
А. А. ФЕТ
Личность поэта и его лирический герой. Идея красоты и трагизм прекрасного в лирике
Фета. Отказ от общественной тематики как принцип творчества Фета. Поэтизация быта.
Атеизм как жизненная позиция поэта и религиозные переживания его лирического героя.
Особенности построения лирического сюжета. Пейзажная миниатюра и философская
глубина. Роль анафоры, кольцевой композиции и назывных предложений в создании
художественного мира произведения.
Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Непогода— осень— куришь...», «Сияла
ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки...»,
«Шепот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...», Это утро, радость эта...,
Еще майская ночь....
Литературоведческие понятия: анафора, кольцевая композиция, лирическая картина
мира, лирический сюжет, миниатюра, пейзажная лирика.
Н. С. ЛЕСКОВ
Личность писателя. Концепция русского национального характера в творчестве
Лескова. Поиск нового героя: народные праведники, чудаки, странники, однодумки.
Опора на фольклорную традицию сказа (Сказ о тульском косом левше и о стальной
блохе повторение). Историко-культурный контекст сказа Левша. Роль
исторического анекдота (занимательной истории) в построении сюжета. Картина
российской жизни, в которой есть место и праведности и лютости, в произведениях
Лескова (Тупейный художник, Запечатленный ангел обзорно). Стремление
вписать романное содержание в малые жанры эпоса: короткую повесть, рассказ, очерк.
Символичность названия рассказа Н. С. Лескова Леди Макбет Мценского уезда.
Святочный рассказ в творчестве Лескова. Неповторимость языка и интонации.
«Очарованный странник». Судьба и философия жизни Ивана Флягина. Типическое и
индивидуальное в образе правдоискателя. Авторская ирония по отношению к рассказчику.
Близость к народной речи.
Произведения: «Очарованный странник», «Левша» (повторение).
Литературоведческие понятия: авторская ирония, контекст, литературный анекдот,
мотивировка, святочный рассказ, сказ.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ
Личность писателя. Гоголевский период русской литературы и формирование
Достоевского как писателя. Маленький человек в романе Бедные люди.
Преодоление натуральной школы. Утопические взгляды молодого Достоевского и его
художественный мир. Религилозно-философские искания писателя, мечта о
положительно-прекрасном герое, проблема взаимодействия личности и социальной
среды в романе Идиот. Социально-политические идеи и события в романе Бесы.
Художественное провидение Достоевским грядущих катастроф. Полемика с Н. Г.
Чернышевским (роман Что делать?) и Н. С. Лесковым (Некуда). Роман Братья
Карамазовы. Семья Карамазовых. Нравственно-философская проблематика романа.
Легенда о Великом инквизиторе в контексте романа. Детский мотив в романе.
Христианство и гуманизм в художественной философии Достоевского. Достоевский-
публицист. Дневник писателя. Пушкинская речь. Достоевский и европейская
литература: Ч. Диккенс. Оливер Твист.
9
Роман «Преступление и наказание». Свобода человеческого выбора и влияние среды.
Страдающий и мыслящий герой. Система персонажей произведения. Герой-идеолог:
образ Родиона Раскольникова. Диалогизм и полифония. Хронотоп как способ выражения
авторской позиции. Образ Петербурга в романе. Религиозно-философский мотив в
романе. Проблематика, конфликт и идея произведения. Психологизм Ф. М. Достоевского.
Художественные открытия писателя.
Произведения: «Преступление и наказание».
Литературоведческие понятия: герой-идеолог диалогизм, полифония, роман как жанр,
фантастический реализм.
Л. Н. ТОЛСТОЙ
Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира. Творчество Л.
Н. Толстого вершина в поступательном развитии русской литературы XIX века. Темы
детства, чистоты, естественности, правды в ранней прозе писателя (Детство,
Отрочество, Юность). Военная тема (Севастопольские рассказы). Образ
Кавказа (Казаки). Морализм, нравственная философия и реалистическая манера
повествования: гармоничное сочетание несочетаемого в поэтике Толстого.
Герои-правдоискатели. Женские образы и проблема свободы в творчестве Толстого:
Анна Каренина. Произведения, написанные после арзамасского ужаса (обзор).
Назидательность и художественность: роман Воскресение, повесть Хаджи-Мурат.
Толстовство. Толстой-публицист: статья Не могу молчать. Толстой и европейская
культура его времени. (Э. Золя. Ругон-Маккары (обзор). О. Уайльд.
Портрет Дориана Грея. Редьярд Киплинг. Маугли.)
«Война и мир». Роман-эпопея. Особенности жанра. Смысл названия. Сюжетное
построение. Особенности композиции. Система персонажей. Правдоискатели в мире
героев Толстого. Диалектика души: мастерство Толстого в создании человеческого
характера. Семья как ценность и среда формирования личности. Общество и община как
муравьиное братство. Историософские отступления. Мысль народная в романе.
Наполеон и Кутузов в изображении Толстого.
Мысль семейная в романах Война и мир и Анна Каренина.
Патриархальный идеал в художественной картине мира.
Религиозно-социальный утопизм: литературное и публицистическое творчество
позднего Толстого.
Произведения: Война и мир, *Анна Каренина (главы), Детство
(повторение), Хаджи Мурат.
Литературоведческие понятия: роман-эпопея, положительный герой, постромантизм,
историософия.
А. П. ЧЕХОВ
Личность писателя, творческий путь. Чехов-юморист. Чехов-сатирик. Кризис жанра
романа и расцвет малой литературной формы. Жанровое разнообразие раннего Чехова:
сценка, фельетон, юмореска. Соединение юмора с лиризмом: переход в новое
литературное качество. Философское наполнение пейзажа: повесть «Степь». Ритм
прозаического повествования. Образ рассказчика. Рассказчик-герой.
Трагизм веселого писателя: «Палата № 6». Авторская позиция в рассказе.
Средний человек герой чеховской прозы. Проблема идеала в творчестве Чехова:
...по капле выдавливать из себя раба (трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви»).
Человек и среда в рассказе Ионыч. Духовное обнищание героя.
Философская картина мира в рассказе «Студент».
Особенности драматургии Чехова: бытовой фон и символический подтекст.
Лирическая комедия «Вишневый сад». Особенности жанра. Дворянское гнездо
Раневской и Гаева. Лопахин как новый социальный тип в изображении Чехова.
Художественная роль второстепенных персонажей в пьесе. Поэтический образ вишневого
10
сада в произведении. Значение образов-символов в пьесе. Новаторство Чехова -
драматурга.
Поэтика Чехова-драматурга. Экранизация произведений писателя.
Проблема комического и драматического. Чехов и начало эпохи модерна.
Произведения: Студент, Анна на шее, «Степь», «Ионыч», «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви», «Вишневый сад».
Литературоведческие понятия: драматическое, комическое, модерн, рассказчик,
сценка, фельетон, юмореска.
Мировое значение русской классической литературы.
11
Учебно - тематический план
Раздел
Содержание
Кол-во часов
Основные
особенности
развития русской
литературы первой
половины XIX века
Золотой век русской литературы (обзор).
1
А. С. Грибоедов
1
А. С. Пушкин
4
М. Ю. Лермонтов
4
Н. В. Гоголь
5
Русская литература
1840-1860 годов
Литературный процесс и социально-
исторический контекст.
2
М. Е. Салтыков - Щедрин
9
И. А. Гончаров
6
И. С. Тургенев
9
А. Н. Островский
7
Н. А. Некрасов
5
Русская лирика
второй половины
XIX века
Русская лирика второй половины XIX века
(обзор)
1
Ф. И. Тютчев
3
А. А. Фет
3
Н. С. Лесков
5
Ф. М. Достоевский
10
Л. Н. Толстой
17
А. П. Чехов
9
Мировое значение
русской классической литературы.
1
12
Календарно – тематическое планирование
уро
ка
Дата
проведе
ния
Домашнее задание
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Сочинение по
одному из
произведений
русской
литературы
первой половины
19 века.
18
19
13
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Сочинение по
роману
«Обломов».
35
36
37
38
39
40
14
41
42
43
Сочинение по
роману «Отцы и
дети».
44
45
46
47
48
49
Сочинение по
драме «Гроза»
50
51
52
53
54
55
Сочинение по
поэме «Кому на
Руси жить
хорошо»
56
57
58
59
60
61
62
15
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
Сочинение по
роману
«Преступление и
наказание».
78
79
80
81
82
83
84
85
16
86
87
88
89
90
91
92
93
94
Сочинение по
роману «Война и
мир»
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
17
График обязательных контрольных работ и работ по развитию речи
п/п
урока
Тема урока
Дата
проведения
Контроль
Примечание
1
17
Подготовка к сочинению по
одному из произведений
русской литературы первой
половины 19 века.
Сочинение
2
26
Анализ эпизода эпического
произведения.
Практическая
работа
3
34
Подготовка к сочинению по
роману «Обломов»
Сочинение
4
43
Сочинение по роману «Отцы и
дети»
Сочинение
5
49
Подготовка к контрольному
сочинению по драме «Гроза»
Сочинение
6
55
Подготовка к сочинению по
поэме «Кому на Руси жить
хорошо»
Сочинение
7
62
Контрольная работа по поэзии
Тютчева и Фета (анализ
стихотворений)
Контрольная
работа
8
77
Подготовка к контрольному
сочинению по роману
«Преступление и наказание».
Сочинение
9
83
Обучение анализу эпизода.
Князь Андрей на батарее
Тушина.
Практическая
работа
10
94
Подготовка к контрольному
сочинению по роману-эпопее
Л. Н. Толстого «Война и
мир».
Сочинение
11
99
Отзыв о рассказе А. П. Чехова
Отзыв
12
104
Итоговый контрольный тест
Тест
18
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего
образования.
2. Примерная программа основного общего образования по литературе.
3. Положение о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения
рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса
внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе, 2014 г.;
4. Русская литература XIX – XX вв.: программы по литературе для
общеобразовательных учреждений. 10-11 кл. Базовый уровень /В. В. Агеносов,
А.Н.Архангельский, М.: Дрофа, 2013,
5. Учебник «Литература. 10 кл. Углубленный уровень: в 2 ч.» /А.Н.Архангельский,
Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др.; под ред. А.Н.Архангельского. М.: Дрофа, 2015.
6. Тематическое планирование уроков литературы в 10-11 классах /автор
составитель: И. В. Вялых. – Калуга, 2012.
7. Нарушевич А. Г. Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11-м
классе: учебно – методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2014.
8. Нелюбова Н. Я., Медникова Е. Б. Каков он, современный урок русского
языка и литературы? (Из опыта работы учителей Забайкальского края):
пособие для учителя. – Чита: ЗабКИПКРО, 2012;
9. Научно - методический журнал « Литература в школе».
10. Родин И. О. Литература: учебно-справочное пособие. – М.: АСТ:
Астрель, 2009;
11. Титаренко Е. А., Хадыко Е. Ф. Литература в схемах и таблицах. – М.:
Эксмо, 2012;
Интернет-ресурсы и ЦОР ко всему курсу литературы 10 класса
Русская культура в XIX веке http://www.hrono.ru/1800ru_lit.php
Кулешов В. И. Учебное пособие. История русской литературы XIX века. http://www.hi-
edu.ru/e-books/xbook049/01/part-001.htm
Библиотека http://lib.ru
Словарь литературных терминов http://feb-web.rii/feb/slt/abc/
А. Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения
http://lib.rus.ec/b/207491/read
Википедия http://ru.wikipcdia.org
Экранизация произведений русской и зарубежной литературы
http://ru.convdocs.org/navigate/index-7181.html
Видеоматериалы по произведениям писателей и поэтов (кинофильмы, мультфильмы и
записи спектаклей, лекции) video.mail.ru, video.yandex.ru, youtube.com и др.
http://fcior.edu.ru (интерактивные ЦОР по темам курса литературы) http://school
collection.edu.ru Рубрика Коллекции:
• Зарубежная художественная литература
• Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии
• Аудиокниги по произведениям русских писателей XVIII—XX веков
• Произведения русской литературы XVIII начала XX веков
• Программный комплекс ОСЗ Хронолайнер 1.0. Линии времени:
—Важнейшие даты и события отечественной истории (с древнейших времен до 1861 г.)
—Важнейшие даты и события отечественной истории (1861 1917 гг.)
• Инструмент разработки и анализа родословных Живая Родословная.
• Интерактивные ЦОР (см. на портале коллекцию по литературе для 10 класса).