Презентация "Жизнь и творчество Березовского и Бортнянского"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО М.С.БЕРЕЗОВСКОГО И Д .С . БОРТНЯНСКОГО

  • ВЫПОЛНИЛ ученик МАОУСОШ №12 г Таеанрога
  • Плыгунов Алексей

  • Сейчас имена двух замечательных композиторов XVIII века всегда рядом . Велико значение обоих для развития отечественной музыкальной православной культуры. Их музыка отразила «стиль эпохи в своем прекрасном величии», оставляя « чудесный след » в музыкальном искусстве , готовивший “ пришествие Глинки ” ( Б. Асафьев) Но как различны их судьбы .

ДМИТРИЙ СТЕПАНОВИЧ БОРТНЯНСКИЙ ( 1751-1825)

  • Русский композитор - выдающийся мастер хоровой духовной музыки.Один из первых основателей классической российской музыкальной традиции. Стараясь возродить лучшие образцы древнего пения, трудился над гармонизацией Знаменного распева.Создатель партесного хорового концерта. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой .

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

  • 1751 — Родился в городе Глухове.
  • 1758 — Семилетним певчим отправлен в Санкт-Петербург в Придворную певческую капеллу.
  • 1764 — Исполняет главную мужскую партию Адмета в опере Г. Раупаха «Альцеста».
  • 1766—1768 — Работает при дворе под началом Бальдассаре Галуппи.

  • 1768 — Отправлен пенсионером в Италию, в Венецию для обучения музыке у Б. Галуппи, одновременно участвует в средиземноморской кампании русского флота под началом графа А. Г. Орлова в качестве переводчика и дипломата.
  • 1776 — В Венеции в театре «Сан-Бенедетто» поставлена опера «Креонт».
  • 1778 — Там же прошла премьера оперы «Алкид».

  • 1778 — На сцене герцогского театра в Модене поставлена опера «Квинт Фабий»
  • 1779 — Возвращение в Россию.
  • 1780—1784 — Работа при российском дворе в качестве капельмейстера, руководство хорами в Сухопутном шляхетском корпусе, Смольном институте.
  • 1785 — Назначение капельмейстером при «малом» дворе Павла Петровича.

  • 1786—1795 — Обучение музыке Марии Федоровны, детей Павла, создание цикла сонат для клавесина, Концерта для чембало с оркестром, Квинтета, Концертной симфонии — первого в России симфонического произведения.

  • 1786 — Премьера оперы «Празднество сеньора» в Павловском театре, одновременно премьера оперы «Сокол» в театре в Гатчине.
  • 1787 — Постановка в Павловске оперы «Сын-соперник».
  • 1796 — Назначение на должность управляющего Придворной певческой капеллой.
  • 1801 —Бортнянский становится директором Придворной певческой капеллы.1804 — Избран почетным членом Академии художеств в Санкт-Петербурге.

  • 1791—1814 —  Пишет ряд кантат и ораторий на слова Г. Р. Державина, а также создает гимн «Коль славен наш Господь» на слова М. М. Хераскова и другие духовные гимны.
  • 1816 — Назначается цензором всех издаваемых в России нот церковного пения, пишет общегосударственную Литургию, части служб
  • 1817—1824 — Концертная деятельность в капелле, издательская работа в области хорового искусства, подготовка к выпуску в свет собственных Духовных хоровых концертов, участие в работе по «Проекту об отпечатании российского крюкового пения», педагогическая деятельность в капелле.

  • 1825, 27 сентября (10 октября по н.с.) — кончина в Санкт-Петербурге, позднее — погребение на Смоленском кладбище.
  • 1953 — перенесение праха Бортнянского со Смоленского кладбища в Пантеон деятелей российской культуры в Александро-Невской лавре.

Духовные произведения

  • Духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного хора.
  • Духовные концерты для двух четырехголосных хоров (12 концертов).
  • Одночастные хоровые концерты для четырехголосного хора, для двух четырехголосных хоров, для трио с четырехголосным хором (около 30 концертов).
  • Хоровые «хвалебные» песни (около 10 хоров).
  • Переложения церковных песнопений для четырехголосного хора (около 20 переложений).
  • Литургии: «Обедня на три голоса», «Простое пение по всей России распространенное», на два голоса.
  • Сочинения на латинские и немецкие тексты, мотеты, хоры, отдельные песнопения, написанные в годы обучения в Италии.

МАКСИМ СОЗОНТОВИЧ БЕРЕЗОВСКИЙ ( 1745- 1777)

  • Русский композитор - создатель православной духовной музыки
  • Многие музыкальные академии в Италии избрали его своим почетным членом, а Болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика.

БИОГРАФИЯ

  • Максим Созонтович Березовский окончил Киевскую Духовную Академию, по окончании её был в капелле, где занимался композицией у Цопписа. Так как он отличался особенной одаренностью, то был послан для усовершенствования композиции в Италию. В Италии, в Болонье, Березовский занимался под руководством знаменитого тогда теоретика, падре Мартини, у которого занимался и Моцарт. В 1771 году Березовский вернулся в Россию. Здесь судьба его сложилась крайне трагично: Березовский не получил признания и в припадке горячки покончил с собой.

ТВОРЧЕСТВО

  • Как композитор духовной музыки, Березовский, вместе с Веделем , является представителем нового направления в партесном пении. В его произведениях меньше следов влияния итальянской музыки; заметно стремление к самобытности, к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время и не думали многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви. Отличительные черты произведений: большая свобода голосоведения в контрапунктическом стиле, художественность целого в ущерб внешнему блеску, замечательная отделка деталей, соединение простоты и изящества.

  • В своем концерте «Не отвержи мене во время старости» (стихи 9, 10, 11, 12 и 13 из псалма 70) Березовский даёт классический образец паралитургического концерта итальянского стиля в понимании русского православного, музыкально весьма образованного композитора.
  • Другое произведение Березовского для церковных хоров написано в совершенно другой форме – в форме речитативных фраз с разнообразными каденциями в конце фраз-членов Символа Веры, причем эти каденции служат иногда модуляциями для продолжения речитатива следующей фразы, на другом аккорде.

ДУХОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Напечатаны :
  • "Не отвержи мене во время старости","Верую","Причастны творяй ангела", "В память вечную", "Чашу спасения", "Во всю землю изыде вещание их".
  • Остались в рукописях :
  • Литургия, концерт «Отрыгну сердце», концерт «Милость и суд воспою», «Слава в вышних Богу»,
  • Причастны:
  • «Хвалите Господа с небес», «Блажени яже избрал»,
  • «Не имамы иныя помощи» и еще нисколько произведений.

Картина Александра Садовского «Бортнянский и Березовский».