Проект "Философская формула о глубинной связи человека и природы"

Подписи к слайдам:
Философская формула о глубинной связи человека и природы Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М.М. Пришвин

Коллективный проект учащихся 6 класса, учитель Чухряева Н.Н.

Актуальность исследования
  • Мы должны понимать, что в судьбе природы – наша судьба. Поэт Василий Фёдоров писал:
  • Чтобы себя и мир спасти, Нам нужно, не теряя годы, Забыть все культы И ввести Непогрешимый Культ природы.
Актуальность исследования
  • Люди забывают о том, что природа - их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе.
  • Реклама-призыв?
Цель:
  • раскрыть иносказательность и символику пришвинского произведения.
Задачи:
  • показать единство человека и природы;
  • понять, кто остаётся человеком и в трудной жизненной ситуации;
  • раскрыть особенности жанра произведения;
  • исследовать гуманистическое звучание рассказа;
  • выяснить метафорический смысл названия произведения.
Предмет и объект исследования
  • Предмет: Произведение М.Пришвина «Кладовая солнца».
  • Объект: сказка-быль, её художественные особенности.
Гипотеза (предположение)
  • произведение пронизано тонким философским подтекстом: размышлениями о смысле жизни, о ее законах, о месте человека в этом мире, о его взаимоотношениях с природой.
Методы исследования
  • Групповая работа: «Лингвисты», «Литературоведы», «Топографы», «Художники», «Кинологи», «Ботаники».
  • Анализ произведения.
Основное содержание и результаты исследования Проблемный вопрос
  • Для чего Пришвин соединил два столь противоположных жанра воедино?
ЛИНГВИСТЫ
  • Быль – это …
  • Сказка – это …
  • 1) В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов:
  • Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.
  • Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
- Что можно считать былью в этом произведении?
  • история осиротевших во время войны детей;
  • город Переяславль-Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи;
  • естественнонаучные открытия: горючее вещество – торф.
ХУДОЖНИКИ Что можно считать сказкой в этом произведении?
  • природа предостерегает о приближении опасности (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата);
  • название болота – Блудово – от слова «заблуждаться», «скитаться в поисках истины» (герои искали и нашли истину, преодолев все испытания этого враждебного человеку места);
  • поучительный смысл :«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»(надо жить дружно, заботиться друг о друге).
ХУДОЖНИКИ

Сорока, Шихова Юля

Тетерев-косач, Шихова Юля

Ель и сосна

Блудово болото

Что можно считать сказкой в этом произведении?
  • сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились);
  • выбор пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать;
  • присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон;
  • предмет-помощник – это компас;
  • добро побеждает зло.
ХУДОЖНИКИ

«Лежачий камень»,Суйчи Диана

Волк

Ворон

Возвращение Насти и Митраши

Вывод 1
  • Автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю, произошедшую с конкретными детьми, но и в более широком, обобщенном, символическом смысле. В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве.
ТОПОГРАФЫ
  • Маршрут Насти и Митраши

Бабенко Настя

Проблемный вопрос
  • Каждый пошёл своей тропой. Почему?
  • Как природа помогает понять настроение спорящих детей?
  • Как изменяется солнце?
  • Что происходит в природе после ссоры детей?
  • «Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».
Вывод 2
  • Автор словно подготавливает нас к
  • предстоящим взаимоотношениям героев.
  • Он как бы говорит:
  • человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.
Путь Митраши
  • Митраша выбирает малоизвестную тропу и попадает в болото. Он чуть не утонул, но благодаря выдержке, смекалке и помощи собаки Травки выбрался из болота, убил Серого Помещика.
  • Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса.
Проблемный вопрос
  • Смогли растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте?
  • Кто помог мальчику выбраться из болота?
  • А какой породы была Травка?
«Ёлочки-старушки»
  • «Очень волновались старушки-ёлки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьём. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах».
«Трава-белоус»
  • «Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава белоус –неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: «Зачем же я буду повёртывать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать виднеется там, за полянкой?»
КИНОЛОГИ
  • Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки.

Травка

Вывод 3.1
  • «Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой».
  • Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.
Путь Насти
  • Настя отправляется совсем в другую сторону.
  • Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела.
  • Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву.
Ботаники
  • «Клюква обыкновенная, болотная. Произрастает на верховых болотах в виде стелющихся укореняющихся кустиков на почти лежащих цветоносах, на которых и образуются крупные красные ягоды, кажущиеся прямо лежащими на мху. Весной после схода снега можно собирать оставшуюся зимовать подснежную клюкву, более сладкую».
Ботаники (Молчанова Дарья)
  • «Клюква – группа цветковых растений семейства вересковые, объединяющая вечнозеленые стелющиеся кустарники, растущие на болотах в Северном полушарии. Ягоды всех видов клюквы съедобны, активно используются в кулинарии и пищевой промышленности. Плод – шаровидная, эллипсоидальная и яйцевидная ягода красного цвета. Размер ягоды, выросшей на болоте, достигает 16 мм. Для клюквы характерна орнитохория: плоды поедаются птицами, которые переносят её семена на большие расстояния. Ежегодно одно растение образует несколько сотен ягод.» (Научное описание)
Ботаники (Кустова Руслана)
  • «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт в болотах летом, а собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самая – самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она пролежит зиму под снегом.» (Художественное описание, «Кладовая солнца»)

Клюква, Кустова Руслана

Проблемный вопрос
  • Отличается описание Пришвиным ягоды от того, которое ребята нашли в словаре?

Клюква, Суйчи Диана

Вывод 3.2
  • У Пришвина художественное описание клюквы. Он описывает ягоду с любовью.
Настя и Лось
  • Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь.
  • Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.
  • Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. А человеку всё мало, он от жадности забывает себя.
Вывод 3.3
  • Это противопоставление подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека.
Настя и пень

Настя

Пень

Собирает ягоду для себя

Собирает тепло для других , чтобы отдать его, когда уйдёт солнце

Настя и змея

Настя

Змея

Девочка ползает по земле, боится, что клюква достанется кому-то ещё, быстро-быстро собирает её. Змея на пне «стережёт тепло».

Девочка испугалась.

Потревоженная змея с угрожающим шипением «приподнялась».

Проблемный вопрос
  • Кто заставил Настю встать на ноги?
  • Кто приходит на помощь «Курочке на золотых ножках» ?
  • Что сделала Настя с ягодой? О чём это говорит?
Вывод 3.4
  • Природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.
Литературоведы (Карева Лена)
  • Какова роль уменьшительно-ласкательных суффиксов, сравнений и олицетворений?

суффиксы

сравнения

олицетворения

мужичок, хвостик, коротенький, детишки…

как Золотая Курочка, как золотые монетки…

деревья стонали, выли…

Вывод 4
  • Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит об авторской любви к своим героям, о любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением.
  • Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь.
  • Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа.
Проблемный вопрос
  • «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь»
  • Любовь

к Родине

к людям

к природе

к труду

к познанию неизведанного

Проблемный вопрос
  • Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?
  • А вы поняли?
Практическая значимость
  • Теперь я знаю, что любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.
Выводы
  • Природа – это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не теряя при этом своих лучших человеческих качеств. Кладовая солнца – это и Блудово болото с его торфяными запасами, и вся природа с великими сокровищами жизни.
  • В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Человеческая жизнь – это кладовая душевного тепла, любви.
  • Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека. Рассказ «Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над многими вопросами: в чем смысл жизни человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом.
Реклама

Суйчи Диана

1

5

4

3

6

2

  • Птицы, чей шумный голос назван стрёкотом или треском,
  • по народным приметам они приносят новости.

    2. Какая птица озвучена «дрон-тон» и упоминается в песне, которую поёт Митраша?

    3.Первое слово в названии произведения.

    4.Имя главной героини.

    5.Что солили в кадушечках, которые делал Митраша?

    6.Как называлась трава на болоте, которая предупреждала Митрашу?

с о р о к а

в о р о н

к л а д о в а я

н а с т я

о г у р ц ы

б е л о у с

1

2

3

4

5

6

7

  • Кого увидела Настя на пеньке?
  • Одно из двух деревьев, которые срослись между собой.
  • Как называлась трава на болоте, которая предупреждала Митрашу?
  • Как звали собаку Антипыча?
  • Как звали тетерева?
  • Куда хотела попасть Настя, чтобы собрать много ягод?
  • Что взял с собой Митраша, чтобы выйти из леса?

г а д ю к а

с о с н а

т р а в к а

б е л о у с

к о с а ч

п а л е с т и н к а

к о м п а с