Рабочая программа по литературе 6 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
Г. БЕЛГОРОДА
Рабочая программа по литературе 6 класс
Составила: учитель русского языка
и литературы
Капшукова Кристина Константиновна
БЕЛГОРОД 2015
2
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с базисным учебным планом
МБОУ СОШ №8, утверждённым приказом по школе , федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта основного общего образования по
литературе, на основе авторской программы для общеобразовательных
учреждений. Литература 5-11 классы под редакцией Г.И. Беленького, М.:
Мнемозина, 2009год.
Изучение курса литературы проводится по учебнику Литература. 6 класс:
учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.[автор-
составитель: М.А.Снежневская, О.М.Хренова]; под. ред. Г.И.Беленького.
М.:Мнемозина,2010
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа неделю), из них на контрольные
работы 4 часа (количество контрольных работ определяется инструктивно-
методическим письмом «О преподавании предмета «Литература» в
общеобразовательных организациях Белгородской области в 2014-2015
учебном году»)
Содержание и структура программы определяется целью литературного
образования:
- приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы;
- развить способности воспринимать и оценивать произведения
литературы и отражённые в них явления жизни;
- формировать художественный вкус, этические потребности,
гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
Достижение этой цели предполагает:
- чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой
литературы;
- формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих
самостоятельное освоение художественных ценностей;
- формирование представлений о русской литературе как о
социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации
и человечества;
- развитие художественно-творческих способностей, воображения,
эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и
интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных
произведений;
- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной
речью.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Осваивая художественные произведения, указанные в программе,
выпускники 6-го класса должны знать и уметь применять на практике:
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных
и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от
другого лица, художественный максимальным использованием
художественных особенностей текста) - небольшого отрывка, главы повести,
3
рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое,
характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, актерское чтение,
просмотренный фильм, иллюстрацию. Подготовка сообщений, диалога
литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме
изучаемых произведений (в процессе беседы).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических,
литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен).
Работать со справочным материалом книги, различными источниками
информации.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым
художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на
литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением
и изучением литературы в 6 классе.
Создание рассказа-характеристики одного из героев.
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу,
картину, художественное чтение, фильм.
Создание плана будущего сочинения.
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки,
былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы,
изучаемого школьниками в 6 классе.
Учебный план
Содержание
Количество часов
теоретическая
часть
контрольные
работы
(сочинения)
внеклассное
чтение
Введение
1
1. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
10
1. Устное народное творчество
3
2. Древнерусское
летописание
1
3. Повести о монголо-
татарском нашествии
2
4. Баллады
3
2. Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека
24
1. А.С. Пушкин
13
1
2. М.Ю. Лермонтов
4
4
3. М.В. Гоголь
3
4. С.Т. Аксаков
1
3. «О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!...»
2
1. В.А. Жуковский
1
2. А.А. Фет
1
4. Смешное в жизни и литературе
4
1. А.П. Чехов
3
5. Нравственная ответственность человека перед собой и обществом
29
1. В.Г. Короленко
4
1
2. Н.Д. Телешов
1
3. А. Доде
1
4. А.П. Платонов
2
5. М.М. Пришвин
4
1
6. И.А. Бунин, А.П. Межиров
1
7. М.М. Зощенко
1
8. Ю.М. Нагибин
1
9. В.Г. Распутин
4
1
10. Н.М. Рубцов
1
11. Дж. Олдридж
2
Итого: 68
57
4
Календарно-тематическое планирование
п\п
Тема учебного занятия
Часы
учебного
времени
Сроки
прохождения
план
факт
1
Введение
Человек как главный объект
изображения в художественной
литературе
1
I «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
10
5
2
Былина как один из видов
устного народного
творчества
1
3
Былина «Илья Муромец и
Соловей-Разбойник».
Беззаветное служение
Родине, справедливость и
бескорыстие Ильи Муромца
1
4
Особенность построения и
язык былин.
1
Из литературы Древней Руси
1
5
Понятие летописи. О
древнерусском
летописании. «Повесть
временных лет».
1
Повести о монголо-татарском нашествии
2
6
Слово, как жанр
древнерусской литературы.
«Слово о погибели Русской
земли».
1
7
«Евпатий Коловрат».
Изображение Евпатия
Коловрата как былинного
героя.
1
Баллады
4
8
Василий Андреевич
Жуковский - оригинальный
поэт и переводчик. Баллада
как литературный жанр.
1
9
В.А. Жуковский
«Светлана». Фольклорные
основы баллады.
1
10
А.К. Толстой «Канут».
О рифме и строфе.
1
11
Вн. чт. Баллады.
А.Н. Майков «Емшан».
Былины об Илье Муромце
(в пересказе Б.В.Шергина).
1
6
II Человек в окружающем мире.
24
12
А.С.Пушкин. Отражение
внутреннего мира человека
в творчестве поэта.
1
13
Летописный источник и
балладный характер «Песни
о вещем Олеге» А.С.
Пушкина.
1
14
А.С.Пушкин «Песнь о
вещем Олеге».
Торжественность
поэтической речи.
1
15
А.С. Пушкин «Няне».
Волнующая
задушевность
стихотворения.
1
16
А.С. Пушкин «Зимняя
дорога». Зарисовки
природы, передающие
настроение поэта.
1
17
А.С. Пушкин «Зимнее
утро». Контрастные
картины природы
созвучные настроению
человека.
1
18
А.С. Пушкин «Узник»,
«Цветок», «Туча».
1
19
А.С. Пушкин. Роман
«Дубровский». Конфликт
Андрея Дубровского и
Кирилла Троекурова.
1
20
Осуждение в романе А.С.
Пушкина «Дубровский»
произвола и деспотизма,
защита чести и
независимости личности.
1
21
Р/р. Анализ эпизода из VI
главы «Пожар в
Кистенёвке». Письменный
ответ на вопрос: «Какими
мы видим дворянина
Дубровского и кузнеца
Архипа в эпизоде пожара в
1
7
Кистенёвке».
22
Протест Владимира
Дубровского против
беззакония и
несправедливости. Главы
VIII-XI.
1
23
Романтическая история
любви Владимира и Маши.
Главы XII-XIX.
1
24
Р/р. Подготовка к
написанию сочинения по
роману А.С. Пушкина
«Дубровский».
1
25
Н.М. Языков – один из
ярких поэтов пушкинской
поры: «Песня», «Пловец».
1
26
Вн.чт. А.С. Пушкин
«Повести Белкина».
«Барышня -крестьянка»,
«Выстрел» - мастерство
композиции повести.
1
27
М.Ю. Лермонтов.
Жизненные условия,
породившие мятежность,
чувство тоски и
одиночества.
1
28
М.Ю. Лермонтов «Парус».
Обобщающий смысл
стихотворения. Роль
эпитетов в стихотворении.
1
29
М.Ю. Лермонтова «Три
пальмы».
Аллегорический смысл
стихотворения.
1
30
Р/р. Обучение
выразительному чтению
стихотворения М.Ю.
Лермонтова «На севере
диком стоит одиноко…»,
«Утес». Трехсложные
размеры стиха.
1
31
Н. В. Гоголь Сведения о
жизни писателя. «Майская
ночь или Утопленница».
1
8
Поэтизация чистой,
светлой любви.
32
Н. В. Гоголь «Майская ночь
или Утопленница». Яркие,
проникнутые радостным
чувством картины народной
жизни и украинской
природы.
1
33
Повесть как литературный
жанр.
1
34
Вн. чт. Н. В. Гоголь
«Вечера на хуторе близ
Диканьки»
1
35
С.Т. Аксаков «Очерк
зимнего дня». Чувство
любви писателя к родной
природе.
1
III «О дом отеческий! О край, всегда любимый!
Родные небеса!..
2
36
В.А. Жуковский
«Певец во стане русских
воинов»;
Н.П. Огарев «Дорога»; А.К.
Толстой «Колокольчики
мои..».
1
37
А.А. Фет «Чудная
картина..», «Вечер»;
И.С. Никитин «Ярко звезд
мерцанье…»;
И.З. Суриков «Степь».
1
IV Смешное в жизни и
литературе 4
38
А.П. Чехов. Раннее
творчество (рассказы за
подписью «Чехонте»).
1
39
А.П. Чехов «Толстый и
тонкий». О смешном в
художественном
произведении.
1
9
40
А.П. Чехов «Смерть
чиновник», «Пересолил».
Роль портрета, пейзажа,
диалога в юмористической
обрисовке героев.
1
41
Вн. чт. А.П. Чехов.
Рассказы «Лошадиная
фамилия», «Хирургия».
1
V Нравственная ответственность человека перед собой и
обществом. (Пора взросления)
29
42
В.Г. Короленко. Сведения о
жизни писателя.
Повесть «В дурном
обществе». Пейзаж,
композиция.
1
43
В.Г. Короленко повесть «В
дурном обществе».
Сочувственное отношение
писателя к людям
«подземелья»
1
44
В.Г. Короленко повесть «В
дурном обществе».
Значение дружбы в жизни
юных героев, их
нравственное взросление.
1
45
В.Г. Короленко повесть «В
дурном обществе».
Особенности
повествования. Портрет
литературного героя.
1
46
Р/р. Написание сочинения
по повести В.Г. Короленко
«В дурном обществе»
1
47
Н.Д. Телешов. Сведения о
жизни писателя. «Домой».
1
48
А. Доде «Маленький
шпион». Трагические
последствия необдуманного
поступка.
1
10
49
А.П.Платанов «Песчаная
учительница». Труд как
нравственная основа жизни
героини.
1
50
А.П.Платонов «Песчаная
учительница».
Самоотверженность,
доброта, отзывчивость
героини.
1
51
Вн. чт. В.Г. Короленко
главы из «Истории моего
современника».
А.П. Платонов. Рассказы
«Корова», «Никита».
1
52
Смысл названия сказки -
были .М.М. Пришвина
«Кладовая солнца».
1
53
М.М. Пришвин. Сказка-
быль «Кладовая солнца».
Нравственная суть
взаимоотношений Насти и
Митраши.
1
54
М.М. Пришвин. Сказка-
быль «Кладовая солнца».
Значение истории Травки
для понимания идеи
повести.
1
55
М.М. Пришвин. Сказка-
быль «Кладовая солнца».
Одухотворение природы, ее
участие в судьбе героев.
1
56
Р/р. Написание сочинения
по сказке-были М.М.
Пришвина «Кладовая
солнца».
1
57
И.А. Бунин «Бушует полая
вода…», «Первый
соловей»; И. Северянин
«Весенний день»;
А.П. Межиров «Летит
сосулька из зимы в
весну…».
1
58
М.М. Зощенко « Не надо
врать», «Бедный Федя».
1
11
Роль смеха в рассказах.
59
Ю.М. Нагибин «Старая
черепаха». Нравственная
победа героя над своими
душевными слабостями.
1
60
В.Г. Распутин.
Сведения о жизни писателя.
«Уроки французского».
1
61
В.Г. Распутин «Уроки
французского».
Самовоспитание героя в
нелегких условиях жизни.
1
62
В.Г. Распутин «Уроки
французского». Уроки
доброты и милосердия
Лидии Михайловны.
1
63
В.Г. Распутин «Уроки
французского».
1
64
Р/р. Написание сочинения
по рассказу В.Г. Распутина
«Уроки французского».
1
65
Вн. чт. Рассказы об
учителях.
1
66
Н.М. Рубцов «Детство»,
«Воробей».
1
67
Д.Ж. Олдридж «Последний
дюйм». Отчуждение отца и
сына и путь его
преодоления.
1
68
Д.Ж. Олдридж «Последний
дюйм». Смысл названия
рассаказа
1
Содержание программы
Школьный курс литературы, с учётом возрастных особенностей
учащихся, складывается из нескольких этапов.
С 5 класса литература становится самостоятельным учебным
предметом, начальным курсом литературы.
В 5-6 классах учащиеся входят в мир литературы, достигают
определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые
теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения
действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые,
более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком
произведений, выполнять определенные устные и письменные работы.
12
Каждое произведение, предназначенное для изучения в этих классах,
разбирается с учетом его идейно-художественного своеобразия, интересов и
возрастных возможностей учащихся. Вместе с тем, объединяя произведения не
только хронологически, но и проблемно-тематически историко-
хронологическому курсу учащиеся этого возраста еще не готовы), программа
фиксирует внимание учителя на некоторых важных нравственных и
художественных проблемах.
В 6-м классе сквозной проблемой курса становится главный предмет
изображения в литературе - человек. Соответственно предлагаются разделы -
«Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»; «Нравственная
ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления»).
В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению
художественных произведений (на уроках и дома) выразительному (вслух) и
«тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по
интерпретации художественных произведений основа изучения литературы в
школе.
Задача теоретико-литературных знаний способствовать глубокому
восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке художественных
произведений.
Программа намечает три списка произведений:
- для чтения и изучения;
- для чтения и бесед;
- для самостоятельного чтения.
Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и
анализируются обязательно с опорой на художественный текст, но в первом
случаи они рассматриваются подробнее, во втором более общо, с позиций
главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей.
В рубриках «Для самостоятельного чтения» после определенных тем
указаны произведения, которые примыкают к изучаемым, а в конце разделов
или в конце каждого курса произведения для свободного чтения по выбору
учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по
руководству внеклассным чтением.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга
чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование
у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу
самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений
и навыков.
Формы и средства контроля:
- комплексный анализ текста;
- составление сложного и простого плана к тексту;
- составление диалога на заданную тему;
- сочинения;
- устная и письменная рецензия;
- ответы на вопросы;
13
Виды контроля
Количество в год
№ урока
Сочинения классные
3
46,56,64
Сочинение домашнее
1
24
Критерии оценивания.
Оценка сочинений
Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно
излагать мысли, уровня речевой подготовки обучающихся.
Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела
программы «Развития навыков связной речи».
С помощью сочинений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем,
темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т. е. за
соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки
считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда
проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом
случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок
орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка
Основные критерии оценки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1. Содержание работы полностью
соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря,
разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и
Допускается: 1
орфографическая, или 1
пунктуационная, или 1
грамматическая ошибка
14
выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет
в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
«4»
1. Содержание работы в основном
соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но
имеются единичные фактические
неточности.
3. Имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении
мыслей.
4. Лексический и грамматический строй
речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и
достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2
недочетов в содержании и не более 3 – 4
речевых недочетов
Допускаются: 2
орфографические и 2
пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и
3 пунктуационные, или 4
пунктуационные ошибки
при отсутствии
орфографических
ошибок, а также 2
грамматические ошибки
«3»
1. В работе допущены существенные
отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней
имеются отдельные фактические
неточности.
3. Допущены отдельные нарушения
последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны
употребляемые синтаксические
конструкции, встречается неправильное
словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством,
речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4
недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов
Допускается: 4
орфографические и 4
пунктуационные
ошибки, или 3
орфографические
ошибки и 5
пунктуационных
ошибок, или 7
пунктуационных при
отсутствии
орфографических
ошибок
«2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических
неточностей.
3. Нарушена последовательность
изложения мыслей во всех частях
работы, отсутствует связь между ними,
часты случаи неправильного
словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана
короткими однотипными
Допускаются: 7
орфографических и 7
пунктуационных
ошибок, или 6
орфографических и 8
пунктуационных
ошибок, 5
орфографических и 9
пунктуационных
ошибок, 8
15
предложениями со слабо выраженной
связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочётов
в содержании и до 7 речевых недочётов.
орфографических и 6
пунктуационных
ошибок, а также 7
графических ошибок
«1»
В работе допущено более 6 недочетов в
содержании и более 7 речевых недочетов
Имеется более 7
орфографических, 7
пунктуационных и 7
грамматических ошибок
Учебно-методические и материально-технические условия реализации
учебного предмета
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы/
под редакцией Г.И. Беленького - М.: Мнемозина. 2009.
2. Литература в схемах и таблицах/ авт.-сост. Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон,
3. Литература. 6 класс.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных
учреждений: в 2 ч./авт-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова./: под
редакцией Г.И. Беленького - М.: Мнемозина, 2010.
3. Таблицы демонстрационные к понятиям о теории литературы.