Рабочая программа по литературе для 9 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 39» города Смоленска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 9 классе
Костюченко Любови Григорьевны,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
на 2015- 2016 учебный год
Класс: 9а.
Учитель: Костюченко Любовь Григорьевна.
Количество часов : 102 (3 часа в неделю)
Планирование составлено на основе:
1. Примерной программы по литературе (сборник нормативных
документов). М.: Дрофа, 2007г.;
2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы.
Под редакцией В.Я.Коровиной Москва. «Просвещение» 2010 год
3. Учебника для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений 2-
х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М:
Просвещение, 2015г./
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта общего образования
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает
распределение предметных часов по разделам курса, последовательность
изучения тем и разделов с учетом возрастных особенностей учащихся,
логики учебного процесса.
Составление и реализация программы обеспечивается нормативными
документами:
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе
следующих документов:
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральным компонентом государственных образовательных
стандартов общего образования (утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта
2004 г. № 1089(с изменениями на 23 июня 2015 года);
Основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ «СШ №39»;
Примерных программ по учебным предметам. Литература 5-9 класс,
М.: Просвещение,2011г.
Общая характеристика учебного предмета
Литература как искусство словесного образа особый способ
познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными
отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень
эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность,
ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество
воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в
российской школе содействует формированию разносторонне развитой,
гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к
гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей
необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и
интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем
критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках
литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными
художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации,
диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками,
представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к
общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского
народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической
литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой
культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны
расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии
художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении
при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в
чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном
понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с
философией, историей, психологией, называют «художественным
исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Цель изучения
Цель изучения литературы в школе приобщение учащихся к искусству
слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Задачи изучения литературы в школе:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения
вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого
лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа,
сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в
объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном
герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами
свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенций.
Место предмета «Литература» в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «СШ 39» на изучение литературы в 9
классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Результаты изучения
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ
века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и
план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного
произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль
изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их
героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе
выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным
произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую
точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях,
сочинения (сочинения только для выпускников школ с русским (родным)
языком обучения);
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему
с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и
его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы
Интернета).
В ходе изучения литературы обучающиеся 9 класса овладеют следующими
умениями общеучебного характера:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в
сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение
перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств
языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.)
в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари,
Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение
навыками контроля и оценки своей деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Распределение учебных часов по разделам программы
Тема
Количество
часов
Количество
сочинений
1
Введение
1
2
Из древнерусской литературы
3
1
3
Из литературы 18 века
9
1
4
Из литературы 19 века
57
3
5
Из литературы 20 века
23
1
6
Из зарубежной литературы
9
ВСЕГО
102
6
1.Введение
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с
искусством, возникновение и развитие творческой читательской
самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова.
2.Из древнерусской литературы
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской
литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема
авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...»
для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
3.Из литературы XVIII века
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт,
реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого
северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея
Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях
Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего.
«Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный
русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении
собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие
из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской
действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник.
Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное
наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы.
Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм.
Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».
Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини.
Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
4.Из литературы XIX века)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX
века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике,
мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и
трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность,
фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна,
пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние
сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада
«Светлана» пример преображения традиционной фантастической
баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и
христианской веры. Светлана пленительный образ русской девушки,
сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Александр
Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и
острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий
афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о
комедии
(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в
комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар»,
«На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть
может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике
Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир
«естественный» противоречие, невозможность гармонии.
Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» роман в стихах.
Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и
лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа.
Татьяна нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в
судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и
лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики
(прижизненная критика В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая»
критика А. А. Григорьев; «почвенники» Ф. М. Достоевский;
философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало
«Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух
персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм
(развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» —
первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной
личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин «самый любопытный предмет своих
наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и
Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о
романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего
времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно»,
«Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я
люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и
поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия).
Психологизм художественной литературы ачальные представления).
Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» история создания. Смысл названия поэмы. Система
образов. Мертвые и живые души. Чичиков «приобретатель», новый герой
эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя.
Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом,
романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины
незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и
Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора от сатирика к
пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на
критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном
типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.
Характер комического изображения в соответствии с тоном речи:
обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая
насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие
представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя
положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви
воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и
одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным
фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл
«сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование
личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению.
Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными
недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение
веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л.
Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства,
внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев
рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской
литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и
негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном
городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях
рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по
выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное
богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических
произведений.
5.Из литературы ХХ века
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX
века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века,
о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных
социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм
повествования
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл
названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная,
духовная недоразвитость основа живучести «шариковщины»,
«швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира
(развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и
судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого
человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая
манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия
идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая
типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин
двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа
притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору
учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров,
видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить
среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и
предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое,
проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока.
Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой
заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща
золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа
произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России —
главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся.
Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества.
Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня
похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С
большою нежностью потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о
Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики
Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...»,
«Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская
глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер»,
«Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические
интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и
поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных
тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака.
Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных
тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»
(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль
стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы
стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление
представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада»
(«Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты
жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий.
«В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр,
посредством словесного и музыкального искусства выражающий
переживания, мысли, настроения человека.
6.Из зарубежной литературы
Античная лирика.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...».
Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений
молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка
чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого
бытия. Мысль о поэтических заслугах знакомство римлян с греческими
лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы:
буквальный (изображение загробного мира), аллегорический вижение идеи
бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине,
идея восхождения души к духовным высотам через познание мира),
моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический
(интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты
поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком,
разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.
Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:
монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены
четвертой (4-й акт). «Гамлет» «пьеса на все века» (А. Аникст).
Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста
эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным
миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой
литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете.
Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например:
«Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь.
Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из
второй части трагедии).
«Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция
трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития,
динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия,
духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного
смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» ключ к основной идее
трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и
схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии «Лишь тот достоин жизни и свободы,
кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»:
сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как
вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Тема урока
Кол-
во
час
Тип урока
Формы
организации
познавательно
й деятельности
Виды контроля
Планируемые
результаты
освоения материала
Дата
проведения
план
факт
1.
Литература как искусство слова и ее
роль в духовной жизни человека.
1
Изучение
нового
материала.
Комбинирова
нный
Лекция с
элементами
беседы
Тестиров-ние
Знать: основные
темы, затронутые
писателями
ХУ111,Х1Х, ХХ в.в
2.
Литература о Древней Руси «Слово о
полку Игореве» - величайший памятник
древнерусской литературы. История
открытия памятника.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Конспектирова
ние сообщения
учителя,
беседа.
Комментирова
нное чтение
Фрагменты).
Ответы на вопросы,
стр.34
Знать: жанры
древнерусской
литературы,
особенности
«Слова…»
3.
Художественные особенности
«Слова…»: самобытность содержания,
специфика жанра, образов, языка.
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Работа над
текстом.
Эвристическая
беседа
Задания к разделу
«Развивайте дар
слова», стр34.
Знать: специфику
жанра, образов,
языка «Слова»
4.
Классицизм в русском и мировом
искусстве. Общая характеристика
русской литературы XVIII века.
Особенности русского классицизма
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция
учителя,
конспектирова
ние сообщения
учителя;
Ответ на вопрос 8,
стр41
Знать: особенности
классицизма как
литературного
направления.Особе
н-ности русского
классицизма
5.
М.В. Ломоносов. Слово о поэте и
ученом. М.В. Ломоносов – реформатор
русского языка и системы
стихосложения.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция.
Аналитическое
чтение
произведения.
Фронтальный
опрос класса
Знать: ода как жанр
лирической поэзии;
понятие о «трех
штилях» «Вечернее
размышление о
Божием величестве
при случае
великого северного
сияния».
Особенности
содержания и
формы
произведения.
6.
М.В. Ломоносов «Ода на день
восшествия Императрицы Елизаветы
Петровны.»
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Беседа
Подбор цитат
Ответить на
вопросы: какие
темы поднимает
Ломоносов в своем
творчестве? Какие
задачи ставит перед
поэзией?
Знать:
риторический
вопрос, его роль в
поэтических
произведениях.
Жанр оды.
Прославление
родины, мира,
науки и
просвещения в
произведениях М.
В. Ломоносова
7.
Г.Р. Державин. Слово о поэте-
философе. Жизнь и творчество
Г.Р.Державина. Идеи просвещения и
гуманизма в лирике Г.Р. Державина.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний Урок
внеклассного
чтения
Комментирова
нное чтение.
Наблюдение
над
использование
м Державиным
цвета.
1-е задание к
разделу
«Развивайте дар
слова», стр67
Знать:
характеристику
литературы ХVIII
века Идеи
просвещения и
гуманизма в лирике
Г.Р. Державина.
Обличение
несправедливости в
стихотворении
«властителям и
судиям». Высокий
слог и ораторские
интонации
стихотворения.
( третий и
четвертый
периоды)
8.
Тема поэта и поэзии в лирике
Державина. «Памятник».
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Наблюдение
над
«высоким»сло
гом, упр. в
выработке
навыков
выразительног
о чтения
4-е задание,
стр.67
Знать:«забавный
русский слог»
Державина и его
особенности.
Оценка в
стихотворении
собственного
поэтического
творчества. Мысль
о бессмертии поэта.
Традиции и
новаторство в
лирике Державина
9.
А.Н.Радищев. Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву»
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция.
Обучение
конспектирова
нию. Работа
над
содержанием
произведения
Ответить на вопрос
8, стр74
Знать: жанр
путешествия.
.Изображение
русской
действительности.
Критика
крепостничества.
Обличительный
пафос
произведения.
10.
Особенности повествования в
«Путешествии…».А.Н.Радищева
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Практикум
Сравнительный
анализ взглядов
Державина и
Радищева
Знать: замысел
книги, понятие
«подтекст». Жанр
путешествия и его
содержательное
наполнение.
11.
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и
историке. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести
«Бедная Лиза»
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция с
элементами
беседы.
Составление
тезисов лекции
учителя: черты
сентиментализ
Выборочная
проверка записи
тезисов.
Сообщение о
творчестве
Карамзина
Знать: понятие
сентиментализм и
его особенности
Понятие о
сентиментализме.
«Осень» как
ма; основные
жанры
сентиментализ
ма; образ
автора-
рассказчика в
сентиментальн
ом
произведении
произведение
сентиментализма.
«Бедная Лиза».
Внимание писателя
к внутренней жизни
человека.
12.
«Бедная Лиза» как произведение
сентиментализма.
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Работа над
текстом.
Комментирова
нное чтение
Задания по груп-
пам-проанализи-
ровать:описание
Симонова
монастыря в начале
повести; Лиза на
мосту Москвы-реки
ранним утром
перед встречей с
Эрастом; описание
грозы
Знать: новые черты
русской
литературы;
знание текста;
умение
анализировать и
делать
выводы.Новые
черты русской
литературы.
13.
Р.Р.Подготовка к сочинению
«Литература XVIII века в восприятии
современного читателя» (на примере 1-
2 произведений)
1
Урок
развития
речи
Составление
плана, подбор
цитат, выбор
жанра
сочинения
Подбор цитат,
составление плана
Знать: основные
темы, поднимаемые
писателями ХУ111
века
14.
Общая характеристика русской и
мировой литературы XIX века. Понятие
1
Урок
сообщения и
Лекция с
элементами
Составить тезисы
Знать: романтизм и
реализм в русской
о романтизме и реализме
усвоения
новых
знаний
беседы,
заполнение
таблицы
параллельно с
лекцией
лекции по плану
литературе Х1Х
века;
взаимодействие
литературных
направлений.
Поэзия, проза и
драматургия XIX
века. Русская
критика, лекция,
публицистика,
мемуарная
литература
15.
Романтическая лирика начала XIX века.
В.А. Жуковский. Жизнь и творчество.
«Море». «Невыразимое».
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция.
Практикум.
Назвать черты
романтизма в
стихотвор.
Фронтальный
опрос
Знать: особенности
раннего творчества,
романтические
искания,
Жуковский-
переводчик;
понятие элегия.
Границы
выразимого в слове
и чувстве.
Возможности
поэтического языка.
Отношение
романтика к слову.
Обучение анализу
лирического
стихотворения.
3.10.1
2
16.
В.А.Жуковский. «Светлана».
Нравственный мир героини баллады..
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Беседа.
Практикум.
Рассказать о
нравственном мире
героини баллады
«Светлана»
Знать: Жуковский-
новатор в области
поэтического
языка;
жанр баллада.
Нравственный мир
героини баллады.
Язык баллады:
фольклорные
мотивы,
фантастика,
образы-символы.
6.10.1
2
17.
А.С. Грибоедов: личность и судьба
драматурга.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция,
видеофильм
.
Составление
тезисов по плану.
Знать: жизненный
путь и творчество
писателя
8.10.1
2
18.
А.С. Грибоедов. «Горе от ума».
Особенности композиции комедии
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Аналитическая
беседа. Чтение
ключевых сцен
Расставить основ-
ные события пьесы
в хроноло-
гическом поряд-
ке. Выписать
выражения, став-
шие крылатыми
Знать: сюжет и
композицию пьесы
19.
20.
Фамусовская Москва в комедии «Горе
от ума».
2
Урок
сообщения и
усвоения
Самостоятельн
ая работа:
анализ
Сообщения уч-ся о
представителях
фамусовского
Знать: оценка
Москвы главными
новых
знаний
фрагментов
(действие1,
явл.7;
действие2,явл.
1; действие3,
явл. 5-10).
Характеристик
а отдельных
образов
(представителе
й
фамусовского
общества),опре
деление
позиции
автора.
общества. Вы-
явить отношение
главных героев к
Москве, само-
оценку образов-
персонажей,
принадлежащих к
фамусовс-кому
обществу
персонажами
комедии
21.
22.
Чацкий в системе образов комедии.
Общечеловеческое звучание образов
персонажей.
2
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Практическая
работа.
Обсуждение
главных
монологов
Чацкого.
Сопоставление
образа Чацкого
с его
идейными
противниками.
Ответить на
вопрос: Чацкий –
реалистический
или романтиче-
ский персонаж?
Цитатный план-
характеристика
Знать: роль
личности автора
23.
Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума». Преодоление канонов
классицизма в комедии.
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Урок развития
речи.
Заполнение
таблицы
«Речевые
характеристик
и героев
комедии
Пересказ эпизода.
Ответить на
вопрос: «Чем
проблематика и
образы комедии
важны читателю
ХХ1 века?»
Знать: черты
классицизма и
реализма в комедии
Преодоление
канонов
классицизма в
комедии. Обучение
анализу эпизода
драматического
произведения (по
комедии «Горе от
ума»)
24.
Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон
терзаний». Подготовка к домашнему
сочинению по комедии «Горе от ума».
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Урок развития
речи
Составление
плана на тему:
"Барская
Москва".
План-
характеристик
а "Полковник
Скалозуб";
Молчалин и
Софья.
Комментирова
ние основных
положений
статьи
И.А.Гончарова
Ответы по
содержанию статьи
«Мильон терзаний»
И.Гончарова
Знать: особенности
оценки пьесы
И.А.Гончаровым и
А.С.Пушкиным
«Мильон
терзаний»
25.
А.С. Пушкин: жизнь и творчество.
Лицейская лирика. Дружба и друзья в
творчестве Пушкина.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция.
Аналитическая
беседа.
Заполнение
хронологическ
ой таблицы
жизни и
творчества
поэта
Викторина.
Сопоставить
композиции
стихотворений
Пушкина
«Воспоминание в
Царском Селе»и
«Осень во время
осады Очакова»
Знать: основные
этапы и мотивы
творчества поэта.
Пушкин в
восприятии
современного
читателя («Мой
Пушкин»).
26.
Лирика петербургского
периодаА.С.Пушкина. «К Чаадаеву», «К
морю», «Анчар».
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Слово учителя.
Аналитическая
беседа.
Выразительное
чтение
Составить лекси
ческий словарь
стихотворения «К
Чаадаеву»,
распределив по
группам:
гражданская и
политическая(1) и
романтическая и
любовная(2)
Знать:
смыслообразующие
изобразитель
но-выразительные
средства. Проблема
свободы, служения
Родине.
27.
Любовь как гармония душ в интимной
лирике А.С. Пушкина
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
Лекция,
беседа.
Исследование
содержания и
формы
Заполнить 5 и 6
строфы таблицы,
выразительное
чтение наизусть
Знать: определять
тему
стихотворения,
содержание и
форму
знаний
стихотворений
о любви
стихотворений
стихотворений о
любви. «На холмах
Грузии лежит
ночная мгла…», «Я
вас любил: любовь
ещё, быть
может…».
Адресаты
любовной лирики
поэта
28.
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.
Пушкина
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Беседа, ответы
на вопросы.
Чтение с
комментарием
и анализ
стихотворений
Проанализировать
лексику
стихотворения
«Пророк».Сопостав
ить стихотворение
«Я памятник
воздвиг
нерукотворный» с
ранними: «Элегия»,
«Желание», «Моя
эпитафия»
Знать: понятие
реализм,
реализм в русской
литературе.
«Пророк», «Я
памятник себе
воздвиг
нерукотворный…».
Раздумья о смысле
жизни, о поэзии.
«Бесы»Обучение
анализу одного
стихотворения.
29.
Контрольная работа по
романтической лирике начала XIX века,
комедии «Горе от ума», лирике
А.С.Пушкина
1
Урок
контроля
Ответы на
вопросы
Читать «Цыганы»
30.
А.С.Пушкин «Цыганы» как
романтическая поэма. Герои поэмы.
1
Урок
сообщения и
Урок
внеклассного
Сопоставить
финальную строфу
Знать: сюжет,
систему образов,
усвоения
новых
знаний
чтения.
Фронтальная
беседа. Анализ
эпизодов.
и изображение
цыганского табора
в начале поэмы
романтические
принципы
изображения
действительности.
Противоречие двух
миров:
цивилизованного и
естественного.
Индивидуалистичес
кий характер Алеко
31.
Роман А.С. Пушкина «Евгений
Онегин». История создания.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция.
Рассмотрение
проблемных
вопросов и
заданий.
Ответить на 1-2
вопросы, стр.247
Знать: особенности
онегинской строфы
и ее
композиционно-
стилевую роль в
романе; историзм и
энциклопедизм
пушкинского
романа.
Замысел и
композиция романа.
Сюжет. Жанр
романа в стихах.
Система образов.
Онегинская строфа
32.
Типическое и индивидуальное в образах
Онегина и Ленского.
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
Беседа.
Выборочное
чтение,
сообщения уч-
ся.
Составить карту-
схему
«Путешествия
Онегина».
Сопоставить путь
Знать:
патриархальное
дворянство,
лирическое
отступлении,
навыков
Проблемная
характеристик
а Онегина.
героя с реальными
путешествиями
автора
конфликт.
Трагические итоги
жизненного пути
33.
Татьяна Ларина – нравственный идеал
Пушкина. Татьяна и Ольга
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Беседа.
Проблемная
характеристик
а образа.
Анализ
эпизодов.
Сопоставить
оценки образа
Татьяны Лариной
в литературе Х1Х и
ХХ веков
Знать: содержание
романа, его оценку
критиками
(Белинский,
Писарев)
34.
Эволюция взаимоотношений Татьяны и
Онегина.
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Урок-
дискуссия.
Анализ
эпизодов,
рассмотрение
проблемных
вопросов
Прокомментироват
ь оценку образа
Татьяны, данную
литературоведом
Г.А.Гуковским
Знать: сюжет
романа.
Анализ двух писем
35.
Автор как идейно-композиционный и
лирический центр романа. Роль
лирических отступлений
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
Беседа. Работа
с текстом.
Ответы на вопросы
Знать: новые
принципы,
используемые
автором, в
умений и
навыков
изображении
окружающей жизни
36.
Пушкинская эпоха в романе «Евгений
Онегин» как энциклопедия русской
жизни. Реализм романа
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Семинар.
Обсуждение
проблемных
вопросов
Доказать, что в
романе показана
широкая панорама
эпохи, быт и
культура
пушкинского
времени
Знать: реализм
романа;
художественные
особенности
романа
37.
Р.Р. Пушкинский роман в зеркале
критики
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Обсуждение
критических
откликов и
заполнение
таблицы
«Роман
«Евгений
Онегин» в
зеркале
критики»
Найти ключевые
цитаты к системе
образов в
критических
статьях
Знать: язык и стиль
романа в оценке
критиков:
В.Г.Белинского,
Д.И.Писарева
А.А.Григорьева
Ф.М.Достоевского.
Роман А..Пушкина
и опера
П.И.Чайковского.
Подготовка к
сочинению по
роману
А.С.Пушкина
«Евгений Онегин»
38.
Внеклассное чтение. А.С.Пушкин.
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения
и злодейства».
1
Урок
внеклассного
чтения
Беседа по
вопросам.
Комментирова
ние отдельных
Выделение
ключевых проблем.
Ответы на вопросы
Знать: трагедия как
жанр драмы;
проблематика,
конфликт;
содержание текста;
реалистические и
5.12.1
2
эпизодов
символические
черт.
Два типа
мировосприятия
персонажей
трагедии. Их
нравственные
позиции в сфере
творчества.
39.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
Мотивы вольности и одиночества в
лирике М.Ю.Лермонтова.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция.
Фронтальная
повторительна
я беседа.
Анализ
стихотворений
Проанализировать
особенности
синтаксических
конструкций
стихотворений
Знать: основные
этапы жизненного
пути, тематику
произведений
лирике
М.Ю.Лермонтова.
«Нет, я не Байрон, я
другой…»,
«Молитва»,
«Парус», «И
скучно, и
грустно…»
40.
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.
Лермонтова.
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Практикум.
Выразительное
чтение и
анализ
стихотворений
.
Сопоставить
стихотворения
Лермонтова «Поэт»
и Брюсова
«Кинжал»,
стихотворения
«Пророк»Пушки-
на и Лермонтова
Знать: тематика
лирических
произведений,
полифонизм
лермонтовской
поэзии. «Смерть
поэта», «Пророк»,
«Я жить хочу! Хочу
печали…», «Есть
речи – значенье…»
41.
Адресаты любовной лирики М.Ю.
Лермонтова и послания к ним
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Практикум.
Выразительное
чтение
Самостоятельный
анализ
стихотворения «Я
не унижусь перед
тобой…»
Знать: этапы
литературоведческо
го анализа,
художественно-
выразительные
средства языка .
«Нет, не тебя так
пылко я люблю…»,
«Расстались мы, но
твой портрет…»,
«Нищий»
42.
Эпоха безвременья в лирике
М.Ю.Лермонтова
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Семинар.
Анализ
стихотворений
.
Сопоставить ритм
«Думы» со стих.
А.С.Пушкина
«Памятник»
Знать: основной
пафос стихов
Лермонтова«Дума»,
«Родина»
«Предсказание».
Тема России и ее
своеобразие.
Характер
лирического героя
его поэзии.
43.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего
времени»- первый психологический
роман в русской литературе.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция.
Чтение и
анализ
предисловия
Тесты на знание
содержания романа
Знать: особенности
композиции
романа, роман о
незаурядной
личности. Обзор
содержания.
Сложность
композиции. Век
Лермонтова в
романе.
44.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего
времени». Печорин как представитель
«портрета поколения».
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Беседа. Анализ
эпизодов
Определить роль
пейзажа в главе
«Бэла».
Охарактеризовать
нравственную
сущность горских
обычаев и дать им
оценку.
Знать: концепция
личности». Загадки
образа Печорина в
главах «Бэла» и
«Максим
Максимыч»
45.
46.
«Журнал Печорина» как средство
самораскрытия его характера.
«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
2
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Беседа.
Пересказ.
Интерпретация
ключевых
эпизодов из
«Журнала
Печорина»
Пересказ эпизода,
работа по
карточкам
Знать:
психологический
портрет героя
47.
Печорин в системе мужских образов
романа. Дружба в жизни Печорина
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Практикум.
Анализ
эпизодов
Составление
плана
Сопоставить
характеры и
судьбы Онегина и
Печорина
Знать: основные
мотивы
мировоззрения гл.
героя; романтизм и
романтичность;
мотив дуэли в
русской классике
48.
Печорин в системе женских образов
романа. Любовь в жизни Печорина
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Практикум.
Пересказ и
анализ
эпизодов.
Запись в
тетради
наиболее
существенных
моментов при
анализе
произведения
Проанализиро-
вать одну из сцен
свидания:
Печорина и Веры,
Печорина и Мери,
Печорина и Бэлы
Знать:
композиционная
функция женских
образов
49.
Р.Р.Споры о романтизме и реализме
романа «Герой нашего времени»
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Семинар.
Сопоставление
мнение
критиков по
роману.
Рассмотрение
проблемных
вопросов.
Прокомментироват
ь высказываний
критиков
В.Г.Белинского,
Н.Г.Долининой,
В.И.Коровина об
образе Печорина
Знать:
романтическое и
реалистическое в
романе; герой
литературного
произведения; связь
его с автором; среда
и герой,
наделенный
способностями
Поэзия
М.Ю.Лермонтова и
роман «Герой
нашего времени» в
оценке
В.Г.Белинского.
Подготовка к
сочинению
50.
Р.Р.Сочинение по роману «Герой
нашего времени»
1
Урок
контроля
Самостоятельн
ая работа
Ответы на вопросы
Написать
сочинение по
роману «Герой
нашего времени»
51.
Н.В. Гоголь: страницы жизни и
творчества. «Мертвые души». Замысел,
история создания, особенности жанра и
композиции.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция,
эвристическая
беседа.
Составление
хронологическ
ой таблицы
Викторина по
произведениям
Гоголя
Знать: жизненный
путь и творчество
писателя; замысел,
история создания
поэмы Первые
творческие успехи.
«Вечера на хуторе
близ Диканьки»,
«Миргород»
обобщением ранее
изученного).
Проблематика и
поэтика первых
сборников Н.В.
Гоголя. «Мертвые
души». Обзор
содержания.
Замысел, история
создания,
особенности жанра
и композиции.
Смысл названия
поэмы.
52.
53.
Р.Р. Система образов поэмы «Мертвые
2
Урок
сообщения и
Беседа.
Составление
Параллель между
помещиками,
Знать: смысл
художественного
души».
усвоения
новых
знаний
(урок-суд)
опорной схемы
по образам
помещиков
Практикум:
анализ глав,
эпизодов
купли-
продажи по
плану
положительные
черты в их
характере
времени и
пространства в
главах о помещиках
Обучение анализу
эпизода.
54.
Образ города в поэме «Мертвые души»
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Беседа
Характеристик
а героев.
Рассмотрение
проблемных
вопросов.
Сопоставить
провинциальную и
столичную жизнь в
поэме.
Знать: роль детали
в психологической
обрисовке
характеров и
ситуаций
55.
Чичиков как новый герой эпохи и как
антигерой. Эволюция его образа в
замысле поэмы
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
(урок-
размышлени
е)
Ответы на
вопросы.
Составление
плана.
Викторина.
Сопоставить образ
города N в
«Мертвых душах»
с образом города в
«Ревизоре»
Знать:
литературный тип,
понятие о герое и
антигерое
56.
57.
Р.Р.«Мертвые души» - поэма о
величии России. Мертвые и живые
души.
2
Урок
закрепления
знаний,
выработки
Семинар:
рассмотрение
проблемных
вопросов,
Прокомментироват
ь оценку поэмы
В.Г.Белинским
Знать: единство
комического и
лирического начал
Эволюция образа
умений и
навыков
составление
опорной
схемы,
выразительное
чтение
лирических
отступлений
(конец 1 т.)
автора. Соединение
комического и
лирического начал
в поэме «Мертвые
души» Поэма в
оценках
В.Г.Белинского.
Подготовка к
сочинению
58.
А.Н. Островский: страницы жизни и
творчества. «Бедность не порок».
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция.
Эвристическая
беседа. Чтение
эпизодов.
Фронтальный
опрос, выполнение
теста (на знание
текста; деталей,
характеризующих
героев,
раскрывающих
идею
произведения)
Знать:
литературные роды,
особенности
комедии «Бедность
не порок»
Особенности
сюжета.
Патриархальный
мир в пьесе и
угроза его распада.
59.
Любовь в патриархальном мире и ее
влияние на героев пьесы «Бедность не
порок».
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
(комбиниров
анный)
Пересказ 1-3-
действий.
Чтение 6
явления по
ролям. Анализ
позиций
героев. Беседа
по тезисам.
Ответить на
вопросы: Кто
главный герой
пьесы? Почему вы
так считаете?
(сам.работа)
Прокомментироват
ь скрытую
характеристику
героев, данную при
помощи говорящих
Знать: содержание
пьесы, комедия,
конфликт.
Комедия как жанр
драматургии
имен и фамилий
(по группам)
60.
Ф.М. Достоевский: страницы жизни и
творчества. Тип «петербургского
мечтателя» в повести «Белые ночи»
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция.
Комментирова
нное чтение
фрагментов
повести
Беседа по
поставленным
вопросам
Знать: традиции
изображения
«маленького»
человека Комедия
как жанр
драматургии
61.
Роль истории Настеньки в повести Ф.М.
Достоевского «Белые ночи».
1
Работа с
текстом;
комментирова
нное чтение,
аналитическая
беседа
Сообщения
учеников.
Составление
плана.
Чем интересна
повесть
современному
читателю?
Изображение
Петербурга в
повести (мини-
сочинение)
Знать: проблемы
повести;
психологизм
повести
Содержание и
смысл
«сентиментальност
и» в понимании
Достоевского.
Развитие понятия о
повести
62.
Л.Н. Толстой: страницы жизни и
творчества. «Юность» как часть
автобиографической трилогии
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Эвристическая
беседа. Обзор,
пересказ
содержания
отдельных
глав.
Ответить на
вопрос: какой
эпизод «Юности»
более всего
привлек мое
внимание
Знать: осознание
героем собственной
нравственной
позицииОбзор
содержания.
Формирование
личности героя
повести, его
духовный конфликт
с окружающей
средой и
собственными
недостатками и его
преодоление.
Особенности
поэтики
Л.Н.Толстого в
повести «Юность»:
психологизм, роль
внутреннего моно-
лога в раскрытии
души героя
63.
А.П. Чехов: страницы жизни и
творчества. «Смерть чиновника».
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция.
Выразительное
чтение
рассказа и
анализ.
Доказать боль и
негодование автора
по отношению к
«маленькому»
человеку
Знать: этапы
творческого пути
писателя, жанровые
особенности
рассказа.
Эволюция образа
«маленького
человека» в русской
литературе XIX
века и чеховское
отношение к нему.
Боль и негодование
автора
64.
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества
1
Урок
сообщения и
Беседа. Анализ
Ответить на
Знать: истинные и
ложные ценности
человека в мире.
усвоения
новых
знаний
рассказа.
вопросы
героев рассказ
Образ
многолюдного
города и его роль в
рассказе. Развитие
представлений о
жанровых
особенностях
рассказа
65.
Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на
проблемный вопрос «В чем
особенности изображения внутреннего
мира героев русской литературы XIX
века»
1
Урок
развития
речи
Рассмотрение
предложенных
тем, подбор
цитат
Составление плана
сочинения
Уметь составлять
связное
высказывание на
тему(На примере
произведений
А.Н.Островского,
Ф.М.Достоевского,
Л.Н.Толстого и
А.П.Чехова)». (По
выбору учащихся.)
66.
Внеклассное чтение. Эмоциональное
богатство русской поэзии Х1Хв
1
Урок
внеклассного
чтения
Сравнение
тематики
стихотворений
А.Фета и
Ф.Тютчева,
выявление
особен-
ностей
стихотворений
Н.Некрасова.
Выразительное
чтение
стихотворений
Н.А.Некрасова,
Ф.И.Тютчева,
А.А.Фета.
Знать: особенности
стиля поэтов ,их
творчества. Беседа
о стихах
Н.А.Некрасова,
Ф.И.Тютчева,
А.А.Фета. Их
стихотворения
разных жанров.
Эмоциональное
богатство русской
Составление
таблицы
«Основные
даты жизни
поэтов»
поэзии. Развитие
представления о
жанрах лирических
произведений
67.
Русская литература XX века:
многообразие жанров и направлений.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция,
конспектирова
ние
Основные
положения лекции
Знать: жанровое и
тематическое
многообразие
произведений
68.
И.А. Бунин: страницы жизни и
творчества. «Темные аллеи». История
любви Надежды и Николая
Алексеевича.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция.
Чтение и
анализ
рассказа.
Ответы на вопросы
викторины
Знать: биография
писателя,
текст произведения.
«Поэзия» и «проза»
русской усадьбы
69.
Мастерство И.А. Бунина в рассказе
«Темные аллеи». Лиризм повествования
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Анализ
рассказа,
характеристик
а героев
Мини-сочинение
«Тема любви в
рассказе
И.А.Бунина
«Темные аллеи»
Знать: композиция
рассказа
70.
М.А. Булгаков: страницы жизни и
творчества. «Собачье сердце»как
социально -философская сатира на
современное общество
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция.
Чтение и
анализ 1 главы
повести
«Собачье
сердце».
Сравнение сцен
обеда;
характеристика
одного из
персонажей (про
фессора Преобра
женского, доктора
Борменталя,
Швондера, Шарика
и Шарикова)на
выбор
Знать: прием
гротеска в повести;
художественная
условность,
фантастика
История создания и
судьба повести.
Система образов
повести «Собачье
сердце». Сатира на
общество
шариковых и
швондеров
71.
Поэтика Булгакова-сатирика. Гротеск и
их художественная роль в повести
«Собачье сердце»
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Эвристическая
беседа. Работа
с текстом.
Составление
таблицы по
композиции
повести
Речевые
характеристики
героев; задание 5,
стр.118
Знать:
проблематика
повести
72.
М.А. Шолохов: страницы жизни.
«Судьба человека». Судьба человека и
судьба Родины.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция.
Чтение
рассказа
Ответы на вопросы
по теме
Знать: жизнь и
творчество
писателя; жанровая
особенность
(эпопейный
рассказ) Смысл
названия рас-
сказа. Судьба
человека и судьба
Родины. Образ
главного героя.
73.
Особенности авторского повествования
в рассказе «Судьба человека»
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Практикум:
комментирова
нное чтение
отдельных
эпизодов и
анализ
рассказа
Роль пейзажей и
портретных
зарисовок
Знать:
реалистическая
типизация, образ
автора-
повествователя.
Особенности
авторского
повествования в
рассказе «Судьба
человека»
Композиция
рассказа, автор и
рассказчик,
сказовая манера
повествования.
Роль пейзажа,
широта
реалистической
типизации,
особенности жанра.
Реализм Шолохова
в рассказе-эпопее
74.
Внеклассное чтение. Писатели на войне
1
Внеклассное
чтение
Самостоятельн
ая работа,
Творческое
сообщение
Знать о жизни и
творчестве
работа в
группах.
Составление
презентации
советских
писателей в годы
ВОВ в эвакуации
75.
А.И.Солженицын. Слово о писателе.
«Матренин двор». Картины
послевоенной деревни.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция и
заполнение
таблицы о
жизни и
творчестве
писателя.
Знать: жизненный
путь и основные
произведения
писателя. Образ
рассказчика. Тема
праведничества в
рассказе
76.
Образ праведницы в рассказе
«Матренин двор» Трагизм ее судьбы,
Нравственный смысл рассказа-притчи.
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Беседа по
содержанию
рассказа.
Исследование
главных черт
героини,
заполнение
таблицы
Раскрыть
Знать: понятия
«народный
характер», «тип
героя-праведника»
нравственный
смысл рассказа-
притчи
77.
Сочинение по произведениям второй
половины XIX и ХХ века
1
Урок
контроля
Ответы на
вопросы
ЗУН по теме
78.
Русская поэзия «серебряного века».
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
Лекция. Урок-
концерт
Составление
тезисов лекции
Умение составлять
конспект лекции
знаний
79.
А.А. Блок. Страницы жизни.
Своеобразие лирических интонаций
Блока.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Беседа.
Практикум:
чтение и
анализ
стихотворений
Выписать из
стихотворений о
любви эпитеты с
определяемыми
словами
Знать: поэт-
символист,
тематика
стихотворений;
образ и ритмы
поэта «Ветер
принес
издалека…», «О,
весна без конца и
краю…», «О, я хочу
безумно жить…».
Высокие идеалы и
предчувствие
перемен.
Своеобразие
лирических
интонаций Блока.
Образы и ритмы
поэта.
80.
С.А. Есенин: страницы жизни. Тема
Родины в лирике С.А.Есенина
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Сообщение
учителя.
Практикум:
выразительное
чтение и
анализ
стихотворений
.
Составить словарик
незнакомых или
мало знакомых
слов
Знать: тематика
стихотворений.
есенинский стиль
лирике
С.А.Есенина. «Вот
уж вечер…»,
«Разбуди меня
завтра рано…»,
«Край ты мой
заброшенный…»
81.
Размышления о жизни, любви, природе,
предназначении человека в лирике
С.А.Есенина.
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Практикум.
Анализ
стихотворения
Самостоятельный
анализ
поэтического
текста (устный
анализ
стихотворений)
Знать: сквозные
образы в лирике
поэта«Письмо к
женщине», «Не
жалею, не зову, не
плачу..»,
«Отговорила роща
золотая…».
Народно-песенная
основа лирики
С.А.Есенина.
82.
83.
В.В. Маяковский: страницы жизни.
Новаторство поэзии Маяковского.
Маяковский о труде поэта
2
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция.
Эвристическая
беседа.
Практикум:
чтение и
анализ
стихотворений
.
Примеры
гиперболы,
развернутых
эпитетов,
неологизмов в
стихотворениях
поэта
Знать: символизм,
акмеизм, футуризм;
новаторство поэзии
«Послушайте!», «А
вы могли бы?»,
«Люблю»
(отрывок).
Новаторство поэзии
Маяковского.
Своеобразие стиха,
ритма, интонаций.
Словотворчество
поэзии.
Маяковский о труде
поэта
84.
М.И. Цветаева: страницы жизни и
творчества. Стихи о поэзии, о любви, о
1
Урок
сообщения и
Чтение и
анализ
Отметить
литературные
Знать: традиции и
новаторство в
жизни и смерти.
усвоения
новых
знаний
стихотворений
приемы и средства
в лирике поэтессы
творческих поисках
поэта.» «Идешь, на
меня похожий…»,
«Бабушке», «Мне
нравится, что вы
больны не мной…»,
Стихи к Блоку»,
«Откуда такая
нежность?»
Особенности
поэтики Цветаевой
85.
Образ Родины в лирическом цикле
М.И.Цветаевой «Стихи о Москве».
Традиции и новаторство в творческих
поисках поэта. Елабужский период
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Практикум.
Определение
основных
мотивов, стиль
поэзии
7-е задание, стр129
Образ Родины в
лирическом цикле
М.И.Цветаевой
«Стихи о Москве».
Традиции и
новаторство в
творческих поисках
поэта. Елабужский
период
86.
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема
гармонии с природой, любви и смерти в
лирике поэта.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Сообщение
учителя о
поэте.
Выразительное
чтение
Используя
воспоминания
современников,
подготовить
сообщение о поэте
Знать: творческий
путь поэта;
нравственность и
гуманизм поэзии
Заболоцкого«Я не
ищу гармонии в
природе…», «Где-
то в поле возле
Магадана...»,
«Можжевеловый
куст», «О красоте
человеческих лиц» ,
«Завещание».
Философский
характер лирики
Заболоцкого.
87.
А.А Ахматова: страницы жизни.
Трагические интонации в любовной
лирике.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Комментирова
нное чтение ст.
о жизни
поэтессы
(стр.130-133),
чтение и
анализ
стихотворений
Отметить
характерные черты
ранней лирики
Знать: А.Ахматова
представитель
акмеизма,
хранитель традиций
классической
литературы
88.
А.А. Ахматова. Слово о поэте и
поэзии.
1
Урок
закрепления
знаний,
выработки
умений и
навыков
Практикум.
Выразительное
чтение и
анализ
стихотворений
Знать: судьбу поэта
и стихи
89.
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность
и современность в стихах о природе и
1
Урок
сообщения и
Лекция и
оформление ее
Пересказ ст. «В
творческой
Знать: философская
глубина лирики
любви.
усвоения
новых
знаний
в виде
таблицы.
Практикум:
анализ
стихотворений
.
Комментирова
нное чтение
статьи
(стр.206-207)
лаборатории
Б.Л.Пастернака»
поэта«Красавица
моя вся стать…»,
«Перемена»,
«Весна в лесу»,
«Быть знаменитым
некрасиво,,,», «Во
всем мне хочется
дойти…».
Философская
глубина лирики
Пастернака
90.
Внеклассное чтение. У литературной
карты России
1
Урок-
экскурсия в
музей
Экскурсия,
лекция с
элементами
беседы
Сочинение-
миниатюра по
впечатлениям от
экскурсии
Знать о жизни и
творчестве
писателя
91.
А.Т. Твардовский: страницы жизни.
Раздумья я о Родине и о природе в
лирике поэта
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Сообщение
учителя о
поэте. Чтение
и анализ
стихотворений
конспектирова
ние статьи о
стихотворении
«Я убит подо
Ржевом…»
(стр.226-228)
Определить размер
стихотворения, тип
рифмовки,
повторения и
анафоры
Знать: основные
мотивы творчества.
Интонация и стиль
стихотворений
«Урожай»,
«Весенние
строчки» . «Я убит
подо Ржевом…».
Проблемы
интонации стихов о
войне
92.
Песни и романсы на стихи русских
1
Урок
Чтение и
Составление
Знать: основные
поэтов
сообщения и
усвоения
новых
знаний
анализ
заявленных
стихотворений
хронологической
таблицы по
сообщению
учителя
мотивы,
особенности стиля
поэзии русских
поэтов
93.
Внеклассное чтение. «Музыка поэзии».
Песни и романсы на стихи русских
поэтов XIX и ХХ веков
1
Уроки
внеклассного
чтения
Эвристическая
беседа.
Лекция.
Прослушивани
е и анализ
романсов
Краткая
информация о
жизни и творчестве
поэтов
Знать:
отличительные
признаки жанра
романс
94.
Классное сочинение по русской
лирике 20века
1
Урок
контроля
Конкурс на
лучшее чтение
стихотворений
или
конкурсное
сочинение по
одному из
стихотворений
(восприятие,
истолкование,
оценка)на одну
и ту же тему.
ЗУН по теме
95.
Внеклассное чтение. Античная лирика.
Катулл.Гораций. Слово о поэтах.
1
Урок
внеклассного
чтения
Выразительное
чтение,
сравнительный
анализ
стихотворений
Определить
основную тему
стихотворения
Горация «К
Мельпомене», с
какими
Знать: тематика и
особенности
произведений;
Катулл. Слово о
поэте. «Нет, ни
.
стихотворениями
русских поэтов оно
перекликается
одна средь
женщин…», «Нет,
не надейся приязнь
служить…».
Чувства и разум в
любовной лирике
поэта. Пушкин как
переводчик Катулла
(«Мальчику»).
Гораций. Слово о
поэте. «Я воздвиг
памятник…».
Поэтические
заслуги
стихотворцев.
Традиции оды
Горация в русской
поэзии
Знать: тема поэта и
поэзии в русской
литературе
96.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты»)
Множественность смыслов поэмы и ее
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
Лекция.
Чтение и
обсуждение
фрагментов
Ответить на
вопрос: в чем
просматривается
связь Данте и
Знать:
множественность
смыслов поэмы
универсально-философский характер
знаний
поэмы
русской
литературы
97.
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет»
Общечеловеческое значение героев
Шекспира.
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Лекция. Обзор
с чтением
отдельных
сцен трагедии
(акт1, сцена 5;
акт3, сцена2;
акт5, сцена2).
Фронтальный
опрос
Знать:
характеристика
гуманизма эпохи
Возрождения
Гуманизм эпохи
Возрождения.
Общечеловеческое
значение героев
Шекспира.
Одиночество
Гамлета в его
конфликте с
реальным миром
«расшатавшегося
века»
98.
Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Гамлет как вечный образ мировой
литературы
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Работа с
текстом,
рассказ уч-ся
по вопросам
Ответить: почему
образ Гамлета
называют вечным
образом мировой
литературы?
Знать: трагедия как
драматический
жанр
99.
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст»
Противостояние добра и зла.
1
Урок
сообщения и
усвоения
Лекция и
конспектирова
ние ее; чтение
Выразительное
чтение: рабочая
комната Фауста;
Знать:
характеристика
особенностей эпохи
новых
знаний
ст.об истории
создания
«Фауста».Обзо
р содержания
диалог Фауста и
Мефистофеля
Просвещения
(Обзор с чтением
отдельных сцен.)
Эпоха
Просвещения.
«Фауст» как
философская
трагедия.
Противостояние
добра и зла. Фауста
и Мефистофеля.
Поиски
справедливости и
смысла
человеческой
жизни
100.
Смысл сопоставления Фауста и
Вагнера. Фауст как вечный образ
мировой литературы
1
Урок
сообщения и
усвоения
новых
знаний
Выразительное
чтение
отрывков
Раскрыть итоговый
смысл трагедии
Знать: особенности
жанра трагедии;
Гете и русская
литература
Идейный смысл
трагедии.
Особенности
жанра. Фауст как
вечный образ
мировой
литературы
101.
Зачетная работа по материалу,
изученному в 9 классе
1
Урок
контроля
Зачет
Ответы на вопросы
Выявление уровня
литературного
Рекомендации
для летнего
чтения
развития учащихся.
102.
Обобщение курса литературы 9 класса.
Итоги года и задания для летнего
чтения
1
Урок
систематизац
ии ЗУН
Зачет
Рекомендации
для летнего
чтения
Ответы на вопросы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение
1) Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных
учреждений/ Автор-составитель В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И.
Коровина – М.: Просвещение, 2009
2) И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнева «Поурочные разработки
по литературе» - М.: «Вако», 2007
Учебно-практические материалы:
1) Коровина В.Я., Коровин В.И.. Збарский И.С. Читаем, думаем,
спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение, 2008
2) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-
9 классы: Методическое пособие М.: Дрофа, 2005
Учебно-справочные материалы:
1) Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы
/ Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохова, А.Б. Есин, Н.Н. Коршунов, Т.Г. Кучина, М.Б.
Ладыгина и др., М.: Дрофа, 1999
2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка
/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова
М.: Азбуковник, 1998
3) Словарь литературоведческих терминов \Л.И. Тимофеева, С.В. Тураев
М.: Просвещение, 2003
Материально-техническое обеспечение
Персональный компьютер - рабочее место учителя
Экран
проектор
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
«Первое сентября» http://festival.1 september.ru.