Анализ художественного произведения

Анализ художественного произведения
Схема анализа художественного произведения.
1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в
нем; пафос, с которым произведение написано;
2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;
3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека,
приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;
4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;
5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы
изобразительно-выразительных средств языка;
6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом
в работе представить также:
1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их
поступков и переживаний.
3. Развернутое обоснование выводов.
2. Анализ прозаического литературного произведения
Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо
обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания
данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия
исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду
• литературные направления эпохи;
• место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот
период;
• творческая история произведения;
• оценка произведения в критике;
• своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
• оценка произведения в контексте современного прочтения;
Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его
содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор
и план выражения - как ему удалось это сделать).
Концептуальный уровень художественного произведения
(тематика, проблематика, конфликт и пафос)
Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и
рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое;
это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении.
Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название?
Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же
проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного
права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения,
уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...).
Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить
дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)
Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути,
которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и
дополнительных - или указание на возможный путь решения.)
Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся
большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий,
возвышающий...).
Уровень организации произведения как художественного целого
Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в
одно целое.
Основные средства композиции:
Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.
Конфликт столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни,
положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и
обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым.
Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;
Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях
прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);
Экспозиция введение в действие, изображение условий и обстоятельств,
предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет,
цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце
произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и
обстоятельствами действия;
Завязка начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт,
развиваются последующие события.
Развитие действия система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития
действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и
острее;
Кульминация момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта,
кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно
ясно, после нее действие ослабевает.
Развязка решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его
решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения.
Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная
неразрешимость.
Эпилог заключительная часть произведения, в которой обозначается направление
дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это
краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после
окончания основного сюжетного действия.
Сюжет может излагаться:
• В прямой хронологической последовательности событий;
• С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в
будущее;
• В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в
произведении).
Несюжетными элементами считаются:
• Вставные эпизоды;
• Лирические (иначе - авторские) отступления.
Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору
высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны
напрямую с сюжетом.
В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно
разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении -
иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:
1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он
выражается;
2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий
Композиционные принципы и элементы:
Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая,
«нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).
Дополнительные средства композиции:
Лирические отступления формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по
поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни,
могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели,
позиции);
Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);
Художественные предварения изображение сцен, которые как бы предсказывают,
предваряют дальнейшее развитие событий;
Художественное обрамление сцены , которые начинают и заканчивают событие или
произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;
Композиционные приемы внутренние монологи, дневник и др.
Уровень внутренней формы произведения
Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее):
Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-
рассказчика, и безличное (от лица повествователя).
Художественный образ человека рассматриваются типические явления жизни,
нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу;
раскрывается своеобразие созданного образа человека:
• Внешние черты - лицо, фигура, костюм;
• Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям,
проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в
которых живет и действует персонаж;
• Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;
• Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;
• Наличие или отсутствие прототипа.
0сновные приемы создания образа-персонажа:
• Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);
• Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к
персонажу);
• Прямая авторская характеристика;
• Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений
-внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики
души», т.е. движения внутренней жизни героя;
• Характеристика героя другими действующими лицами;
• Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа
действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как
детали-символы);
Виды образов-персонажей:
лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не
упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в
поэзии);
драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами»,
«без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием
самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических
произведениях);
эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их
поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с
окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).
Система образов-персонажей;
Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их
взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а
через них - тематику и идейный смысл произведения.
Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое
или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).
Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и
время, изображенное автором.
Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;
Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и
непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних
душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным,
конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического
времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).
Позиция автора и способы ее выражения:
•Авторские оценки: прямые и косвенные.
•Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в
произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков,
черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).
•Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая
представление о целом).
Уровень внешней формы.
Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста
Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации;
индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение
автора.
Речь повествователя - оценка событий и их участников
Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения
синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов,
профессионализмов).
Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) – простейшие
(эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).