Презентация "Роман «Война и мир». История создания, проблематика, жанр и композиция"


Подписи к слайдам:
Роман «Война и мир». Вступительный урок

Роман «Война и мир». История создания, проблематика, жанр и композиция.

  • Я старался писать историю народа…
  • Л. Н. Толстой

  • История создания
  • работа над романом в течение 6 лет – с 1963 по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля)
  • Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист
  • Затем - Петр Кириллович Безухов,
  • 1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»;
  • 1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.

  • Количество действующих лиц: более 600
  • Время действия в романе «Война и мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год)
  • События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии
  • «Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой)
  • История создания

  • Первоначальные заглавия: «Три поры», «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается»
  • Первоначальная задумка – повесть «Декабристы» (Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из 30-летней ссылки декабрист)
  • Смысл названия
  • «Война и мир»

  • Смысл названия
  • В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ
  • Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля:
  • МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие
  • МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность

  • МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др.
  • МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина
  • ВОЙНА:
  • Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства;
  • Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо
  • В современном русском языке:
  • Смысл названия

  • Понимание - непонимание
  • Любовь - неприязнь
  • Доброта - холодность
  • Искренность - лживость
  • Жизнь - смерть
  • Разрушение - созидание
  • Гармония - диссонанс
  • Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей
  • Жизнь народа без войны, общность, единение людей
  • Смысл названия
  • «Война и мир»

  • Проблематика романа
  • Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, «мысль народная», «мысль семейная»
  • Два основных конфликта:
  • борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона);
  • борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)

  • «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось»
  • Л. Н. Толстой
  • Жанр и
  • композиция романа
  • В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары

  • Жанр и
  • композиция романа
  • Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю):
  • Древняя эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала»)
  • Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния
  • («Тихий Дон» М. Шолохова,
  • «Живые и мертвые» К. М. Симонова)

  • «Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:
  • • совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей.
  • описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.
  • • имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях.
  • • в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени.
  • • совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.
  • Жанр и
  • композиция романа

  • Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов)
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Роман построен по принципу «сцеплений»:
  • сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению

  • Историческая основа романа
  • В романе описываются три этапа войны России с Францией.
  • В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории.
  • Во втором – 1806-1807 гг., российские войска находились в Пруссии;
  • Третий и четвертый тома
  • посвящены Отечественной
  • войне 1812 г. в России.
  • В эпилоге действие происходит
  • в 1820 г.
  • Жанр и
  • композиция романа

  • Жанр и
  • композиция романа
  • Система образов в романе: в центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных)
  • Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия:
  • • Отношение к Родине и родному народу.
  • • Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.

  • Жанр и
  • композиция романа
  • Важнейшие художественные приемы в романе:
  • основной прием – антитеза;
  • приемы «отстранения», авторской характеристики;
  • диалоги, монологи, внутренние монологи;
  • художественная деталь, образы-символы
  • Принципиально новое решение организации художественного времени и пространства в романе