Открытый урок в 11 классе к 100-летию со дня рождения К. М. Симонова


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 3» г.Феодосии Республики Крым
«Всю жизнь любил он рисовать войну»
(к 100-летию со дня рождения К. М. Симонова)
открытый урок в 11 классе
Подготовлен учителем
Русского языка и литературы
Коваленко Ж. И.
Вступительное слово учителя:
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда
Так писал о своей родине, России, Константин Симонов, человек, не
только восхищавшийся красотами и необъятными ее просторами, но и готовый
отдать свою жизнь ради ее свободы и независимости.
Константин Михайлович Симонов родился в Петербурге в 1915 г.
Окончил семилетку, школу ФЗУ в Саратове, до 1935 г. работал токарем.
Его первые произведения были написаны в 1934 г. В 1938 г. он окончил
литературный институт имени Горького.
А уже в 1939 г. уезжает в районе озера Хасан, где работает в армейской
газете.
В начале 40-х годов были напечатаны первые пьесы «История одной
любви» и «Парень из нашего города». Главный герой последнего
произведения Сергей Лукопин человек сильный духом, закаленный и
мужественный. Его образ помогал людям выживать в самых трудных
ситуациях.
В годы Великой Отечественной войны в своих произведениях писатель,
драматург, поэт сумел создать образ того поколения, которое выстояло,
выдержало все и освободило мир от коричневой чумы.
Ученик 1. (звучит мелодии песни «Священная война»).
С первых дней войны фронтовой корреспондент Симонов на фронте, он
готов защищать.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
С какой болью пишет поэт о том, что приходится оставлять родные места,
отдавая их на растерзание врагу.
В стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»
созданном в 1941 г., он говорит
Ты знаешь, наверное, все-таки родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русским могил.
Как надо было чувствовать чужую боль, чтобы так написать:
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый старик
Но что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» - говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
Ученик 2
В 1941 году Симонов пишет стихотворение «Майор привез мальчишку на
лафете»
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
1941
Когда я прочел его впервые, то был потрясен.
Слезы буквально душили меня.
А что же могли почувствовать наши
сверстники тогда? Ничего, кроме ненависти
к тем, кто украл детство у ребенка.
«Теперь наш дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он», - понимали они.
Ученик 3
Корреспондент газеты «Красная Звезда» Симонов исходил и изъездил
много фронтовых дорог. Был и в Крыму.
В декабре 1941 г. К.Симоновым был написан очерк «Последняя ночь».
Его страницы посвящены Керченско-Феодосийскому десанту, нам особенно
волнительно вчитываться в эти строки.
«Первый выстрел раскатился ровно в три часа ночи. Краснофлотцы
подошли к пристани Феодосии бесшумно и одновременно. Первым на
крымскую землю, на снежный причал, выскочил краснофлотец, Евтушенко.
Его автоматная очередь по немецким часовым, ходившим вдоль причала, была
первым выстрелом, который разбудил город.
Это было дерзко и неожиданно. Камера подошли вплотную. Карабкаясь
по скользким, обледеневшим плитам, один за другим выскакивали из них на
Феодосийский мол краснофлотцы…
Это были добровольцы моряки. Они первыми вернулись в Крым, огонь
был жесток, и как бы там ни было, но брать города с моря нелегкое дело.
Трудно было преодолеть короткое расстояние до портовой стенки. Смертью
храбрых погибли, не дойдя до нее, старшина Иванников, Качетков, Шаврин,
Пермяк.
Они высадились, русские ребята, не знающие страха, на прибрежных,
занесенных снегом камнях. Они были окружены, они дрались до последнего
патрона и умерли молча, стиснув зубы, как и подобает умирать людям, ценой
жизни вершок за вершком отвоевывающим обратно землю своей Родины.
Но ничто не могло удержать краснофлотский натиск. Люди взяли стенку,
они перескочили, переползли через нее и ринулись дальше, в город, по
черным, оглохшим от выстрелов, улицам. Они брали дом за домом… Они
вырвались наверх по узким лестницам, они дрались в комнатах. И каждый из
них стоил десяти, потому что они знали только одно: отдай Феодосию – все!».
Ученик 4
Когда знакомишься со стихотворениями К. Симонова, обращаешь
внимание на то, что многие из них написаны тогда, когда фактически
решалась судьба России. Как просто говорит поэт о том, почему недолжно
быть пощады врагу:
Если дорог тебе твой дом,
Если мил тебе бедный сад,
Если мать тебе дорога,
Если ты отца не забыл,
Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил.
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому, чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина, -
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
Ученик 5
Как важно было знать на фронте, что тебя любят, ждут твоего
возвращения. Как наказ звучат слова поэта женам и невестам.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.—
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,—
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
1941
Ученик 6
Меня буквально заставило содрогнуться стихотворение Симонова
«Открытое письмо», предназначенное женщине из города Вычуга, не
дождавшейся мужа, предавшей его, написавшей ему письмо о том, что уже
год, как у нее новый муж.
Письмо пришло после гибели лейтенанта. И вот ответ его однополчан:
«Да где ж вы душу потеряли?
Ведь мы за вас с ним умирали!
………………………………….
Живите, не боясь вины,
Он не напишет, не ответит
………………………………
Лишь за одно еще простить
Придется вам его за то, что,
Наверно, с месяц приносить
Еще вам будет письма почта».
Письмо, написанное по поручению офицеров полка Симоновым,
заканчивается словами:
Примите же в конце от нас
Презренье наше на прощанье.
Не уважающие вас
Покойного однополчане.
Учитель
Первое большое прозаическое произведение повесть «Дни и ночи» было
написано еще в годы войны. Это суровое аскетическое повествование о
сталинградских днях. Мы видим, что война это народная трагедия, полная
невосполнимых жертв.
Своеобразным продолжением этой темы явился первый роман писателя
«Товарищи по оружию».
А затем работа над романом «Живые и мертвые», где главным героем
становится Великая Отечественная война.
Ученик 7
Надо было самому не раз смотреть смерти в глаза, переживать гибель
боевых друзей, видеть лица людей, освобожденных из фашистской неволи,
чтобы спустя 10 лет после окончания войны начать написать роман «Живые и
мертвые».
Как живые встают со страниц романа его герои:
Политрук Синцов, по должности армейский газетчик, как он себя
называл; генерал Серпилин, сумевший сохранить человечность в своей душе,
несмотря на те суровые испытания, которые выпали на его долю.
Это и тысячи тех, кто уже не вернется с полей сражений. Это живые и
мертвые защитники Отечества.
Вслушайтесь в строки романа.
«Синцов перешел незаметно от мыслей о настоящем к мысли о будущем.
В этом будущем занимали свое место и люди, которых уже не было. Но хотя
их уже не было, что-то сохранившееся от них переходило в будущее. Какая-то
часть их прижизненной силы и нравственного значения, оказывается, не
умерла вместе с ними, а продолжала существовать и влияла сейчас на мысли
Синцова о его собственном будущем и о будущем вообще, о том, что после
войны все должно быть хорошо и справедливо…
Впервые за много времени Синцову вдруг показалось, что он когда-
нибудь ещё напишет об этой войне. Сам напишет…».
Зная, что Константин Симонов знает о войне не понаслышке, мне
кажется, что именно он в какой-то степени является прообразом Синцова.
Именно он написал это правдивое, трогающее душу произведение, не
оставившее никого равнодушным.
Особенно актуально звучит оно сегодня, когда некоторые политики
пытаются пересмотреть итоги ВОВ:
«Освобождение России закончено, - сказал Бойко. – Дальше Европа».
Хотя сам он был украинец и освобождал Белоруссию, но сказал обо всем
вместе, как о России, все разом вложил в это одно понятие, как в ту пору
делали и другие, воевавшие во всех фронтах русские и нерусские люди», -
писал К. Симонов.
Учитель
Когда мы говорим о К.Симонове, то невольно вспоминаем слова
Некрасова:
О! Сколько есть душой свободных
Сынов у родины моей,
Великодушных, благородных
И неподкупно верных ей,
Кто в человеке брата видит,
Кто зло клеймит и ненавидит,
Чей светел ум и ясен взгляд.
Да, именно так можно сказать о человеке, «всю жизнь любившем
рисовать войну». Рисовать с одной только целью, чтобы новое поколение
людей не забывало о том, какой ценой достался мир, чтобы помнили тех
«живых и мертвых», отдавших свои жизни за наше счастье.