Разработка урока "Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»"


Министерство образования Омской области
Бюджетное Профессиональное Образовательное
Учреждение Омской области
«Русско-Полянский аграрный техникум»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ
«Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Петр Первый»
Разработчик:
Батеха Ирина Сергеевна
р.п. Русская Поляна
2016
Цели урока:
выявить идейно - художественную задачу А.Н.Толстого – показать
Петра I как государственного деятеля, вызванного к жизни
исторической необходимостью;
дать представление о методе писателя.
Методические приемы:
проверка домашнего задания;
выборочный пересказ;
анализ текста;
углубление знаний по теории литературы.
Ход урока.
I. Слово учителя
В работе над романом толстой использовал обширный исторический
материал мемуарам современников Петра, письма и дневники частных
лиц, официальные документы и исследования ученых. Эти материалы
должны были способствовать достоверности и объективности изображения.
Однако писатель оставил без внимания мнение виднейшего историографа
В.О.Ключевского, который писал о Петре: «Вводя все насильственно, даже
общественную самодеятельность, вызывая принуждением, он строил
правомерный порядок на общем бесправии, и потому в его правомерном
государстве рядом с властью и законом не оказалось всеоживляющего
элемента, свободного лица, гражданина».
Как вы думаете, почему высказывание Ключевского не вписалось в
концепцию Толстого?
Литература социалистического реализма, «единственного верного»
призвана была «дать правдивое, исторически конкретное изображение
действительности в ее революционном развитии». Движущей силой
истории объявлялась классовая борьба, сама история осознавалась как
движение к заранее известной цели к светлым идеалам коммунизма.
Величием цели оправдывались любые жертвы на пути к ней. В эту
концепцию вполне укладывался образ, создаваемый Толстым:
«Личность является функцией эпохи, она вырастает как дерево на
плодородной почве, но в свою очередь крупная, большая личность
начинает двигать события эпохи». В образе Петра воплощен тип
положительного героя, главными чертами которого являются ясность и
прямота, с которой он видит цель и к ней устремляется.
Каким образом Толстой создает такой характер?
II. Реализация домашнего задания: анализ образа Петра в романе.
Слово учителя.
А.Н.Толстой писал: «В моем романе центром является фигура Петра I.
Остальные фигуры, сопутствующие ему, по мере важности, описываются с все
меньшим количеством деталей и с все меньшей ясностью…»
Какие, по вашему мнению, есть свидетельства тому, что в «романе
центром является фигура Петра?
Подчеркивается стремление Петра к самостоятельности, отсутствие
высокомерия с «простыми» сверстниками, готовность учиться от
протаскивания иголки через щеку до строительства кораблей. Тяга ко всему
новому соседствует с неприязнью и даже ненавистью к старому, отжившему:
«Скука старозаветная!» - думает Петр о размеренной жизни в Москве и
занимается постройкой кораблей на верфи Переяславского озера (глава 4, част
5). Толстой показал постепенное формирование личности Петра, превращение
«волчонка», нескладного подростка в государственного деятеля.
Когда приходит к Петру мысль о необходимости преобразований?
В разговоре с Лефортом оформляется стратегия всей жизни царя - планы
будущей неизбежной войны со шведами: «Замахивайся на большее, а по
малому – только кулак отшибешь…»
Как вы считаете, в чем заключается закономерность петровских
преобразований? Как эта закономерность показана в романе?
Какое значение на формирование Петра имела неудача Азовского
похода?
От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал,
неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали другой
человек, зол, упрям, деловит» (глава 7, часть 1). «В два года должны флот
построить, из дураков стать умными», - беспрекословно заявляет Петр. Он
человек не только слова. Но и дела. Флот был построен, Азов был взят. «В
первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву».
Петр видит нищету, убожество, темноту страны: «Отчего сие?
Сидим на великих просторах – и нищие…». В чем он видит выход?
В чем видит автор расхождение позиций Голицына и Петра?
Как образ Петра раскрывается в противопоставлении с Карлом
XII?
Какие действия Петра имеют историческое значение?
III. Оформление тетрадей: выводы.
Деятельность Петра пробуждает к жизни скрытые силы народа. Петр не
нарушает хода исторического процесс, а властно направляет его. Его
преобразования не самодержавный произвол, а осознанная историческая
необходимость, реализация потребностей экономического развития страны.
Образ Петра как государственного деятеля и как человека раскрывается в
постоянной и напряженной борьбе. Действия Петра направлены на благо
страны. В этом патриотический пафос романа.
IV. Практикум.
Задания практикума раздаются по вариантам (ответ письменный).
Задания
1. Литературовед А.П.Налдеев пишет: «Роман «Петр Первый» - книга
оптимистическая, жизнеутверждающая. Именно в нем видно, что А.Толстой
понял закономерность петровских преобразований, прогрессивную роль Петра
в истории русского народа».
В чем заключается «закономерность петровских преобразований»? как
она реализована в романе?
Докажите, что «Петр Первый» книга оптимистическая,
жизнеутверждающая.
2. Критик С.Серов писал: «Если рассматривать развитие личности Петра I
на протяжении всей книги, то основной чертой характера, все ярче
проявляющейся от первых глав к последним, будет бунт против
господствующего в Древней Руси принципа: «Не человек владеет историей, а
история владеет человеком».
В чем в романе проявляется принцип, господствующий в Древней Руси?
Удается ли Петру I опровергнуть этот принцип?
3. «Каким образом А.Толстой достигает единства авторского языка и языка
персонажей? Авторский язык представляет собой несобственную прямую
речь, то есть такую, где слышатся слова, мысли и интонации персонажей…»
(А.Л.Налдеев).
Согласны ли вы с тем. Что в романе «Петр первый» Толстой
достигает единства авторского языка и языка персонажей»?
Что дает автору использование несобственной прямой речи?
Приведите примеры того, когда благодаря несобственной прямой речи в
романе «слышатся слова, мысли и интонации персонажей…»
4. Критик М.Б.Чарный писал: «По-своему содержателен и образ Софьи.
Толстой пишет ее почти одной краской. Это женщина большого ума,
властная и преступно дерзкая. Она является инициатором заговоров и
интриг».
В чем «содержательность» образа Софьи в романе? Докажите, что
«Толстой пишет ее почти одной краской».
Охарактеризуйте Софью самостоятельно, согласны ли вы с критиком?
Какова роль Софьи в композиционном построении романа? Только ли
эта роль в т