Презентация "Человек между людьми (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)"


Подписи к слайдам:
Человек между людьми (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Человек между людьми (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Главная задача этого урока – показать то «вечное», что было в душе Андрея Соколова и других героев рассказа, сохранивших человечность в чудовищных условиях войны. То, что помогает выжить и остаться человеком в любых обстоятельствах.

Что помогло Андрею Соколову пройти через все испытания?

Андрей Соколов в начале рассказа говорит своему случайному собеседнику, что жизнь его «покалечила», «исказнила». Действительно, на долю Андрея выпали ужасные испытания: он воевал, был в плену, потерял всех близких. Ожесточился ли Андрей? Стал ли он злым, мстительным?

С каким чувством вспоминает Андрей свою погибшую жену Ирину? В чём он винит себя самого?

  • С каким чувством вспоминает Андрей свою погибшую жену Ирину? В чём он винит себя самого?
  • Что испытал Андрей, когда узнал, что сын его, Анатолий, «обштопал родителя со всех концов»? Шевельнулось ли в его душе что-то похожее на зависть, досаду?

Кому и чем сумел или хотел помочь Андрей во время войны и плена?

  • Кому и чем сумел или хотел помочь Андрей во время войны и плена?
  • Как Шолохов изображает душевное состояние Андрея, вернувшегося к своим?

Образы других героев очерчены очень бегло. Эти люди большей частью безымянные: командиры Соколова, его товарищи по плену, военврач, взводный, товарищ Соколова и его жена, жившие в Урюпинске. Все они такие же, как Андрей, – добрые и отзывчивые люди. Вспомним, как пленные втянули обессилевшего Андрея в колонну, чтобы он не упал и его не пристрелили фашисты, как неизвестный военврач ночью в холодной церкви оказывал помощь раненым, с каким сочувствием отнеслись солдаты и командиры к горю Соколова, потерявшего сына, как плакала над маленьким Ваней добрая женщина – жена товарища Соколова, как она шила мальчику одежду. И теперь Андрей едет с Ваней к другому своему другу, который зовёт его к себе. Все эти образы подчёркивают главную мысль рассказа Шолохова – мысль о вечных истинах, о непреходящей силе добра и человечности.

Образы других героев очерчены очень бегло. Эти люди большей частью безымянные: командиры Соколова, его товарищи по плену, военврач, взводный, товарищ Соколова и его жена, жившие в Урюпинске. Все они такие же, как Андрей, – добрые и отзывчивые люди. Вспомним, как пленные втянули обессилевшего Андрея в колонну, чтобы он не упал и его не пристрелили фашисты, как неизвестный военврач ночью в холодной церкви оказывал помощь раненым, с каким сочувствием отнеслись солдаты и командиры к горю Соколова, потерявшего сына, как плакала над маленьким Ваней добрая женщина – жена товарища Соколова, как она шила мальчику одежду. И теперь Андрей едет с Ваней к другому своему другу, который зовёт его к себе. Все эти образы подчёркивают главную мысль рассказа Шолохова – мысль о вечных истинах, о непреходящей силе добра и человечности.

В рассказе «Судьба человека», помимо Андрея Соколова, есть и другие персонажи. Какую роль они играют в произведении? Что сближает большинство из них с Андреем?

Рассказ «Судьба человека» построен по принципу «рассказа в рассказе». Какова цель автора, избравшего подобную композицию? Объясните роль пейзажа в начале рассказа.

  • Рассказ «Судьба человека» построен по принципу «рассказа в рассказе». Какова цель автора, избравшего подобную композицию? Объясните роль пейзажа в начале рассказа.

Цель Шолохова – не только в том, чтобы дать своему герою, Соколову, возможность вести повествование от первого лица. Ему, видимо, кажется, что рассказ Андрея прозвучит более искренне, естественно и трогательно, если он «исповедуется» своему брату-фронтовику (к тому же Андрей принимает автора – будем так называть его – за такого же шофёра, как он сам). Но у автора есть и другая цель: он сам хочет быть персонажем рассказа, хочет стоять в одном строю со своими героями, сочувственно отзываться на каждое слово Андрея, вселить в читателя надежду на то, «что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

Цель Шолохова – не только в том, чтобы дать своему герою, Соколову, возможность вести повествование от первого лица. Ему, видимо, кажется, что рассказ Андрея прозвучит более искренне, естественно и трогательно, если он «исповедуется» своему брату-фронтовику (к тому же Андрей принимает автора – будем так называть его – за такого же шофёра, как он сам). Но у автора есть и другая цель: он сам хочет быть персонажем рассказа, хочет стоять в одном строю со своими героями, сочувственно отзываться на каждое слово Андрея, вселить в читателя надежду на то, «что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

Кроме того, такой композиционный приём даёт возможность нарисовать портрет Андрея Соколова и ввести в начало рассказа весенний пейзаж, изображающий пробуждение, воскрешение природы и вселяющий надежду на обновление человеческой души.

Можно ли сказать, что герои рассказа раздавлены «колесом истории»?

  • Можно ли сказать, что герои рассказа раздавлены «колесом истории»?
  • В чём истинный смысл названия рассказа?

В конце рассказа Шолохов пишет: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди?» Да, «колесо истории» не пощадило их. И ничего удивительного нет в том, что автор плачет, глядя им вслед. Такие события бесследно пройти не могут, и Андрей сам чувствует, что сердце у него «раскачалось». Но мысли его теперь о Ване, а не о себе. Он и раньше о себе никогда не думал. И значит, война не убила в нём человека, и «колесо истории», оставив свой страшный отпечаток, не раздавило до конца. Рассказ назван «Судьба человека» не только потому, что здесь описана судьба одного из многих, но и потому, что здесь описана судьба Человека в высоком, нравственном смысле этого слова.

В конце рассказа Шолохов пишет: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди?» Да, «колесо истории» не пощадило их. И ничего удивительного нет в том, что автор плачет, глядя им вслед. Такие события бесследно пройти не могут, и Андрей сам чувствует, что сердце у него «раскачалось». Но мысли его теперь о Ване, а не о себе. Он и раньше о себе никогда не думал. И значит, война не убила в нём человека, и «колесо истории», оставив свой страшный отпечаток, не раздавило до конца. Рассказ назван «Судьба человека» не только потому, что здесь описана судьба одного из многих, но и потому, что здесь описана судьба Человека в высоком, нравственном смысле этого слова.

Действительно ли это произведение об одном человеке, Андрее Соколове? Как вы думаете, почему рассказ назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»?

  • Действительно ли это произведение об одном человеке, Андрее Соколове? Как вы думаете, почему рассказ назван «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»?
  • Что помогло Андрею Соколову преодолеть все испытания судьбы?

Автор сумел в произведении малого жанра, в основном через образ Андрея Соколова, показать нравственный образ нашего народа во время Великой Отечественной войны и после неё. Очевидно, автор хочет сказать, что Андрей Соколов – один из многих, судьба его характерна для человека его времени. Именно сила духа и любовь стали определяющими для Андрея Соколова, помогли ему преодолеть все удары судьбы и сохранить себя.

Автор сумел в произведении малого жанра, в основном через образ Андрея Соколова, показать нравственный образ нашего народа во время Великой Отечественной войны и после неё. Очевидно, автор хочет сказать, что Андрей Соколов – один из многих, судьба его характерна для человека его времени. Именно сила духа и любовь стали определяющими для Андрея Соколова, помогли ему преодолеть все удары судьбы и сохранить себя.

Домашнее задание

Прочитать фрагменты из повести В. Быкова «Круглянский мост».