Анализ романа для студентов и школьников: «Преступление и наказание»


Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Анализ романа для студентов и школьников: « Преступление и наказание».
Подготовила:
Петрова Виктория Александровна
Предмет: литература
Новосибирск
2016
«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков
боюсь!...Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового
собственного слова они больше всего боятся...»
«Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так, ради фантазии сам себя тешу;
игрушки!...»
«Вот эдакая какая-нибудь глупость, какая-нибудь пошлейшая мелочь, весь
замысел может испортить! ...»
«Смириться или не смириться, да и как, собственно, смириться? А что есть
необходимость, позволяющая совершить преступление, не выдумка ли это,
верую ли я в эту необходимость или самообманываюсь, и значит нет мне
оправдания, нет прощения за убиенную Елизавету? (старуха «вошь», про
нее и говорить не имеет смысла). Есть прощение Наполеону за миллионы
трупов? (а задавал ли Наполеон себе рефлексивный вопрос о своем праве
презирать законы социума? Он ведь действовал имманентно, ощущая в себе
это право, да и к чему сравнение глобальных деяний с грязной бытовухой?).
Ведь он веровал в необходимость их устранения. Есть ли у человека право
выходить за границы «социальных табу»? Свободен ли от страдания тот, кто
считает их надуманными?».
«Бесконечной любовью искупит он теперь все страдания».
Действующие лица:
Родион Романович Раскольников, нищенствующий бывший студент,
главный герой повествования.
Авдотья Романовна Раскольникова, сестра Родиона Романовича
Раскольникова. Умная, красивая, целомудренная девушка, влюблённая в
своего брата до самопожертвования. В борьбе за его счастье готова была
пойти на брак по расчёту, но не смогла пойти на связь с Свидригайловым ради
его спасения. Выходит замуж за Разумихина, найдя в нём искреннего и
любящего человека, истинного товарища своего брата.
Плухерия Александровна Раскольникова, мать Родиона Романовича
Раскольникова, приезжает к нему в Санкт-Петербург в надежде выдать дочь за
Лужина и обустроить семейную жизнь.
Пётр Петрович Лужин, адвокат, предприимчивый и эгоистичный делец.
Жених Авдотьи Романовны: желает сделать её своей рабыней, обязанной ему
своим положением и благополучием. Неприязнь к Раскольникову, желание
поссорить его с семьей фундируют попытку обесчестить Мармеладову,
сфальсифицировать совершённую якобы ей кражу.
Дмитрий Прокофьевич Разумихин, бывший студент, друг Раскольникова.
Сильный, веселый, смышленый малый, искренний и непосредственный.
Семён Захарович Мармеладов, бывший титулярный советник, опустившийся
пьяница, алкоголик. В нём отражены черты героев ненаписанного
Достоевским романа «Пьяненькие» , к которому генетически восходит
написание романа.
Катерина Ивановна Мармеладова, жена Семёна Захаровича Мармеладова,
штаб-офицерская дочь. Больная чахоткой женщина, вынужденная одна
воспитывать троих детей; не совсем здорова душевно.
Софья Семёновна Мармеладова, дочь Семёна Захаровича Мармеладова от
первого брака.
Аркадий Иванович Свидригайлов, дворянин, бывший офицер, помещик.
Развратник, подлец, шулер.
Марфа Петровна Свидригайлова, его покойная жена, в убийстве которой
заподозрен Аркадий Иванович, по утверждению которого являлась ему в
виде привидения. Пожертвовала Дуне три тысячи рублей в качестве
наследства, что позволило Дуне отвергнуть Лужина-жениха.
Андрей Семёнович Лебезятников, молодой человек, служащий в
министерстве.
Порфирий Петрович, пристав следственных дел. Мастер своего дела, тонкий
психолог, раскусивший Раскольникова. Предложил ему самому признаться в
убийстве, однако, не был способен доказать виновность Родиона, ввиду
отсутствия улик.
Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель, Сдавала квартиру
Лебезятникову, Лужину, Мармеладовым. Глупая и вздорная женщина,
гордящаяся своим отцом, происхождение которого вообще не известно.
Алёна Ивановна, коллежская секретарша, процентщица; «сухонькая и
злобная старушонка». Убита (зарублена) Раскольниковым.
Лизавета Ивановна, сводная сестра Алёны Ивановны, находящаяся под её
влиянием и исполняющая её любые приказания. Её простота и честность
снискала ей всеобщую любовь. Случайная свидетельница убийства;
«вынужденно» убита (зарублена) Раскольниковым. Была беременна, о чём
Раскольников знал.
Зосимов, доктор, приятель Разумихина. Самоуверен, знает себе цену.
Заметов Александр Григорьевич, письмоводитель в полицейской конторе,
друг Разумихина. Вместе с Разумихиным приходит к Раскольникову во время
его болезни сразу после убийства старухи.
Герои типа Раскольникова всегда интеллектуально выше остальных:
недаром ум Раскольникова признаёт всё, Свидригайлов ждёт от него какого-то
нового слова. Но Раскольников чист сердцем, его сердце полно любви и
сострадания девочке на бульваре, к матери и сестре, к Сонечке т её семье).
Понимание души человека не может быть однозначным. В отличие от
Толстого, который сам объясняет, почему герой поступает так, а не иначе,
Достоевский заставляет читателей вместе с героем пережить какие-то события,
видеть сны и во всей этой повседневной сумятице непоследовательных
поступков, неясных диалогов и монологов самостоятельно найти
закономерность.
Огромную роль в жанре психологического романа играет описание
обстановки. Общепризнанно, что само описание Петербурга соответствует
настроению героев. Город становится герой повествования. Город пыльный,
грязный, город преступлений и самоубийств.
Своеобразие художественного мира Достоевского в том, что его герои
проходят через опасный психологический эксперимент, впуская в себя
«бесов», тёмные силы. Но писатель верит, что, в конце концов, герой
пробьётся сквозь них к свету. Но каждый раз читатель останавливается перед
этой загадкой преодоления «бесов», потому что однозначного ответа нет.
Это необъяснимое остаётся в структуре романов писателя.
Достоевский создал новый жанр романа – психологический роман.
В основе такого жанра человек как великая тайна, в которую вместе с
читателем заглядывает автор. Что руководит человеком, почему тот или иной
способен на греховные поступки, что происходит с человеком, преступившим
черту?
Атмосфера романа мир униженных и оскорблённых, где нет
счастливых, нет не падших. В этом мире сочетается реальность фантастика,
поэтому особое место в романе занимают сны Раскольникова которые не так,
как в традиционном романе предсказывают судьбу героя. Нет, сны
Раскольникова отражают состояние его психики, его души после убийства
старухи, проецируют действительность (сон об убийстве лошади),
аккумулируют философскую теорию героя (последний сон Раскольникова).
Каждый герой поставлен в ситуацию выбора.
Этот выбор давит на человека, заставляет его идти вперёд, идти, не
думая о последствиях, идти только для того, чтобы узнать, на что он способен,
чтобы спасти другого или себя, чтобы себя погубить.
Ещё одной жанровой особенностью таких романов является полифония,
многоголосие.
В романе огромное количество героев, которые ведут разговоры,
произносят монологи, выкрикивают что-то из толпы и каждый раз это не
просто фраза, это философская проблема, вопрос жизни или смерти.
Герои Достоевского носят в своей душе или ад или рай. Так Сонечка
Мармеладова, несмотря на ужасы профессии, носит в душе рай, её
жертвенность, её вера и спасают её от ада жизни. Такой герой, как
Раскольников, по мнению Достоевского, в уме своём подчинён дьяволу и
выбирает ад. Но в последний момент, когда герой заглядывает бездну, он
отшатывается от неё и идёт доносить на себя. Есть в романах Достоевского и
герои ада. Они давно и сознательно выбрали ад не только умом, но и сердцем.
И сердца их очерствели. Таков в романе Свидригайлов. Для героев ада один
выход – смерть.
Реализм — художественное направление в литературе и искусстве,
для которого характерно стремление к объективности и непосредственной
достоверности изображаемого, исследование взаимосвязи между
характерами и обстоятельствами, воспроизведение подробностей
повседневной жизни, правдивость в передаче деталей.
Реализм как метод возник в русской литературе первой трети ХIХ века.
Основным принципом реализма является принцип жизненной правды,
воспроизведение характеров и обстоятельств, объясняемых социально-
исторически (типические характеры в типических обстоятельствах).
Писатели-реалисты глубоко, правдиво изображали различные стороны
современной им действительности, воссоздавали жизнь в формах самой
жизни. Основу реалистического метода начала ХIХ века составляют
положительные идеалы: гуманизм, сочувствие униженным и оскорбленным,
поиски положительного героя в жизни, оптимизм и патриотизм. К концу ХIХ
века реализм достиг своей вершины в творчестве таких писателей, как
Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.
ХХ век поставил перед писателями-реалистами новые задачи, заставил
их искать новые пути освоения жизненного материала. В условиях подъема
революционных настроений литература все больше проникалась
предчувствиями и ожиданиями грядущих перемен, «неслыханных мятежей».
Чувство приближающихся социальных сдвигов вызвало такую интенсивность
художественной жизни, какой еще не знало русское искусство. Вот что писал
Л. Н. Толстой о рубеже веков: «Новый век несет конец одного мировоззрения,
одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения,
другого способа общения». Веком «духовного обновления» назвал ХХ век М.
Горький.
Основные черты реализма:
объективизм в изображении жизни
нравственный идеал автора
типические характеры при несомненной индивидуальности героев
(таковы, например, герои пушкинского «Онегина» или гоголевские помещики)
типические ситуации и конфликты (наиболее распространенные
конфликт лишнего человека и общества, маленького человека и общества)
типические обстоятельства (например, обстоятельства воспитания
Татьяны Лариной)
внимание к психологической достоверности характеров
(психологическая достоверность характеров Толстого и Достоевского)
обыденная и повседневная жизнь героев (герой не выдающаяся
личность, как в романтизме, а тот, кто узнаваем читателями как, например, их
современник)
внимание к точности и детали (по деталям в «Евгении Онегине» можно
изучить эпоху)
неоднозначность авторского отношения к героям (нет деления на
положительных и отрицательных персонажей, например, отношение
Лермонтова к Печорину)
важность социальных проблем: общество и личность, роль личности в
истории, «маленький человек» и общество и т.д.
исследование социальных закономерностей романе Л. Толстого
«Воскресенье»)
приближение языка художественного произведения к живой речи
возможность использования символа, мифа, гротеска и т.п. как
средства развития характера героя (например, при создании образа Наполеона
у Толстого или образов чиновников и помещиков у Гоголя)
Основные жанры реализма:
Рассказ, повесть, роман.
Хронотопы.
В романе «Преступление и наказание» мы сталкиваемся с необычайно сжатым
пространством. Маленькие комнаты, узкие улицы. Раскольников живет в
комнате, похожей на гроб. Конечно, это не случайно. Писателя интересуют люди,
оказавшиеся в жизненном тупике, и это подчеркивается всеми средствами. Когда
в эпилоге Раскольников обретает веру и любовь, пространство раскрывается.
Пространство романа слепок реального Петербурга.
В этом ракурсе интересен образ «вечности на аршине пространства», который
не раз осмысляется автором и героями романа. Так, например, Раскольников,
признавшись Соне в убийстве процентщицы, бродит без цели: «Какая-то
особенная тоска начала сказываться ему в последнее время...
предчувствовалась какая-то вечность на аршине пространства».
Этот образ имеет характер не просто повторяющейся детали, но и
своеобразного символа, поясняющего смысл романа в целом. Он возникает в
сознании Раскольникова после убийства старухи, когда герой бродит по
городу: «Где это я читал, как один приговоренный за час до смерти... думает,
что если бы пришлось ему жить где-нибудь, стоя на аршине пространства всю
жизнь, тысячу лет, вечность, то лучше так жить, чем сейчас умирать!..»
Образ этот связан с выходом из сложных жизненных тупиков, в которых
оказываются герои Достоевского. Именно в таком духовном тупике пребывает
Раскольников: собираясь уже уйти от старухи-процентщицы, он «тотчас же
одумался, вспомнив, что идти больше некуда...». Это «некуда» связано не
только с бытовым, житейским планом, но и передает состояние
безысходности, безвыходности положения Раскольникова, которому
действительно уже «некуда идти». Герой задыхается в своей неуютной
каморке, задыхается в квартире старухи. И это тоже включается автором в
образ «вечности на аршине пространства».
Здесь вспоминаются слова другого героя романа — Мармеладова: «ведь
надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти».
Эта простая на вид фраза заключает в себе определенную жизненную
мудрость, так как не только Раскольников, но и остальные герои романа ищут
выход из тупика, в который их загоняет жизнь. Это также и более обобщенный
символ, связанный с надеждой любого человека на обретение душевного
покоя и счастья.
Образ-символ «аршина пространства» варьируется на протяжении всего
повествования. Неслучайно квартира Раскольникова «походила более на
шкаф, чем на квартиру». Здесь, в тесноте и духоте, проходит большая часть
его жизни, здесь в его мозгу рождается идея преступления. И писатель
действительно указывает на связь духовных устремлений своего героя и того
«аршина пространства», на котором он находится.
Образ каморки-гроба Раскольникова связан с изображением каморки Сони:
ее «комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного
четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое». Даже Раскольников
угрюмо замечает: «Я бы в вашей комнате по ночам боялся». Каморки Сони и
Раскольникова становятся в романе олицетворением пространства всего
Петербурга. Весь город становится каморкой, где задыхаются люди. Так, мать
Раскольникова размышляет: «Пусть пройдется, воздухом хоть подышит... а где
тут воздухом дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек». Так
складывается символ замкнутого, бездуховного пространства всего мира,
который отделен стеной от живой жизни.
Существует ли исход из подобного тупика? Вот, к примеру, герой видит, как
вытаскивают из воды женщину. «Что же это за исход! думает он.
...Исход ли, однако? А все равно! Аршин пространства будет!» Как ни
печально, но для многих героев романа подобный выход становится
единственно возможным. Правда, Раскольникову иногда «случалось... уходить
за город, выходить на большую дорогу», но «он поскорее возвращался в
город». Герой чувствует внутреннюю необходимость в свободе мысли и духа,
но в чем-то он уже сжился со своим «аршином пространства». Характерно,
однако, что в развитии этого образа-символа прослеживается и воскресение
Раскольникова. Оно происходит на открытом месте, залитом солнцем. Это еще
раз, видимо, подтверждает, что мир образов Достоевского чрезвычайно богат
и емок. Отсюда смысловая и художественная целостность его романов.
Главы.
В романе шесть частей и эпилог. Однако это членение не замедляет
действие, а убыстряет его. В каждой новой части романа конфликты
нарастают и служат основанием для новых, еще более острых ситуаций.
Членение романа соответствует нарастанию трагедийного звучания его. Ввод
новых действующих лиц связан с обострением сюжетных положений. Причем
каждая из частей обрывается на интересном месте (фельетонный прием).
Переход же от одной части к другой, как правило происходит в романе через
сон, обморок или бред. Так, первая часть заканчивается тем, что Раскольников
впадает в состояние забытья. В начале второй части он пробуждается. В
финале ее он падает в обморок при встрече с матерью и сестрой. В начале
третьей части Раскольников приходит в сознание. В конце третьей части герой
видит сон, где вновь пытается убить старуху-процентщицу. И этот сон плавно
переходит в явь к Раскольникову приходит Свидригайлов. Четвертая часть
начинается разговором героев, а заканчивается она внезапной встречей
Раскольникова с мещанином. Пятая часть начинается описанием чувств
Лужина, после его расстроившегося сватовства к Дунечке, а заканчивается
разговором Родиона со Свидригайловым, в котором последний в
определенном смысле разоблачает героя. В начале шестой части представлен
анализ душевного состояния героя. Автор отмечает его страх, апатию,
расстройство сознания. Заканчивается же шестая часть сценой признания
Раскольникова в полиции. В начале эпилога рассказ автора о суде, в финале
описание чувств Родиона к Соне.
Однако кроме авторского членения, мы можем выделить в романе две
условные части. Это жизнь героя до преступления и жизнь его после. Однако
сама сцена убийства при этом не является кульминацией сюжета романа, а
является лишь его завязкой. Кроме основной сюжетной линии, в романе
присутствуют побочные сюжетные истории. Одна из них история семейства
Мармеладовых. Как отмечают исследователи, жанровые истоки этой
сюжетной линии реалистическая проза натуральной школы и
бытописательский «бульварный роман». Эта линия очень важна в романе, так
как она раскрывает судьбу Сони, пересекшуюся с судьбой Раскольникова.
«Линии их жизни пересеклись в самой критической для них точке. Их души
соприкоснулись именно в тот момент, когда они еще обнажены для боли,
своей и чужой, еще не привыкли к ней, не отупели». Вторая сюжетная линия
это история Дунечки Раскольниковой (взаимоотношения со Свидригайловым,
сватовство Лужина, брак с Разумихиным). Эта линия развивается в жанре
сентиментальной повести или мелодрамы.
Попробуем проследить развитие сюжета в романе. Первая часть (до
преступления героя) является экспозицией. Здесь дается подробный портрет
героя, описаны обстоятельства его жизни. Главы здесь расположены по
принципу нарастания напряженности. Сначала Раскольников случайно
слышит разговор студента и офицера об Алене Ивановне и Лизавете (но
сообщается об этом читателю лишь в шестой главе). Затем он знакомится в
распивочной с Мармеладовым и узнает его жизненную историю. Потом
Родион получает письмо от матери, в котором она сообщает о «необходимой
жертве» предстоящем браке Дунечки с Лужиным. Потом он видит пьяную
девушку на бульваре, которую преследует неизвестный господин. Далее
Раскольников видит сон, в котором Миколка забивает лошадь. Последняя
глава представляет собой кульминацию событий, происходящих в первой
части: герой убивает старуху-процентщицу и ее сестру. С большим
мастерством писатель изображает человека, чьим сознанием овладела идея. «И
хотя он действовал сознательно, но в то же время как будто и не по своей воле,
как будто он выполнял чье-то чужое предписание. Это впечатление, что
Раскольников, одержимый своей идеей, действовал как будто не по своей воле,
а так, как будто он краем одежды попал в колесо и оно его закружило,
завертело, Достоевский усиливает изображением ряда случайностей. В
трактире Раскольников слышит рассуждение студента о том, что во имя
высоких целей старуху-процентщицу можно убить»
[2]
. Другой случайностью
становится его возвращение домой через Сенную площадь, где он узнает о
том, что Алена Ивановна завтра, ровно в семь часов вечера, останется дома
одна. И третьей случайностью становится убийство им Лизаветы. Сцена
убийства является при этом завязкой основного конфликта.
Во второй части мы наблюдаем развитие действия, нарастание внутренней и
внешней напряженности повествования. Раскольников падает в обморок в
полицейском участке. Достоевский здесь обнажает все переживания героя.
Так, узнав истинную причину вызова в полицию, он испытывает чувство
облегчения. Вместе с тем он постоянно опасается, не выдал ли он себя
нечаянно во время бредового состояния. Вскоре в душе Раскольникова
появляется «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и
отчуждения». Он чувствует, что «как будто ножницами» отрезал себя от всех
окружающих. Душевную борьбу героя Достоевский изображает с помощью
внутренних монологов. Особенно остро и мучительно Раскольников
переживает собственное отчуждение от родных. «Мать, сестра, как любил я
их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу,
подле себя не могу выносить…<…> О, как я ненавижу теперь старушонку!
Кажется бы, другой раз убил, если б очнулась! Бедная Лизавета! Зачем она тут
подвернулась!.. Странно, однако ж, почему я об ней почти и не думаю, точно и
не убивал?.. Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!..
Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и
тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!..». В этом монологе человеческая натура
героя контрастно соприкоснулась с его ужасной теорией.
Дальнейшее развитие действия это знакомство героя с Лужиным и
Свидригайловым, его общение с Разумихиным и с Соней. Мы видим, что
внешняя напряженность действия также возрастает. Начинается своеобразный
поединок Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем. Именно он
первым догадывается о преступлении и начинает расставлять своеобразные
психологические ловушки. В свою очередь, Родион пытается избежать этих
ловушек, не попасться в них и сохранить при этом естественность и
натуральность поведения. Душевные муки героя обнажаются в его снах. Так, в
своем третьем сне он вновь убивает Алену Ивановну, а она над ним смеется.
Комната вдруг наполняется людьми, все становятся свидетелями его
преступления «все люди, голова с головой, все смотрят но все притаились
и ждут, молчат!..». Здесь писатель в определенном смысле оценивает
преступление Раскольникова.
Кульминацией внешней интриги становятся признания героя. Это
признание Раскольникова Соне, его третья встреча с Порфирием Петровичем
(когда последний обвиняет его в убийстве) и признание его в участке.
Кульминацией же основного конфликта становится третий сон героя о
«моровой язве». В этом сне идея Раскольникова доводится до абсурда. Весь
мир видится ему охваченным «страшной эпидемией», когда люди заражены
«трихинами». Зараженные становятся сумасшедшими, они живут,
руководствуясь лишь собственными взглядами, считая их абсолютной
истиной. Все это приводит людей к бессмысленным убийствам, а в конечном
итоге к гибели всего мира.
Внешней развязкой детективного сюжета становится рассказ о суде и
отправке героя на каторгу. Развязка дана нам в «Эпилоге». Развязка же
внутреннего конфликта намечена в романе пунктиром: это любовь
Раскольникова к Соне, таящая в себе надежду на возвращение героя к жизни.
В «Эпилоге» также мы узнаем о дальнейших судьбах героев: Пульхерия
Александровна умирает, Дуня выходит замуж за Разумихина, Соня едет за
Раскольниковым в Сибирь.
Анализируя ход сюжетного действия в романе, отметим художественные
приемы Достоевского. В повествовании доминирует восприятие героя, автор
отделяет себя от героя, жизненной философии Раскольникова
противопоставлены взгляды Сони, Разумихина, Порфирия. Мнение же автора
нигде не дано открыто. Как отмечает Назиров, «герой сочиняет роман своей
судьбы, автор присутствует при этом на правах «литературного критика», но
не моралиста: точно так же Пушкин, сочувствуя Ленскому, иронизировал над
его творчеством. Достоевский входит в роман как сюжетостроитель на
равных правах с героем. <…> Таким образом, Достоевским в сюжете
сознательно строится противоречие между героем и автором, между частью и
целым, моделирующее бунт романтического мыслителя против бога. <…> Это
удивительный и необычайно эффективный художественный прием». Затем
отметим прием композиционного повтора. Раскольников несколько раз
посещает квартиру Алены Ивановны, трижды он встречается со следователем,
дважды с Соней, сюжет о воскресении Лазаря повторяется в разговоре с
Соней и Порфирием Петровичем. Кроме того, писатель использует прием
подслушивания. Так, Свидригайлов подслушивает разговор Раскольникова с
Соней. Кроме того, отметим наличие в произведении композиционных
вставок. Это сны и грезы Раскольникова, сон Свидригайлова, письмо
Пульхерии Александровны, а также библейская притча о воскресении Лазаря.
Двойники Раскольникова
Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший
студент, вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег. Он создал свою
собственную теорию, которая утверждала право одних убивать других. Все
люди, по его мнению, делились на два разряда: обыкновенных и
необыкновенных, которые имели право распоряжаться судьбами первых.
Чтобы проверить свою теорию, Раскольников идет на преступление: убивает
старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. В течение всего романа идет как
бы проверка этой теории и постепенное ее отрицание. Для этого писатель
использует такой прием, как система двойничества. Через двойников
Раскольникова - Лужина и Свидригайлова - писатель утверждает право
человека на жизнь и свободу.
Лужин самый ненавистный Достоевскому персонаж. Живя в
провинции, он начинает копить деньги, надеясь перебраться в Петербург и
занять свое место в высшем обществе. Он полуобразован, даже не очень
грамотен, но при этом кляузник. Он переезжает в Петербург, чтобы заняться
адвокатурой, которая обещала жирные куски. Петр Петрович предстает как
угрюмая и высокомерная личность. Ему сорок пять лет. Он чопорный,
осанистый, с осторожной и брюзгливой физиономией человек. Лужин -
человек деловой, расчетливый, практичный, тщеславный, служит сразу в двух
местах, чувствует себя обеспеченным. Равенство он понимал по-своему, он
хотел стать равным с более сильными. Людей, которых он опередил на
жизненном пути, он презирал, хотел над ними властвовать, хотел показать им
тяжесть своих ударов. Его тешило чувство хищнической
самоудовлетворенности, торжество победителя, столкнувшего другого вниз,
на дно, чтобы занять его место. Лужин положил взять девушку честную, но
без приданого”, поэтому “жена должна считать своего мужа благодетелем”.
Ум у Лужина практически рационалистический, копеечно-расчетливый. Но
Лужин стоит в начале процесса, он подловат и небрезглив морально, сеет
сплетни. Он не понимает ни бескорыстной честности, ни благородства.
Разоблаченный и выгнанный Дуней, он полагает, что может все еще поправить
деньгами. Ошибку свою он видит в том, что не давал денег Дуне и ее матери.
Ум Лужина весь ушел в собственность, в сколачивание капиталов, в делание
карьеры. Выскочка, он по-своему ломал старую патриархальную жизнь,
причислял себя к новым людям. Лужин лишен совести. Он убежден, что все
таковы, как он. Лужин тянулся к молодому поколению, потому что
предполагал в нем силу, он страховался, менял кожу и становился
либеральным. Из движения 60-х годов он извлек урок: обогащайтесь. Лужин
не имеет ничего общего с исканиями новой правды и новой справедливости.
Лужин - ключ к пониманию сущности действительности,
складывавшейся после поражения революционно-демократического движения
шестидесятых годов на почве начавшихся буржуазных реформ.
Другим двойником Раскольникова является Аркадий Иванович
Свидригайлов. Восприятие этого человека неоднозначно. С одной стороны,
это подлый, мерзкий, грязный человек, погубивший Марфу Петровну и
пытавшийся загубить жизнь Дуни. Таким он представляется Раскольникову.
Но ведь он помогает детям Катерины Ивановны и Сонечке. Это человек,
который в жизни все повидал, узнал, испробовал, которому все надоело. Он
нравственный нигилист, безыдейный и бессмысленный злодей. Основная цель
его жизни - заполучить Дуню.
Свидригайлов пренебрегал всем и каждым. Он считал, что все
дозволено, что все поступки весят одинаково, что человеческие действия не
подлежат нравственной классификации. Он циничен до крайности и насквозь
проникнут теорией безнадежности. При этом он признает бессмысленность
своего существования в этом мире, он бессилен перед собственными
страстями. У него нет выхода, он хотел жить, и боялся смерти, но все-таки
преодолел страх смерти и убил себя. Злодей и развратник, он на протяжении
всего романа больше других совершает массу добрых дел. Собираясь в
трагический вояж”, он обеспечил будущее своим детям. В Петербург
Свидригайлов приехал, чтобы помочь Дуне освободиться от Лужина. Он
понимал людей и использовал последние часы своей жизни для того, чтобы
направить судьбы окружающих людей в добрую сторону. Наружность
Свидригайлова привлекательна. Он крепок, свеж, вина не пьет, выглядит
джентльменом и вызывает к себе интерес, несмотря на что-то
настораживающее в его глазах.
Реформа 1861 года его не затронула. Он был хорошим и преуспевающим
хозяином, но он чувствовал себя неустроенным в мире. Его не тянет к сытым и
довольным. Свидригайлов тоже принадлежал к числу “разочаровавшихся”. Он
не видит путеводной звезды, не знает цели в жизни. У него нет связи с
жизнью, с историческими судьбами России. Он не имеет устоев для жизни, но
он человек по-своему тонкий и многое может понять, но он разочарован до
дна, он не верит, ни в Бога, ни в черта.
Итак, Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” показал
типичных представителей российской жизни периода становления
капиталистических отношений в стране. Каждый из героев создал свою
теорию, согласно которой живет, но оба они являются продолжением теории
Раскольникова, разделившего людей на тварь дрожащую” и “право
имеющих”.
Список использованной литературы
1. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Роман Спб.: Наука, 1989
290с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.Двойники Раскольникова.
URL:http://www.litra.ru/composition/get/coid/00054701184864070424
2.Шкловский В. Б. Повести о прозе. Размышления и разборы // Шкловский
В.Б. Избранное: в 2-х томах. Том 1. М.: Художественная литература, 1983.
639с. URL: http://philologos.narod.ru/shklovsky/prosetales.html
3.Жанровое своеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и
наказание» URL:http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/zhanrovoe-
svoeobrazie-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie