Презентация "Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием»" 11 класс


Подписи к слайдам:
PowerPoint Presentation

Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием».

  • Нет, и не под чуждым небосводом,
  • И не под защитой чуждых крыл,-
  • Я была тогда с моим народом,
  • Там, где мой народ, к несчастью, был.

В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):      - А это вы можете описать?      И я сказала:      - Могу.      Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

  • В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):      - А это вы можете описать?      И я сказала:      - Могу.      Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.
  • Н. И. Ежов – нарком внутренних дел с 1936 по 1938 г. Ежовщина – страшные годы репрессий. Казнён 1.04.1940 г. по приговору « За необоснованные репрессии против советского народа».
  • Лев Гумилёв, сын А.Ахматовой

  • «Ты сын и ужас мой»
  • 1935 г.- первый арест
  • Льва Гумилева.
  • 1938- 1943гг.- второй арест сына за участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ
  • ( 10 лет заменены на 5).
  • 1949-1956гг.-
  • третий арест.

А.Ахматова: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал».

  • «Реквием» :
  • - эпиграф (1961 г.)
  • - Вместо предисловия (1 апреля 1957 г.)
  • - Посвящение (март 1940 г.)
  • - Вступление (ноябрь 1935 г.)
  • - 10 стихотворений (1938-1940 г.г.)
  • - Эпилог (1940 г.)
  • Осень 1962 г.- компоновка стихотворений в единое целое, первая запись на бумаге.
  • 1988 г. - публикация в журналах «Октябрь» и «Нева».

Реквием – католическое богослужение по умершем, также траурное музыкальное произведение.

  • Реквием – католическое богослужение по умершем, также траурное музыкальное произведение.
  • Рис.А.Бергстрем

  • «Реквием»- воистину «томов премногих тяжелей»…Останется навсегда безмолвный приговор зверству.(Б.Зайцев)
  • «Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына» ( А.Солженицын)
  • Трагедия матери и сына или
  • трагедия народа?
  • Давала читать «Reguiem» … Я таких слов о своих стихах никогда не слыхала. («Народные»). (А.Ахматова)
  • «Реквием» - автобиография поэта, а не народная трагедия.» (И.Бродский)

  • Лирическая героиня
  • Автор поэмы
  • Страдающая мать
  • «Посвящение»
  • «Эпилог»
  • Главы 1-10

  • Особенности поэмы
  • Напоминают народные песни - причитания, колыбельные
  • Душевные мучения отражены в различных по ритмике строках
  • Лирическая героиня и автор поэмы , и страдающая мать
  • Множество страдающих женщин и среди них Ахматова
  • Главы не выдержаны в едином размере

Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском качался Возле тюрем своих Ленинград.

Уводили тебя на рассвете,

  • Уводили тебя на рассвете,
  • За тобой, как на выносе, шла…

Муж в могиле, сын в тюрьме,

  • Муж в могиле, сын в тюрьме,
  • Помолитесь обо мне.

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

  • Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
  • Я бы так не могла, а то, что случилось,
  • Пусть черные сукна покроют,
  • И пусть унесут фонари... Ночь.

Показать бы тебе, насмешнице

  • Показать бы тебе, насмешнице
  • И любимице всех друзей,
  • Царскосельской весёлой грешнице,
  • Что случится с жизнью твоей…

Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой.

  • А.Ахматова с сыном Львом Гумилёвым

Легкие летят недели,

  • Легкие летят недели,
  • Что случилось, не пойму.
  • Как тебе, сынок, в тюрьму
  • Ночи белые глядели…

И упало каменное слово

  • И упало каменное слово
  • На мою еще живую грудь.
  • Ничего, ведь я была готова,
  • Справлюсь с этим как-нибудь.

Ты все равно придешь - зачем же не теперь? Я жду тебя - мне очень трудно.

  • Ты все равно придешь - зачем же не теперь? Я жду тебя - мне очень трудно.
  • Я потушила свет и отворила дверь
  • Тебе, такой простой и чудной.

Хор ангелов великий час восславил,

  • Хор ангелов великий час восславил,
  • И небеса расплавились в огне.
  • Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"
  • А матери: "О, не рыдай Мене..."

И я молюсь не о себе одной,

  • И я молюсь не о себе одной,
  • А обо всех, кто там стоял со мною,
  • И в лютый холод, и в июльский зной
  • Под красною ослепшею стеною.

Слова «Реквиема» обращены ко всем «умершим» на 70 лет согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. Тем, кто мучил, и тем, кто был замучен. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Автографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и личными.

  • Слова «Реквиема» обращены ко всем «умершим» на 70 лет согражданам. Тем, кто сажал, и тем, кто сидел. Тем, кто мучил, и тем, кто был замучен. И в этом смысле это глубоко народное произведение. В небольшой по объёму поэме показана очень горькая страница жизни всего народа. Автографическая линия только делает картины всеобщей глобальной трагедии более проникновенными и личными.
  • Завещание
  • жены,
  • матери,
  • поэта...

… здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов…

  • … здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов…
  • И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слезы струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.
  • … здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов…
  • И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слезы струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.
  • Памятник А.Ахматовой в Санкт-Петербурге появился на набережной Робеспьера спустя 40 лет после её. Скульптор - Галина Додонова.

  • В Санкт-Петербурге появился
  • памятник Анне Ахматовой.
  • Бронзовую скульптуру
  • установили на набережной Робеспьера.
  • Поэтесса словно смотрит через Неву на
  • следственный изолятор «Кресты».