Презентация Ч. Айтматова "Плаха" 11 класс


Подписи к слайдам:
Проблематика романа Ч.Айтматова «Плаха»

К уроку литературы в 11 классе по роману Чингиза Айтматова «ПЛАХА»

Автор: учитель русского языка и литературы

МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина

Моздокского района РСО – Алания

Горичная Наталья Фёдоровна

ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ (по роману Чингиза Айтматова «ПЛАХА».1986)

Душа наша застряла между жаждой высокой духовности и соблазнами низкой материальности. В мире много грустного, горького, гадкого. Хочешь изменить этот мир?

Начни с себя! Ведь улица, ведущая к Храму, проходит через нашу душу.

Критик Иван Клямкин

Цели и задачи урока:

Проанализировать роман Ч.Айтматова «Плаха», выявив основные сюжетные линии, образы персонажей, проблематику произведения;

В ходе анализа найти ответ на вопрос, вынесенный в тему урока:

ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ?

Эпиграфы к уроку:

Мы – источник веселья

и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны

И чистый родник.

Человек, как в зеркале мир, многолик:

Он ничтожен,

И он же безмерно велик.

Омар Хайям

Человек! Как наивен ты, полагая, что твоё превосходство

над всеми другими, живущими на земле,

абсолютно.

Э.Сеттон – Томпсон.

Проблемы, поднятые в романе

Экологические

История волков

Облава на сайгаков

Нравственные

Жизненные ценности

Нравственный выбор

Социальные

Наркомания

Пороки власти

КОНФЛИКТ РОМАНА

Мир людей

Мир природы

Непримиримое противоречие

Сюжетные линии романа

Айтматов в «Плахе» выражает тревогу за всё человеческое в мире.

Перечитаем начальную и финальную сцену романа.

Докажите, что они замыкают в круг драму человеческого бытия.

История Авдия

История волков

Дисгармония, царящая в мире людей, приводит ко всеобщей трагедии.

Облава на сайгаков Часть 1 глава 3

«Обитателям уникальной саванны не дано было знать, что в самых обычных для человечества вещах таится источник добра и зла на земле. И что тут всё зависит от самих людей – на что направят они эти самые обыкновенные вещи: на добро или худо, на созидание или разор».

  Роман Ч. Айтматова «Плаха»- предупреждение человечеству о том, что мир может исчезнуть.

Проблемы экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.

Смысл названия романа

Плаха – деревянная колода, на которой в старину

ЧЕЛОВЕК – орудие убийства живой природы, себе подобных, окружающего мира и , в конечном счёте, себя.

Плаха – деревянная колода, на которой в старину отсекалась голова приговорённого к казни. Помост, на котором совершалась казнь.

История жизни волков

  • Какой поступок волков говорит о том, что они начинают себя вести как люди? (Убийство ради убийства).
  • С помощью каких ещё художественных приемов автор очеловечивает Акбару? (Сон, молитва – внутренний монолог – ч.3, гл.5).
  • Что известно о жизни волчьей пары?
  • Почему у них есть имена?
  • Как складываются отношения между волками? – ч.1, гл.1.
  • Проанализируйте поведение волков после исчезновения волчат? – ч.3, гл. 2,3,4.

История жизни волков

  • Какие нравственные проблемы поднимает, рассказывая о жизни волков?
  • (Человечность животных противопоставлена бесчеловечности людей. Нравственное единство тех, у кого есть душа.)

  • Как ведёт себя волчица и после смерти Ташчайнара. Докажите текстом – ч.3, гл.5.
  • Проанализируйте поведение Акбары во время ее встречи с Кенджешем.
  • С какой целью автор очеловечивает волков?

Какую роль играет в романе сюжетная линия волков?

Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нём высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им . Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним.

Причём они не сводятся к одному лишь инстинкту, а озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара.

Жестокость порождает ответную жестокость – таков закон жизни.

Зло, сотворённое человеком, возвращается к нему и бьёт с удвоенной жестокостью и силой - вот главный вывод из повествования о волчьей семье.

Мир природы и мир социальный взаимосвязаны.

Вооружённый научно – техническими достижениями и лишённый исторической памяти, природного чувства и социального разума человек обрекает природу, а значит и самого себя, на уничтожение – на смерть.

Автор об образе главного героя:

« Из всех линий романа главная для меня – Авдий, его искания. Я пытался совершить путь через религию к человеку, не к Богу, а к человеку»!

Главный философский конфликт романа

«Не бывает изолированных судеб. Мы все переплетены, как нити в пряже».

Судьба Авдия Калистратова –

Ещё один пласт в драме человеческого бытия.

ДОБРО

ЗЛО

Биография Авдия. Его жизненные искания.

Оказываются ли верными слова Координатора о том, что «в миру не терпят тех, кто подвергает сомнению основополагающие учения»? Когда Авдий понимает это?

Почему Авдий оказывается среди наркоманов?

Что можно сказать о каждом из них?

Проанализируйте разговор Авдия и Гришана – ч.2, гл.1.

Что символизирует драка в вагоне?

ТАК СТОИЛО ЛИ?

Биография Авдия. Его жизненные искания.

Какая роль отведена в романе легенде об Иисусе?

Зачем понадобилось автору сочетание мифа и реальности?

Как Авдий оказался на облаве? Кто такие обер-кандаловцы?

За что они судят Авдия?

Как его казнят?

К кому обращены последние слова героя?

Вместо заключения…

«Этот роман, как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому. Одуматься. Осознать свою ответственность за всё, что так – на пределе – обострилось и сгустилось в мире».

Е. Сурков

ТАК ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ?

«Люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».

Ф.Достоевский

Домашнее задание

  • Опираясь на материал романа Ч.Айтматова «Плаха», написать сочинение-рассуждение
  • «ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ».

Использованные материалы:

  • 1) Ч.Айтматов «Плаха» - «Роман-газета» № 11-12 1987 год
  • 2) Косоруков А. "Плаха" - новый мир или новая реальность? Наш современник. - 1988. –
  • N 8, с 141-152.
  • 3) Обсуждаем роман Ч. Айтматова "Плаха". Студенческий меридиан. - 1987. - N 10, с. 48-53.
  • 4) Сурков Е. Трагедия в Моюнкумах. Правда. - 1986. - 22 ноября.

Использованные материалы:

Фото Айтматова: http://oboi-na-stol.com/pub/original_images/oboi-na-stol.com-295463-

Волк: http://www.zwalls.ru/download/24118/800x480/

Акбара: http://tapety.tja.pl/obrazki/tja_normalne/89698.jpg

Сайгаки: http://www.smileplanet.ru/upload/hl-photo/225/73e/zapovednik_chernie_zemli_12.jpg

Сайгаки: http://thenews.kz/2012/06/15/1125685.html

Красная рамка на слайдах презентации; титульный слайд: http://elenaranko.ucoz.ru/