Презентация "Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри" 11 класс


Подписи к слайдам:
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри

М.А.Булгаков.

«Мастер и Маргарита»

Джулан Л.В. – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г. Выборга

Цель презентации:

  • показать, как самостоятельное в определенном смысле произведение, посвященное ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности. Мало того, роман, принадлежащий перу Мастера, — это тот стержень, на котором держится все произведение;
  • показать, что портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица;
  • через сопоставление образов данных героев рассмотреть проблему милосердия и справедливости;
  • обозначить основные проблемы романа.

Задачи:

  • сравнить образы данных героев;
  • выяснить, кто из них духовно сильнее;
  • проследить, как под влиянием Иешуа меняется характер Понтия Пилата.

Композиция романа

Роман в романе

Переплетение двух пластов

Роман М.А.Булгакова

Роман Мастера – стержень, на котором держитися всё произведение

Библейский

1 век н.э

Современность Булгакова

20-30-ые годы ХХ века

Три плана романа

  • События романа разворачиваются в трех философско-временных планах – в реальном настоящем, в фантастическом и в историческом. Каждый из этих временных пластов взаимосвязан с другим посредством героев, знаков, символов, событий и др.
  • Общее у всех трех планов – философский подтекст. Каждый из пластов раскрывает с определенной позиции основные морально-нравственные, вечные проблемы романа.

Реальный

Фантастический

(Перемещение во времени и пространстве)

Исторический

Основные проблемы романа

Роман многопроблемен:

  • Какова судьба вечных человеческих ценностей?
  • Какие силы формируют человека и сам исторический процесс?
  • Что лежит в основе человеческого поведения:
    • стечение обстоятельств
    • ряд случайностей
    • предопределение
    • следование избранным целям

Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Гёте «Фауст»

Понтий Пилат

  • Ключевой герой романа. Жестокий прокуратор Иудеи, обладающий неограничен­ной властью, бес­страшный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое Копье».
  • Символичны цвета одежды Пилата: он вышел "в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого" "в белом плаще с кровавым подбоем". Само сочетание белого (цвет чистоты и невинности) и кроваво-красного цвета уже воспринимается как трагическое предзнаменование.

Иешу́а Га-Ноцри́ — один из ключевых героев романа, бродя­чий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся перед глазами владыки.

  • Иешу́а Га-Ноцри́ — один из ключевых героев романа, бродя­чий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся перед глазами владыки.
  • Иешуа — еврейское произношение библейского имени Иисус. Га-Ноцри, по одной версии, считают производным от названия города Назарет.
  • Прототипом образа Иешуа Га-Ноцри послужил Иисус Христос, однако имеются многочисленные отличия Иешуа от евангельского Христа.
  • Мастер ведет речь не о Божь­ем сыне, его герой — простой человек.

Иешуа Га-Ноцри

Проблемный вопрос:

Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи

или бродячий философ Иешуа Га- Ноцри?

Понтий Пилат: «Что такое истина?»

Понтий Пилат: «Что такое истина?»

Иешуа: «Истина в том, что у тебя болит голова».

Что такое истина?

Боится ли Иешуа Понтия Пилата?

Сила убеждения Иешуа

«злых людей на свете нет»

« перерезать волосок может лишь тот, кто подвесил»

«всякая власть является насилием над людьми и наста­нет время, когда … человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Не отступает от истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова.

Пилат – жертва или обвинитель?

  • У римского прокуратора нет желания губить жизнь бродячего философа. В душе Понтий Пилат осознаёт, что Иешуа невиновен.
  • «... В светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: Игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел… Бродячий философ оказался душевнобольным. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри ... прокуратор не утверждает».

Почему же Пилат приговаривает Иешуа к смерти?

«Или ты думаешь, что я готов занять твоё место?»

Пилат внутренне несвобо­ден. Будучи смелым воином на поле боя, он трус тогда, когда дело касается кесаря, власти. Поэтому он предаёт Иешуа.

понимает, что вместе с гибелью философа настанет и его собственная –только нравственная.

«ПОГИБЛИ!»

Понтий Пилат: «Я твоих мыслей не разделяю!..»

Понтий Пилат и Афраний

Пилат: «Не пытался ли он проповедовать что-либо в присут­ствии солдат?»

Афраний: «Нет, игемон, он не был многословен на этот раз. Един­ственное, что он сказал, это что в числе человеческих поро­ков одним из самых главных он считает трусость».

Пытаясь смягчить муки совести, Пилат

Пригрозит Каифе

Прикажет убить

Иуду

Велит прекратить

страдания

Иешуа

Левий Матвей

  • Бывший сборщик податей, единственный ученик Иешуа Га-Ноцри. После казни Иешуа мечтает о смерти как об отдыхе. На предложение Пилата служить ему отвечает: «Нет, потому что ты будешь меня бояться. Тебе не очень-то легко будет смотреть в лицо мне после того, как ты его убил».
  • Левий Матвей действительно достойный ученик Иешуа.

Наказание в романе

За своё малодушие Понтий Пилат наказан.

Предав Иешуа, он лишается покоя, и получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, «более всего в мире он ненавидит своё бессмертие и неслыханную славу».

«Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но, когда приходит полная луна, … его терзает бессонница».

Но эти страдания не становятся для него искуплением.

Милосердное прощение

  • Только сверхчеловеческая сила любви даёт ему милосердное прощение. Неслучайно Воланд обращается к Маргарите, сострадающей Пилату, сидящему в своём вечном каменном кресле: «Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремился разговаривать».
  • Справедливость, в представлении Булгакова, не сводится к наказанию, она не может существовать без милосердия.

Милосердное прощение

  • Понтий Пилат получает освобождение и прощение, и вместе с Иешуа он, беседуя, уходит по лунной дороге. Идея прощения и милосердия, связанная с образом Пилата, — одна из центральных в романе "Мастер и Маргарита": «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».

Внутренняя свобода и несвобода человека

Самой важной представляется Булгакову проблема свободы и несвободы человеческой личности. В. В. Химич отмечает, что “решение Булгакова художественно представлено развертывающейся в произведении картиной психологического проживания Пилатом внутреннего движения от несвободы к свободе. Пилат «утренний владеет над личностной истиной, его несвобода, отчетливо не осознаваемая им, словно отмечена трагическим знаком и на внешнем облике его и типе как бы насильственной внесённости в мир, который его отторгает». Писатель отмечает «кровавый подбой» плаща Пилата и его «шаркающую походку». Булгаков собирает из отдельных штрихов психологический портрет человека, уничтоженного несвободой.

Добро и зло в романе

Писатель показал, что противоречия Понтия Пилата проявляются в каждой ситуации по-разному. Он каждый раз обнаруживает себя с неожиданной стороны. На протяжении «исторической» части романа Понтий Пилат показан носителем практического разума. Нравственность в нем подавлена злым началом. Иешуа Га-Ноцри олицетворяет собой торжество морального закона. Именно он разбудил в Пилате доброе начало. И это добро побуждает Пилата принять душевное участие в судьбе бродячего философа. В романе происходит разложение образа Понтия - диктатора и превращение его в страдающую личность.

Вывод:

В романе Мастера решаются проблемы:

  • Что такое истина?
  • Человек и власть.
  • Внутренняя свобода и несвобода человека.
  • Добро и зло, их вечное
  • противостояние и борьба.

  • Верность и предательство.
  • Милосердие и всепрощение.

Источники

  • Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. - М.: Художественная литература, 1990.
  • Боборыкин В. Г. М. А. Булгаков.- М.: Просвещение,1991
  • Лакшин В. Я. Мир Булгакова.- М.: Художественная литература, 1989.
  • Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерк творческой истории. — М., 1991. Соколов Б. В. Энциклопедия булгаковская. — М., 1997.
  • Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М., 1988.
  • Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. - М.: Языки славянской культуры. 2001.
  • Мастер и Маргарита. Материал из Википедии . - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%B8_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0
  • Образ Понтия Пилата: наказание за трусость. - http://masterimargo.ru/pontiy-2.html
  • Образ Понтия Пилата: наказание за трусость (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». - http://lit-helper.com/p_Obraz_Pontiya_Pilata_nakazanie_za_trusost-_Po_romanu_M__A__Bulgakova_Master_i_Margarita
  • Понтий Пилат. Булгаковская энциклопедия. http://www.bulgakov.ru/p/pilat/3/
  • Тема добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова. - http://profobr73.ru/master-i-margarita-sochineniya/5826-tema-dobra-i-zla-v-romane-master-i-margarita-m-bulgakova
  • Троемирие романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». - http://www.tutoronline.ru/blog/troemirie-romana-m-a-bulgakova-master-i-margarita
  •       

Использованные изображения

  • http://1abzac.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80-%D0%B8-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0.jpg – разворот романа.
  • http://i1.fastpic.ru/big/2009/1207/7e/741427236aac9a922eb34683491d367e.jpeg - Понтий Пилат
  • http://old.mirf.ru/Articles/21/4300/bezrukov.jpg - Иешуа Га-Ноцри
  • http://news.newru.org/news/nestarejushhaja_klassika/2014-10-05-807- Иешуа на допросе у Пилата
  • http://ic.pics.livejournal.com/m_bobrovskaya/17246577/91352/91352_original.jpg - Пилат и Афраний
  • http://old.mirf.ru/Articles/21/4300/strugachev.jpg - Левий Матвей
  • http://www.spletnik.ru/blogs/kruto/91682_fotoproekt-master-i-margarita - лунная дорожка

Спасибо за внимание