Методическая разработка урока литературы по творчеству Бунина «Роль художественной детали в рассказах Бунина»


Методическая разработка урока
литературы по творчеству
Иунина «Роль художественной
детали в рассказах И.Аунина».
Научить старшеклассников тонко чувствовать нюансы художественного
текста, подходить к прочтению литературного произведения не с
дилетантским требованием занимательности сюжета, а с желанием постичь
глубинный смысл произведения, то есть понять авторскую модель мира и
философско-эстетическую концепцию, выраженную в ней,- вот задача,
которую решает сегодня учитель на уроках литературы. Повышению общей
культуры ученика-читателя, развитию у него художественного вкуса,
пробуждению в нём стремления к вдумчивому чтению, желания постигать
тайны мастерства того или иного писателя помогает организация
исследовательской деятельности в ходе лабораторной работы на уроке.
Такой урок имеет практическую направленность: теоретический материал
постигается учащимися через опыт самостоятельного исследования
художественного текста.
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку одного из уроков,
посвящённых творчеству И.А.Бунина.
Тема урока – «Исследование художественных функций детали в рассказе
И.А.Бунина «В Париже».
Форма урока – лабораторная работа в группах.
Оборудование:
презентация
портрет И.А.Бунина
грамзапись рассказа в исполнении народного артиста Н. Зозулина
художественный текст рассказа
иллюстрации к рассказу, выполненные учащимися
I. Актуализация знаний.
На предыдущем уроке мы выяснили, что такое предметная детализация в
художественной литературе.
1. Вспомните, какова роль предметной детализации в художественной
литературе?
2. Что такое художественная деталь?
Докажите , что художественная деталь является средством
художественной индивидуализации .
3.Каково значение художественной детали в создании образа?
4.Назовите основные виды художественной детали.
Итак, мы знаем, что художественная деталь – одно из средств создания
образа, которое помогает представить воплощённый характер, картину,
предмет, действие, переживание в их своеобразии и неповторимости.
Вы знаете виды художественной детали, каждая из которых несёт
определённую смысловую и эмоциональную нагрузку.
«Никакой мелочью нельзя пренебрегать в искусстве,- говорил Л.Н.Толстой,-
потому что иногда какая-нибудь полуоторванная пуговица может осветить
известную сторону жизни данного лица».
От мастерства художника зависит, останется ли эта подробность в
художественном произведении мелочью или выявит суть жизни.
Особенно важна роль детали, роль подробности в эпическом произведении
малой формы – в рассказе.
Цели урока.
Сегодня на уроке , исследуя текст рассказа И.А.Бунина «В Париже», мы
должны убедиться в том, что художественные детали, подробности
позволяют художнику выявить суть жизни.
Для исследования выбран рассказ И.А.Бунина «В Париже». Он занимает
всего 9 страниц. Но этот рассказ учёные-литературоведы называют
«жемчужиной художественной выразительности». При чтении его,
безусловно, возникает «ощущение совершенства». Очевидно, определённую
роль в этом отношении играет и предметно-художественная детализация
произведения.
Поэтому Наша задача – понять в ходе исследования текста, как
художественные детали и подробности в данном рассказе помогают автору
создать произведение, которое называют «жемчужиной художественной
выразительности».
Почему мы, выявляя роль этих «бесконечно малых моментов текста»
(Л.Н.Толстой) в системе многочисленных компонентов художественного
произведения, обратились к творчеству И.А.Бунина?
Вы должны были познакомиться с особенностями поэтики этого писателя.
1.Назовите их.
Безусловно, главной особенностью творческой манеры писателя является его
описательность, или , как он сам говорил, «внешняя изобразительность».
Каждая деталь у Бунина – драгоценная в своей конкретности и
единственности – не только присутствует, но и , по мысли О.В.Сливицкой,
«свидетельствует», «свидетельствует о безграничной, мучительной,
сладостной и непостижимой жизни». Создаётся впечатление, что Бунин «на
ладони близко подносит каждую деталь и медленно поворачивает,
приглашая полюбоваться» (О.В.Сливицкая).
Убедимся в этом, исследуя в ходе лабораторной работы рассказ Бунина «В
Париже».
2. В какой цикл рассказов входит данная новелла? Какова его тема?
Да, тема этого рассказа традиционная для Бунина – тема любви.
3.Вспомните, какова бунинская концепция любви?
Да, Бунин считает, что только любовь даёт счастье «общения душ», но и это
счастье бренно и недолговечно, а одиночество – это неибежный удел
человека, видящего в окружающем чужое и далёкое или , в лучшем случае,
постороннее его душе.
Таковы главные мысли, выраженные в рассказе «В Париже». Здесь мотив
одиночества находит новое выражение в теме навсегда утраченной родины,
жизни, бесцельно протекающей на чужбине.
4.Сюжет данного рассказа предельно прост. Воспроизведите его.
Итак, сюжет предельно прост, тема обычна. И Бунин нарочито
придерживается шаблона во всём, пока из искры не возгорается любовь.
Вам сейчас предстоит исследовать художественную ткань этого рассказа,
пронаблюдать, какие детали и подробности отбирает автор и как они
помогают понять его концепцию жизни и любви в этой новелле.
Третья часть.
Работа в группах. Анализ текста на основе карточек-инструкций.
Рекомендации.
Участники элективного курса делятся на группы.
Фронтальная беседа сменяется лабораторной работой в группах по заданиям
карточек-инструкций.
Вопросы и задания карточек-инструкций.
Карточка-инструкция №1.
Самого начала автор фиксирует внимание читателя на пространственно-
временных деталях.
Исследуйте первые два абзаца текста рассказа, выделив в них
пространственно-временные детали.
Определите художественные функции этих деталей.
Опорные вопросы:
Что даёт автору такая точная «привязка» события к календарю?
Какую ещё функцию выполняет временная деталь?
Почему автор точно вписывает событие в географическое пространство,
указывая место действия?
Какую смысловую и эстетическую информацию несёт пространственная
деталь?
Обобщите наблюдения.
Карточка-инструкция №2.
Портрет персонажа – один из важных компонентов художественного текста.
Выделите в тексте рассказа «В Париже» детали портретной характеристики
героя и героини.
Определите художественные функции портретных деталей.
Опорные вопросы:
Какую смысловую информацию несут детали, рисующие внешний облик
героя?
Выделите в его портрете психологические детали, определив их функции.
Как в портретных деталях преломляется авторское отношение к герою?
Какую смысловую информацию несут портретные детали, рисующие
внешний облик героини?
Как портрет героини соотносится с изменением её внутреннего состояния?
Какую роль в этом играют художественные детали?
Обобщите наблюдения.
Карточка-инструкция №3.
Бунин подробно описывает обстановку, в которой происходит встреча
героев.
Перечитайте эти фрагменты текста.
Выделите предметно-бытовые детали и определите их художественные
функции.
Опорные вопросы:
Чем объясняется обилие гастрономических подробностей? Какую роль они
играют? Обратите внимание на то, как автор компонует их.
Какую роль играют предметно-бытовые детали, воссоздающие обстановку в
маленьком русском ресторанчике?
Какой принцип положен в основу описания этой обстановки?
Проследите по тексту, как соотносится внутреннее состояние героя с
обстановкой в маленьком русском ресторанчике?
Какую атмосферу создают бытовые детали рассказа?
Как преломляется авторская концепция жизни и любви в отборе и
компоновке бытовых деталей?
Обобщите наблюдения.
Карточка-инструкция №4.
Колорит обстановки в произведении создаётся с помощью пейзажных
деталей.
Пейзажные детали «работают» и на раскрытие внутреннего состояния
героев.
Найдите в тексте фрагменты, в которых автор описывает природу.
Выделите пейзажные детали и определите их художественные функции.
Опорные вопросы.
Какое время года описывается в рассказе и почему?
Какую роль играют художественные детали в создании эмоционального
фона рассказа?
Какая деталь-символ усиливает эмоционально-экспрессивное звучание
пейзажа?
Как соотносятся между собой пейзаж и внутреннее состояние героев в
художественном целом произведения? Какую роль в этом играют детали?
Выделите в описаниях природы цветовые детали , определив их
экспрессивную функцию.
Обобщите наблюдения.
Карточка-инструкция №5.
Проследите по тексту , как развиваются отношения между героями и к
какому финалу они приходят.
Выделите психологические детали и определите их художественные
функции.
Опорные вопросы:
В маленьком русском ресторанчике встретились два одиночества. Покажите,
анализируя текст (первые две встречи героев) , как мотив одиночества
постепенно вытесняется мотивом обретения счастья. Какую роль в этом
играют психологические детали?
Выделите детали, с помощью которых автор фиксирует обновление души
героев. Какую эмоционально-экспрессивную нагрузку несут эти детали?
Перечитайте финал рассказа. Какие детали передают неожиданность,
внезапность смерти героя? Какие детали усиливают трагическое звучание
финала?
Обобщите наблюдения.
Ход выполнения заданий (примерный анализ текста).
Из выступлений групп:
1. Художественные функции пространственно-временных деталей.
С самого начала автор фиксирует внимание читателя на пространственно-
временных деталях. Так, временная деталь («сырой парижский вечер
поздней осенью») открывает повествование. Такая точная «привязка»
события к календарю необходима писателю для создания художественно
убедительной , предельно достоверной картины. Кроме того, эта деталь
выполняет и другую функцию: с помощью неё создаётся элегический фон, на
котором будет развёртываться повествование о грустной истории двух
полюбивших друг друга людей.
Автор точно вписывает событие в географическое пространство, указывая
место действия – в Париже. Эта пространственная деталь, обозначенная уже
в названии рассказа, несёт смысловую и эстетическую информацию.
После известных событий 1917 года в Париже проживало огромное
количество русских эмигрантов (герой Бунина – один из них). Сам писатель в
1920 году, навсегда расставшись с Россией, эмигрировал во Францию. В
Париже он жил долгие годы, в Париже и умер. Столицу Франции называют
городом любви, городом, овеянном романтическим ореолом. Может быть,
поэтому герои Бунина, встретившись в Париже, неожиданно обрели любовь
настоящую, хоть и недолгую.
2. Художественные функции портретных деталей.
Портрет персонажа – один из важных компонентов художественного текста.
Представляя героя, Бунин даёт его портретную характеристику, обращая
внимание читателя на следующие детали: «коротко стриженные
красноватые волосы», «остро» серебрящиеся; «худое, бритое», но свежее
лицо; прямая выправка; светлые глаза, смотрящие с сухой грустью.
Эти портретные детали, рисующие внешний облик героя, сообщают
читателю определённую информацию о нём: это немолодой, но ещё и
нестарый человек (волосы не потеряли своего цвета , но уже «остро
серебрятся»); очевидно, это бывший офицер («прямая выправка фигуры»); в
его жизни произошло какое-то печальное событие, которое до сих пор
отзывается «сухой грустью» в глазах.
Создавая портрет Николая Платоныча, автор использует и
психологические детали: «говорил и держался, как человек, много
испытавший в жизни», живущий «с постоянной раной в душе». Эти детали
говорят о годах испытаний, непроходящей душевной боли. Автор,
несомненно, с пониманием относится к герою, сочувствуя ему.
Представляя героиню рассказа, Бунин фиксирует внимание читателя на
следующих деталях : «женщина лет 30», «чёрные волосы на прямой
пробор», «чёрные глаза», «белый передник с прошивками», «чёрное
платье», «приятный голос», «руки очень белые и благородной формы»,
«платье поношенное, но… из хорошего дома», «очень красив белый
передник с прошивками на чёрном платье», «красиво выдаются груди
сильной молодой женщины», «полные губы, не накрашенные, но свежие»,
просто свёрнутая на голове чёрная коса, холёная кожа на белой руке,
блестящие ногти, чуть розовые; держалась ровно, повадки и движения
скромной и достойной служащей, дорогие хорошие туфли. Некоторые
детали внешнего облика героини автор повторяет, словно заставляя героя и
нас, читателей, всмотреться в героиню. Перед нами молодая
привлекательная женщина благородного происхождения. Портретные
детали не только помогают явственно представить героиню, но и объясняют,
почему эта женщина смогла возвратить герою желание любить и быть
любимым.
Автор с помощью портретных деталей покажет, как под влиянием
зарождающегося чувства любви преобразится героиня и внутренне , и
внешне: у неё появится «лёгкая улыбка», она предстанет перед героем
«нарядно и модно одетая», свободно поднимет на него свои «чёрно-
подведённые глаза», он почувствует «запах пудры от её щеки», увидит её
«крупные колени под вечерним чёрным платьем», «блеск чёрного глаза и
полные в красной помаде губы». «Совсем другая женщина»,- подумает он.
Итак, портретные детали в рассказе несут важную смысловую и
эмоциональную информацию: они помогают не только представить внешний
облик героев, но и понять те внутренние изменения, которые происходят в
них под влиянием зарождающегося чувства любви.
3. Художественные функции предметно-бытовых деталей.
И.Бунин подробно описывает обстановку, в которой происходит встреча
героев, обращая внимание читателей на следующие детали.
В гастрономическом магазине, куда сначала вошёл герой, «были видны на
подоконнике розовые бутылки конусом с рябиновкой и жёлтые кубастые с
зубровкой, блюдо с засохшими жареными пирожками, блюдо с
посеревшими котлетами, коробка халвы, коробки шпротов, дальше стойка,
уставленная закусками, за стойкой хозяйка с неприязненным лицом».
Сколько гастрономических подробностей! На первый взгляд они кажутся
«избыточными», «лишними», но это только на первый взгляд. Автор с
помощью этих деталей-подробностей формирует пространство, враждебное
человеку (не случайно детали компонуются так: витрина чёрствых яств –
«хозяйка с неприязненным лицом»).
Это мир, лишённый красоты и поэзии, мир, в котором человек чувствует себя
неуютно.
Описание магазина при столовой гармонирует с внутренним состоянием
героя, живущего с незаживающей раной в душе, с сухой грустью в глазах.
Впечатление застоя, безжизненности усиливается, когда Николай Платоныч
входит в комнату, прилегавшую к магазину.
Автор сразу обращает наше внимание на то, что комната эта была «пустая,
слабо освещённая», вместо скатерти на столиках – белая бумага. Далее мы
видим «рога стоячей вешалки», «перечисление закусок и кушаний, частью
напечатанное, частью написанное расплывшимися лиловыми чернилами на
просаленном листе». Эти детали воссоздают заурядную обстановку, отнюдь
не поэтическую. А рядом – контрастная деталь: вдруг осветившийся угол и
…женщина «с чёрными волосами, чёрными глазами», «в белом с
прошивками переднике и в чёрном платье». Контраст («посеревшие
котлеты», «расплывшиеся лиловые чернила», чёрные волосы, глаза, платье
// осветившийся угол комнаты, белый передник)связан с
противопоставлением двух миров: окружающей человека действительности
и мира чувств человека.
Отбор предметно-бытовых деталей, их компоновка позволяют судить о том,
что мир окружающей действительности враждебен и автору, который с
первых страниц рассказа готовит читателей к трагической развязке
взаимоотношений между героями. В этом мире, считает он, нет места любви.
Она может лишь вспыхнуть на миг, как «вдруг» осветившийся угол мрачного
ресторанчика, но ей не дано иметь счастливое продолжение.
Таким образом, в отборе и компоновке предметно-бытовых деталей
преломляется авторская концепция жизни и любви.
4. Художественные функции пейзажных деталей.
Как и всегда у Бунина, в рассказе «В Париже» важную роль играют
пейзажные детали : «сырой парижский вечер поздней осенью», «тёмные
переулки», «шёл дождь», «мглистое небо над Парижем мутно краснело»,
вышел «под дождь на тротуар», «из метро несло банным ветром», «густо и
чёрно поднимался по лестницам народ» , «ночью, в дождь страшная тоска»,
«ни души нигде, совсем мёртвый город», «один фонарь под дождём»,
«искристые от дождя стёкла», переливавшиеся «в чёрной вышине то кровью,
то ртутью реклам», «металлический свет газового фонаря», дождь,
сыпавшийся на жестяной чан с отбросами.
Эти детали, формируя пейзаж, создают эмоциональный фон, на котором
развёртывается событие в рассказе. Они рождают чувство тоски, тревоги.
Особую роль играет деталь-символ «дождь». Он буквально владычествует в
повествовании, являясь символом вечного ненастья в жизни не только
природы, но и человека.
Цветовые детали пейзажа усиливают чувство тревоги : мглистое небо,
мутно краснеющее; тёмные переулки, чёрная вышина. Мрачные, мутные,
тревожные цвета. Цветовые детали то сливаются с внутренним состоянием
героев, подчёркивая их одиночество в этом мире, то контрастируют, как бы
подсказывая читателю: счастье ненадолго. Это придаёт внутренний
драматизм повествованию и заставляет читателя глубже осознать драму
человеческих сердец.
Но в финале в созданном пейзаже («милый весенний день», «мягкое
парижское небо», весенние облака), автор как бы подчёркивает: а ведь
счастье всё-таки существует( «всё говорило о жизни юной, вечной»), но его
героям оно не дано.
5. Художественные функции психологических деталей.
В рассказе «В Париже» И.Бунин раскрывает историю любви, которая
заканчивается трагически. Поэтому особую роль в нём играют
психологические детали.
В маленьком русском ресторанчике встретились два одиночества. Он –
бывший офицер, вынужденный покинуть родину, которую любил; она –
официантка в небольшой русской столовой. Автор с помощью
психологических деталей раскрывает внутреннее состояние героев : он
живёт «с постоянной раной в душе», в глазах его – « сухая грусть»; она –
«безучастно-вежливо» обслуживает посетителей, перечисляя «заученным
тоном» закуски и кушания.
Между ними зарождается любовь , долгожданная и запоздалая, и
мотив одиночества, доминирующий в начале рассказа, вытесняется
постепенно мотивом обретённого счастья. Автор фиксирует это с помощью
психологических деталей. Так, Николай Платоныч уже с удовольствием
думает о молодой женщине, краснеет и смущается при намёке на
зарождавшееся чувство, а Ольга Александровна подходит к нему «с лёгкой
улыбкой», «свободно» поднимает на него свои «чёрно-подведённые» глаза.
В описании их встреч всё чаще появляются такие детали : «весело
приподнялся», «сказал, улыбаясь», «благодарно взглянул», «шутливо
поклонился», «был растроган», «радостно двинулся к ней навстречу», сидели
«рука с рукой», «посмотрела странно искрящимися глазами», «любовно-
грустно потянулась к нему лицом». Эти детали говорят о том, что двум
людям удалось преодолеть одиночество. В них, в сущности, поёт радость
преодолённого горя.
В рассказе героиня, обращаясь к герою, дважды произнесёт: «Бедный!».
Это эмоционально-ёмкая деталь: она заключает в себе и материнскую
нежность, и зарождающуюся любовь, и глубокое понимание страданий
другого человека. Но счастье их длилось недолго. Детали, с помощью
которых автор описывает смерть героя, очень скупы: « на третий день Пасхи,
в вагоне метро, откинул к спинке сиденья голову, завёл глаза». Эти детали
передают внезапность, противоестественность , ужас смерти.
Очень ёмки детали, передающие глубину страданий героини: жизнь
показалась ей «конченной», сняла с вешалки шинель его, прижала к лицу,
села на пол, «дёргаясь от рыданий и вскрикивая, моля кого-то о пощаде».
Детали-глаголы , раскрывающие состояние женщины, даны по нарастающей.
Они усиливают трагическое звучание финала.
Итак, Бунин, как тонкий психолог, сумел через детали раскрыть драму двух
полюбивших друг друга людей.
Комментарий.
Выступления от групп, общее обсуждение итогов.
Четвёртая часть. Подведение итогов урока-практикума.
Рекомендации.
Учащиеся делают вывод о том, что Бунин действительно овладел умением
по-толстовски «замечать и лелеять» детали, что он по-новому осмыслил
место и роль художественной детали в целостном мире произведения.
Детали у него никогда не заслоняют и «не замещают сущность жизни, а
наоборот, усиливают и подчёркивают её». Детали бунинского рассказа,
являясь органическими частями произведения, никогда не изолированы, а
выстроены в определённой системе. Переплетаясь, они позволяют автору
выразить его концепцию жизни и любви.
Рефлексия.
1. Что же сегодня нового вы открыли для себя?
2.Что вам показалось наиболее интересным и ценным в исследованиях
ваших коллег по лабораторной работе?
Учитель.
Итак, сегодня вы не только учились исследовать художественную ткань
произведения, но и продолжили совершенствовать свои навыки
филологического анализа текста. Продолжите эту работу самостоятельно
дома.
Литература.
Бунин И.А. «В Париже».
Колобаева Л.А. «Концепция личности в русской литературе 19-20 веков».М.,
1990.
Кучеровский Н.М. «И.Бунин и его проза». Тула, 1980.
Сливицкая О.В. «О природе бунинской «внешней изобразительности». М.,
1998.