Презентация к уроку по Бунину "Господин из Сан-Франциско"


Подписи к слайдам:
Иван Алексеевич Бунин. «Бородино»

Иван Алексеевич Бунин. «господин из сан-франциско»

«Презренного, дикого века свидетелем быть мне дано…»

История создания рассказа

СОБЫТИЯ И ЛИЦА, КОТОРЫЕ СОСТАВИЛИ ОСНОВУ РАССКАЗА, НАВЕЯНЫ ЛИЧНЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОТ ВСТРЕЧ И ПУТЕШЕСТВИЙ.

Путешествуя по миру, И.А. Бунин «стремился обозреть лицо мира»

Во время одного из плаваний по морям и океанам на огромном пароходе завязался спор о социальной несправедливости, в ходе которого Бунин доказал, что неравенство можно увидеть даже в разрезе корабля.

Кроме этого, писателю вспомнилась недавняя смерть в гостинице на Капри, где он отдыхал с женой, богатого американца, чье имя так и осталось для всех неизвестным.

Писатель умело объединил эти два события в одном рассказе, добавив многое из своих собственных наблюдений и мыслей. Впервые опубликован рассказ был в 1915 году.

Тематика рассказа

  • Тема ужасающих социальных контрастов
  • Трагичность губительной власти денег над человеком
  • Тема неизбежной гибели цивилизации
  • Тема отчужденности человека от основ нравственности и морали
  • Тема жизни и смерти

Идея произведения

Идея обреченности бездуховного существования

Проблема произведения

Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества: о смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу

Особенности жанра

«Господин из Сан-Франциско» – социально-философский рассказ

Особенности композиции

  • Взаимодействие двух изобразительных планов: внешнего, реалистичного и внутреннего, философского
  • В первом действие движется в конкретном настоящем с редкими экскурсами в прошлое – к естественному финалу
  • Во втором – объединяются все образные ряды, сюжеты, темы, образы-символы, выражающие авторскую мысль. Рассказ выливается в форму философской притчи

Образ главного героя

  • Миллионер из Америки, которая в начале XX века была самой могущественной страной империализма, задавала тон Европе и всему миру.
  • Он живет по законам вседозволенности и купли-продажи
  • У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Он лишен и внутреннего содержания. За время пути он «только один раз подумал, а остальное же время только пил, ел, одевался и раздевался»
  • Американский капиталист причастен к созданию гигантского парохода «Атлантида», и сам уподобляется механизму, живет по привычке, по образу и подобию людей своего круга, живет, как робот, автоматически справляя обычные физиологические потребности
  • Герой Бунина не способен к одухотворенной, творческой жизни, он не способен любоваться искусством, памятниками старины, красотой природы.
  • Жизнь господина из Сан-Франциско оказывается пустой, ничтожной, лишенной какого-либо смысла, что приводит к вырождению личности, к гибели человека

Образы-символы

  • Многопалубный корабль – макет устройства мира (верхняя палуба – «хозяева жизни», нижняя – преисподняя)
  • Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, - символ подавления человеческой души
  • Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного зла, образ греха
  • Название корабля «Атлантида» - символ трагического исхода современной цивилизации
  • Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности
  • Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии
  • Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью
  • Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил
  • Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы
  • Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования

Философский смысл произведения

Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её проявления – и первозданную красоту нетленной природы, и молодую прелесть девушки, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища.

Современная лжекультура породила самые чудовищные формы подавления человеческого естества, превратила человека в придаток машины, в грандиозный образ «мирового зла», поэтому она обречена. Могущество, богатство, власть капитала призрачны и иллюзорны перед лицом единого для всех живых исхода – перед смертью.

Вечна лишь та «чаша жизни», которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой