Вариант № 8 по Паустовскому. Дом рассохся от старости

Вариант № 8 по Паустовскому. Дом рассохся от старости…
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14.
(1)Дом рассохся от старости, а может быть, и от того, что он стоял на
поляне в сосновом лесу и от сосен всё лето тянуло жаром.
(2)Чайковскому нравился этот деревянный дом. (3)Единственное, что
раздражало композитора, это скрипучие половицы. (4)Чтобы пройти от
двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. (5)Со
стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор
пробирался к роялю, рассматривал половицы прищуренными глазами.
(6)Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула,
Чайковский садился за рояль и усмехался. (7)Неприятное осталось позади,
а сейчас начнётся удивительное и весёлое: рассохшийся дом запоёт от
первых же звуков рояля. (8)На любую клавишу отзовутся тончайшим
резонансом сухие стропила, и двери, и старушка люстра, потерявшая
половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья.
(9)Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом, как
симфония.
(10)С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра
ждёт, когда композитор, напившись кофе, сядет за рояль. (11)Дом скучал без
звуков.
(12)Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая,
пропоёт то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку
и выхватив из неё любимую ноту. (13)Ещё это напоминало оркестр перед
увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. (14)То тут, то
там то на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей кто-
то трогал струну. (15)Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но,
проснувшись утром, забывал её. (16)Он напрягал память и вздыхал: как
жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть!
(17)Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит
жизнь, а ничего ещё толком не сделано. (18)Ещё ни разу ему не удалось
передать тот лёгкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья
крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей
жизни.
(19)Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на
музыку. (20)Как передать хотя бы вчерашний случай, когда он укрылся от
проливного дождя в избе у объездчика Тихона! (21)В избу вбежала Феня
дочь Тихона, девочка лет пятнадцати. (22)С её волос стекали капли дождя.
(23)Две капли повисли на кончиках маленьких ушей. (24)Когда из-за тучи
ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги.
(25)Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой
музыкой не сможет передать прелесть этих мимолётных капель.
(26)Нет, очевидно, это ему не дано. (27)Он никогда не ждал вдохновения.
(28)Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в
работе.
(29)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, просеки, заросли,
заброшенные дороги, этот удивительный воздух и всегда немного печальные
русские закаты. (30)Он не променяет эти туманные зори ни на какие
великолепные позлащённые закаты Италии. (31)Он без остатка отдал своё
сердце России – её лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.
(32)Но с каждым днём его всё больше мучает невозможность выразить всю
поэзию своей страны. (33)Он должен добиться этого. (34)Нужно только не
щадить себя.
(По К.Г. Паустовскому)*
* Паустовский Константин Георгиевич (18921968) русский советский
писатель, классик отечественной литературы.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая
для обоснования ответа на вопрос: «Почему Чайковский был недоволен
своим творчеством?»
1) Чайковскому мешали посторонние звуки в старом рассохшемся доме.
2) Чайковскому не удавалось положить на ноты ту музыку, которая
рождалась в его душе ночью.
3) Чайковскому казалось, что его музыкальные произведения не могут
передать всю красоту и многообразие окружающей жизни.
4) Чайковский часто забывал мелодии, которые рождались у него во сне.
Ответ: ___________________________.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи
является сравнение?
1) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит
жизнь, а ничего ещё толком не сделано.
2) Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой
музыкой не сможет передать прелесть этих мимолетных капель.
3) Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось
в работе.
4) Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты
настраивают инструменты.
Ответ: ___________________________.
4. Из предложений 26 выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется её значением неполнота действия.
Ответ: ___________________________.
5. Из предложений 29–30 выпишите слово, в котором
правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных,
образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н,
пишется НН».
Ответ: ___________________________.
6 . Замените книжное выражение «напрягал память» в предложении 16
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
7. Замените словосочетание «капли дождя», построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 34.
Ответ: ___________________________.
9. Среди предложений 19–24 найдите предложение с обособленными
приложениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые
при вводной конструкции.
Чтобы пройти от двери к роялю,
(1)
надо было переступить через пять
шатких половиц. Со стороны это выглядело,
(2)
должно
быть,
(3)
забавно,
(4)
когда пожилой композитор пробирался к
роялю,
(5)
приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Ответ: ___________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ
запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую
между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Если удавалось пройти так,
(1)
чтобы ни одна из них не
скрипнула,
(2)
Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное
осталось позади,
(3)
а сейчас начнётся удивительное и весёлое:
рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля. На любую клавишу
отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила,
(4)
и двери,
(5)
и
старушка люстра,
(6)
потерявшая половину своих хрусталей,
(7)
похожих
на дубовые листья.
Ответ: ___________________________.
13. Среди предложений 6–12 найдите сложные предложения
с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих
предложений.
Ответ: ___________________________.
14. Среди предложений 2–8 найдите предложение с бессоюзной и союзной
сочинительной связью между частями. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ___________________________.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
современного лингвиста Г.Г. Граник: «Смысл текста надо искать в его
художественных средствах». Аргументируя свой ответ, приведите
2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
Г.Г. Граник.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете
смысл фрагмента текста: «Он никогда не ждал вдохновения. Он работал,
работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ
ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое
настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента,
подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из
прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
2. 3
3. 3
4. прищуренный
5. туманные
6. вспоминал
7. дождевые капли
8. нужно не щадить
9. 21
10. 2,3
11. 3
12. 3
13. 10
14. 7