Природная стихия в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго"

Автор: Канконова Дельгир Валерьевна
Вид результата интеллектуальной деятельности: Статья
Название результата интеллектуальной деятельности:
Природная стихия в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Автор: Канконова Дельгир Валерьевна
31 мая 2019 г.
ПРИРОДНАЯ СТИХИЯ В РОМАНЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА
«ДОКТОР ЖИВАГО»
Стихию природы и стихию души изображали многие художники
русской литературы. Стихия это внешнее воздействие на героя. Чтобы
раскрыть внутренний мир героев, авторы через внешние проявления стихии,
показывают их переживания. Стихия в произведениях часто выступает как
против человека, так и вместе с ним.
Роман по сей день читают, им восхищаются и отдают должное его
автору. У Бориса Пастернака насчитываются много произведений, но
именно «Доктор Живаго» стал, как видно, самым ярким и эффектным
выражением его гения. Роман о докторе Живаго и стихи главного героя
Юрия Живаго становятся воплощением радости, которая превозмогает все,
даже страх смерти.
1
«Мне представляется, что ты боишься смерти, что этим все объясняется
твоя страстная бессмертность, которую ты строишь, как кровное свое
дело...» – так писала Пастернаку о романе Ольга Фрейденберг.
2
Само произведение словно состоит из противоборства жизни и
ͺсмерти, света и тьмы. Неспроста одним из первичных названий ͺромана
ͺбыло:
«Свеча горела». Свеча – стихия огня, символ света, тепла, жизни.
Образ горящей свечи попадается нам на протяжении всего романа и
появляется в стихах Юрия Андреевича.
1 Иванов В.В. Ахматова и Пастернак: Основные проблемы изучения их литературных взаимоотношений. М., 1988.
2Меркулова Т.И. Мир Пастернака. М., 1989.
Мело, мело по всей земле.
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела… (с. 294).
3
В сюжете произведения мы видим события, не сколько происходящие
с писателем в настоящей жизни, сколько отражающие его внутренний,
духовный мир. Дорога жизни главного героя, его чувства и переживания,
олицетворяют непосредственно личный путь самого Пастернака. На
основании этого можно заключить, что «Доктор Живаго» – своеобразный
роман-автобиография.
4
Надо сказать, что писатель «очеловечивает» природу, выдвигая на
первый план взаимосвязь природного мира и мира человеческого.
Действительно, это явно уже и в том, как природа «реагирует» на смерть
матери маленького еще героя. Все, что его окружает (ветер, лошади) «поют
вечную память» родительницы Юрия:
<…> облако, летевшее навстречу «стало хлестать ею (Юрия) по
рукам и лицу мокрыми плетьями холодного ливня (с. 194).
5
3 Марченко А. Все чище, восприимчивей, верней: Поэтическое зрение Б. Пастернака // Литературная учеба. – 1983.
№ 1.
4 Кондаков Б.В. Роман Пастернака «Доктор Живаго» и русский классический роман // Пастернаковские чтения:
Материалы межвуз.конфер. – Пермь, 1990.
5 Пастернак Б.Л. Доктор Живаго: Роман. – М., 2005.
Именно стихии природы олицетворяют события, происходящие с
людьми. Внешний мир становится «транслятором» внутренних переживаний
героев, их сущности и мировосприятия.
Н. Иванова пишет: «Два мотива являются для «Доктора Живаго»
основополагающими, их взаимодействие можно определить одним из
ключевых пастернаковских слов «скрещенье». Это мотивы природы и
железной дороги, то есть жизни и смерти, лежащие в основе каждого из
них».
6
Кроме того, стихия это буря чувств и эмоций внутри человеческой
души. Эти стихии сопровождают все события, описанные в романе
Пастернака, пронизывают весь сюжет.
7
Сам автор рассматривал произведение как одно из самых
значительных в своем не только прозаическом, но и поэтическом
представлении. Действительно, роман является итогом всей творческой
деятельности Пастернака. Создавался роман на протяжении десяти лет
(1945-1955).
8
В романе «Доктор Живаго» присутствуют черты классической
романной прозы XIX в. В этом мы убедились, проанализировав форму и
авторскую манеру изложения.
6Парамонов Б. Пастернак против романтизма: К пониманию проблемы. – М., 1991.
7 Бак Д.П. «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака: функционирование лирического цикла в романном целом. Пермь, 1990.
8 Ковалев В. А. Лирика Б. Пастернака // Русская литература. М., – 1980. №4. – С. 59-70.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бак Д.П. «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака: функционирование
лирического цикла в романном целом. – Пермь, 1990.
2. Ковалев В. А. Лирика Б. Пастернака // Русская литература. – М.,
1980. №4. – С. 59-70.
3. Кондаков Б.В. Роман Пастернака «Доктор Живаго» и русский
классический роман // Пастернаковские чтения: Материалы
межвуз.конфер. – Пермь, 1990.
4. Иванов В.В. «Вечное детство» Пастернака. – М., 1988.
5. Иванов В.В. Ахматова и Пастернак: Основные проблемы изучения их
литературных взаимоотношений. – М., 1988.
6. Ржевский Л. Язык и стиль романа Б. Пастернака «Доктор Живаго».
Мюнхен, 1962.
7. Лотман Ю. Мандельштам и Пастернак (попытка контрастивной
поэтики). – Таллин, 1997.
8. Марченко А. Все чище, восприимчивей, верней: Поэтическое зрение
Б. Пастернака // Литературная учеба. – 1983. № 1. – С.85-88.
9. Меркулова Т.И. Об «экзистенциальности» художественного
восприятия Б. Пастернака // Филологические науки. – 1992. № 2. – С
10. Меркулова Т.И. Мир Пастернака. – М., 1989.
11. Меркулова Т.И. Проблема творчества в поэзии М. Цветаевой и
Б. Пастернака 1920-1930-х годов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ.
канд. филол. наук. – М., 1992.
12. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой
половины XX века: От Анненского до Пастернака. – М. , 1992.
13. Озеров Л.А. О Борисе Пастернаке. – М., 1990.
14. Парамонов Б. Пастернак против романтизма: К пониманию проблемы.
М., 1991.
15. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго: Роман. – М., 2005.
Аннотация
В статье рассматривается семантический образ природной стихии в
произведении Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». К мотиву стихии
обращались многие авторы XIX-XX веков. Через внешние проявления
стихии они раскрывают внутренний мир своих героев, показывают их
переживания. Стихия в произведениях нередко выступает как против
человека, так и заодно с ним.
Автор: Канконова Дельгир Валерьевна