Вариант № 4 по Домбровскому. Жил в городе Верном художник… Настоящее искусство

Вариант № 4 по Домбровскому. Жил в городе Верном художник…
Настоящее искусство
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 214.
(1)Жил в городе Верном художник, Николай Гаврилович Хлудов.
(2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную
плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в
запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась.
(5)«Что за художник? сказали искусствоведы. (6)Ни стиля, ни цвета, ни
настроения. (7)Просто бродил человек по степи, да и заносил в свой альбом
всё, что ему попадалось на глаза».
(8)Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную
статейку для журнала. (9)Я ухватился за это предложение, перерыл все
музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с
великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё.
(10)Ничего не получилось. (11)Не нашлось ни слов, ни образов.
(12)В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже
«настоящий» искусствовед. (13)Вот что он написал о мастерстве художника.
(14)«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, это влияние
верещагинского натурализма. (15)Хлудов достигал временами значительных
результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».
(16)Вот и всё. (17)Десяток раскрашенных фотографий, этнографические
документы. (18)Этим исчерпана жизнь художника.
19)Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав,
но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. (20)И та
моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только
потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове
надо разговаривать. (21)И начинать статью о нём надо со слов «я люблю».
(22)Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.
(23)Так вот – я люблю…
24)Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за
красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.
(25)Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин.
(26)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и
понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные
картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. (27)Всё в них
чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном
блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего
цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.
(28)Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. (29)Именно
красками, а не тонами тонов у него нет, как и нет у него иных настроений,
кроме радости и любования жизнью. (30)Он заставлял луга пестреть
цветами, коней подыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться,
красавиц распускать волосы. (31)Он не признавал ненастье и серое небо.
(32)Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной
луне. (33)Но тут ему уже не было соперников. (34)Ведь он рисовал не только
степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает
каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно
поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. (36)Он жил только
настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым.
(По Ю.О. Домбровскому)*
* Домбровский Юрий Осипович (19091978) русский советский поэт,
прозаик, литературный критик. Вершиной творчества писателя стал
роман «Факультет ненужных вещей», который он создавал более 10 лет.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая
для обоснования ответа на вопрос: «Почему у автора не получилась
статья о художнике Хлудове?»
1) Автор разделял мнение искусствоведов, которые считали, что в
работах художника Хлудова «нет ни стиля, ни цвета, ни
настроения».
2) Автор не был искусствоведом, и задание написать статью
передали настоящему специалисту.
3) Автору удалось собрать в архиве только фотографии и
этнографические документы, а этих материалов было мало для
написания статьи.
4) Автор пытался анализировать и обобщать собранные материалы
и не смог проникнуть в эмоциональную сущность творчества
художника.
Ответ: ___________________________.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи
является олицетворение?
1) Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя
скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком.
2) Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и
понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные
картинки, детские книги с яркими лакированными обложками.
3) Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной
луне.
4) И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.
Ответ: ___________________________.
4. Из предложений 914 выпишите слово, в котором
правописание приставки зависит от глухости звонкости последующего
согласного.
Ответ: ___________________________.
5. Из предложений 14–18 выпишите слово, в котором
правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных,
образованных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется НН».
Ответ: ___________________________.
6 . Замените книжное слово «ликует» в предложении 35 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________.
7. Замените словосочетание «музейные архивы», построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
Ответ: ___________________________.
9. Среди предложений 8–15 найдите предложение с обособленным
обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые
при вводном(-ых) слове(-ах).
Я не хочу осуждать этого искусствоведа,
(1)
он,
(2)
вероятно,
(3)
в чём-то
прав, но прав и я,
(4)
когда говорю,
(5)
что он ничегошеньки не понял в
Хлудове. И та моя давняя статья об этом художнике не удалась
мне,
(6)
конечно,
(7)
только потому,
(8)
что я тоже пытался что-то
анализировать и обобщать,
(9)
а о Хлудове надо разговаривать.
Ответ: ___________________________.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ
запишите цифрой.
Ответ: ___________________________.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую
между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я ухватился за это предложение,
(1)
перерыл все музейные
архивы,
(2)
собрал целую папку фотографий,
(3)
а потом написал с великим
трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. Ничего не
получилось. Не нашлось ни слов,
(4)
ни образов. В редакции меня
отругали,
(5)
а статью через год написал другой,
(6)
уже настоящий
искусствовед.
Ответ: ___________________________.
13. Среди предложений 14–22 найдите сложное предложение
с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
Ответ: ___________________________.
14. Среди предложений 24–28 найдите бессоюзное сложное предложение.
Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
современного лингвиста Л.А. Введенской: «Наш язык богат различными
суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию,
пренебрежение, презрение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два)
примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
Л.А. Введенской.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете
смысл фрагмента текста: «Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту
степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз
попадает в этот необычайный мир.
И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ
ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами
определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое
настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента,
подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из
прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
2. 4
3. 4
4. испытал
5. единственное
6. радуется
7. архив музеев
8. не нашлось
9. 15
10. 2,3,6,7
11. 1
12. 5
13. 19
14. 27