Конспект урока "Хокку как способ познания мира" 7 класс

«ХОККУ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА»
(УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ)
Методическая цель урока: показать методику анализа поэтического текста.
Инновационные приёмы и методы работы: метод художественно-педагогической
драматургии (по Л.М. Предтеченской), полихудожественный метод, метод критического
мышления, прием «Ассоциативный куст».
Задачи урока:
Учебные:
выяснить, что такое хокку, и узнать основные принципы написания хокку,
отразив его структуру и жанровые особенности;
формировать умение анализировать нетипичное лирическое произведение;
научиться создавать подражания хокку на заданную тему.
Воспитательные:
подвести учащихся к осознанию потаенной красоты в обыденном, повседневном;
продолжить воспитание любви к своему Отечеству.
Задачи развития:
развивать у суворовцев умение выделять существенное в изучаемом материале,
сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
развивать познавательный интерес суворовцев к изучению литературы.
Тип урока: урок-эвристическая беседа.
п/п
Современные
образовательные
технологии
Этапы урока,
на которых технология применяется
1.
Технологии
проблемного обучения
Этап целеполагания. Определение темы, целей и задач по
их достижению.
Основной этап:
- поиск проблемы, решения проблемы методом анализа
текста стихотворения;
- определение авторской позиции;
- структурирование аналитического текста.
2.
Технология
коллективного
взаимодействия
Этап целеполагания:
- коллективное обсуждение значимости проблемы;
- определение темы, целей и способов их достижения.
Основной этап:
- работа в творческих группах;
- коллективное обсуждение результатов работы и оценка
полноты достижения целей, их значимости.
3.
Игровые технологии
Основной этап. Активизация познавательной
деятельности через использование элементов мини-
театрализованного представления.
4.
Информационно-
коммуникативные
технологии
Применяются на всех этапах урока:
- при сопровождении урока авторским мультимедиа
обучающим продуктом с целью визуализации материала,
повышения эмоционального фона, полноты реализации
воспитательного потенциала, развития эстетического
вкуса.
5
Здоровьесберегающие
технологии
Применяются на всех этапах урока:
- при формировании у обучающихся естественной
потребности в выработке осанки, соблюдения норм при
чтении и письме;
- при использовании ТСО, оптимизации освещения,
аудиосопровождения.
6.
Технология рефлексии
Заключительный этап. Подведение итогов. Рефлексия
деятельности, рефлексия содержания, эмоциональная
п/п
Современные
образовательные
технологии
Этапы урока,
на которых технология применяется
рефлексия.
Ход урока
п/п
Этапы урока
Время
I.
II.
III.
Организационный момент
Рапорт.
Слово преподавателя:
«Чем же нас так привлекает это бессмертное искусство
слагать стихи из нескольких строк, дошедшее к нам из
глубины веков, эта магия немногословности: простотой
слова, концентрацией мысли, глубиной воображения или
своей душой?» - эти слова Хуана Рамона Хименеса станут
сегодня для нас той дверью, открыв которую мы порузимся
в загадочный мир японских стихотворений хокку. Почему
такой миниатюрный жанр, как хокку, зародился именно в
Японии? Каковы правила построения хокку? Можно ли
научиться подражать хокку, чтобы передать поэтический
образ «малой родины», неповторимость, неброскую
красоту родной природы? На эти вопросы мы постараемся
ответить в ходе нашего необычного урока-творческой
лаборатории.
Презентация и её представление.
1, 2 слайды (Карта Японии)
По легенде Япония образовалась из вереницы капель,
скатившихся с богатырского копья бога Изанаги,
отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая
цепь островов действительно напоминает застывшие
капли. Древняя история и экзотика страны неудержимо
влечёт к себе европейцев. Но чем ближе они знакомятся с
Японией, тем больше понимают, насколько необычно
восприятие мира и человека в этом мире в понимании
японцев.
Японцы считают, что всегда следует заботиться о чувстве
собственного достоинства даже незнакомого человека; с
особым уважением относиться к старшим, даже если они
неправы; быть внимательным к людям и
окружающей природе. Любого японца с детства учат
посреди ежедневной суеты, забот, сутолоки находить
мгновения, чтобы полюбоваться закатом солнца, первым
цветком, прислушаться к шелесту листвы и барабанному
бою капель дождя. Эти мгновения запоминают, чтобы в
трудные минуты жизни «перелистать» их, словно старые
фотографии, на которых мы всегда моложе и счастливее. И
тогда появляются силы забыть о невзгодах и жить дальше.
Наверное, именно в такие мгновения рождаются стихи:
Первый снег под утро.
1 мин.
5 мин.
IV.
V.
Он едва-едва пригнул
Листики нарцисса.
Эти лирические стихотворения носят название хайку или
хокку.
3 слайд (Чайная церемония)
Почему этот удивительный вид поэзии зародился именно в
Японии? Японцы любят всё маленькое: деревья, камни,
букеты, стихи. Может быть, потому что страна
расположена на островах в Тихом океане и территория
проживания очень маленькая. На каждого человека
приходится только несколько метров земли, что
способствует бережному отношению ко всему тому, что
окружает японцев. Даже к слову. Важной частью
жизни для японцев является чайная церемония я. Этот
ритуал не изменился за прошедшие века. Считается
утонченным удовольствием сидеть в тихой чайной комнате
и внимать звукам воды, кипящей в жаровне. Великий
учитель Сэн-Рикю возвел чаепитие в искусство. Чайная
комната место, где правят мир, доверие и дружба.
Сегодня, как и много веков назад, тяною, так называется
чайная церемония, продолжает пользоваться большой
популярностью у японцев. Во время чаепития
произносятся мудрые речи, читаются стихи,
рассматриваются произведения искусства, звучат хокку,
которые обсуждаются с целью познания истины и красоты.
И мы приглашаем наших гостей на такую церемонию.
4, 5 слайды (Основатели хокку)
Мацуо Басе - великий Мастер хокку, который считается
основателем стихотворения хокку. (Мацуо фамилия
поэта, Басё — его псевдоним.)
Мацуо Басе - признанный Мастер японской поэзии. Хокку
Басе - это поистине шедевры среди хокку других японских
поэтов. Мацуо Басе - великий японский поэт, теоретик
стиха. Родился Басе в 1644 году в небольшом замковом
городе Уэно, провинция Ига (остров Хонсю).
Не слишком мне подражайте!
Взгляните, что толку в сходстве таком?
Две половинки дыни.
Мацуо Басё был выходцем из семьи небогатого самурая,
третьим ребенком, которому при рождении было дано имя
Дзинситиро. Его семья принадлежала к классу
образованных людей, которые знали японскую классику и
преподавали каллиграфию, т.к в мирное время воевать
было не с кем, многие самураи находили себя именно в
этом занятии. За свою пятидесятилетнюю жизнь он сменил
много прозвищ, но последнее вытеснило из памяти
потомков все прежние. Не взирая на свою известность
поэта и, будучи учителем поэзии, Басё долгое время так и
оставался бедным странником, долгое время не имевшим
своего жилья.
Когда же один из учеников уговорил своего отца подарить
учителю маленькую хижину- сторожку возле небольшого
3 мин.
5 мин.
VI.
пруда, он посадил возле нее банановую пальму и взял себе
псевдоним, примерно означающий «живущий в банановой
хижине», а позже стал подписываться как «басе-ан», что
означало банановое дерево.
Басё был очень беден, но в своем нищенском
существовании он видел смысл своей духовной
независимости, поэтому всегда говорил о нем с гордостью.
Рисуя в своих произведениях идеальный образ свободного
поэта философа, прославляющего духовность и
равнодушного к жизненным благам. К концу жизни у него
было множество учеников по всей Японии, но школа Басё
не была обычной для того времени школой мастера и
внимающих ему учеников: Басе поощрял приходивших к
нему на поиски собственного пути, каждый обладал своим
почерком, иногда очень отличавшимся от почерка учителя.
Учениками Басе были Кёрай, Рансэцу, Иссё, Кикаку; к
школе Басе принадлежит Тиё - талантливая поэтесса,
которая, рано овдовев и потеряв ребенка, постриглась в
монахини и посвятила себя поэзии.
6 слайд (Структурно-жанровые особенности хокку)
Японское лирическое стихотворение хокку (хайку)
отличается предельной краткостью.
Народ любит и охотно создает короткие песни сжатые
поэтические формулы, где нет ни одного лишнего слова.
Из народной поэзии эти песни переходят в литературную,
продолжают развиваться в ней и дают начало новым
поэтическим формам.
Так родились в Японии национальные стихотворные
формы: пятистишие — танка и трехстишие — хокку.
Танка (буквально «короткая песня») была первоначально
народной песней и уже в VII-VIII веках, на заре японской
истории, становится законодательницей литературной
поэзии, оттеснив на задний план, а потом и совершенно
вытеснив так называемые длинные стихи «нагаута»
(представленные в знаменитой поэтической антологии
восьмого века Манъёсю). Древняя танка и более молодое
хокку имеют многовековую историю, в которой периоды
расцвета чередовались с периодами упадка. Не один раз
эти формы находились на грани исчезновения, но
выдержали испытание временем и продолжают жить и
развиваться еще и в наши дни.
Потеснить танку и на время вырвать у нее первенство
смогло только хокку, еще более короткое и лаконичное
стихотворение, зародившееся в среде простых горожан,
которым были чужды традиции старой поэзии.
Хокку лирическое стихотворение. Оно изображает
жизнь природы и жизнь человека в их слитном,
нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Древняя традиция стихосложения в Японии, передаваемая
из поколения в поколение, выработала свои правила и
манеры письма. Эти правила незыблемы, точно так же как
все остальное японское например, сад 13 камней, суши и
5 мин.
VII.
VIII
.
подогретое сакэ. Следование традициям в крови всех
японцев и японистов - всех тех, кто интересуется историей
и современностью Японии. Японская поэзия сильно
отличается от европейской и других восточных стилей. В
японской поэзии, несмотря на ее минимализм, каждое
слово в стихе несет огромную информацию. Задача
каждого поэта хокку - заразить читателя лирическим
волнением, разбудить его воображение, а для этого совсем
не нужно рисовать картину во всех ее деталях. Достаточно
немного слогов. Всего семнадцать слогов погружает
читателя в иной мир, полный чувственности и
расширенного восприятия.
Существуют правила написания хокку, которые
невозможно нарушить. Первая строка должна состоять из
пяти слогов, вторая из семи, третья, как и первая из пяти.
Всего же хокку должно состоять из 17 слогов. Хокку не
имеют рифмы и строятся на основе одного поэтического
образа, одной детали, мысли и при этом таят в себе много
неожиданного. Оно зовёт нас вдуматься в смысл строк,
почувствовать красоту. Открыть внутреннее зрение и
внутренний слух. Ведь многое скрыто, недоговорено. В
хокку ударение логическое, так как в японском языке нет
слогового ударения. Строки должны быть связаны не
логически, а по ассоциации. И всегда нужно что-то
додумывать, домысливать, так как в строках только
главное. Японские стихи нельзя пробегать глазами. Они
требуют вдумчивого чтения, так как предполагают
послечувствование (прочитать и почувствовать).
7 слайд (Вера Николаевна Маркова).
На русском языке хокку Басё вышли в переводе Веры
Николаевны Марковой. Она была великим поэтом,
переводчиком и исследователем японской классической
литературы. Талантливый поэт-переводчик Вера Маркова
блистательно перевела на русский язык шедевры,
созданные гением японского народа. Японское
правительство высоко оценило труд Веры Марковой по
популяризации японской культуры в России, наградив ее
орденом Благ