Презентация "Дом - музей Марины Цветаевой в Елабуге" 11 класс

Подписи к слайдам:
Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Отец ее, Иван Владимирович Цветаев, был известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать - из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно одаренная, музыкантша, ученица Рубинштейна.
  • Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Отец ее, Иван Владимирович Цветаев, был известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств. Мать - из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно одаренная, музыкантша, ученица Рубинштейна.
Детство, юность и молодость Марины Цветаевой прошли в Москве и в тихой подмосковной (калужской) Тарусе, отчасти - за границей (Италия, Швейцария, Германия, Франция). Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься - с шестнадцати, а два года спустя, в 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила довольно объемный сборник - "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В.Брюсов, Н.Гумилев, М.Волошин
  • Детство, юность и молодость Марины Цветаевой прошли в Москве и в тихой подмосковной (калужской) Тарусе, отчасти - за границей (Италия, Швейцария, Германия, Франция). Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься - с шестнадцати, а два года спустя, в 1910 году, еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила довольно объемный сборник - "Вечерний альбом". Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В.Брюсов, Н.Гумилев, М.Волошин
Вслед за "Вечерним альбомом" появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой: "Волшебный фонарь" (1912) и "Из двух книг" (1913), - оба под маркой издательства "Оле-Лукойе", домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой, за которого в 1912 году она вышла замуж.
  • Вслед за "Вечерним альбомом" появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой: "Волшебный фонарь" (1912) и "Из двух книг" (1913), - оба под маркой издательства "Оле-Лукойе", домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности Цветаевой, за которого в 1912 году она вышла замуж.
Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но печатала мало, и знали ее только завзятые любители поэзии. С писательской средой сколько-нибудь прочных связей у нее не установилось. В январе 1916 года она съездила в Петроград, где встретилась с М.Кузминым, Ф.Сологубом и С.Есениным и ненадолго подружилась с О.Мандельштамом.
  • Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но печатала мало, и знали ее только завзятые любители поэзии. С писательской средой сколько-нибудь прочных связей у нее не установилось. В январе 1916 года она съездила в Петроград, где встретилась с М.Кузминым, Ф.Сологубом и С.Есениным и ненадолго подружилась с О.Мандельштамом.
  • Октябрьской революции Марина Цветаева не поняла и не приняла. В литературном мире Цветаева по-прежнему держалась особняком.
  • В мае 1922 года Цветаева вместе с дочерью Ариадной уехать за границу - к мужу, который был белым офицером, пережил разгром Деникина и Врангеля, а к тому времени стал пражским студентом.
  • За рубежом Цветаева жила сперва в Берлине (недолго), потом три года - в Праге; в ноябре 1925 года перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая
  • Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою. Ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре же картина существенно изменилась.
  • Ее печатают все меньше и меньше. Она пишет очень много, но написанное годами не попадает в печать или вообще остается в столе автора
В 1939 году Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвращается на родину. Тяжело дались ей семнадцать лет, проведенные на чужбине. Личные ее обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям. Цветаева поселилась в Москве, занялась переводами, готовила сборник избранных стихотворений. Грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сперва в Чистополь, потом в Елабугу. Тут-то и настиг ее тот "одиночества верховный час", о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах
  • В 1939 году Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвращается на родину. Тяжело дались ей семнадцать лет, проведенные на чужбине. Личные ее обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям. Цветаева поселилась в Москве, занялась переводами, готовила сборник избранных стихотворений. Грянула война. Превратности эвакуации забросили Цветаеву сперва в Чистополь, потом в Елабугу. Тут-то и настиг ее тот "одиночества верховный час", о котором она с таким глубоким чувством сказала в своих стихах
В пятистенный бревенчатый дом состоит из двух равных помещений - "Зала" и "Кухни". В "Зале" находятся нехитрые вещи семьи Бродельщиковых: стол, стулья, самодельный деревянный диван, изготовленный хозяином дома, комод, покрытый кружевной накидкой, швейная машинка "Зингер" - хозяйка дома была профессиональной швеей.
  • В пятистенный бревенчатый дом состоит из двух равных помещений - "Зала" и "Кухни". В "Зале" находятся нехитрые вещи семьи Бродельщиковых: стол, стулья, самодельный деревянный диван, изготовленный хозяином дома, комод, покрытый кружевной накидкой, швейная машинка "Зингер" - хозяйка дома была профессиональной швеей.
  • На стене между окнами висит зеркало - как немой, но зрячий свидетель всего происходящего в доме.
"Комната Марины Цветаевой" расположена за тонкой дощатой перегородкой, отделяющей примерно одну треть площади от "Зала". Комнатка с тремя окнами представляет собой вытянутый прямоугольник, примерно, 6 кв. метров. До заселения Цветаевой, эта комнатка служила спальней хозяйке. В ней нет двери, а ее роль выполняют легкие занавески. Да и перегородка не доходит до потолка. Из мебели в комнате стоит железная кровать, самодельный маленький диван, комод, небольшой сундук и два стула. Эта маленькая комнатка и стала жильем для Цветаевой и ее сына.
  • "Комната Марины Цветаевой" расположена за тонкой дощатой перегородкой, отделяющей примерно одну треть площади от "Зала". Комнатка с тремя окнами представляет собой вытянутый прямоугольник, примерно, 6 кв. метров. До заселения Цветаевой, эта комнатка служила спальней хозяйке. В ней нет двери, а ее роль выполняют легкие занавески. Да и перегородка не доходит до потолка. Из мебели в комнате стоит железная кровать, самодельный маленький диван, комод, небольшой сундук и два стула. Эта маленькая комнатка и стала жильем для Цветаевой и ее сына.
Часть комнаты-кухни, слева от входа, занимает большая русская печка. На печке - валенки, плетеная корзина. Напротив - кухонный шкаф для посуды, далее - стол с самоваром и чайной посудой, над столом - часы-ходики, на окне - занавески с вышивкой "ришилье", короткая тюль, на подоконнике - герань, рядом - фикус...
  • Часть комнаты-кухни, слева от входа, занимает большая русская печка. На печке - валенки, плетеная корзина. Напротив - кухонный шкаф для посуды, далее - стол с самоваром и чайной посудой, над столом - часы-ходики, на окне - занавески с вышивкой "ришилье", короткая тюль, на подоконнике - герань, рядом - фикус...
В бывшем чулане, только немного расширенном и увеличенном, представлены документы и их копии, рассказывающие о пребывании в этом доме Марины Цветаевой с сыном. В витринах экспозиции - список эвакуированных в Елабугу писателей, домовая книга Бродельщиковых, акт о смерти Цветаевой, и тексты трех предсмертных записок...
  • В бывшем чулане, только немного расширенном и увеличенном, представлены документы и их копии, рассказывающие о пребывании в этом доме Марины Цветаевой с сыном. В витринах экспозиции - список эвакуированных в Елабугу писателей, домовая книга Бродельщиковых, акт о смерти Цветаевой, и тексты трех предсмертных записок...
«Мурлыга! Прости меня. Но дальше было бы хуже. Я тяжело-больна, это – уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик» - последние строчки, обращенные к сыну... Подчеркнуто - Я тяжело больна... попала в тупик..."
  • «Мурлыга! Прости меня. Но дальше было бы хуже. Я тяжело-больна, это – уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик» - последние строчки, обращенные к сыну... Подчеркнуто - Я тяжело больна... попала в тупик..."
...Марину Цветаеву похоронили на краю Петропавловского кладбища без отпевания и креста, без ритуальных церемоний, - как самоубийцу. Со временем стерлось с памяти и само место захоронения.
  • ...Марину Цветаеву похоронили на краю Петропавловского кладбища без отпевания и креста, без ритуальных церемоний, - как самоубийцу. Со временем стерлось с памяти и само место захоронения.
  • Осенью 1960 года, посетив Елабугу, Анастасия Ивановна Цветаева на пустом произвольном месте установила крест с надписью: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году по решению Союза писателей вместо креста была установлена гранитная плита.
«Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!», -
  • «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!», -
  • мистически взывает к нам голос поэта из глубины минувшего столетия. А душа противится этому «была»: ты есть, Марина, ты будешь! В нашей памяти.
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!