Конспект урока "Тема трагической любви в произведениях А.И. Куприна «Олеся»,«Гранатовый браслет»"

1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И. Носова»
Многопрофильный колледж
Конспект урока по литературе
«Тема трагической любви в произведениях
А. И. Куприна «Олеся»,
«Гранатовый браслет»
Подготовила преподаватель русского языка и литературы
Струнина Оксана Александровна
2
Магнитогорск: 2019г
Предисловие
Данная методическая разработка представляет собой урок-семинар, посвященный
творчеству А. И. Куприна, одного из «королей» русской прозы ХХ века. Методическая
разработка является дополнительным материалом при изучении творчества писателя.
Методическую разработку рекомендуется использовать в работе со студентами
первого курса всех специальностей. Включенный в разработку материал ориентирован на
вдумчивое, глубокое изучение двух самых прекрасных произведений А. И. Куприна о
любви – «Олеся» и «Гранатовый браслет».
Тема любви в творчестве писателя занимает особое место. Она предстает в его
произведениях как великая и всепобеждающая власть над человеком, как чувство
наивысшей высоты и чистоты, чувство бескорыстное, не требующее награды. Куприн
пишет о любви как о сложном всепоглощающем чувстве, на которое способен не каждый
человек. «Для любви, -- замечал писатель, -- нужен особый талант, как для музыки,
живописи, скульптуры, пения, стихотворства». Вдохновенное чувство доступно только
избранным, -- утверждал А. И. Куприн, имея в виду духовную одаренность личности.
Кроме того, в любви, по мнению писателя, ярче всего проявляется индивидуальность
человека.
Во всех произведениях о любви Куприн, по существу, пишет об индивидуальном
проявлении этого чувства. Человек, способный вдохновенно любить, у писателя – это
всегда незаурядная, богатая, духовно одаренная личность. Таковы и герои произведений
«Олеся» и «Гранатовый браслет», наделенные талантом подлинной любви.
В ходе урока мы рассмотрим самый интересный аспект представленных
произведений психологический. Особенность художественного дарования А. И.
Куприна повышенный интерес к внутреннему миру человеческой личности, мастерство
психологического анализа. Вслед за писателем мы попытаемся заглянуть в души героев,
раскрыть их мысли и чувства, разобраться в мотивах их поступков, во взаимоотношениях
этих персонажей с другими людьми. Такой психологический анализ будет способствовать
более глубокому и тонкому усвоению идейно-художественного содержания
произведений, поможет разобраться в том, что такое подлинная любовь, с точки зрения А.
И. Куприна.
Основными задачами методической разработки являются:
знакомство студентов с произведениями А.И. Куприна, посвященными теме
любви, «Олеся», «Гранатовый браслет»; раскрытие значения этой темы в
творчестве писателя; выявление и анализ символических образов произведений,
определение авторской позиции;
формирование осознания того, что любовь – это главная духовная ценность,
которая дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам
человеческой личности;
развитие навыков психологического анализа героев;
воспитание трепетного отношения к чувству любви как вечной духовной
ценности человека.
Методическую разработку рекомендуется использовать в работе со студентами
первого курса всех специальностей Многопрофильного колледжа.
В данной работе представлен один из вариантов организации урока по
произведениям А. И. Куприна. Особенностью методической разработки является ее
полифункциональность. Любой педагог может заимствовать полный сценарий урока или
использовать его частично, сообразуя материал с собственной педагогической системой.
3
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для специальности 38.02.01
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Раздел рабочей программы (для дисциплины) «Русский язык и литература»
Раздел 2. «Русская литература на рубеже веков».
Дисциплина способствует формированию у обучающихся личностных,
метапредметных и предметных универсальных учебных действий.
Приоритетными личностными и метапредметными результатами для учебной
дисциплины «Литература» являются:
Личностные результаты:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
4
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты; ·
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач
с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами освоения учебной дисциплины «Русский язык и
литература» на базовом уровне являются:
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контексте творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-
родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
5
сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
Тема учебного занятия: «Тема трагической любви в произведениях А. И.
Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет».
Цель: Познакомить студентов с произведениями А. И. Куприна, посвященными теме
любви, -- «Олеся», «Гранатовый браслет»; раскрыть значение этой темы в творчестве
писателя; сформировать осознание того, что любовь -- это главная духовная ценность,
которая дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой
личности; выявить и проанализировать символические образы в текстах произведений,
определить авторскую позицию.
Задачи:
Развивающие:
1. развитие познавательных способностей студентов;
2. развитие коммуникативных и информационных компетентностей;
3. раскрытие творческого потенциала студентов.
Воспитательные:
1. воспитание трепетного отношения к чувству любви как вечной духовной ценности
человека;
2. способствовать воспитанию нравственных качеств личности;
3. воспитание эмоциональных переживаний студентов.
Образовательные:
1. научить вдумчиво читать художественные произведения;
2. научить анализировать художественные произведения;
3. обучать навыкам психологического анализа героев.
Организационная форма проведения урока: урок-семинар
Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, проекционный экран,
презентации, портрет писателя, выставка книг А. И. Куприна.
Межпредметные связи
Обеспечивающие
дисциплины/профессиональный
модуль
Изучаемая
дисциплина/профессиональный
модуль
Обеспечиваемые
дисциплины/профессионал
ьный
модуль
Основы философии,
обществознание
Русский язык и
литература
Русский язык и
культура речи;
история
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы
Изучаемая тема
Обеспечиваемые темы
Тема 1.1 Русская литература
первой половины XIX века.
Тема 2.2. Художественный
мир И.А.Гончарова
Тема 2.3. Художественный
мир А.Нстровского
Тема 2.4. Художественный
мир И.С. Тургенева
Тема 3.3. Художественный
мир А.И. Куприна
Тема 4.2. Художественный
мир А. А. Блока
Тема 4.3. Художественный
мир В.В. Маяковского
Тема 4.4. Художественный
мир А.А. Ахматовой
Тема 4.5. Художественный
мир М.И. Цветаевой
Тема 4.6 Художественный
мир С.А. Есенина
Тема 5.2. Художественный
6
мир М.А. Булгакова
7
Структура занятия
Этап
занятия
Дидактические задачи
этапа
занятия
Методы и
принципы
обучения
Деятельность
преподавателя
Рефлексивная
деятельность
студентов
Регламент
1
2
3
5
I.
Организационный
этап занятия
Подготовка студентов к
работе на занятии
словесный
Предъявление единых
педагогических требований:
- приветствие;
Отвечают на приветствие.
2
Психологическая
установка на восприятие
материала занятия
Наглядно-
иллюстративные
(презентация, музыка)
Организация внимания и
готовности к уроку
Готовятся к восприятию
темы занятия.
2
II. Проверка
домашнего
задания
Проверка домашнего
задания; подготовка к
основному этапу занятия.
Наглядно-
иллюстративный,
словесный
Дополнительные вопросы.
Презентация «А. И. Куприн»
Вопросы к выступающему.
7
III. Вводный этап
занятия
Подготовка к основному
этапу занятия
1. Сообщение
темы. Постановка
цели
Обеспечение
самоосмысления через
постановку цели.
Наглядно-
иллюстративный,
словесный
Определение актуальности
темы, постановка цели,
представление схемы
раскрытия темы, пояснение по
работе с приложениями.
Слушают преподавателя,
записывают в тетрадях тему
урока. Получают листы с
отрывками из текстов
произведений.
2
2. Актуализация
знаний
Вспомнить пройденный
материал
Словесный
Проводит опрос (Работа с
понятием слова «любовь»)
Отвечают устно.
Выразительно читают
поэтические
произведения.
Восстанавливают в
памяти пройденный
материал, озвучивают
ответы на поставленные
преподавателем вопросы
после прочтения
8
8
известных стихотворений
о любви.
3. Мотивация.
Формирование у
студентов ориентации на
успех.
Словесный
Поощрение студентов в
процессе достижения ими
поставленной цели (в т.ч.
слабых).
Осмысливают значимость
материала данного занятия
1
IV. Основной этап
занятия.
1. Формирование
теоретической
основы учебной
деятельности.
Изучение материала по
теме: «Тема
трагической любви в
произведениях А. И.
Куприна «Олеся»,
«Гранатовый браслет».
Проектный метод,
словесный
Изложение новой информации
по плану.
Содержание:
1. Анализ повести «Олеся»
2. Анализ рассказа
«Гранатовый браслет»
Воспринимают,
анализируют полученную
информацию, отвечают на
вопросы.
45
2. Практическая
часть учебной
деятельности
Обеспечение
самореализации через
саморегуляцию и
самоосмысление..
Наглядно-
иллюстративный,
словесный
Проведение практической
работы по повести «Олеся»
Выполнение практической
работы «Характерные
черты личности Олеси и
Ивана Тимофеевича»
6
V.
Заключительный
этап занятия.
Анализ и оценка
успешности достижения
цели урока.
Наглядно-
иллюстративный
(презентация,
музыка), словесный
1. Подвести итоги.
2. Сообщить оценку качества
работы студентов.
3. Отметить, кто добился
отличного качества работы.
Самоанализ выполненной
работы.
5
VI. Домашнее
задание
Сообщить домашнее
задание.
Словесный
Объясняет домашнее задание.
Слушают, записывают,
уточняют домашнее задание
2
Содержание основных этапов занятия, раздаточный материал, демонстрационные слайды представлены в приложениях.
9
Приложение
Ход урока
Эпиграф к уроку:
Словно солнце горит, не сгорая,
любовь.
Словно птица небесного рая –
любовь.
Омар Хайям
I.Организационный момент.
Вступительная часть.
Звучит музыка Вагнера.
А. И. Иванович Куприн один из самых ярких писателей двадцатого века, один из
королей русской прозы. Это признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных
повестей, создавший в своих произведениях широкую и многообразную картину жизни
современной ему России. Его произведения вряд ли кого-нибудь оставят равнодушным и
безучастным, потому что они пробуждают душу, затрагивают сердце. Восторженная
увлеченность жизнью, глубокий интерес к внутреннему миру человека, к его тончайшим
переживаниям, к взаимоотношениям между людьми все это делает произведения А. И.
Куприна созвучными, понятными и близкими современному читателю.
II. Проверка домашнего задания.
Презентация «А. И. Куприн» (выступление студента).
Круг тем, рассматриваемых писателем в его произведениях, довольно широк.
Создается ощущение, что Куприна в жизни волновало все, «вечно его мучила жажда
исследовать, понять, изучить, как живут люди» (К. И. Чуковский). При всем многообразии
творческих интересов писателя одна тема была неизменной это тема любви, высокого и
светлого чувства. Куприн по праву считается истинным певцом любви. В историю
художественной литературы навсегда вошли его лучшие произведения о любви «Олеся» и
«Гранатовый браслет», в которых писатель изображает истинную любовь как высшую
ценность мира, как непостижимую тайну.
III. Вводный этап занятия
1. Постановка проблемы (Сообщение темы урока, целей урока. Представление
схемы раскрытия темы.)
2. Повторение пройденного и актуализация знаний. (Работа с понятием слова
«любовь»)
Прежде чем перейти непосредственно к теме сегодняшнего урока, необходимо
понятию «любовь» дать точное определение. И оно есть. Почти две тысячи лет назад его
сформулировал один из столпов христианства, мистик и богослов апостол Павел: «Любовь
долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не
бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а
сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… Любовь
никогда не перестает» (1 Кор. 13. 4 – 8).
Лексическое значение слова «любовь», данное в толковом словаре:
Любовь чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.
(Сравните два определения. Где дается более точное представление о любви?)
Любовь это тема вечная в художественной литературе. Думаю, вы со мной
согласитесь, что никакая из других тем не бывает столь субъективной в изображении. У
10
каждого писателя, поэта свой взгляд на изображение этого чувства, поэтому любовь так
многолика в художественной литературе.
Краткое сообщение студентов на тему: «Любовь в мировой художественной поэзии»
(Прокомментировать поэтические представления о любви)
Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор
продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди.
Человечество всегда не переставало прославлять это великое и вечное чувство. Вот как писал
о любви еще в 17 веке известный драматург Ж. -Б. Мольер:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Почти в каждом художественном произведении можно найти страницы, посвященные
этому чувству.
Тонко описывает любовь Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта» и в сонетах:
Любовь – моя болезнь, что все сильней
Тоскует по источнику страданья
И тянется к тому, что вредно ей,
Чтоб утолить нелепые желанья.
Рассудок врачевал любовь мою,
Но увидав к себе пренебреженье,
Покинул нас – и вот я сознаю,
Что нет теперь от страсти исцеленья.
Рассудка нет – и мне спасенья нет.
Безумствую, покинутый, несчастный;
Слова мои и мысли – дикий бред,
Ни к разуму, ни к правде не причастный.
У Ф. И. Тютчева есть прекрасные строки о любви:
Любовь, любовь, -- гласит преданье, --
Союз души с душой родной.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, страстно млея,
Оно изноет наконец.
Одним из примеров размышления о любви является стихотворение поэта ХХ века
Всеволода Рождественского:
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
11
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Самые волнующие стихи о любви принадлежат А. С. Пушкину:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
О любви часто пишут и современные поэты, например, Андрей Дементьев:
Любовь не только возвышает.
Любовь порой нас разрушает.
Ломает судьбы и сердца…
В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв, как девять грамм свинца.
Она врывается внезапно.
И ты уже не можешь завтра
Не видеть милого лица.
Любовь не только возвышает.
Любовь вершит и все решает.
И мы уходим в этот плен.
И не мечтаем о свободе.
Пока заря в душе восходит,
Душа не хочет перемен.
В течение урока подумайте над вопросом, чье представление о любви близко А. И.
Куприну.
А какие прозаические произведения, уже пройденные вами, посвящены теме
любви? (А. И. Гончаров «Обломов», И. С. Тургенев «Отцы и дети», А. Н. Островский
«Гроза»).
В этом году вам предстоит познакомиться с лучшими произведениями о любви: Л Н.
Толстой «Война и мир», И. А. Бунин «Темные аллеи», поэзия серебряного века (А.
Ахматова, М. Цветаева, Н. Гумилев, А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский), М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита» и др. Этот список произведений о любви можно продолжать
бесконечно, потому что тема любви волновала и волнует каждого настоящего поэта и
писателя.
Любовь один из определяющих мотивов и в творчестве А. И. Куприна. Через
испытание любовью он проводит почти всех своих героев, выявляя в душах людей либо все
самое низменное, отвратительное, либо возвышенно прекрасное. В 1906 году в письме к Ф.
Д. Батюшкову Александр Иванович написал: «Любовь это самое яркое и наиболее
понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в таланте, не в творчестве
выражается индивидуальность человека, а в любви» Тема любви -- основная тема в
12
творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее
сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги были писателю сильные
натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видел, что человек в
современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель
мечтал о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды. Куприн воплотил
свою мечту в героях произведений «Олеся» и «Гранатовый браслет».
Одним из первых произведений о любви стала повесть А. И. Куприна «Олеся»,
написанная в 1898 году. Это произведение принесло тогда еще мало известному писателю
подлинную славу.
IV. Основной этап занятия (работа с новым материалом)
1. Анализ повести «Олеся»
История создания повести (сообщение студента)
Куприн всегда испытывал тягу к земле, к природе, воплощавшей для него
представления о свободе, гармоничной жизни человека. В одном из интервью он говорил: «Я
люблю Россию и привязан к ее земле. Мне и моему творчеству она дает силу…»
Весной 1897 года писатель находился в Волынской губернии, в Полесье. Впечатления
этой поездки послужили основой цикла рассказов («Лесная глушь», «Олеся», «Оборотень»,
«Болото» и др.).
Повесть «Олеся» Куприн относил к своим лучшим произведениям: «В этом
произведении больше, чем в других произведениях моей души».
Чем эта повесть привлекает читателей? (Привлекает необычность ситуации,
экзотичность облика главной героини Олеси.)
Беседа по повести «Олеся».
Какое значение в повести имеет место действия?
Чего ожидал герой от этой поездки?
(Действие повести происходит в глухих местах Полесья, на лоне природы, куда судьба
забросила героя, городского человека, на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых
впечатлений, знакомств «со странными обычаями», своеобразным языком», с поэтическими
легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются.)
Повесть построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух
мироотношений. Назовите этих героев.
(С одной стороны, -- образованный интеллигент, представитель городской культуры,
довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой Олеся «дитя природы», человек, не
подвергшийся влиянию городской цивилизации.)
Какую роль в повести играет природа?
Что такое пейзаж?
Приложение № 1
(Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию, торжественное безмолвие
подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку.
Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий.
Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый,
озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех… Снаружи кто-то
яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с
непрерывной, затаенной, глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются,
и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом. Тревоги
добавляет слуга Ермола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака народилась, чи ведьмак
веселье справляет».
Далее описания пейзажа проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел
на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного
13
безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо
меня». Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе.
Когда происходит знакомство Ивана Тимофеевича с Олесей?
(Знакомство героя происходит весной: пробуждается природа пробуждаются чувства.
Прекрасная сказка любви развернута Куприным на фоне величественной, красивой русской
природы. Картины природы даются как аккомпанемент чувству человека.)
Вообще пейзаж играет в повести деятельно-активную роль в развитии темы любви, и
он чутко меняется вместе с изменением душевного состояния героев, с развитием
испытываемых ими чувств и сменой мыслей. За бурной весной в природе и в сердце
любящих пришло лето «с томным зноем июньских дней и волшебно красивыми лунными
ночами». Лето пора зенита в любви Олеси и Ивана Тимофеевича, время полного расцвета
взаимного счастья влюбленных: «И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой
легенды, без единого слова, подавленные счастьем и жутким безмолвием леса». А
драматическая развязка еще недавно счастливых взаимоотношений Олеси и Ивана
Тимофеевича по времени совпадает с разбушевавшейся природной стихией – внезапным
вихрем, грозой и градом. Природа здесь словно предвещает разрыв, разлуку, крушение
любви. Таким образом, природа чутко сопереживает человеку, и герой Куприна ищет и
находит в единении с ней живой отклик на свою радость и свою боль. Природа у Куприна
многофункциональна: то она вторит чувствам героев, то служит средством создания образа
(Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой
«цивилизованному», корыстному миру.)
При каких обстоятельствах герои знакомятся?
Как рисует Куприн образ главной героини? (Приложение 2) Почему лицо
героини сложно было описать?
Какие качества характера выделяет в Олесе главный герой?
Чем объясняется ее внутренняя свобода, чувство независимости?
Как Олеся относилась к людям?
Какие отношения сложились у Олеси с бабушкой?
Как главный герой пытается объяснить колдовские способности Олеси?
Какой поступок совершает Олеся во имя своей любви?
Почему Олеся принимает решение расстаться с Иваном Тимофеевичем?
(Появление Олеси предвещает сама природа. Ярмола упоминает о ведьме в непогоду.
Но объективного мнения об Олесе в начале произведения мы не получаем. Все рассказы
местных жителей об этой девушке и ее бабке сводятся к тому, что « живет в лесу ведьма;
выгнали ее за колдовство». Хотя Иван Тимофеевич мечтал познакомиться с «колдуньями»,
эта встреча произошла случайно. Разговаривая с бабушкой Олеси, Иван Тимофеевич вдруг
услышал чей-то «свежий, звонкий, сильный голос», наконец познакомился с самой Олесей,
«высокой брюнеткой лет около двадцати двадцати пяти». С первого взгляда Иван заметил
огромную разницу между молодой обитательницей лесной избушки и местными девушками.
Головной платок, в отличие от местного обычая закрывать лоб и подбородок, служил Олесе
украшением. Лицо у нее было «оригинально» красивым, не поддающимся описанию, лицо,
которое «нельзя было позабыть,.. но трудно было его описать»: «лукавство, властность и
наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение
от суровости до детской застенчивости (глава 3). Оно отражает то радость, то любопытство,
то гнев, то невыразимую бурю чувств, которую может испытывать человек. Во внешнем
облике героини, в ее жестах, движениях, улыбке подчеркнуты ее искренность, отсутствие
фальши. Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора.
Эта внутренняя свобода, чувство независимости объясняются тесной связью героини с
природой. Девушка как бы сливалась с окружающим ее лесом. Она никого не боялась в лесу,
но в отношениях с людьми чувствовалось напряжение и внутреннее неприятие их Олесей.
Когда Иван спрашивает девушку, не страшно ли ей жить так далеко от людей, Олеся говорит
14
о том, что рада была бы вообще никогда не видеть людей. Однако далее мы узнаем о том,
что Олеся чрезвычайно любознательна. И отчужденность ее от людей вынужденная.
Слишком много неприятностей принесли ей люди. И сторонится она только местных
жителей. Но ее очень интересует все, что касается жизни других. Она задает Ивану
множество вопросов о городах, странах, людях. Восприимчивый ко всяким знаниям ум
Олеси поражал Ивана. Ее способность задавать такие вопросы, на которые порой он не мог
ответить сам, восхищала его. Очень часто он сравнивает ее с девушками высокого
происхождения, получившими хорошее воспитание. Олеся говорит, что все это у нее от
бабушки, только бабушка старая стала, забыла многое. Интересны отношения героини с
бабушкой. Для девушки бабушка является носителем судьбы, которую они передают из
поколения в поколение. Бабушка вырастила Олесю, научила ее всему, что знала сама. В
первую очередь она научила ее жить в гармонии с природой.
С точки зрения Куприна, их занятия колдовством основываются на способности
наблюдать, способности заглянуть в тайны подсознания человека. Иван Тимофеевич находит
объяснения всем ее колдовским умениям, но Олеся не хочет слышать его. Героиня твердо
убеждена, что она колдунья по рождению, что душа ее продана дьяволу. Отсюда тот
суеверный страх перед судьбой, который испытывает Олеся и который не в силах преодолеть
главный герой. Но все-таки молодая «ведьма» бросает вызов своей судьбе. Полюбив Ивана
Тимофеевича, она надеется, что сможет изменить ее. И здесь проявляется самое главное
качество героини это абсолютная внутренняя свобода. Олеся всегда поступает по велению
души, она признает безусловную и полную свободу чувств, она хочет и умеет быть
человеком вольным, ни от кого не зависимым. «Разве я не вольна делать, что мне нравится?
не столько спрашивает, сколько утверждает Олеся. Олеся человек чистой души. Она
выросла в лесу, ей свойственны природная естественность, доброта, душевность. Героиня
живет лишь по велениям своего сердца, ей чуждо притворство, неискренность, она не умеет
переступать через свои подлинные желания. Олеся встречает в своей жизни человека из
совсем другого мира. Героиня девушка искренняя, она любит Ивана Тимофеевича всей
душой. Искреннее чувство делает ее сильнее, она готова ради возлюбленного преодолеть все
преграды. Необыкновенные силы души Олеси дают ей возможность стойко перенести все
унижения и обиды, которые приносит ей запретная любовь. Но самозабвенная любовь не
ослепляет разума Олеси и не делает ее рабою своих чувств. Она не теряет способности
трезво размышлять, способности заглянуть в душу другого человека. На предложение Ивана
Тимофеевича стать его женой Олеся рассудительно отвечает: «Ну какая я тебе жена на самом
деле? Ты барин, ты умный, образованный, а я? Я и читать не умею, и куда ступить не знаю…
Ты одного стыда из-за меня не оберешься. Отогрел ты мое сердце… Но все-таки замуж я за
тебя не пойду» С этими доводами Олеси внутренне соглашается Иван Тимофеевич. Он не
может представить себе, как выглядела бы эта «лесная фея», одетая в модное платье,
разговаривающая в гостиной с женами его сослуживцев, исторгнутая из очаровательной
рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил». Интеллигентный Иван
Тимофеевич думает об этом молча, наедине с собою, пряча свои мысли, но Олеся,
непосредственная и прямая, говорит открыто и смело все, что думает, с жестокой правдой к
себе и людям. Убежденная в невозможности жить вместе с любимым человеком, она с
полным чувством самообладания, быстро и смело принимает решение навсегда расстаться с
Иваном Тимофеевичем, чтобы не делать его несчастным. «Как расстанемся мы с тобою, --
говорит она ему, -- тяжело тебе в первое время будет, ох, как тяжело… Места себе не
найдешь нигде. А потом все пройдет, изгладится. И уже без горя ты будешь обо мне думать,
а легко и радостно» Так в каждом ее поступке и в каждом слове проявляется и врожденное
свободолюбие, и гордая независимость, и самобытный, цельный характер полесской
красавицы, и органически присущие ей трезвость суждений, сила воли и большое
самообладание.)
15
А каким предстает в изображении писателя герой-рассказчик? Какую
характеристику герою дает Олеся? Зачитайте. (Приложение № 3)
(Особенность художественного дарования А. И. Куприна – повышенный интерес к
каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа. Эта особенность
писателя проявилась прежде всего в создании образа главного героя Ивана Тимофеевича.
Иван Тимофеевич -- человек добрый, интеллигентный, образованный и поначалу он
вызывает у нас чувство симпатии. С интересом читаешь первые страницы повести, где герой
рассказывает, как он пытался сблизиться с деревенскими людьми, с местной
интеллигенцией, как пытался обучить Ермолу грамоте, но в общении с Олесей выступают и
негативные стороны его личности. Его чувства оказываются робкими, движения души
скованными, непоследовательными. Характерно, что главного героя описывает сама Олеся.
Когда Олеся по настойчивой просьбе героя гадает ему, то с удивительной прозорливостью
предсказывает ему, что жизнь у него будет невеселая, никого он сердцем не полюбит, так как
сердце у него холодное и ленивое, а той, которая полюбит его, принесет много горя и позора.
(«Человек вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не хорошая, несердечная.
Слову вы своему не господинНикого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас
холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете». Иван
Тимофеевич, несмотря на свои положительные качества, испорчен цивилизацией,
обществом. Этот добрый, но слабый человек с «ленивым» сердцем, нерешительный и
осторожный, не может встать выше предрассудков своей среды. В его душе есть какой-то
изъян, он не может с головой отдаться тому сильному чувству, которое захватило его. Иван
Тимофеевич не способен на благородство, он не умеет заботиться о других, его душа полна
эгоизма. Особенно ярко это заметно в момент, когда он ставит Олесю перед выбором. Иван
Тимофеевич готов заставить выбирать Олесю между собой и бабушкой, он не подумал, чем
может закончиться стремление Олеси пойти в церковь. Такое эгоистичное поведение героя
становится причиной настоящей трагедии в жизни девушки, да и самого Ивана
Тимофеевича. В этой повести мы видим трагедию расхождения подлинного, природного
чувства и чувства, впитавшего в себя черты цивилизации.
Если Олесе заранее известно, что любовь ее к Ивану Тимофеевичу принесет ей много
горя, но любовь эта неотвратима, потому что от судьбы не уйдешь, то герой, размышляя об
отношениях с Олесей, воспринимает все это как «наивную, очаровательную сказку любви».
В какой-то момент его привязанность к Олесе начинает преобладать, и Иван Тимофеевич
делает ей предложение, а про себя думает: « Женятся же хорошие и ученые люди на
швейках, на горничных и живут прекрасно…Не буду же я несчастнее других в самом деле»
Когда Олеся говорит, что она не пара ему, то Иван Тимофеевич внутренне с этим
соглашается. В этой ситуации Олеся оказывается намного выше и сильнее героя. Ее любовь
постепенно набирает силу, становится самоотверженной. Олеся приходит в церковь и едва
спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Трагическое пророчество
Олеси в финале повести сбывается. Иван Тимофеевич не совершает ни подлости, ни
предательства, но при этом он проявляет нечуткость и бестактность, которые обрекают
девушку на позор и унижения. Иван Тимофеевич внушает ей мысль о том, что женщина
должна быть набожной, хотя прекрасно знает, что Олесю считают в деревне колдуньей, а,
следовательно, посещение церкви может стоить ей жизни. Но героиня ради любимого
человека идет на церковную службу и едва спасается от озверевшей толпы, готовой ее
разорвать. Олеся и ее бабушка вынуждены покинуть деревню, потому что им грозит
реальная опасность со стороны местных жителей. Жизнь этих героев оказывается во многом
разрушенной, не говоря уже о сердце Олеси, которая искренне любила Ивана Тимофеевича.)
Как вы считаете, почему счастье героев оказалось таким коротким? Для того
чтобы ответить на этот вопрос, выполним практическую работу.
Практическая работа «Характерные особенности личности Олеси и Ивана Тимофеевича».
16
Сильные качества личности Олеси
Слабые качества Ивана Тимофеевича
1. Цельная, гармоничная личность
1. Внутренне слабый, нерешительный
2. Гордая, самостоятельная, независимая
2. Чувства подчинены разуму
3. Неразрывная связь героини с природой,
искренность, душевность, естественность,
ранимость
3. Избегает риска и ответственности за
другого человека
4. Трезвость суждений, сила воли, большое
самообладание
4. Внутренне беспомощный, не способный
защитить близкого человека
5. Не боится жить в согласии со своим
сердцем
5. Герою присущ эгоизм
(Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует неизбежность трагического конца
своего короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно.
Слишком разные они люди. Избитая местными крестьянами, Олеся уходит из своего дома,
потому что прекрасно понимает несбыточность своей мечты, невозможность счастья).
Перескажите финал произведения.
Какой образ возникает в финале произведения?
финале выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло
совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое
беспокойство героя оправдывается «неожиданное горе», которое он предчувствовал,
случилось: Олеся потеряна для него навсегда.)
Что такое образ-символ?
Иван Тимофеевич после поспешного исчезновения Олеси и ее бабки находит в
опустевшей хате оставленную ему на память нитку красных бус. Какова роль этой
детали в произведении?
(Этот простой бесхитростный подарок не только память о “нежной, великодушной
любви” Олеси, это символ ее чистого естественного чувства, символ ее негаснущей любви.
Одно из свойств кораллов: кораллы усиливают дар предвидения, способствуют тонкости
восприятия.)
Какова авторская позиция в отношении к этой теме – теме любви?
(Любовь это испытание для человека. Писатель как бы проверяет своих героев,
посылая им чувство любви. От любви не утаишь ничего: она либо высвечивает истинное
благородство души человеческой, либо пороки и слабости. Для писателя любовь это
непостижимая тайна, это дар Божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины,
которые способны осилить единицы из миллиона. Это одна из самых высоких ценностей в
жизни человека, по мнению А. И. Куприна.
Эта мысль звучит во многих рассказах А. И. Куприна, в частности в рассказе
«Гранатовый браслет», который вы должны были прочитать к сегодняшнему уроку.)
2. Анализ рассказа «Гранатовый браслет».
Итак, какова основная тема произведения?
основе произведения лежит тема трагической любви, но любви, способной
возвыситься над обыденностью и пошлостью повседневной жизни.)
Какова история создания рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет»?
Сообщение студента.
Долгое время Куприн был дружен с семьей Любимовых. Любимов рассказал о
болезненной страсти простого чиновника Желтого к своей матери Людмиле Ивановне Туган-
Барановской. В течение двух или трех лет он присылал ей анонимные письма, наполненные
признанием в любви. Нежелание открыть свое имя объяснялось разным социальным
положением и пониманием невозможности каких бы то ни было отношений между ними.
17
Мать, по словам Л. Любимова, вскоре перестала читать эти послания. Возможно, все так и
закончилось бы, но однажды влюбленный телеграфист прислал подарок гранатовый
браслет. Создание ситуации, которая могла расцениваться как компрометирующая, стало
последней каплей: брат и жених Людмилы Ивановны отправились к этому человеку домой.
Чиновник жил в убогой квартире на 6 этаже. Они застали его за написанием очередного
послания. Телеграфисту вернули браслет и попросили больше никак не напоминать о себе. О
судьбе Желтого в семье Любимовых больше ничего не слышали. Так закончилась реальная
история. А. Куприн переосмыслил ее и включил в рассказ «Гранатовый браслет», дополнив
своим вариантом концовки.)
Таким образом, реальные события были положены в основу произведения
Куприна «Гранатовый браслет». А как построен сюжет рассказа?
(Если сюжет повести «Олеся» построен на противопоставлении мира Олеси (мира
природы) и мира Ивана Тимофеевича, принадлежащего к городской цивилизации, то сюжет
рассказа «Гранатовый браслет» также построен на противопоставлении. Между княгиней
Верой и мелким чиновником Желтковым существуют социальные преграды. Именно разный
социальный статус и замужество Веры делают неразделенной и безответной любовь
Желткова. Сам герой признается в том, что на его долю выпало «только благоговение,
вечное преклонение перед любимой женщиной».)
Как рисует Куприн главную героиню рассказа княгиню Веру Николаевну
Шеину? (См. Приложение № 4)
(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее
титулом и положением в обществе она жена предводителя дворянства. Внешне царственно
спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная», с прекрасным, но «холодным и гордым
лицом» Но героиня показана на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении,
которым радуется Вера, и мы понимаем, что внешняя холодность и неприступность это
лишь маска, на самом деле это тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек:
она старается незаметно помогать мужу» сводить концы с концами», соблюдая приличия,
экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую
сестру, хотя их явную несхожесть и во внешности, и в характере автор постоянно
подчеркивает. И, наконец, она, как говорит Куприн, с «чувством прочной, верной, истинной
дружбы» относится к мужу.)
Какова роль в тексте произведения сестры Веры Анны? (Приложение № 4)
(Если главная героиня рассказа Вера Николаевна «пошла в мать, красавицу
англичанку», была со всеми строга, немного холодна и царственно спокойна», то ее сестра
Анна, наоборот, «унаследовала монгольскую кровь отца», была «живая и легкомысленная
насмешница». Анна Николаевна, не любя мужа, никогда не изменяет ему, но постоянно с
кем-то флиртует. Странная, подчеркнутая автором деталь (под слишком открытым бальным
платьем носит власяницу) указывает на тщательно скрываемую этой внешне
легкомысленной, кокетливой женщиной веру в существование высоких, подлинных чувств.
Таким образом, на примере Анны автор показывает, что все женщины мечтают встретить в
жизни настоящую любовь.)
А что вы можете сказать о взаимоотношениях супругов Шеиных? Можно назвать
эти отношения любовью?
Василием Шеиным Вера была знакома с детства. Отношения складывались весьма
благополучно. Между ними не было тайн. Поженились они по любви, и в дальнейшем их
связывает дружба и взаимопонимание. Оба умны, порядочны, принадлежат к одному
социальному слою. Князь Шеин небогат, Вера могла бы найти более обеспеченного мужа.
Это показывает еще раз, что выходила она замуж не по материальному расчету. Шеины -- на
редкость благополучная супружеская пара.)
Какова роль природы в произведении? (Приложение № 5)
18
(В начале произведения Куприн дает описание осеннего пейзажа, и вместе с этим
возникает ощущение увядания, запустения: идет, не переставая, дождь, дует ветер. Печально
видеть оставленные дачи с разбитыми стеклами и всевозможным сором. «Жалко, грустно и
противно было глядеть сквозь эту мутную кисею дождя на этот жалкий скарб», -- пишет
автор. Везде чувствовался «травянистый, грустный запах» осени. Но увядание читается не
только в пейзаже. Создается впечатление, что увядает весь мир, притупляются человеческие
чувства.
Живя, казалось бы, в благополучном браке, прекрасная и чистая В.Н. угасает. С первых
строк рассказа, в описании осеннего пейзажа с «травянистым, грустным запахом» южного
предзимья, возникает ощущение увядания. Подобно природе увядает и княгиня, ведя
однообразный, дремотный образ жизни. Он основывается на привычных и удобных связях,
занятиях, обязанностях. Все эмоции героини давно притупились. Она «была строго проста,
со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». В жизни
В.Н. нет настоящей любви. С мужем она связана глубоким чувством дружбы, уважения,
привычки. Впрочем, во всем окружении княгини нет человека, награжденного этим
чувством. Сестра княгини, Анна Николаевна, замужем за человеком, которого терпеть не
может. Брат В.Н., Николай Николаевич, не женат и жениться не собирается. Сестра князя
Шеина, Людмила Львовна, - вдова. Недаром друг Шеиных, старик-генерал Аносов, у
которого тоже в жизни не было настоящей любви, говорит: «Не вижу настоящей любви».
Когда происходит завязка действия рассказа?
(Завязка действия рассказа происходит в день именин Веры Шеиной, 17 сентября.
Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины
княгини Веры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины,
но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была
суеверна».)
В какой момент в произведении возникает тема любви?
(За столом заходит разговор о любви. Генерал Аносов рассказывает свою историю
любви, запомнившейся ему навсегда, рассуждает о том, «что из современной жизни ушла
настоящая любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды». Это как бы
подводит читателя к главному событию рассказа приносят письмо и браслет от
неизвестного поклонника. Так в повествование входит тема любви как трагедии.)
Какова роль генерала Аносова в рассказе «Гранатовый браслет»? (См.
Приложение № 6)
(Генерал Аносов очень мудрый человек, в произведении он выражает авторскую
позицию. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» -- говорит генерал и
приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному
расчету. «А где же любовь? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды?
Та, про которую сказано «сильна, как смерть». Любовь должна быть трагедией,
величайшей тайной в мире». Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических
случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее
истинность: «может быть твой жизненный путь, Вера, пересекла именно такая любовь, о
которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»)
Какие подарки получила Вера? В чем их значение?
(Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные
серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в удивительном
переплете… любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры.)
Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность? (См
Приложение № 7)
(Подарок Желткова «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной
стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными
гранатами» Браслет выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными
19
подарками. Но его ценность в другом… Ведь Желтков дарит самое ценное, что есть у него, --
фамильную драгоценность. Глядя на густо–красные гранаты, Вера почувствовала тревогу и
волнение, она ощущает приближение чего-то неприятного, видит в этом браслете некое
предзнаменование. Не случайно она сразу сравнивает эти красные камни с кровью: «Точно
кровь!» -- восклицает она. Спокойствие Веры Шеиной было нарушено. Происходящее вдруг
обостряет ее восприятие окружающего мира. Героине уже неприятны насмешки над ее
таинственным поклонником, а в душу закрадывается тяжелое предчувствие.)
Что значит гранатовый браслет для самого Желткова?
(Браслет не только является символом благоговейной, бесконечной и безнадежной
любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом
пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию,
19
атее
19
ившеемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим
его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной
смерти…») Таким образом, еще в одном произведении Куприн использовал символ
гранатовый браслет символ вечной, искренней, всемогущей, безответной и нескончаемой
любви мелкого чиновника Желткова к светской даме.
Как относится муж Веры к письмам Желткова?
(Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, высмеивает еще
незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви»
телеграфиста к княгине.)
А сам Василий Шеин способен глубоко и сильно любить? Что говорит об этом
генерал Аносов?
Как изображается автором Желтков и его любовь? (См. Приложение № 8)
(Герой повести Желтков, для которого любовь становится содержанием, смыслом
жизни, по силе переживаний выделен среди других героев. Это высокий, худощавый, очень
бледный, с большими голубыми глазами человек. (Одухотворенность в его облике)
Автор описывает грязную, заплеванную лестницу, ведущую в комнату Желткова. Сама
комната представляет собой бедное, получердачное помещение, которое, тем не менее,
оставляет впечатление чистоты и благородства: упоминается, например, покрывающий
диван «прекрасный текинский ковер». По всей вероятности, Желтков при отсутствии денег
обладает хорошим вкусом.
Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, силой своей любви
встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается
человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его.
Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не
интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем
счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в вас».
А сама Вера Николаевна как относится к своему поклоннику?
(Вера Шеина, эта благоразумная красавица с «гордым и холодным лицом» не
собирается знакомиться с чиновником и уж тем более отвечать на его чувства. И это
понятно: Вера замужем, она счастлива в браке. Правда, женщина давно уже не испытывает к
мужу любви, но любовь сменилась чувством истинной дружбы. Кроме того, князь Шеин
занимает видное положение в обществе. Реакция княгини на письма Желткова безразличие
и некоторое недовольство естественна. В начале рассказа Вера не понимает всей глубины
чувств молодого человека, его любовь не производит на нее никакого впечатления. Желтков
для княгини это «безумец, который начал преследовать ее своей любовью еще за два года
до ее замужества». Вера словно пребывает во сне. Княгиня, как и другие действующие лица,
живет в спокойном и благоразумном мире, где нет ни сильных страстей, ни возвышающих
душу чувств.)
Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием или это настоящее,
подлинное чувство? А как считает сам автор?
20
(Несомненно, любовь Желткова настоящее, подлинное чувство, поскольку он
счастлив своей любовью, не рассчитывая на взаимность. И неважно, что предмету его любви
он не нужен. Вся жизнь этого человека заключается в любимой женщине: он трепетно
относится к предметам, которые держала в руках его богиня забытый платок, программа
художественной выставки. Желтков пишет ей письма, на которые возлагает единственную
надежду руки любимой коснутся этих писем, а о большем мечтать и не приходилось.
Может показаться, что он выглядит жалким, но это отнюдь не так. Его любовь не просто
заслуживает сочувствия как неразделенная, безответная, а вызывает уважение и восхищение
как нечто возвышенное, недоступное большинству людей. Можно сказать, что Желтков
стоит над тем обществом, которое неспособно испытать подобное чувство. Общество
Шеиных посмеивается над влюбленным чиновником, рисует на него карикатуры, унижает,
читая его письма. Показательным в этом отношении является разговор Желткова с Василием
Львовичем Шеиным и братом Веры Николаем Николаевичем. Нравственное превосходство
Желткова в этой сцене очевидно. Василий Львович признает его право на чувство, более того
понимает страдания героя. В его поведении по отношению к Желткову нет и тени
высокомерия, в отличие от Николая Николаевича. Василий Львович ведет себя поистине
благородно: подарок Желткова он бережно кладет на стол, понимает всю ценность красного
футляра с браслетом, ценность, конечно, не в денежном выражении. Николай Николаевич
Тугановский упоминает о власти, что вызывает приступ смеха у Желткова как может
власть помешать, запретить любить.
Ответом на поставленный выше вопрос являются также слова князя Шеина по
возвращении его домой после встречи с Желтковым: «Я чувствую, что этот человек не
способен обманывать и лгать заведомо» (10 гл.); я чувствую, что присутствую при какой-то
громадной трагедии души, и я не могу поясничать» (11 гл.) И обращение князя к жене: «Я
скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»
Желтков человек исключительный, поскольку обладает даром той любви, о которой
говорил генерал Аносов: «Любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на
мучения – вовсе не труд, а одна радость».)
В финале произведения влюбленный решает покончить жизнь самоубийством.
Как вы считаете, почему?
(Для этого человека любовь стала смыслом жизни, но это неразделенное чувство. А
замкнутая в себе любовь обладает разрушительной силой. «Случилось так, что меня не
интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем
счастье людей, -- пишет Желтков Вере перед самоубийством, -- для меня вся жизнь
заключается только в вас». Это чувство вытесняет все остальные помыслы из сознания
главного героя. Желткова нельзя заставить разлюбить Веру Николаевну. И он сам тоже не
может заставить себя разлюбить ее. Это дано судьбой, и только смерть может оборвать его
любовь. Поэтому, выполняя ее желание разлюбить, Желтков кончает жизнь
самоубийством.)
В финале произведения Вера плачет. Что стало причиной ее слез?
(Причиной слез стало не только «впечатление смерти». Уже после смерти героя
княгиня начинает смутно осознавать, что не сумела вовремя разглядеть в своей жизни что-то
очень важное. Прощаясь с умершим Желтковым, Вера поняла, что «мимо нее прошла
подлинная любовь, о которой в душе мечтает каждый человек, которая повторяется только
один раз в тысячу лет». Эти слезы тоска героини по настоящей любви, о которой люди так
часто забывают. А может быть. В ее душе на мгновение пробудилось ответное чувство.)
Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого
настроения играет музыка?
(Слушая сонату Бетховена, любимое произведение Желткова, Вера Николаевна
понимает, что любовь, «о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее»
21
Финал рассказа, несмотря на свой трагизм, проникнут чувством светлой грусти.
Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное
ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». В пробуждении
души Веры большую роль играет музыка. Возвратившись домой, Вера Николаевна застает
знакомую пианистку, которая играет ей любимый отрывок Желткова из второй сонаты
Бетховена. Эта музыка стала последним признанием в любви для героини. Вторая соната
Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душою
Желткова. Прощальное письмо Желткова с повторением слов из молитвы «Да святится имя
Твое» переворачивает жизнь героини. И сам рассказ поднимается до уровня молитвы
великой Любви.)
(Чтение отрывка из прощального письма Желткова Вере Николаевне
сопровождается второй сонатой Бетховена)
IV. Заключительный этап занятия.
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Какие выводы можно сделать на основе двух прочитанных произведений
Куприна? Что их объединяет? В чем своеобразие понимания любви в рассказах А. И.
Куприна?
(Оба произведения Куприна можно назвать гимном любви, которая является и
величайшим страданием, но и величайшей наградой, «громадным счастьем» для человека,
как говорил сам писатель. Любовь для писателя – дар Божий, доступный не каждому.
Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить «единицы из миллиона». Можно
сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Любовь высвечивает либо истинное
благородство человеческой души, либо пороки и слабости. В произведениях Куприна
воспевается возвышенное, бескорыстное, идеальное чувство. Именно такой, с точки зрения
писателя, должна быть подлинная любовь.
Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Сам писатель считал, что любовь
должна быть «трагедией», только так ее можно спасти от пошлости жизни, от привычки.
Смертью или разлукой автор спасает любовь своих героев. Писатель с горечью говорил о
том, что люди разучились любить. Многие из нас живут по привычке, по установленному
ранее жизненному графику, в котором нет места подлинной любви. Поэтому будьте
внимательны к окружающим людям, к самим себе и помните, что смыслом человеческой
жизни может быть только любовь, и тогда в ваших судьбах сбудется, станет прекрасной
реальностью волшебная сказка, созданная А. И. Куприным.
VI. Домашнее задание дифференцированное (Выбирают сами обучающиеся).
Сочинение на одну из предложенных тем:
1. Мои впечатления от прочтения рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
2. «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна
«Гранатовый браслет»)
3. Тема любви повести А. И. Куприна «Олеся».
4. «Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна «Олеся»».
22
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол. В его реве
слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась еще сильнее. Снаружи
кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и
гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой Ветер забирался в пустые комнаты и в
печные воющие трубы, и старый дом, весь расшатанный, дырявый, полуразвалившийся,
вдруг оживлялся странными звуками, к которым я прислушивался с невольной
тревогой. Вот точно вздохнуло что-то в белой зале, вздохнуло глубоко, прерывисто,
печально. Вот заходили и заскрипели где-то далеко высохшие гнилые половицы под
чьими-то тяжелыми и бесшумными шагами. Чудится мне затем, что рядом с моей комнатой,
в коридоре, кто-то осторожно и настойчиво нажимает на дверную ручку и потом,
внезапно разъярившись, мчится по всему дому, бешено потрясая всеми ставнями и
дверьми, или, забравшись в трубу, скулит так жалобно, скучно и непрерывно, то поднимая
все выше, все тоньше свой голос, до жалобного визга, то опуская его вниз, до звериного
рычанья. Порою бог весть откуда врывался этот страшный гость и в мою комнату,
пробегал внезапным холодом у меня по спине и колебал пламя лампы, тускло светившей
под зеленым бумажным, обгоревшим сверху абажуром. На меня нашло странное,
неопределенное беспокойство. Вот, думалось мне, сижу я глухой и ненастной зимней ночью
в ветхом доме, среди деревни,
22
атеерявшейся в лесах и сугробах, в сотнях верст от
городской жизни, от общества, от женского смеха, от человеческого разговора И
начинало мне представляться, что годы и десятки лет будет тянуться этот ненастный
вечер, будет тянуться вплоть до моей смерти, и так же будет реветь за окнами ветер, так
же тускло будет гореть лампа под убогим зеленым
абажуром, так же тревожно буду ходить я взад и вперед по моей комнате, так же будет
сидеть около печки молчаливый, сосредоточенный Ярмола странное, чуждое мне
существо, равнодушное ко всему на свете: и к тому, что у него дома в семье есть нечего, и к
бушеванию ветра, и к моей неопределенной, разъедающей тоске.
23
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Описание внешнего облика главной героини в рассказе А. И. Куприна «Олеся»
В то время, когда она вытянутой правой рукой показывала мне направление дороги, я
невольно залюбовался ею. В ней не было ничего похожего на местных девушек, лица
которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок,
носят такое однообразное и испуганное выражение. Моя незнакомка, высокая брюнетка лет
около двадцати двадцати пяти, держалась легко и стройно. Оригинальную красоту ее
лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему,
его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым
тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства,
властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ.
Во всех ее движениях, в ее словах, -- думал я, -- есть что-то благородное, какая-то
врожденная изящная умеренность и гордая уверенность в своих силах…
24
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Гадание Олеси
Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но слабый… Доброта ваша
нехорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а
сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также… Ну да все равно,
говорить, так уже все по порядку… До нашей сестры больно охочи, и через это вам много в
жизни будет зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете богатым никогда не
будете… Говорить дальше?
-- Говори, говори! Все, что знаешь, говори!
-- Дальше вышло, что жизнь ваша будет невеселая. Никого вы сердцем не полюбите,
потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много
горя принесете. Никогда вы не женитесь, так холостым и умрете. Радостей вам в жизни
больших не будет, но будет много скуки и тяготы… Настанет такое время, что руки сами на
себя наложить захотите… Но только не посмеете, так снесете… Сильную нужду будете
терпеть, однако под конец жизни судьба ваша переменится через смерть какого-то близкого
вам человека и совсем для вас неожиданно. Только все это будет через много лет, а вот в
этом году…карты говорят, что очень скоро… Может быть даже в этом месяце…
-- Что же случится в этом году? – спросил я, когда она опять остановилась.
-- Да уж боюсь даже говорить дальше. Падает вам большая любовь со стороны какой-то
трефовой дамы с темными волосами..
Я невольно бросил быстрый взгляд на голову Олеси.
-- Что вы смотрите? – покраснела вдруг она, почувствовав мой взгляд. Ну да, вроде моих, --
продолжала она, машинально поправляя волосы и еще больше краснея.
-- Так ты говоришь – большая трефовая любовь? пошутил я.
-- Не смейтесь, не надо смеяться, серьезно, почти строго, заметила Олеся. Я вам только
правду говорю.
-- Ну хорошо, не буду, не буду. Что дальше?
-- Дальше… Ох! Нехорошо выходит этой трефовой даме, хуже смерти. Позор она через вас
большой примет, такой, что во всю жизнь забыть нельзя, печаль долгая ей выходит.
-- Послушай, Олеся, а не могли ли тебя карты обмануть? Зачем же я буду этой трефовой даме
столько неприятностей делать? Человек я тихий, скромный, а ты столько страхов про меня
наговорила.
-- Ну уж этого я не знаю. Да вышло-то так, что не вы это сделаете, -- не нарочно, значит, а
только через вас вся эта беда стрясется… Вот когда мои слова сбудутся, вы тогда меня
вспомните.
25
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Описание Веры Шеиной и ее сестры.
Сестры радостно поцеловались. Они с самого раннего детства были привязаны друг к
другу теплой и заботливой дружбой. По внешности они до странного не были схожи между
собой. Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой,
нежным, но холодным и гордым лицом и той очаровательной покатостью плеч, какую можно
видеть на старинных миниатюрах. Младшая Анна, -- наоборот, унаследовала монгольскую
кровь отца, татарского князя. Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в
плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с
довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости
щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка
выдвинутой вперед полной нижней губе, -- лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и
непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой
женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Ее
грациозная некрасивость привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем
аристократическая красота ее сестры.
Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком, который ровно ничего
не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении и имел звание камер-
юнкера. Мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей мальчика и девочку;
больше она решила не иметь детей и не имела.
Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий.
Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах
Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза
и за глаза; была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные
впечатления, острые зрелища, посещала за границей сомнительные кафе, но в то же время
отличалась щедрой добротой и глубокой искренней набожностью, которая заставила ее даже
принять тайно католичество. У нее были редкой красоты спина, грудь и плечи. Отправляясь
на большие балы, она обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличиями и
модой, но говорили, что под низким декольте у нее всегда была надета власяница.
Вера же была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна,
независима и царственно спокойна.
26
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Роль природы в произведении
В середине августа вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны
северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем
густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык.
То с утра до утра шел, не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший
глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и
экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки
деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам
железные кровли дач, казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах,
вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Обитатели
пригородного морского курорта -- большей частью греки и евреи жизнелюбивые и
мнительные, как все южане, -- поспешно перебирались в город. По размякшему шоссе
тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами: тюфяками,
диванами, сундуками, стульями, умывальниками, самоварами. Жалко, и грустно, и
противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб,
казавшийся таким изношенным, грязным и нищенским; на горничных и кухарок,
сидевших на верху воза на мокром брезенте с какими-то утюгами, жестянками и
корзинками в руках, на запотевших, обессилевших лошадей, которые то и дело
останавливались, дрожа коленями, дымясь и часто нося боками, на сипло ругавшихся
дрогалей, закутанных от дождя в рогожи. Еще печальнее было видеть оставленные дачи с
их внезапным простором, пустотой и оголенностью, с изуродованными клумбами,
разбитыми стеклами, брошенными собаками и всяческим дачным сором из окурков,
бумажек, черепков, коробочек и аптекарских пузырьков.
Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. Сразу
наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в
июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным
блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые
листья.
27
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Рассуждения генерала Аносова о любви.
Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно
оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Желание быть
хозяйкой, главою в доме, дамой, самостоятельной… К тому же потребность, прямо
физическая потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо. А у мужчины другие
мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных
обедов, от грязи, окурков, разорванного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и
прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее.
В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, -- я-то умру, а часть меня все-таки останется на
свете… нечто вроде иллюзии бессмертия. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная,
самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано «сильна, как смерть»?
Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на
мучение вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь
про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть,
будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я
говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные
удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.
28
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Описание гранатового браслета.
Вера подняла крышку, подбитую бледно-голубым шелком, и увидела втиснутый в
черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную записку. Она
быстро развернула бумажку. Почерк показался ей знакомым, но, как настоящая женщина,
она сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет.
Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь
сплошь покрытый небольшими, старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато
посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек,
пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера
случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в
них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-
красные живые огни. «Точно кровь!» -- подумала с неожиданной тревогой Вера.
Потом она вспомнила о письме и развернула его. Она прочитала следующие строки:
«Глубокоуважаемая княгиня Вера Николаевна! Почтительно поздравляя Вас с светлым и
радостным днем Вашего Ангела, я осмеливаюсь препроводить Вам мое скромное
верноподданническое подношение».
«Ах, это – тот!» -- с неудовольствием подумала Вера. Но, однако, дочитала письмо…
«Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мною лично:
для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и признаюсь ни денег. Впрочем, полагаю,
что и на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас.
Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя носила, по времени,
носила его моя покойная матушка. Посередине, между большими камнями, вы увидите один
зеленый. Это весьма редкий сорт граната -- зеленый гранат. По старинному преданию,
сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его
женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной
смерти….»
29
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Прощальное письмо Желткова.
« Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное
счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика,
ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей для меня вся жизнь
заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в
Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и
ничто вам обо мне не напомнит.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя это
не болезнь, не маниакальная идея это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня
вознаградить.
Пусть я был смешон в ваших глазах. Уходя, я в восторге говорю: « Да святится имя
Твое».
Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою одна молитва: «
Да святится имя Твое».
Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью,
тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе
горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. « Да святится имя Твое».
Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я
сказал себе: я ее люблю, потому что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше,
нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто
бы воплотилась вся красота земли…
Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце
было бы около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас,
мечтами о Вас… сладким бредом…
Я не знаю, как закончить свое письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы
были моей единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто
временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу.
Г. С. Ж.
30
Список использованной литературы
1. Афанасьев А. В. Куприн А. И. – М., 2010 г.
2. Аристова М. А., Макарова Б. А. Русская литература. – М.: издательство «Экзамен», 2010г
3. Куприна К. А. Куприн – мой отец. – М., 1979 г.
4. Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна – Минск, 2009 г.
5. Михайлов О. Н. – М., 2010 г. (Серия «Жизнь замечательных людей»)
6. Литература: [Текст] : учебное пособие для СПО / под. ред. Г.А. Обернихиной. 9-е изд.
М. : Академия, 2011. – 655 с.
7. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений. В 2 ч. /
В. В. Агеносов и др. – М.: Дрофа, 2010 г.
8. Смирнова Л. А., Турков А. М., Журавлев В. П. и др. «Русская литература ХХ века» -- М.:
Просвещение, 2011 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Серафимова, В. Д. История русской литературы XX века [Электронный ресурс]: учебник /
В. Д. Серафимова. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 540 с. – Режим доступа:
http://znanium.com/bookread.php?book=346858
2. Русская и зарубежная литература [Электронный ресурс]: учебник / под ред. проф. В.К.
Сигова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 512 с. – Режим доступа:
http://znanium.com/bookread.php?book=233871