Художественная литература как средство эмоционального развития дошкольников

муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 347 Тракторозаводского района Волгограда»
400125, Россия, Волгоград, ул. им. академика Богомольца, 14, тел. (8442) 70-95-78.
e-mail: DOUTZR.347@ yandex.ru
«Художественная литература как средство
эмоционального развития дошкольников»
Автор:
Скрынникова Елена Григорьевна
Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного
возраста является освоение им духовного богатства, культурно-
исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством
поколений.
Изучение влияния художественной литературы на благоприятное
развитие эмоциональной сферы дошкольника представляет особую
актуальность, так как именно в дошкольном возрасте формируются
социальные эмоции и нравственные чувства, закладывается уважительное
отношение к себе и другим людям. Дошкольный возраст является лучшим
возрастом для развития эмоциональной сферы. Эмоции и чувства, как и
другие психические явления, играют важную роль в развитии ребенка и
представляют собой различные формы отражения реального мира.
Художественная литература и фольклор важные средства
формирования личности ребенка и развития речи. Произведения
литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского
литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами,
поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает
ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые
языковые формы.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с
появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей.
У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое
заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности,
предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в
деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял
нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он
её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только
интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности.
Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы
экспрессии выражение чувств с помощью интонации, мимики,
пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека,
«открыть» их для себя.
Воспитание читателя начинается в дошкольном возрасте, когда
закладываются "основы эстетического восприятия, эстетических чувств и
эмоций, создающие фундамент для литературного образования".
Нравственный урок, который маленький читатель извлекает из
прочитанного, обогащает его только в том случае, если усваивается как нечто
личное, пережитое самим собой, а не отстраненное нравоучение
Дошкольникам присущи особенности протекания психологических
процессов, для них характерна свежесть, эмоциональность, но малая диффе-
ренцированность восприятия, неумение проводить целенаправленный анализ
наблюдаемого, выделять главное, существенное в воспринятом, организовать
процесс систематического наблюдения. Психологи отмечают слабость,
неустойчивость внимания. Лучше развито непроизвольное внимание,
направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное, внимание к
второстепенным деталям.
Преимущественное значение имеет и наглядная, образная память. Дети
дошкольного возраста не умеют еще достаточно хорошо перерабатывать
материал логически. Не умея выделить существенное, расчленить текст,
составить общую схему материала, дети заучивают текст дословно.
Воображение живое, яркое, с характерными чертами необузданной
фантазии. Постепенно развивается воссоздающее воображение (что особенно
важно для изучения истории), оно становится более реалистичным.
Развивается и творческое воображение, на основе переработки прошлого
опыта ребенок может создать необходимые образы. Особенностями
восприятия художественного материала дошкольниками является
односторонний подход к оценке описываемых событий, явления.
Дошкольникам присуще размежевание доброго и злого; хорошего и плохого;
справедливого и несправедливого. Дети проводят резкое разграничение:
"наши - не наши"; "мы - они"; "свои - не свои"; обобщение единичных
фактов.
Свойственная ребенку дошкольного возраста способность
персонифицироваться, т.е. умение вставать на место того или иного
персонажа произведения, наиболее ярко проявляется в игре.
Раскрепощенность, фантазия, яркие эмоции, возникающие у ребенка в
игровой деятельности, помогают ему исполнять любую роль, а,
следовательно, проникать в мир художественных образов, созданных
писателем.
Свойственная ребенку дошкольного возраста способность
персонифицироваться, т.е. умение вставать на место того или иного
персонажа произведения, наиболее ярко проявляется в игре.
Раскрепощенность, фантазия, яркие эмоции, возникающие у ребенка в
игровой деятельности, помогают ему исполнять любую роль, а,
следовательно, проникать в мир художественных образов, созданных
писателем.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с
миниатюр народного творчества потешек, песен, затем он слушает
народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная
направленность, живой юмор, образность языка особенности этих
фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские
сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей,
побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших
литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках
проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая
злых.
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного
возраста развивается и совершенствуется.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость
понимания текста отличного опыта ребенка; установление легко
осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре
внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний
и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;
наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в
понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и
литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи
в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом
году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно
воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
По словам К.И. Чуковского, начинается новая стадия литературного
развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию
произведения, к постижению его внутреннего смысла.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события,
которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки
героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда
улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на
основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех
характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в
единстве содержания и формы.
В круг детского чтения и рассказывания входят:
1. Произведения русского народного творчества и творчества народов
мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки,
потешки, частушки, небылицы и перевертыши; сказки.
2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют
постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми
произведениями.
Таким образом, при отборе книг надо учитывать, что литературное
произведение должно нести познавательные, эстетические и эмоционально-
нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного,
эмоционально-нравственного и эстетического воспитания. При выборе книг
учитывается также единство содержания и формы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –
М., 1968.
2. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у
дошкольников //Вопросы психологии. – 1984. - 3.
3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника
//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия. 1997, 332с.
5. Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск, 1994.