Презентация "Символ как особая форма художественного образа. Символика деревьев"

Подписи к слайдам:

Символ как особая форма художественного образа.

Символика деревьев

Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского и литературы

МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ Республики Бурятия

Растения всегда имели чудесные свойства – давали людям пищу и тепло. А еще люди заметили, что растения могут влиять на судьбу человека, исцелять его от болезней. Поэтому люди почитали деревья и священные рощи. К ним приходили лечиться, молиться, просить защиты или любви. Деревьям приписывалась волшебная сила. Считалось, что в них живут духи-хранители человека.

С деревьями связано множество примет, поверий и обрядов

Символика деревьев - актуальная тема на сегодняшний день. Ведь чтобы понять глубинный смысл произведения, нужно непременно знать «язык деревьев», их символический смысл. Символика – это символическое значение, приписываемое чему-нибудь. Что же символизируют деревья в произведениях русской литературы? Зачем так часто к ним обращались писатели?

В фольклоре славянских народов – сказках, загадках, заговорах – нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб, проживший на земле несколько веков. Дуб – символ долголетия и силы. В арийской культуре – мировое дерево, мировая ось. В русской культуре – символ мужского начала, символ большой Родины

Образ дуба предстает перед нами в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Сцена встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных эпизодов в романе: это переход на новый этап жизни героя. Встреча с дубом - перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом 

В творчестве многих русских писателей символ дерева играет важную роль. Например, в рассказе Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в сцене объяснения Катерины Львовны и Сергея в весеннем саду мы встречаем образ яблони. Это дерево автором выбрано неслучайно: яблоня становится соучастницей грехопадения героини, соблазненной Сергеем

В качестве символа искушения яблоня выступает и в эпизоде встречи Веры и Марка Волохова в романе И.А. Гончарова «Обрыв», впоследствии Марк становится избранником Веры, но их разделяет слишком многое: понятия о нравственности, добре, семейной жизни. Марк отталкивает ее

В рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» яблоня - символ уходящей в прошлое России. У автора незначительная, казалось бы, деталь — запах антоновских яблок — будит вереницу воспоминаний о детстве. Однако эта жизнь уходит в прошлое, и ее сменяет «мелкопоместная жизнь»

Вишневый сад – центральный образ пьесы А.П. Чехова. Вокруг него строится интрига пьесы, он объединяет все персонажи. В нем сосредоточена энергетика пьесы, это ее важнейший образ, в котором есть лирическое, трагическое, комическое начала.

Вишня – это символ безвозвратно уходящего прошлого, уходящей старой жизни, дворянской культуры, как яблоня в рассказе

И.А. Бунина «Антоновские яблоки»

Как и яблоня, в романе А.И. Гончарова «Обломов» символическим лейтмотивом становится ветка сирени. Брошенная Ольгой ветка вдруг приоткрыла Обломову тайну влюбленной женской души; ветка сирени возникает из-под иглы Ольги на вышивке, она заменяет слова признаний в любви

Когда девушка получила от Обломова письмо, в котором тот сомневается в глубине ее чувства, в ее сознании это ассоциируется с отцветшей сиренью: «Сирени… отошли, пропали!» В романе «Обломов» для Ольги Ильинской сирень олицетворяла цвет жизни, весну души, пробуждение первых любовных чувств. Но независимо от намерений самой девушки ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, в точности исполнила свое роковое предназначение. Они были обречены на разлуку

Образ осины встречается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Это дерево было выбрано Базаровым в качестве талисмана. Осина – дерево необычное, оно забирает энергию. В разговоре с героем многие терялись, смущались, не зная, как вести себя, он как будто забирал энергию у людей, общавшихся с ним. Он сам похож на осину, поэтому осина стала его талисманом

Образ ясеня  в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы встречаем в  эпизоде встречи Аркадия и Кати в Никольском саду. Ясень как бы способствовал их любви, оберегал ее. Вероятно, они это почувствовали и именно поэтому встречались в этом месте, под ясенем

Анчар - «дерево ада». Так писал А.С. Пушкин. В его стихотворении дерево становится воплощением всеобщего зла. Более 200 лет это дерево окружено самыми мрачными легендами и описаниями, в Китае его называют «убийцей крови», считают обладателем ядовитых веществ. И действительно, анчар имеет подобную смолу, но не опасную для жизни. Но Пушкин, который это знал, создает не ботаническое описание этого ядовитого дерева, а обобщенную картину зла в природе

Береза – дерево, воспетое многими поэтами ХХ века. Одним из них является С.А. Есенин. Во многих его стихотворениях береза – символ прекрасной русской девушки. Традиция изображения поэтического образа березы была продолжена У.А. Прокофьевым и И. Сельвинским. Береза воспринималась как символ родной земли в стихотворениях А.К. Толстого, С.А. Есенина, А. Дементьева

Нежная береза почиталась как женский символ, считалась покровительницей юных девушек. К ней приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали слезы, как бы впитывали веру, надежду, любовь. В славянских балладах, легендах, сказках повествуется о том, что погубленная девушка превращается в березу

Стройная белоствольная березка стала символом России. И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и чтят так, как у нас на родине, ведь береза в славянской мифологии считалась священным деревом. Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека. Отсюда Берегиня - Береза, Лада, Судьба, Мать, Земля

Своеобразная прелесть ивы близка В.А. Жуковскому, который передал ее в элегиях «Сельское кладбище» и «Вечер». В строках этих произведений определяется поэтический облик ивы: гибкость, трепетность, задумчивость, горестность

А. Ахматова в стихотворении «Память о солнце в сердце слабеет…» умело использует образ ивы. У нее это дерево – символ одиночества, горестной разлуки, разрыва

Н. Некрасов в произведении «Внимая ужасам войны…» через образ ивы передает чувства, которые испытывали все матери, расстававшиеся со своими сыновьями в жестокие военные годы. Образ ивы занимает важное место в поэзии ХХ века

Рябина, как береза и ива, является одним из поэтических образов. Рябину в качестве «кровавого дерева», передающего дерзость, вызов, неистовство, бушевание, мы встречаем в стихотворении А. Блока «Осенняя воля». Часто образ рябины метафорически раскрывает тему страдания. Это дерево проявляется и в цикле А. Блока «Осенняя любовь»

Для Марины Цветаевой это дерево имеет важное значение. Рябина для поэтессы - символ  родины («И как под землею трава…»). Цветаевская рябина имеет значение «огненного дерева» («Красною кистью рябина зажглась…»), в этом стихотворении в дереве сошлись горечь и пылание  

Таким образом, символическое значение деревьев несет в себе важную смысловую нагрузку в произведениях писателей и поэтов, поскольку может «подсказать» читателю дальнейшее развитие сюжета, ускорить его, помогает в создании психологической характеристики героя

1 слайд - https://vignette1.wikia.nocookie.net/koror-blog-org/images/f/f8/Cute-forest-spring-backgrounds.jpg/revision/latest?cb=20151231002222

2 слайд - http://img-fotki.yandex.ru/get/6428/198716570.12/0_b15d8_1577e94_XL.png

https://arhivurokov.ru/multiurok/2/e/0/2e085784f04284579fd63bde21f3aa302c10e2e5/didaktichieskiie-ighry-po-ekologhii_6.png

https://divosad-spb.ru/wp-content/uploads/2017/03/1-2.png

http://www.no-zaku.com/image/wp-content/uploads/sites/12/2016/11/Ideal-Free-Tree-Images.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6302/66124276.73/0_711e4_cf385b7_XL.png

http://s02.yapfiles.ru/files/1086754/sm_full.png

http://www.playcast.ru/uploads/2017/08/14/23216173.png

http://bugrenok.ru/img20.png?i=40362&k=grozd-ryabini

http://www.botanichka.ru/wp-content/uploads/2010/03/Quercus-robur-01-640x480.jpg

http://www.stihi.ru/pics/2016/02/06/11418.jpg

http://cozymoscow.me/wp-content/uploads/2011/04/7188612610_a97f8c6174_o.jpg

http://www.goncharov.spb.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=757f2e56-dd9a-470b-8616-fb98fb4c20de

http://1ul.ru/upload/file/publication/cms.jpg

http://photo.tvigle.ru/res/2014/10/30/7fdfa795-8659-4ee0-a779-928d0478fc0f.png

http://mygalery.ru/images/users/photos/medium/11f8c705f119987f5d689a3894743818.jpg

http://utyugok.ru/misc/i/gallery/18493/848876.jpg

https://static.tildacdn.com/tild3464-6333-4132-a335-333237623334/171.jpg

https://www.uralweb.ru/p/212505/Image/1108/sad.jpg

http://ytimg.googleusercontent.com/vi/04-wjfnSXVc/hqdefault.jpg

http://images.myshared.ru/10/1006145/slide_2.jpg

http://www.stihi.ru/pics/2012/07/09/6521.jpg

http://lebed.com/wp-content/uploads/2016/03/wpid-turgenev-otcy-i-deti-0.jpg

http://www.zgorod-nn.ru/site_images/goods/original/img_1422_133.jpeg

https://otvet.imgsmail.ru/download/82423805_8e20a40f842f527a85e19f5b4509f743_800.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4125/57766531.12/0_b039b_721e6e23_XXL.jpg.jpg

http://bugrenok.ru/img7.png?i=16474&k=bereza

http://russianpoetry.ru/upload/comments/72b42a7af3c6743cad8cb3e9d773cceb.jpg.jpg

http://cs413819.vk.me/v413819329/1b77/06np7QNn5qY.jpg

http://etnoportal.ru/img/user_materials/main_image/big/56634aa995a15.jpg

http://fs1.ppt4web.ru/images/3258/55338/640/img8.jpg

http://scooltravel.ru/data/aaa/Vipusknye/4_klass/12/illyustratsii-k-stihi-detyam.jpg

http://manyprice.ru/public/images/products/1018/669/668008/ce15755c5a.jpg

http://www.neizvestniy-geniy.ru/images/blogs/posts/2016/04/p_75104_1460047961449.jpg

http://www.green-ekb.ru/file/product/p5-586_1.jpg

http://img-5.photosight.ru/e3f/3932277_large.jpeg

http://apelasyon.com/img/userfiles/images/uhri_02(1).jpg