Презентация "Тема Родины в лирике Ахматовой"

Подписи к слайдам:
Тема Родины в лирике Ахматовой «Молитва»
  • Дай мне горькие годы недуга,
  • Задыханья, бессонницу, жар,
  • Отыми и ребенка, и друга,
  • И таинственный песенный дар —
  • Так молюсь за твоей литургией
  • После стольких томительных дней,
  • Чтобы туча над темной Россией
  • Стала облаком в славе лучей.
Не бывать тебе в живых,
  • Не бывать тебе в живых,
  • Со снегу не встать.
  • Двадцать восемь штыковых,
  • Огнестрельных пять.
  • Горькую обновушку
  • Другу шила я.
  • Любит, любит кровушку
  • Русская земля.
  • 1921
Мне голос был. Он звал утешно,
  • Мне голос был. Он звал утешно,
  • Он говорил: "Иди сюда,
  • Оставь свой край глухой и грешный,
  • Оставь Россию навсегда.
  • Я кровь от рук твоих отмою,
  • Из сердца выну черный стыд,
  • Я новым именем покрою
  • Боль поражений и обид".
  • Но равнодушно и спокойно
  • Руками я замкнула слух,
  • Чтоб этой речью недостойной
  • Не осквернился скорбный дух.
  • 1917
Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
  • Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
  • Каким образом выражена нравственная позиция автора?
  • В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как инвектива (резко обличительное по характеру произведение). Подтвердите или опровергните это мнение.
Не с теми я, кто бросил землю
  • Не с теми я, кто бросил землю
  • На растерзание врагам.
  • Их грубой лести я не внемлю,
  • Им песен я своих не дам.
  • Но вечно жалок мне изгнанник,
  • Как заключенный, как больной.
  • Темна твоя дорога, странник,
  • Полынью пахнет хлеб чужой.
  • А здесь, в глухом чаду пожара
  • Остаток юности губя,
  • Мы ни единого удара
  • Не отклонили от себя.
  • И знаем, что в оценке поздней
  • Оправдан будет каждый час...
  • Но в мире нет людей бесслезней,
  • Надменнее и проще нас.
В чем особенность лексики этого стихотворения?
  • В чем особенность лексики этого стихотворения?
  • Найдите старославянизмы;
  • слова высокого стиля;
  • отрицания;
  • отрицательно окрашенную лексику.
  • Какие противопоставления мы видим в этом произведении?
  • Сделайте вывод: каков стилистический характер этого произведения.
Два десятилетия спустя Ахматова восприняла Великую Отечественную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами.
  • Два десятилетия спустя Ахматова восприняла Великую Отечественную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами.
  • Ее патриотические стихи тех лет – вполне в духе советской поэзии, но ничего неорганичного для Ахматовой в этом не было.
«Все расхищено, предано, продано...»
  • Все расхищено, предано, продано,
  • Черной смерти мелькало крыло,
  • Все голодной тоскою изглодано,
  • Отчего же нам стало светло?
  • Днем дыханьями веет вишневыми
  • Небывалый под городом лес,
  • Ночью блещет созвездьями новыми
  • Глубь прозрачных июльских небес, -
  • И так близко подходит чудесное
  • К развалившимся грязным домам...
  • Никому, никому не известное,
  • Но от века желанное нам.
  • 1921
Как рисуется образ родины?
  • Как рисуется образ родины?
  • Каково настроение этого произведения?
  • От какого лица идет речь?
В заветных ладанках не носим на груди,
  • В заветных ладанках не носим на груди,
  • О ней стихи навзрыд не сочиняем,
  • Наш горький сон она не бередит,
  • Не кажется обетованным раем.
  • Не делаем ее в душе своей
  • Предметом купли и продажи,
  • Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
  • О ней не вспоминаем даже.
  • Да, для нас это грязь на калошах,
  • Да, для нас это хруст на зубах.
  • И мы мелем, и месим, и крошим
  • Тот ни в чем не замешанный прах.
  • Но ложимся в нее и становимся ею,
  • Оттого и зовем так свободно – своею.
И вовсе я не пророчица,
  • И вовсе я не пророчица,
  • Жизнь моя светла, как ручей,
  • А просто мне петь не хочется
  • Под звон тюремных ключей.
  • 1930-е годы
В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.
  • В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.
«Мужество».
  • Мы знаем, что ныне лежит на весах
  • И что совершается ныне.
  • Час мужества пробил на наших часах.
  • И мужество нас не покинет.
  • Не страшно под пулями мертвыми лечь,
  • Не горько остаться без крова, —
  • И мы сохраним тебя, русская речь,
  • Великое русское слово.
  • Свободным и чистым тебя пронесем,
  • И внукам дадим, и от плена спасем
  • Навеки!
  • 1941
Помирает царь,
  • Помирает царь,
  • Православный царь.
  • Колокол стозвонный раскачал звонарь.
  • Раскачалась звонница: дон-дон.
  • Собирайся, вольница, на Дон, на Дон.
  • Вольная головушка, хмелю не проси.
  • Грозный царь преставился на Руси.
В 1961 году Ахматова пишет стихотворение «Петербург в 1913 году», как бы связывая нить времен:
  • За заставой воет шарманка,
  • Водят мишку, пляшет цыганка
  • На заплеванной мостовой.
  • Паровик идет до Скорбящей,
  • И гудочек его щемящий
  • Откликается над Невой.
  • В черном ветре злоба и воля.
  • Тут уже до Горячего Поля,
  • Вероятно, рукой подать.
  • Тут мой голос смолкает вещий,
  • Тут еще чудеса похлеще.
  • Но уйдем – мне некогда ждать.
Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Любовь к родине замешана на горечи («город, горькой любовью любимый», «обряды наших горьких встреч», «горькие годы недуга»).
  • Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Любовь к родине замешана на горечи («город, горькой любовью любимый», «обряды наших горьких встреч», «горькие годы недуга»).
  • Ахматова с достоинством переносила страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.
  • Нет! и не под чуждым небосводом,
  • И не под защитой чуждых крыл –
  • Я была тогда с моим народом, там, где мой народ,
  • к несчастью, был.
  • 1961
Домашнее задание.
  • Прочитать поэму «Реквием».
  • Ответить на вопросы:
  • 1) Какие мотивы произведения кажутся вам основными?
  • 2) В чем гражданское мужество поэта?