Презентация "Л.Н.Толстой "После бала"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • Работа выполнена в рамках проекта: «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ – компетентности» по программе: «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника»

  • Контраст как основа композиции рассказа
  • Л.Н.Толстой
  • "После бала"

Цель урока:

  • расширить представление учащихся о творчестве Л.Н.Толстого
  • познакомить с его взглядами на ближайшую историю
  • Задачи:
  • рассмотреть сюжет и композицию рассказа
  • дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ

  • Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884)."Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника".  

Из дневника Л.Н.Толстого 1903г.

          • 9 августа .Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно.
  • 20августа.Только нынче кончил сказки, и не три, а две. Недоволен. Зато “А вы говорите” недурно. Здоровье все хорошо. Нынче еду в Пирогово. [..]
  • 18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника — поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И наутро, после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить. (Очень бы хорошо.)

История создания рассказа

  • Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.

  • Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.

  • 21век
  • (эпоха, в которой
  • живёт читатель)
  • 40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)
  • 1900-е годы, время Николая2
  • (современная автору эпоха)
  • Перекличка эпох в рассказе
  • «После бала»

  • Автор подчёркивает контраст
  • в композиции рассказа
  • в системе образов
  • в языковых средствах
  • в описаниях

  • Контраст
  • как композиционный приём
  • В рассказе выделяются следующие основные части:
  • Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика
  • вступление
  • на балу
  • после бала
  • заключение

Наблюдения над языковыми средствами.

  • Заполните таблицу примерами из текста

  • Бал у губернского предводителя
  • Экзекуция
  • -зала у предводителя
  • -описание улицы
  • -хозяева бала
  • -солдаты
  • -Варенька
  • -наказываемый
  • -полковник
  • -полковник
  • -Иван Васильевич
  • -Иван Васильевич

Наблюдение над языковыми средствами На балу:

  • бал
  • бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный
  • хозяева бала
  • добродушный старичок, богач-хлебосол, жена его добродушная
  • Варенька
  • в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза
  • полковник
  • Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами
  • Иван Васильевич
  • Доволен, счастлив, блажен, добр,

Экзекуция:

  • улица
  • Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка
  • солдаты
  • Много чёрных людей, в чёрных мундирах,
  • наказываемый
  • Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное
  • полковник
  • Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой
  • Иван Васильевич
  • Было стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

  • На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?
  • Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?
  • В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?
  • Полковник
  • Контраст в системе образов

  • Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?
  • Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?
  • Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?
  • Иван Васильевич

  • Вывод
  • В чём вы видите критическую силу рассказа?
  • В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?"

  • Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.
  • Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)
  • Значение рассказа «После бала»