Презентация "Символизм, акмеизм"

Подписи к слайдам:
  • СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ПОЭЗИИ.
  • Выполнил Ревенко С.А.
  • Веселовская средняя школа
  • Символизм,
  • акмеизм
  • Словосочетание «Серебряный век» - устойчивая историко-литературная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов. Традиция называть эпоху конца девятнадцатого – начала двадцатого века в России серебряным веком( или «русским ренессансом») возникла именно в русском зарубежье . Предположительно эта метафора была впервые употреблена Н. А. Бердяевым.
  • Понятие серебряный век русской поэзии связано с символизмом .
  • Поэзия серебряного века.
  • Символизм - первое и самое значительное из модернистских течений в России.
  • В 1890-е годы дебютировали поэты, которых называют «старшими символистами»:
  • Д. Мережковский, К.Бальмонт, З.Гиппиус,
  • В. Брюсов.
  • В 1900-е годы в символизм влились новые силы - А. Блок, А. Белый, Вячеслав Иванов - «младосимволисты».
  • Философская основа символизма.
  • Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. От художника требуется сверхрациональная чуткость и тончайшее владение искусством намека.
  • Главные средства передачи тайных смыслов - символ и музыка.
  • Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, утончала его восприятие. Читатель выступал в роли соавтора.
  • Мифотворчество - устойчивая черта мировоззрения и поэтики символистов.
  • Поэты-символисты заимствовали сюжеты из мифологии и творили свой миф. Особенно привлекала поэтов Греция.
  • Герои античного эпоса появляются в стихах символистов: «Персей» Н.Гумилева, «Орфей и Эвридика» В. Брюсова, «Игры кентавров»А. Белого.
  • Согласно греческому мифу, главным героем похода является Ясон. Его цель - добыть золотое руно, стать царем Итаки и доказать, что он настоящий герой. Остальные участники похода даны фоном, основная сюжетная линия связана с Ясоном.
  • Музыкально-композиционные приемы.
  • Аллитерация и ассонанс - это излюбленные приемы символистской лирики.
  • Прочитайте строку стихотворения К. Бальмонта,
  • обратите внимание на повторяющиеся звуки.
  • ?
  • Какой музыкально-композиционный прием использован ?
  • Чуждый чарам черный челн…
  • Звуковая «ворожба», используемая символистами, продолжает традиции Фета и Тютчева.
  • Категория музыки - одна из важнейших в эстетике и поэтической практике нового течения, первооснова творчества.
  • Стихотворения символистов строятся, как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий.
  • Неслучайно тексты К. Бальмонта, А.Белого, А.Блока привлекали многих русских композиторов таких как: С.Танеев, С.Прокофьев, И.Стравинский.
  • В лирике символистов максимально использованы музыкально-композиционные приемы.
  • В.Я. Брюсов - основоположник русского символизма.
  • Современники называли Брюсова «поэтом бронзы и
  • мрамора».
  • Он описывает природные явления как скульптор, любит камни, скалы, гранит, утесы.
  • Его краски выраженные и четкие: земля, покрытая первым снегом, становится у него
  • «целым миром из серебра».
  • Часто в подзаголовках присутствуют скульптурные жанровые определения: «море как будто литое»,
  • «зеркало ясных небес»
  • В. Брюсов делает центральным героем Орфея - великого певца.Общепринятое название мифа преобразуется у него в «Орфей и аргонавты». Подобно античному поэту, он отмечает заслуги многих героев: «зоркий Линкей», «мудр Нелей», «мощен Геракл», но над всеми возвышается сильная и покоряющая личность- певец Орфей.
  • Мощен Геракл,благороден Ментоний,
  • Мудр многоопытный старец Нелей,-
  • Ты же предвидел в священной дремоте
  • Путь предстоящий, Орфей!
  • Славь им восторг достижимой награды,
  • Думами темных гребцов овладей
  • И навсегда закляни Симплегады
  • Гимном волшебным, Орфей!
  • В полном соответствии с пафосом монолитно-твердых, географических начал человеческого духа – стилистика брюсовского стиха, его лексика, ритмика и звукопись.
  • Отличительные черты поэтики Брюсова – строгая организованность , гармоничная уравновешенность , тяготение к риторическим способам организации стиха.
  • «Ритм брюсовского стиха – это алгебраические формулы, в которые ложатся покорные слова…» М. Волошин
  • « И всем богам я посвящаю стих…»
  • В. Я .Брюсов
  • На страницах его лирики мы встречаем образы легендарных полководцев, властелинов, великих художников, поэтов, которые могли бы служить образцами героики –
  • («Ассаргадон» , «Александр Великий», «Антоний»).
  • На материале прошлых культурно -исторических эпох Брюсов рассматривает такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность.
  • Пейзаж в лирике Брюсова.
  • «Создал я в тайных мечтах мир идеальной природы…»
  • В. Я. Брюсов
  • Поэта не привлекают обычные среднерусские пейзажи – он делает предметом своей лирики особенные природные картины: пейзажи Крыма, граниты балтийских побережий, северные моря.
  • Наряду с образами застывшей «стихии» встречаются у Брюсова и картины «взбунтовавшейся природы»:
  • «Волны взбегают упорные, Мечутся, дикие, пленные , Гибнут в борьбе непокорные…»
  • Акмеизм (от греческого akme – высшая степень чего-либо; расцвет вершина; острие)
    • Возник в 1910-е годы и «кружке молодых», поначалу близких символизму поэтов.
    • В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов».
  • Руководителями «Цеха» стали Н. Гумилев и С.Городецкий
  • Поэтика акмеизма.
  • Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира.
  • Особенности поэтики акмеизма:
  • Живописная четкость образов;
  • Вымеренная композиция;
  • Эстетизация детали;
  • Стилистическое равновесие;
Категория памяти – важнейший эстетический компонент. Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. «Тоской по мировой культуре» -
    • Категория памяти – важнейший эстетический компонент. Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура. «Тоской по мировой культуре» -
    • называл акмеизм О. Мандельштам.
  • Ключевые категории акмеизма.
  • Если для символистов культура – средство преображения жизни, то для акмеистов культура была целью себе самой.
  • Акмеизм выступил за сохранение культурных ценностей, культура для них была тождественна общей памяти человечества .
  • Н. С . Гумилев – поэт и теоретик акмеизма .
  • Начал свой путь в литературе в период расцвета символизма , ориентировался в своем творчестве на Брюсова. Их сближала апология сильной личности. Однако для его лирического героя нет пропасти между мечтой и действительностью. Гумилев утверждает приоритет дерзкой мечты,фантазий, причудливых грез .
  • Лирический герой Н.Гумилева – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, а устроитель и открыватель земной красоты .
  • « Путь конквистадоров» - первая и вполне ученическая книжка, которую впоследствии поэт старался забыть: так четвертую по счету книгу «Чужое небо» он называл третьей, решительно вычеркнув из собственной литературной биографии свой дебют.
  • Он совсем не нравится мне, это
  • Он хотел стать богом и царем,
  • Он повесил вывеску поэта
  • Над дверьми в мой молчаливый дом…
  • («Память»)
  • Однако в этом сборнике были такие стихи, которые поэт перепечатывал. Среди них стихотворение «Я конквистадор в панцире железном…». В нем действительно было найдено нечто индивидуальное, что в гумилевской лирике навсегда осталось: находкой была маска конквистадора – надменного, неуязвимого и бесстрашного покорителя далеких пространств.
  • «Поль Гоген – писал Гумилев в статье «Два салона», -ушел не только от европейского искусства, но и от европейской культуры и большую часть своей жизни прожил на островах Таити. Его преследовала мечта О Будущей Еве, идеальной женщине грядущего…Он искал ее под тропиками с их странной простотой линий и яркостью красок .
  • Он понимал, что оранжевые плоды среди зеленых листьев хороши только в смуглых руках красивой туземки… Он создал новое искусство, глубоко индивидуальное и гениально простое…»
  • В сборнике «Чужое небо» Гумилев настоятельно утверждает трагическую неразделенность всего сущего на две контрастные стихии. Небо и земля, добро и зло, красота и уродство даны у него в романтическом противостоянии. Мир – расколотое двуединство. Привкус горечи и тревоги - один из важнейших лирико-трагедийных аспектов его книги.
  • В одном из стихотворений возникает образ парус, борющегося с морской волной, и отважного кормчего:
  • И загорелый кормчий ловок,
  • Дыша волной растущей мглы
  • И - от натянутых веревок -
  • Бодрящим запахом смолы.
  • Поэтика поздней лирики Гумилева.
  • Поздняя лирика Гумилева характеризуется отходом от формальных принципов акмеизма и нарастанием интимно-исповедального лиризма. Мотив бренности всего сущего –главный мотив его поздней лирики.
  • Все проходит, как тень…
  • («Пиза»)
  • Правдива смерть, а жизнь бормочет ложь…
  • «Канцоны»