Сценарий "Маяковский и революция" 9 класс

Сценарий литературной гостиной
« Маяковский и революция»
Действующие лица: поэт, художник Нюремберг, ведущий 1, ведущий 2,ученик 1, ученик 2,
ученик 3, ученик 4. Ученик 5, ученик 6, чтецы, агитбригада
Оформление : зал оформлен в виде кабаре « Розовый фонарь».плакаты «Окна РОСТа», афиша,
все участники в красных косынках
Звучит фонограмма: скрипка, шум дождя. Высвечивается портрет Маяковского. На фоне музыки
звучат стихи:
Ведущий 1
Я хочу быть понят моей страной.
А не буду понят – что ж.
По родной стороне пройду стороной,
Как проходит косой дождь.
На сцену кабаре выходит Поэт в желтой блузе.
, Поэт, обращаясь к публике, читает:
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я открыл вам столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковины вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.
ВЕДУЩИЙ I. Стихотворение «Нате!» было прочитано 19 октября 1913 года на открытии кабаре
«Розовый фонарь
ВЕДУЩИЙ 2. Маяковский ворвался в русскую литературу начала XX века как бунтарь, как борец
с пошлым, обывательским миром.
ПОЭТ (снова обращаясь к публике в кабаре):
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, -
может быть, сейчас бомбой ноги
вырвало у Петрова поручика?..
Если б он, приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
ВЕДУЩИЙ I. . Революция была встречена В.В. Маяковским громогласно и радостно,
ВЕДУЩИЙ 2
«Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня ,,, не было. Моя революция. Пошел в
Смольный. Работал. Все, что приходилось. Начинают заседать».
Звучит музыка революционных лет. Кадры из фильма. Агитбригада выносит транспоранты
::«Власть –Советам!», «Земля крестьянам!»,» Фабрики – рабочим!»
Поэт.
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
из барских садоводств
поэзии -
бабы капризной.
. ВЕДУЩИЙ 2 Главной темой поэзии Маяковского стала революция,
Ведущий 1
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
ВЕДУЩИЙ 2
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
ВЕДУЩИЙ 1
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Всесте:
Левой!
Левой!
Левой!
ПОЭТ. Надоело! Мне наплевать на то, что я поэт! Я прежде всего считаю себя человеком,
посвятившим перо сегодняшнему дню, сегодняшней действительности…
Ведущий 1
Гражданская война…( Кадры Гражданской войны)
Ведущий
Страна в огне фронтов, голод, смерть, тиф…Маяковский не стоит в стороне, он не наблюдатель
истории, он ее активный деятель.
( Кадры –«Окна РОСТа»
Однажды на углу Кузнецкого и Петровки Маяковский увидел двухметровый плакат –это было
первое «Окно сатиры». Тут же пошел, предложил себя в агитотдел РОСТА.
Ученик
Работали почти без отдыха, в огромной подвальной комнате
РОСТА.
Сценка.
Художник Нюренберг и Маяковский.
Нюремберг
-Я всю ночь работал. Маленько опоздал…Нехорошо…Сознаю..
Маяковский мрачно молчит.
Нюремберг
-Я плохо себя чувствую. Я, очевидно, болен…
Маяковский
-Вам, Нюремберг, разумеется, разрешается болеть. Вы могли даже уме-
реть это ваше личное дело. Но плакаты должны были здесь быть к десяти
часам утра.
Взглянув на него, усмехнулся и добавил:
-Ладно на первый раз прощаю. Деньги нужны? Устрою.
Несколько учащихся читают «агитки» Маяковского)
Где Колчак? Неважен вид его!
Сидит посреди океана Ледовитого!
Рабочий!
Глупость беспартийную выкинь!
Если хочешь жить с другими вразброд-
Всех по очереди словит Деникин,
Всех сожрет генеральский рот.
Вам голодно?
Вам холодно?
Помогите более вас голодающему и холодающему шахтеру.
Шахтер дает вам уголь.
Уголь спасет вас от голода и разрухи.
Ведущий 2
В истории советской культуры 1921 год был поворотным. В этом году
большевистская партия впервые показала, что стремится к полному контролю над культурной
жизнью
Ведущий 1
И именно в 1921г. Маяковскому стало ясно, что высшее партийное руководство относится к нему
не только отрицательно, но и враждебно.
. Наступили трудные времена.
Подлиза
Этот сорт народа —
тих
и бесформен,
словно студень, —
очень многие
из них
в наши
дни
выходят в люди.
Худ умом
и телом чахл
Петр Иванович Болдашкин.
В возмутительных прыщах
зря
краснеет
на плечах
не башка —
а набалдашник.
Этот
фрукт
теперь согрет
солнцем
нежного начальства.
Где причина?
В чем секрет?
Я
задумываюсь часто.
Жизнь
его
идет на лад;
на него
не брошу тень я.
Клад его —
его талант:
нежный
способ
обхожденья.
Лижет ногу,
лижет руку,
лижет в пояс,
лижет ниже, —
как кутенок
лижет
суку,
как котенок
кошку лижет.
А язык?!
На метров тридцать
догонять
начальство
вылез —
мыльный весь,
аж может
бриться,
даже
кисточкой не мылясь.
Все похвалит,
впавши
в раж,
что
фантазия позволит —
ваш катар,
и чин,
и стаж,
вашу доблесть
и мозоли.
И ему
пошли
чины,
на него
в быту
равненье.
Где-то
будто
вручены
чуть ли не —
бразды правленья.
Раз
уже
в руках вожжа,
всех
сведя
к подлизным взглядам,
расслюнявит:
«Уважать,
уважать
начальство
надо…»
Мы
глядим,
уныло ахая,
как растет
от ихней братии
архи-разиерархия
в издевательстве
над демократией.
Вея шваброй
верхом,
низом,
сместь бы
всех,
кто поддались,
всех,
радеющих подлизам,
всех
радетельских
подлиз.
1928 г.
ВЕДУЩИЙ I. Он ворвался в литературу как борец с пошлым, обывательским миром. Он
воспевал революцию, потому что верил в ее очистительную силу.
ВЕДУЩИЙ 2
Он продолжает бороться против всего, что, по его мнению, мешает строительству нового.
Ученик
Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.
Ученик 1
Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенье переменив,
и засели во все учреждения.
Ученик
«Опутали революцию обывательщины нити,
страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
Головы канарейкам сверните,
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!
Ведущий 2
К Маяковскому окружающие относились по-разному. Одни любили,
боготворили, понимая, что он большой талант, другие ненавидели, пытались
уничтожить его не только как поэта, но и как личность.
Ведущий 1
В 1927-29 годы Маяковский очень много работает.
«Хорошее отношение к лошадям»
Ведущий 2
Маяковский участвует в поездках по стране.
Стихотворение Маяковского о путешествии по стране
Ведущий 1
Но врагов и недоброжелателей у него, к сожалению, много. Да еще болезнь горла. А свои стихи он
читал всегда сам. А главное –одиночество
Ведущий 2
Как сказал поэт Николай Тихонов, у Маяковского « страстное несоответствие
между этой солнечной энергией, излучаемой им на окружающих, и его собственным угнетенным
состоянием, прорывавшимся сквозь шутку и смех».
Ведущий 1
14 апреля, в 10 часов 15 минут 1930 года выстрел из револьвера обор-
вал жизнь В.В.Маяковского. Он был человеком чрезвычайно чувствительным, готовым отдать все
«за одно только слово ласковое, человечье».
Ведущий 2
Ушел из жизни большой поэт, человек, так любивший жизнь, но разве
можно забыть эти поэтические строки: (Лирическая мелодия)
Чтец 1
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!
Чтец2
Это время гудит телеграфной струной, это
сердце с правдой вдвоем. Это было с бойцами, или страной, или
в сердце
было
в моем.
Чтец3
Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?
Чтец4
Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на
́
дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.
Чтец5
Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Чтец 6
Поэзия — вся!— езда в незнаемое. Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год
труды. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды.
Чтец 7
Я волком бы выгрыз бюрократизм.
К мандатам почтения нету.
К любым чертям с матерями катись
любая бумажка. Но эту...
Я достаю из широких штанин
дубликатом бесценного груза.
Читайте, завидуйте, я — гражданин
Советского Союза.
Чтец 8
Я с теми,
кто вышел
строить
и месть
в сплошной
лихорадке
буден.
Отечество
славлю,
которое есть,
но трижды-
которое будет.
Чтец 9
Я
всю свою
звонкую силу поэта
тебе отдаю,
атакующий класс!
Чтец 10
Что ни страница, — то слон, то львица
Льва показываю я,
посмотрите нате —
он теперь не царь зверья,
просто председатель.
Этот зверь зовется лама.
Лама дочь
и лама мама.
Маленький пеликан
и пеликан-великан.
Как живые в нашей книжке
слон,
слониха
и слонишки.
Двух- и трехэтажный рост,
с блюдо уха оба,
впереди на морде хвост
под названьем «хобот».
Сколько им еды, питья,
сколько платья снашивать!
Даже ихнее дитя
ростом с папу с нашего.
Всех прошу посторониться,
разевай пошире рот, —
для таких мала страница,
дали целый разворот.
Крокодил. Гроза детей.
Лучше не гневите.
Только он сидит в воде
и пока не виден.
Вот верблюд, а на верблюде
возят кладь
и ездят люди.
Он живет среди пустынь,
ест невкусные кусты,
он в работе круглый год —
он,
верблюд,
рабочий скот.
Кенгуру.
Смешная очень.
Руки вдвое короче.
Но за это
у ней
ноги вдвое длинней.
Жираф-длинношейка —
ему
никак
для шеи не выбрать воротника.
Жирафке лучше:
жирафу-мать
есть
жирафёнку
за что обнимать.
Обезьян.
Смешнее нет.
Что сидеть как статуя?!
Человеческий портрет,
даром что хвостатая.
Зверю холодно зимой.
Зверик из Америки.
Видел всех.
Пора домой.
До свиданья, зверики!
1926 г.
Чтец 11
Тучкины штучки
Плыли по небу тучки.
Тучек — четыре штучки:
от первой до третьей — люди,
четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,
от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли,
тучки взяли все — и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось — желтый жираф.
1917-1918 гг.
Чтец12
Скрипка и немного нервно
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
«Хорошо, хорошо, хорошо!»
А сам устал,
не дослушал скрипкиной речи.
шмыгнул на горящий Кузнецкий
*
и ушел.
Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
«Что это?»
«Как это?»
А когда геликон —
меднорожий,
потный,
крикнул:
«Дура,
плакса,
вытри!» —
я встал,
шатаясь полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!»,
Бросился на деревянную шею:
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору —
а доказать ничего не умею!»
Музыканты смеются:
«Влип как!
Пришел к деревянной невесте!
Голова!»
А мне — наплевать!
Я хороший.
«Знаете что, скрипка?
Давайте —
будем жить вместе!
А?»
1914 г.
ЧТЕЦ. 13
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется —
не перенесет эту беззвездную мУку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте! Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Звучит музыка