Конспект урока "Композиционная роль повести "Фаталист" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"" 9 класс

Урок литературы. 9 класс.
Тема урока.
Композиционная роль повести "Фаталист" в романе М.Ю.Лермонтова "Герой
нашего времени".
Цель урока:
показать значение повести для понимания трагичности судьбы Печорина.
Эпиграф:
1-й: "И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля,
рассудок?
2-й "... зачем я жил? Для какой цели родился? А верно, она существовала, и
верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей
силы необъятные..."
Словарная работа:
фатум(лат., роковой) - судьба, рок, неизбежность,
фаталист - человек, склонный к фатализму, верящий в предопределение,
фатум,судьбу.
Ход урока.
1. Чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова "Монолог" (1829г.)
и "И скучно, и грустно..."
Что объединяет эти стихотворения?
2. Беседа с учащимися.
Какие сцены повести "Княжна Мери" произвели на вас особенно
сильное впечатление? (дуэль)
Какие мысли волнуют Печорина перед дуэлью?
Учитель. Повесть "Княжна Мери", где Печорин поднимает важный для себя
вопрос о смысле человеческой жизни, плавно переходит в "Фаталиста", так
как в этой повести Лермонтов попытается ответить на вопрос, а каков же
"герой нашего времени". Повести имеют внутреннюю логическую связь.
3. Работа с текстом повести "Фаталист".
Учитель: Роман "Герой нашего времени" - это цепь поединков (с горцами,
контрабандистами, с обществом). Но последний поединок - поединок с
судьбой- самый решающий. В ситуации, когда, казалось бы, смерть
неминуема, Печорин выходит победителем.
1. Чтение эпизода "Выстрел Вулича"
Вопросы:
Какое впечатление производят на Печорина события вечера?
В чем своеобразие его позиции? (Печорин засомневался, хотя
доказательство было - фатум есть, и Вулич фаталист).
Чем отличаются Печорин и Вулич?
2. Чтение эпизода "Убийство Вулича".
Вопросы:
Что свойственно размышлениям Печорина, когда он узнал о смерти
Вулича?
Что его тревожит?
(Во-первых, убедился в противоречивости собственной мысли, считает, что
человек имеет право на ошибку. Во-вторых, иронизирует над философией
людей премудрых.
Ироническое отношение Печорина к философии "людей премудрых" прямо
связывается с утверждением права человека на самостоятельность
решений: он называет "колею предков" опасной, он видит, что она отнимает
у него свободу воли, и предпочитает "решительность характера, основанную
на праве человека "сомневаться во всем")
3. Чтение эпизода "Испытание судьбы самим Печориным".
Вопросы:
Так кто же из двух героев фаталист?
Сопоставьте обе сцены. Совпали ли позиции героев?
Какая цель у Вулича? У Печорина?
(Печорин, как но утверждает сам "...подобно Вуличу ...вздумал
испытать судьбу" и обезвредить убийцу. Но цель Вулича - доказать
свои убеждения. У Печорина высоконравственная цель - предупредить
бессмысленное кровопролитие, а не просто испытать судьбу. В момент
опасности действует обдуманно, преодолев веру в предопределение, и
тем самым обретает внутреннюю свободу. И хотя сам Печорин
относится к произошедшему иронически, видит в своем поступке
продолжение эксперимента, повесть выявляет сильные стороны его
натуры. Сомнения, тревоги, поиск смысла жизни - это состояние
свойственно лучшим людям и составляет основу духовных исканий.
Эти искания свойственны, как мы видим, и Печорину, как
представителю своего поколения.
В каких еще раздумьях Печорина вы слышите ту же жажду
действия, раздумья о смысле жизни? ( В повести "Княжна
Мери". Зачитать фрагмент "Я как матрос...")
бескрайним просторам моря, к шуму волн устремлены последние
надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и
выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что томится и
скучает на берегу. Целыми днями ходит он по прибрежному песку,
вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль,
покрытую туманом. Чего же он ждет? Что ищут его глаза? "Желанный
парус". Но не появился желанный парус и не умчал в другую жизнь, к
другим берегам.)
В каком стихотворении М.Ю.Лермонтова выражены такие же
мысли?
4. Чтение наизусть стихотворения "Дума"
Учитель. Стихотворение - беспощадный приговор бездействию людей
своего поколения и вместе с тем и энергичное воззвание.
Каково основное содержание повести?
Учитель. Основное содержание повести составляет осуждение
бездеятельности поколения 30-х годов. И в ней с особенной силой
раскрывается типичность образа Печорина и трагизм его судьбы.
Таким образом, здесь Лермонтовым поставлен вопрос, характерный
для мировоззрения и поведения людей 30-х годов. Через эти духовные
искания прошли все лучшие люди его поколения, в том числе и такие,
как Белинский и Герцен, Огарев и Бакунин.
Основной вопрос духовных исканий - поиски смысла жизни.
Так в чем же смысл жизни?
- Искать в себе самом.
- Печорин сознает в себе единственного творца своей судьбы и потому-
то и дорожит своей свободой как величайшей ценностью.
Поставив в центре повести тему рока, судьбы, Лермонтов осуждает
пассивность и утверждает действенное отношение к окружающему
миру.
- Вулич введен в роман с целью оттенить, показать в сравнении новые
для нас грани характера Печорина.
Фатализм не признает личной воли. Печорин верит в силу
человеческой личности, в её право решать и действовать.
Какой же призыв вытекает из событий, изображенных в повести
"Фаталист", да и во всем романе?
- Призыв к действию!
Учитель. Повесть "Фаталист" выявляет сильные стороны натуры
Печорина. Но герой не перерождается... Не готов нравственно к тому,
чтобы выступить против действительности.
Каков итог его жизни?
Грустный тон повести подчинен печальному итогу жизни Печорина,
его трагедии.
Вспомните последнюю встречу главе "Максим Максимыч").
Горькая обречённость на одиночество, холод, безразличие,
совершенная опустошённость. А ведь вначале были цели и желания, в
конце сухость и скрытность. Сам Печорин в дневнике записал:"...целая
моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий
сердцу и рассудку". Высокие возможности и мелкие дела.
За эгоизм, индивидуализм, неспособность к великим и малым жертвам
автор осуждает своего героя.
Не давая законченного ответа, как должен был распорядиться своей
жизнью герой, Лермонтов утверждает необходимость борьбы,
активного отношения к жизни. Возможно, именно поэтому повесть
"Фаталист" и оказывается в конце романа, когда суд над героем уже
свершён. А ведь жизнь героя могла сложиться иначе.
Как вы теперь ответите? Почему человек умный, сильный,
энергичный не находит применения своим силам и "в начале
поприща вянет без борьбы"?
В чем, по-вашему, беда и в чем вина Печорина?
(Не только эпоха повинна в том, что он не сумел стать настоящим
героем своего времени).
На данный вопрос ученики отвечают дома.
Домашнее задание. Изучить статью В.Белинского о романе ерой
нашего времени" и ответить на последний вопрос.
Справочный материал.
1. "Герой нашего времени! вызвал ожесточенные споры. В оценке
произведения столкнулись два направления общественной мысли:
прогрессивное, возглавляемое Белинским и Герценом, и реакционное.
Последние почувствовали, что Лермонтов своим романом поставил под
сомнение разумность общественных порядков, которые обрекают
мыслящих людей на бездействие. Николай Первый писал:"...Я прочёл
Героя до конца и нахожу вторую часть отвратительной...Такие романы
портят нравы и портят характер...это жалкая книга, показывающая
испорченность её автора".
"Нравственные роды, подобные Печорину, идут прямёхонько к
эгоизму, к душевной сухотке т наконец к гибели" (Булгарин), "автор
клевещет на целое поколение людей, выдавая чудовище, а не человека
за представителя этого поколения"(Полевой, Бурачок).
Белинский отверг вздорные утверждения реакционных критиков и
предсказал роману бессмертие:"Вот книга, которой суждено никогда
не стариться, потому что при самом рождении её она была вспрыснута
живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова".
2. В.Виноградов:"Фаталист" отнюдь не довесок к основной,
самостоятельно значимой части романа. В известном отношении он
занимает в системе романа ерой нашего времени" ключевое
положение, и без него роман не только потерял бы в своей
выразительности, но и во многом утратил бы и свой внутренний
смысл..."Фаталист" заключает роман как своего рода "замковый
камень", который держит весь свод и придает единство и полноту
целому. Это вопрос о тех первоначальных основаниях, на которых
строятся и от которых зависят уже все остальные человеческие
убеждения, любая нравственная программа жизненного поведения.
Это вопрос о том, предопределено ли высшей божественной волею
назначение человека и нравственные законы его жизни или человек
сам, своим собственным разумом , свободной своей волей определяет
их и следует им".