Пишем сочинение в новом формате по тексту И.А. Бунина "Красавица"

1
Суязова И.А., учитель ВКК
МКОУ «Каменская СОШ № 1сУИОП»
Каменского района Воронежской области
Погружение в исходный текст…
Пишем сочинение в новом формате по тексту И.А.Бунина «Красавица»
(практикум)
Занятие № 1
Задание 1 «Дорожка к пониманию текста…»
внимательно прочитайте текст
КРАСАВИЦА
(1)Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери
воинского начальника. (2)Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. (3)Он был худой, высокий,
чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь
погромче, срывался в фистулу. (4)А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета,
очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий.(5) Он казался столь же неинтересен во
всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице — и
все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
(6)И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид,
что совершенно не замечает его(7)Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и
никогда не было сына. (8)И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово
сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
(9)Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую
комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. (10)Но сон у него был беспокойный, он
каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. (11)И вскоре красавица сказала горничной:
(12) Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. (13)Стелите ему, Настя, на полу, на том
тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
(14)И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной,
совершенно обособленной от всего дома жизнью, неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день:
смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по
складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна...
(15)Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. (16)Он сам стелет себе постельку вечером и сам
прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. (17)Там спрятано и все
остальное добришко его. (И.А.Бунин*)
28 сентября 1940
Бунин Иван Алексеевич (10 октября 1870 — 8 ноября 1953) - русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по
литературе
определите основную мысль, то есть позицию автора (ЗАЧЕМ написан текст?);
запишите свой ответ в виде законченного предложения (И.А.Бунин считает, что
истинная красота – это душевная красота: человек не может быть красив, если его
поступки безнравственны // И.А.Бунин считает, что одиночество страшно само по себе, а
одиночество ребёнка ужасно вдвойне, потому что отверженные дети страдают от
равнодушия взрослых).
определите, на какой вопрос отвечает это предложение (первая проблема: Что такое
истинная красота?//Какого человека можно считать красивым? вторая проблема: Почему
маленький человек не должен быть одиноким? Какие чувства испытывают отверженные
дети, как больно быть таким одиноким ребенком?);
запишите этот вопрос, который и будет проблемой текста.
Мы выяснили, что в данном тексте две проблемы. На уроке мы будем работать над первой
проблемой.
Давайте напишите вступление.
Например:
Какого человека можно считать красивым? Зависит ли истинная красота от того, как
ведёт себя человек, какие поступки он совершает? На эти вопросы отвечает И.А.Бунин в своём
рассказе «Красавица», поднимая проблему истинной красоты.
Задание 2 «На подступах к комментарию» (работа с текстом)
Так, с проблемой и позицией автора мы определились. Значит, пора погрузиться в
текст, чтобы найти два примера-иллюстрации, которые помогают писателю раскрыть
проблему. Для этого определим, какой приём лежит в основе повествования:
противопоставление (антитеза, контраст), сопоставление (сравнение), причинно-
следственные отношения или какой-то другой.
Действительно, в основе новеллы контраст, притом наблюдается не только внешняя
антитеза (противопоставление героев), но и внутренняя (характеристика героев). Как вы
понимаете слова «внешняя антитеза», «внутренняя антитеза»?
На какой образ (образы) надо обратить внимание, исходя из сформулированной нами
проблемы?
Давайте заполним таблицу, найдя точки противопоставления между описанием
красавицы и её поступками
Прием «Плюс – минус»
Внешнее описание героини
ПЛЮС
Внутреннее содержание героини ё поступки)
МИНУС
«женился на молоденькой, на
красавице» (предложение 1);
«она была невелика, отлично и
крепко сложена, всегда хорошо одета,
очень внимательна и хозяйственна по
дому, взгляд имела зоркий»
(предложение 4)
«вторая красавица спокойно возненавидела его
семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно
не замечает его» (предложение 6);
« Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет.
Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я
велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в
коридоре» (12-13 предложения).
Какие наречия подчёркивают красоту молодой женщины?
Что «стоит» за выражением «взгляд имела зоркий»? Аргументируйте свой ответ.
При каком условии возможна спокойная ненависть? (при равнодушии, безразличии,
душевной холодности)
Что теперь можно сказать о красавице? (Она злая, бессердечная, жестокая и умная,
т.к. при своем «зорком взгляде» сумела сделать вид, что не замечает ребенка
совершенно)
Можно ли считать красивой женщину, от которой веет холодной расчетливостью,
равнодушием, самовлюбленностью?
3
Чем должна быть подкреплена красота внешняя? (Внешняя красота должна быть
подкреплена внутренним богатством и теплотой)
Каково ваше отношение к героине?
Задание 3 – «Самая дорогая…часть!»
Теперь надо написать комментарий, самую дорогую часть сочинения, и постараться
получить заветные 5 баллов. Вспомните, из скольких элементов состоит комментарий?
Чтобы не ошибиться и не потерять эти элементы, давайте вновь заполним таблицу
5 элементов
Комментарий ученика
скрепа
Данная проблема рассматривается писателем с двух сторон.
пример-
иллюстрация 1
Сначала он знакомит читателей с красавицей: «она была невелика, отлично и
крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому,
взгляд имела зоркий».
пояснение
За этими словами образ красивой, молодой женщины. Наречия «отлично»,
«хорошо», «очень» подчёркивают внешнюю красоту героини.
пример-
иллюстрация 2
Но дальше, используя приём контраста, Иван Алексеевич через поступки
раскрывает внутреннее её содержание: она «спокойно возненавидела
семилетнего мальчика от первой», потом приказала горничной стелить ему
постель «на полу, на … тюфячке» (предложения 12-13).
пояснение
И почему-то куда-то уходит красота героини, поэтому читатели, так же как и
Бунин, уже не воспринимают эту женщину как красавицу, потому что она
вызывает у них неприязнь и отвращение.
смысловая связь
Так, противопоставляя внешность и поступки героини, писатель говорит: красота
человека исходит не только из внешности поступки и устремления имеют
решающее значение.
Задание 4 «Я согласен!!
К какому выводу подводит Бунин своих читателей?
Сформулируйте позицию автора по данной проблеме (И.А.Бунин убеждён: истинная
красота это душевная красота: человек не может быть красив, если его поступки
безнравственны, если красота внешняя не соответствует красоте внутренней)
Согласны ли вы с точкой зрения писателя?
Ваша задача – письменно высказать собственное мнение, обосновав его.
Примеры собственного мнения
(можно предложить ребятам поработать в группах)
Вид обоснования
обоснование
цитата из
авторитетных
источников
Давайте вспомним слова академика Дмитрия
Сергеевича Лихачёва, который сказал: «Приветливость
и доброта делают человека не только здоровым, но и
красивым». Героиня Бунина красива, но жестока по
отношению к мальчику, а Мария, героиня повести
В.Закруткина «Матерь человеческая», измученная
войной, беременная, почерневшая от горя, потерявшая
мужа и сына, красива: она, как Матерь Божия,
излучает теплоту и надежность.
обоснование с
опорой на
литературу
Однажды на уроке литературы мы размышляли над
вопросом, что важнее в человеке: красота внутренняя
или красота внешняя? Конечно же, ответ однозначен.
Как бы ни был хорош человек внешне, но если черна
душа, то он будет отвергнут обществом, как это
произошло с героем рассказа М.Горького «Старуха
Изергиль» Ларра. Эгоизм, жестокость, неуважение к
старейшинам перечеркнули его природную красоту, что
и подтверждает мою мысль о несоответствии внешней
красоты и внутреннего содержания.
иллюстрации
(наглядно-
описательная
форма)
Но, к сожалению, люди не всегда оценивают по
достоинству благородство души. Вспомните Юшку,
героя А. Платонова. Его красоту заметили только
тогда, когда он умер: бедно одетый, молчаливый,
беззащитный, больной, незлобивый, он посвятил свою
жизнь сиротке, и она, приехав в его город, рассказала,
что он опекал её, помогал. Людям слишком поздно
открылась его внутренняя красота. Уверена, каждый из
нас должен понимать: важнее нравственная красота, а
не внешний блеск человека, именно она основа жизни.
опыт (личный,
эксперимент,
исследования и
т.д.)
Эту мысль мы решили проверить экспериментальным
путём выявить критерии красоты. Для этого на
пронумерованных листках написали несколько
словосочетаний, например, «красивая девушка с
холодным взглядом» - «красивая девушка с добрым
взглядом»; «высокий накаченный юноша, равнодушно
прошедший мимо упавшего человека» - «высокий
накаченный юноша, помогающий соседке» и т.п. Затем
одних одноклассников попросили подобрать фотографии
к этим словосочетаниям, других охарактеризовать
таких людей, третьих подобрать литературные и
жизненные примеры. Какой же вывод мы сделали?
Сформулируем его словами В.Гюго: «Никакая внешняя
прелесть не может быть полной, если она не оживлена
внутренней красотой. Красота души разливается
подобно таинственному свету по телесной красоте».
обращение к
традициям,
авторитетным
мнениям
Не случайно же в народе говорят: «Встречают по
одежке, провожают по уму». Эта пословица в полной
мере относится и к красоте. Согласитесь, когда мы
впервые встречаем человека, то сначала обращаем
внимание на внешность. «Ой, какой красивый!» - думаем
5
мы. Он кажется нам особенным, мы считаем, что он
наделен какими-то замечательными качествами, и
внутренне тянемся к нему. Но стоит этому человеку
«открыть рот» и произнести грубые, а иногда и
нецензурные слова, то его красота испаряется, и нам
хочется скорее уйти, чтобы не общаться с ним. А
бывает наоборот. Добрый, внимательный, умеющий
сострадать человек кажется нам прекрасным. Доктор
Лиза, Рашаль, Кобзон… Совсем не образец красоты, но
их золотая душа делает их красивыми.
Задание 5 – «Резюмируем сказанное…»
Итак, мы высказали свое мнение по поднятой проблеме. Нам осталось только
завершить нашу работу.
Напишите заключение, использовав слова А.П.Чехова: «В человеке все должно быть
прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Задание 6 домашнее
напишите сочинение по второй проблеме