Итоговое сочинение по литературе 2019

1. Темы сочинений
Что такое мечта?
2. Почему между мечтой и реальность пролегает пропасть?
3. Что общего между мечтой и реальностью?
4. Чем отличается желание от мечты?
5. Чем отличается мечта от цели?
6. Почему люди предают мечту?
7. Нужно ли быть верным своей мечте?
8. Почему люди убегают от реальности?
9. Нужно ли претворять свои мечты в жизнь?
10. Все ли мечты должны сбываться?
11. Что означает «высокая мечта»?
12. Когда реальность разрушает мечту?
13. Как вы понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как
корабль без руля, занесет бог весть куда»?
14. Почему не все мечты сбываются?
15. В чем суть противоречия между мечтой и реальностью?
16. Согласны ли вы с утверждением, что «человек без мечты, как птица без крыльев»?
17. Когда мечта превращается в цель?
18. Можно ли убежать от реальности?
19. Что такое, по-вашему, «заветная мечта»?
20. Как вы понимаете выражение «жестокая реальность»?
21. Мечтатель – это фантазер или глупец?
22. Нужно ли уметь мечтать?
23. К чему приводят мечты?
24. Как противопоставлены мечты и реальность?
25. Чем мечта отличается от цели в жизни?
26. Всегда ли нужно стараться воплотить мечту в реальность?
27. Столкновение мечты и реальности.
28. Прокомментируйте слова Н. Спаркса: «Ключи от счастья – это мечты, воплотившиеся в
жизнь».
29. Согласны ли вы с высказыванием Г. Шульца: «Мечтая о чем-то малом, вы никогда не
преуспеете в большом»?
30. Как вы понимаете слова М. Монро: «Глядя в ночное небо, я думала, что, наверное, тысячи
девушек также сидят в одиночестве и мечтают стать звездой. Но я не собиралась
беспокоиться о них. Ведь моя мечта не сравнится ни с чьей другой»?
31. 11.Прав ли Т. Гудкайнд, утверждая: «Реальность не подчиняется ничьим желаниям»?
32. 12. На какие мысли натолкнуло вас высказывание З. Фрейда: «Сны - отражение
реальности. Реальность - отражение снов»?
33. 13. Поясните цитату Анны-Луизы Перемены де Сталь: «Как только исчезает мечта, то это
значит, что её место занимает реальность».
34. Почему понятие мечты чаще всего связывают с детством?
35. Почему для многих взрослых слово «мечтательность» обладает негативным оттенком?
36. Чем слово «хочу» отличается от «мечтаю»?
37. Может ли осуществление мечты принести разочарование?
38. Может ли целеустремленный человек мечтать?
39. Почему часто говорят: «бойся своих желаний»?
40. Что случится с человеком, если у него отобрать мечту?
41. Всегда ли человек готов к осуществлению своей мечты?
42. Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?
43. Влияют ли детские мечты на выбор профессии?
44. Согласны ли вы с тем, что мечтать нужно о великом?
45. Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»?
46. Что такое «бегство от реальности»?
47. Как вы понимаете фразу «мечтать не вредно»?
48. О каком человеке говорят, что он «витает в облаках»?
49. Как связаны между собой мечта и реальность?
50. Почему мечты не всегда становятся реальностью?
51. Мечтают ли реалисты?
52. Какого человека можно назвать «мечтателем»?
53. Может ли реальность порождать мечту?
54. Может ли мечта одного человека изменить реальность многих?
55. Как мечты меняют мир науки, искусства? Обязательно ли каждому человеку иметь мечту?
56. Для чего нужны мечты?
57. Что значит словосочетание «недостижимый идеал»?
58. О чем мечтают герои русской литературы?
59. Образ мечтателя в творчестве Достоевского.
60. Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?
Аргументы по направлению «Мечта и реальность» :
1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
o Михаил Афанасьевич Булгаков описал пропасть между мечтой и реальностью в своем
романе «Мастер и Маргарита». Главный герой мечтал опубликовать книгу – достижение
всей своей жизни. Ради ее написания он ушел с работы, потратил много выигранных денег
на закупку различных трудов, которые помогли ему в творчестве. Но в итоге он сам же
пожалел о том, что так рьяно добивался исполнения своей мечты. Критики тут же
налетели на опубликованный отрывок, словно стая воронов на труп. Начались
оскорбления в печати, гонения на такого «антисоветского» писателя. Да и подвальчик на
Арбате, который Мастер оплатил выигрышем в лотерею, счастья не принес: его подставил
и выселил Магарыч, прикинувшийся другом. Герой оказывается в сумасшедшем доме, а
свой роман он и вовсе сжег. Выходит, человек должен бояться своих желаний, ведь даже
представить себе не может, чем они обернутся в реальности.
o О ничтожности некоторых из наших желаний рассказывает М.А. Булгаков в романе
«Мастер и Маргарита». Воланд на своем представлении в Варьете иронизирует по поводу
мечтаний москвичей: все они помешаны на «квартирном вопросе». Маг удовлетворяет их
мелочность и тщеславие, выбрасывая пачки денег в воздух, одевая женщин в роскошные
наряды. Но автор романа показал суетность и несущественность таких стремлений
буквально: все деньги и одеяния растаяли или же превратились в пустые бумажки. Таким
образом, мечты всех этих ограниченных и скупых людей оказались ничтожными
иллюзиями, и сатана преподал им хороший урок.
2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
o Ф.М. Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» описал очень
опасного мечтателя, которому следовало бы остерегаться своих желаний. Родион
Раскольников стремился восстановить попранную социальную справедливость и раздать
излишки богатых людей беднякам. Для этого он выбрал первую жертву ростовщицу
Алёну Ивановну. Эта старуха окутывала долговыми сетями десятки честных, но нищих
семей. Герой убивает ее, а заодно и лишает жизни ее беременную сестрицу, которая
оказалась свидетельницей расправы. Но исполнение его мечты оборачивается крахом всех
радужных надежд. Украденные деньги никому не помогли, а лишь погубили душевный
покой убийцы и вора. Таким образом, некоторых желаний действительно стоит бояться,
так как в реальности они способны воплотиться лишь уродством и греховностью.
o Реальность порой не способна осквернить мечту, как доказывает нам автор книги
«Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский. Соня Мармеладова мечтала обратить
Родиона в христианскую веру и направить его на праведный путь искупления греха.
Поэтому девушка идет на нравственный подвиг: она отправляется на каторгу вслед за
любимым. Суровые реалии тюремного быта не сломили возвышенную душу. Героиня
приноровилась к жестоким порядкам и поддерживала многих арестантов своей заботой.
Все ее полюбили. Даже холодное сердце гордого Родиона растаяло. В итоге желание Сони
сбылось: ее избранник отрекся от бесчеловечных теорий. В эпилоге мы видим, как он
увлеченно читает Библию, проникаясь мудростью и милосердием. Таким образом, даже
самая несбыточная, казалось бы, мечта может прорваться в явь и не оскверниться ею, если
человек пламенно верит в то, что делает.
3. А.П. Чехов «Ионыч»
o В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» герой мечтает о своей реализации в профессии. Он хочет
внести большой вклад в развитие медицины, хочет помогать людям и нести добро в этот
мир. Но Дмитрий попадает в глухую провинцию, где его чистосердечные порывы к свету
заглушаются непролазной тьмой мещанства и пошлости. Все окружение молодого врача
затягивает его в болото однообразия и скуки. Здесь никто ни к чему не стремится, никто
ничего не жаждет. Все идет своим чередом. И Старцев тоже предает мечту, становясь
заурядным толстым человеком средних лет. Он грубит и ворчит, обслуживая надоевших
пациентов, которых он рассматривает исключительно в качестве источника заработка.
Теперь он хочет только посидеть в клубе и поиграть в азартные игры. На его примере мы
понимаем, что измена свои идеалам и мечтам сулит полную духовную деградацию.
o Не всем мечтам суждено сбыться, и это норма жизни. Данный тезис доказывает А.П.
Чехов в книге «Ионыч». Катерина мечтает стать виртуозной пианисткой, но может ли она
это сделать? Едва ли. Не всем людям дан истинный талант. Но героиня не понимает этого,
хвастаясь своим умением барабанить по клавишам. Она даже отвергает предложение
Дмитрия, уезжает из отчего дома и проводит несколько лет в столице, пытаясь выучиться
на пианистку. И что же в итоге? Молодость увядает, красота блекнет, а мечта
превращается в больные уколы честолюбия. Девушка возвращается домой ни с чем,
смутно осознавая собственную бездарность. А стоило ли так заноситься и отвергать
молодого человека? Нет. Но прошлого не вернуть, и Катерина тщетно пытается
напомнить Дмитрию прежние чувства. Таким образом, не все мечты человеку дано
реализовать, и он должен принять этот факт мужественно и спокойно, направив свои
усилия в другое, более подходящее русло.
4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
o Александр Сергеевич Пушкин в своем историческом романе «Капитанская дочка»
описывает преданность мечте, которая увенчалась воплощением желания в жизнь. Марья
Миронова полюбила Петра и мечтала выйти за него замуж. Но судьба все время ставила
им палки в колеса: сначала Швабрин донес отцу Гринева, что бесприданница жаждет
заманить богатого наследника в ловушку. Пожилой дворянин, естественно, запретил этот
брак. Потом Марья стала пленницей Алексея, и тот принуждал ее выйти за него замуж.
Казалось бы, бедная сирота должна была принять предложение, лучшего ждать не
придется, но девушка упорно ждала любимого. Когда освобождение состоялось, ей снова
пришлось потерять Петра. Его осудили за мнимую помощь Пугачеву. И тогда героиня не
побоялась ехать к самой императрице. Такая верность мечте, наконец, привела Марью к
исполнению желания: она стала супругой любимого человека.
o Иногда люди готовы пойти на любые мерзости, лишь бы их мечта исполнилась. Такой
пример описывает А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка». Алексей хотел жениться
на Марье, но она его отвергала. Красавица к тому же влюбилась в нового офицера
гарнизона, Петра. Тогда Швабрин решил добиться своего интригами и даже
предательством. Он очернял репутацию Мироновой и ее семьи в глазах Гринева. Тогда
отважный юноша назначил сплетнику поединок, защищая честь любимой девушки. И
Швабрин вновь проявил подлость, воспользовавшись нечестным приемом. А когда
крепость захватили бунтовщики, герой и бровью не повел, предав отчество. Тут-то он и
решил взять жену силой и принуждением, не останавливаясь не перед чем. Ему вовремя
помешал Гринев, и все же Алексей готов был переступить через все моральные запреты,
лишь бы только добиться исполнения мечты. Из-за такой беспринципности она и не
сбылась, ведь в любом стремлении важно сохранять достоинство, иначе ты только
отдалишься от своей мечты, ибо станешь недостойным ее.
5. А. Грин «Алые паруса»
o Главная героиня – Ассоль – верит, что однажды за ней на корабле с алыми парусами
приплывёт прекрасный юноша и заберёт её и её отца Лонгрена. Их семья живёт в
небольшой деревушке на берегу моря и кормится лишь тем, что продаёт деревянные
игрушки, которые мастерит Лонгрен. Ассоль и её отца не любят жители деревни, обвиняя
главу семейства в гибели богатого лавочника. Они изгои, которым мало кто готов помочь,
поэтому Ассоль мечтает уехать в прекрасную страну, где люди умеют любить и прощать,
а не мечтают лишь о самом примитивном и грубом. И её желание исполняется.
6. М. Горький «Старуха Изергиль»
o Данко мечтает о свободе для людей своего племени, ради этого он не жалеет собственной
жизни, вырывая сердце из своей груди, чтобы его ярким огнём осветить путь, по которому
племя пытается выбраться из непроходимого леса и смрадных болот. Герой делает это,
несмотря на то что люди озлобились на него и желают его смерти, не веря, что он сможет
выполнить своё обещание и вывести их на волю. Данко любит и жалеет людей, поэтому и
мечта его связана с ними, с лучшей жизнью для них, именно поэтому он без сожаления
жертвует собой.
7. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
o В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» проблема мечты и реальности поставлена очень
остро. Начнём с того, что сам писатель в своих мечтах хотел соединить бедную
крестьянку с представителем аристократического общества. Мир мечты и мир реальности
сталкиваются в пространстве повести. Эраст грезит идиллической любовью, искренне
желая забыть сословные условности. Но реальность разрушает эти намерения.
Политические, психологические, финансовые, социальные - какие только обстоятельства
не вмешиваются в отношения влюблённых! Даже одного из них хватило бы, чтобы мечты
Эраста рассыпались, как карточный домик, столь зыбки и непрочны его нравственные
устои. Судьба Лизы была предрешена с самого того момента, когда она поверила, что
сказка про Золушку может стать реальностью в её с Эрастом случае. До этого момента она
старалась трезво смотреть на ситуацию, но желание стать женой для любимого сделало её
уязвимой. Следуя за мечтой, она потеряла голову, и это закончилось трагедией.
8. А.С. Пушкин «Метель»
o В повести «Метель» А.С. Пушкин размышляет о мечте и реальности на примере главной
героини – Марьи Гавриловны. Она мечтает выйти замуж за бедного соседа по поместью.
Родители категорически против такой невыгодной партии, но Марья в своём стремлении к
мечте идёт на всё. Они с Владимиром решили тайно обвенчаться. Их намерения
разрушены вмешательством стихии. В день их венчания разбушевалась страшная метель.
В результате этого вмешательства Марья обвенчалась с незнакомцем, а Владимир, не
успевший прибыть вовремя на место венчания, уезжает в страшном смятении на войну и
вскоре погибает в Бородинском сражении. Марья после смерти отца остаётся богатой
наследницей, у неё нет отбоя от женихов, но выйти замуж она не может. И вот она
встречается с Бурминым, который и оказался её «случайным» мужем. Герои счастливы. В
данном произведении Пушкин хотел выразить мысль о том, что мечты бывают опасны, а
реальность нужно принять и смириться, только это может стать залогом счастливой
жизни.
9. Л.Н. Толстой «После бала»
o В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой говорит о том, как разрушаются мечты,
столкнувшись с жестокой реальностью. Иван Васильевич, рассказчик в произведении,
вспоминает о днях своей молодости, когда он был молод и полон счастливых надежд. Он
был влюблён и танцевал со своей избранницей на балу у губернатора всю ночь. Один
лишь танец он уступил другому отцу Вареньки, к которому испытывал такое же
восторженное чувство любви, как и к его дочери. Весь мир казался влюблённому
радостным и счастливым. Пока не наступило утро после бала. Рассказчик никак не мог
заснуть и вышел на прогулку, во время которой увидел чудовищное действо –
бесчеловечную экзекуцию над беглым татарином, которой руководил отец Вареньки. Так
реальность разрушила мечты о счастье – не мог молодой человек жениться на девушке,
отец которой способен участвовать в таком чудовищном деле. Добровольный отказ от
мечты объясняется тем, что нельзя наслаждаться счастьем, когда в это же время кого-то
истязают и мучают.
10. А.Н. Островский «Гроза»
o В пьесе А.Н. Островского «Гроза» главная героиня мечтает о счастливой и свободной
жизни. Но замужество не оправдало ее надежд: муж оказался под железной пятой матери,
которая отправляла упреками каждый день существования молодой семьи. Если сын еще
мог сбежать на время в трактир или по делам, то его супруга принимала на себя всю
тяжесть взаимоотношений со свекровью. Реальность жестоко обманула ожидания
возвышенной и романтичной девушки. Она-то думала, что все семьи, подобно ее
родителям, живут в гармонии и понимании. Но ее мечте о любви не суждено сбыться
даже за пределами лома Кабанихи. Борис стал очередным разочарованием. Его любовь не
простиралась дальше запрета дядюшки. В результате от столкновения реальности с миром
грез героиня теряет силы жить и убивает себя. Таким образом, конфликт
действительности и мечты может привести к трагедии.
o Мечты сбываются, но не сами собой. Для этого нужно что-то сделать. Но нередко люди не
понимают простых истин, и А.Н. Островский описал такой пример в драме «Гроза».
Тихон любит жену и мечтает жить с нею в тепле и гармонии семейного очага, но мать
героя постоянно донимает молодых своим вечным желанием все контролировать.
Казалось бы, исправить эту проблему можно, но Тихон – безвольный и апатичный
человек, которому любое дело кажется непосильным бременем. Матери он боится, хотя
уже стал взрослым мужчиной. В результате, он тянет лямку трудной жизни, не пытаясь
воплотить свои желания. Этого было достаточно, чтобы довести несчастную Катерину до
суицида. В финале герой оплакивает жену и укоряет мать за крушение всех своих надежд.
Но виноват только он один.
11. И.А. Гончаров «Обломов»
o В романе И.А. Гончарова «Обломов» герой всю жизнь увязает в фантазиях, прячась от
реальности в теплом халате на любимом диване. Он практически не выходит из дома, зато
часто думает о том, что выйдет и что-то сделает. На все требования действительности
(воровство в Обломовке, необходимость покинуть квартиру и т.д.) Илья Ильич лишь
отмахивается, пытаясь любой ценой перекинуть заботы о делах на кого-то другого.
Поэтому Обломова всегда окружают мошенники, которым выгоден непрекращающийся
побег друга из реальности, где они беззастенчиво обирают его. Мечтательность Ильи
Ильича заводит его в тупик. Проживая дни в иллюзиях, он разучился что-либо делать,
поэтому он теряет возлюбленную Ольгу, проматывает остатки наследства и оставляет
сына сиротой без состояния. Обломов умирает в цвете лет от своего образа жизни, хотя
нет, от своего образа мыслей, ведь именно он доводит мужчину до полной физической и
духовной деградации. Таким образом, избыточная мечтательность грозит человеку
непоправимыми и тяжелыми последствиями.
o Наши мечты далеко не всегда ведут нас по правильному пути. Иногда они запутывают нас
в глубине лабиринтов, откуда сложно выбраться назад. Поэтому необходимо вовремя
отличить свои истинные желания от ложных и навязанных представлений о том, чего мы
хотим. В романе И. А. Гончарова «Обломов» как раз такой пример. Ольга Ильинская
возомнила себя спасительницей Ильи Ильича и стала упорно переделывать его. Она не
жалела его привычек, не считалась с его мнением, да и не любила его такого, каким он
был в реальной жизни. Она видела перед собой лишь иллюзию, которую мечтала сделать.
Поэтому их отношения и не сложились, а сама героиня попала в глупое положение. Она,
молодая и красивая, едва ли не сама делала предложение ленивому толстяку, который
всячески тормозил процесс. Тогда женщина осознала, что жила в иллюзиях и выдумала
себе любовь. Ольга, к счастью, нашла более подходящего мужа и распрощалась с
фальшивыми желаниями, которые могли бы сделать ее несчастной, если бы исполнились.
Таким образом, далеко не все мечты ведут нас к счастливому будущему.
1. Что такое месть?
2. Что такое великодушие?
3. Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
4. Что такое «кровная месть»?
5. Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
6. Можно ли отомстить врагу?
7. Можно ли оправдать месть?
8. Чем великодушие отличается от благородства?
9. Чем великодушие отличается от доброты?
10. Как убедить человека отказаться от мести?
11. Как научить подрастающее поколение великодушию?
12. Почему месть разрушает душу?
13. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть это прощение»?
14. Какого человека можно назвать великодушным?
15. Какие качества присущи великодушному человеку?
16. Как вы понимаете выражение «сладкая месть»?
17. Великодушие – это сила или слабость?
18. Как вы понимаете высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена
щепоткой мести»?
19. Что общего между великодушием и состраданием?
20. Как соотносятся понятия «месть» и «закон»?
21. Как, по-вашему, месть – это проявление трусости или мужества?
22. Когда нужно отказаться от мести?
23. Что значит достойно пережить поражение?
24. Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
25. Как вы понимаете цитату из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» «милость к
падшим призывал»?
26. Почему человеку иногда приходится делать выбор между местью и великодушием?
27. Может ли мстительный человек быть счастливым?
Аргументы по направлению «Месть и великодушие» :
1. М. Горький «На дне»
o В пьесе М. Горького «На дне» отношения героев построены на ожесточенности и мести.
Каждый из них, не задумываясь, мстит всем остальным за то, что свалился на дно жизни.
Все эти бедняки тянут друг друга еще глубже, ведь обратной дороги не должно быть ни у
кого, если ее нет у тебя самого. Это неписанный закон ночлежки. Например, Василиса
тиранит младшую сестру из-за ревности. Ее любовник, Васька Пепел, проявлял к ней
симпатию, и деспотичную женщину это возмутило. Кульминации ее месть достигла в
финале, когда в результате драки погиб ее законный муж. Теперь Пеплу грозит верная
каторга, но его бывшая дама сердца не делает ничего, чтобы его спасти, напротив: она
усердно топит всех в своей клевете. Даже ее «любовь» к Ваське не останавливает
мстительную натуру героини. Очевидно, что месть – чувство, разрушающее человека
изнутри и изгоняющее из него все добродетели.
В пьесе М. Горького «На дне» герои не склонны проявлять великодушие. Напротив, они
стремятся задеть и уколоть друг друга больнее, ведь нищета изгоняет из них все то, что
делает человека человеком. Но есть один странник, который разрывает порочный круг
обид и оскорблений. Это Лука. Он тоже прожил непростую жизнь, даже намекал, что
сбежал с каторги. Но эти испытания его не ожесточили. Старик находит для каждого
собеседника ласковые слова поддержки и участия. В его глазах светится истинное
великодушие ко всем, кто его окружает. Он дал обитателям дна надежду на светлое
будущее, и они сами виноваты в том, что этого оказалось мало для их нравственного
возрождения. В их едкой среде странник долго не продержался и ушел, наверное, поняв,
что эти бедняки не имеют не только дома, но и сердца, раз безжалостно топят друг друга.
К сожалению, великодушие не всегда может помочь людям.
2. Л. Н. Толстой «Война и мир»
o Андрей Болконский сильно разочаровывается в своей возлюбленной Наташе Ростовой,
когда узнает, что девушка увлеклась молодым человеком Анатолем Курагиным. Он
делится своими переживаниями с Пьером Безуховым, говоря ему, что «никого больше не
любил я и не ненавидел, как ее». Но все же при встрече перед смертью смог проявить
великодушие и простить девушку, чувства которой к нему оказались искренними и
пылали с еще большей силой.
3. А. И. Куприн «Поединок»
o В книге А. И. Куприна «Поединок» главный герой ухаживает за женой офицера, и
женщина поощряет его попытки сближения. Ромашов искренне влюблен, только вот
Шурочка играет его чувствами. Она безжалостно обрекает его на смерть ради
продвижения своего супруга. Не то, чтобы ей был важен близкий человек, она просто
жаждет перевода в новое место, где можно будет развлекаться. Из-за сплетен и
анонимных записок обманутый супруг назначает дуэль Ромашову. Он хочет отомстить за
попранную честь. Шура заверяет героя, что стреляться они будут «понарошку», только
для того, чтобы Николаева не сочли трусом. Молодой подпоручик верит любимой
женщине, но на поединке ее муж убивает соперника, поднимаясь в глазах однополчан. К
сожалению, в обществе того времени месть считалась нормой, поэтому ее жертвами
становились сотни молодых людей, способных на большее. Можно сделать вывод, что
месть опасна для людей тем, что из-за чувства мнимой справедливости они присваивают
права распоряжаться чужими жизнями.
o В книге А. И. Куприна «Поединок» Ромашов бросает надоевшую любовницу. Но
женщина не хочет отпускать молодого человека и клянется, что отомстит ему любой
ценой. Раиса Александровна Петерсон была отчаянной авантюристкой. Она решила, что
нужно скомпрометировать новую связь подпоручика, однако у него с Шурочкой ровным
счетом ничего не было. Но госпожа Петерсон из-за своей испорченности подумала иначе
и разослала анонимные письма с разоблачением измены жены Николева. Обманутый
супруг вспылил и потребовал дуэли. В результате интриг самой Шурочки Ромашов был
убит, а муж победоносно «защитил честь семьи». Последствия мести всегда трагические:
убит невиновный человек, и его уже не вернуть никакими ухищрениями.
4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
o В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» великодушие присуще Пугачеву, когда, не
смотря на репутацию разбойника, он поступает по совести: спасает жизнь Петру Гриневу,
который в свое время проявил доброту к бунтарю. Благородство он проявляет и к Марье
Мироновой, отпуская ее из крепости. За справедливость Гринев ценит Пугачева, поэтому
казнь бунтаря вызывает у Петра грусть.
5. А.С. Пушкин «Пиковая дама»
o Желая быстро разбогатеть, главный герой пьесы А.С. Пушкина «Пиковая дама» военный
инженер Германн всеми способами пытается узнать секрет старой графини о трех
беспроигрышных картах. Он начинает ухаживать за ее воспитанницей Лизой и,
добившись взаимности, обманом проникает в дом, но не на свидание к девушке, а в покои
старухи. Графиня не выдерживает допроса Германна и умирает. Но ее призрак проявляет
великодушие к инженеру-неудачнику и раскрывает ему тайну выигрышной комбинации в
обмен на обещание жениться на Лизе. Германн не сдерживает данного слова и
проигрывает в последней партии все нажитое состояние, после чего сходит с ума. Таким
образом, не стоит давать невыполнимых обещаний, это может грозить жестоким
возмездием.
6. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
o В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой
поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна
признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность
для семейных отношений. Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но
восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Там же он рассчитывает
провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует
крайнюю степень неловкости. Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить,
заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь
ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог
отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот,
какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.
o В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины.
Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла
своей страстью ради сохранения семейного благополучия. Когда-то в юности девушка
сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня
сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека. Генерала
она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он
относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он
воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще
беззаветно любила. Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить
покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.
7. А.С. Пушкин «Дубровский»
o В повести А.С. Пушкина «Дубровский» автор рассказывает, как одна месть породила
другую. Пустяковый конфликт двух помещиков Дубровского и Троекурова перерастает в
желание последнего отомстить за удар по самолюбию. Нечестным путем он отнимает
имение у друга, в результате чего тот умирает от приступа. Сын Дубровского не может
простить Троекурову смерть своего отца и становится разбойником и грабителем,
отбирающим имущество у богатых помещиков. Только любовь к Маше Троекуровой
заставляет его проявить великодушие и отступиться от главной мести.
8. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
o В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические
последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы
отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий
влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал
ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка
свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он
сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с
Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро
нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает
жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь
убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.
o В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность
мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего
стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был
влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более
искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая
холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии
юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как
Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но
Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал
лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы
наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика,
и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме
собственной смерти.
9. М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
o Купец Калашников отважился на месть царскому опричнику Малютину, чтобы оправдать
свою жену и вернуть достоинство семье. В честном кулачном бою он убивает противника,
за что Иван Грозный отправляет Степана Парамоновича на казнь, так как смерть
Кирибеевича наступила в результате запрещенного приема. Но царь проявляет
великодушие к Калашникову и выполняет его предсмертное желание: не оставляет без
поддержки осиротевшее семейство.
10. В.А. Закруткин «Матерь человеческая»
o Великая отечественная война отняла у Марии самое дорогое: мужа и сына. Увидев
раненого фашиста, она кинулась на него с вилами, чтобы отомстить врагам за смерть
родных и все их бесчеловечные деяния. Но женщину остановили слова немца: «Мама!
Мама!» Сердце Марии дрогнуло, и она пощадила юношу. Данным примером автор
демонстрирует высшую степень великодушия русской женщины.
11. Н. В. Гоголь «Страшная месть»
o Месть стала причиной всех бедствий героев повести. В стремлении наказать Петра за
собственную с сыном смерть, Иван, представ перед Богом, просит навести проклятие на
весь род брата. Последний потомок убийцы рождается злым колдуном-душегубом,
творящим страшные злодеяния. Петр под землей испытывает горькие мучения, а Иван,
видя с небес, как страдают ни в чем не повинные люди, осознает свою ошибку, но ничего
изменить не в силах. Ни один из братьев в свое время не проявили великодушие, за что и
обрекли себя на вечные муки.
12. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
o Отомстить за сломанную судьбу основная задача, которая стоит перед главным героем
романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Завистливые заговорщики пишут ложный донос
на моряка Дантеса, после которого его прямо со свадьбы упекают в тюрьму. В заточении
молодой человек знакомится с аббатом, который помогает ему сбежать и найти богатства.
Став знатным графом Монте-Кристо, Дантес начинает отдавать долги обидчикам. Месть
настигает всех предателей, великодушие он проявляет лишь к своей бывшей
возлюбленной Мерседес, не причинив вреда ее сыну. Но граф помнит и добрые дела.
Монте-Кристо спасает от банкротства своего бывшего хозяина, оплатив долги за судно, а
после делает его сына Максимилиана наследником своих богатств.
1. Что такое доброта?
2. Что такое жестокость?
3. Почему люди бывают жестоки друг к другу?
4. Чем доброта отличается от милосердия?
5. Почему человек должен быть добрым?
6. Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
7. Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
8. Кого можно назвать добрым человеком?
9. Кого можно назвать жестоким человеком?
10. Уместна ли жестокость на войне?
11. Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
12. Какими качествами обладает добрый человек?
13. Можно ли оправдать жестокость?
14. Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
15. Доброта – это проявление силы или слабости?
16. Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
17. Может ли доброта причинить вред человеку?
18. Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
19. Кого можно назвать жестоким?
20. В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?
21. Нужно ли бороться с жестокостью?
22. Что может сделать человека добрее?
23. Может ли доброта принести человеку разочарование?
24. Почему доброта и жестокость встречаются вместе?
25. Нужно ли сдерживать в себе доброту?
26. Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?
27. Как человек может воспитывать в себе доброту?
Аргументы по направлению «Доброта и жестокость» :
1. У. Шекспир «Король Лир»
o Порой некоторые проявляют жестокость даже к самым родным людям, не задумываясь о
том, с чем они могут столкнуться в ответ. Нужно ли ставить обиду выше милосердия или
правильнее будет закрыть глаза на прошлое и проявить доброту? В своей трагедии
«Король Лир» Шекспир пишет о том, как главный герой – король Лир – отрекается от
собственной дочери Корделии, потому что та отказалась льстить отцу. Две другие дочери
не упустили такой шанс, ведь таким образом король решал вопрос о разделении
королевства. Однако впоследствии король Лир осознает, насколько лицемерны были его
дочери, твердившие ему о высокой любви. Лишь Корделия оказалась добра к отцу и
приютила его, когда тот был выгнан ее сестрами из королевства. Уильям Шекспир в своей
пьесе показывает, что быть злопамятным и бессердечным в ответ на жестокость – не
выход, напротив, нужно отпустить прошлые обиды и проявить доброту. Только так можно
разорвать порочный круг взаимных обид.
2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
o Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С. Пушкина.
В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра
Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту
по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот
благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким,
вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких
ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие
отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся
невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти
своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в
мире войны и жестокости.
o Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ»
жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников,
расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен
насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт бессмысленный и
беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными
носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости
власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел
показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом
человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго
отношения.
3. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
o Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова
«Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно
женил, выбрав ему в супруги дочь друга Катерину. Сердце же молодого человека
принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Катериной Григорий поступил
жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка
должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким
образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства.
o Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак
самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но