Открытый урок по литературе "М.Ю. Лермонтов «Маскарад»" 8 класс скачать


Открытый урок по литературе "М.Ю. Лермонтов «Маскарад»" 8 класс

Открытый урок по литературе в 8 классе
Учитель: Блинкова А.П.
Тема: М.Ю.Лермонтов
«Маскарад»
Цели: 1. Помочь осмыслить идейное содержание драмы, художественное своеобразие,
конфликт, характеры героев, особенности жанра (романтическая драма );
2. Развивать актёрский талант, умение исполнять драматические роли;
3. Расширить представление о театре, об искусстве драмы.
Форма проведения: урок внеклассного чтения с элементами драматизации.
Оформление: 1. Выставка ( портреты, иллюстрации, картины М. Лермонтова), книги, журналы
на тему «Высочайший юноша вселенной...» (Б. Ахмадулина).
2.Запись музыки А. Хачатуряна к драме « Маскарад».
3.Эпиграфы .
Ты светом осуждён. Но что такое свет?
Толпа людей, то злых, то благосклонных,
Собрание похвал незаслуженных
И столько же насмешливых клевет...
М. Лермонтов (1831г)
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей
Мелькают образы бездушные людей
Приличьем стянутые маски.
М.Лермонтов (1840г)
4. Необходимые понятия (таблички на доске)
а) Драма ( особенности жанра )
б) Маскарад (значения слова )
I. Оргмомент. Вступительное слово.
На фоне музыки М.Лермонтов. Поистине талант, божий дар в этом человеке неисчерпаем .
С.Рахманинов Поэт, автор множества стихов, (каждое-шедевр, по опред. Паустовского),
«Вокализ» прозаик ( роман « Герой нашего времени»),
лирик (создатель лиро-эпических поэм- «Мцыри», незаурядный музыкант
( неплохо играл на скрипке), слыл прекрасным шахматистом, знал несколько
иностранных языков,
Показать замечательный художник (51 картина-акварелью, 11 маслом, 350 рисунков).
картины И, наконец, опытный драматург. И все это в неполные 27 лет.
Мы обычно говорим о зрелом творчестве поэта, начиная с 1837г- «Смерть поэта».
А ведь в 1835г создана драма « Маскарад». И без неё творчество Лермонтова было бы неполным.
Остановимся на этой дате — 1835год.
II. Опыт прочтения драмы. Текстуальный анализ.
1.История создания драмы.
-Что предшествовало её написанию? Что легло в основу произведения
(какие жизненные впечатления)?
Индивидуальное /После неудачной попытки в 1832г. поступить в Петербургский университет,
сообщение Михаил Лермонтов -в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских
М. Комысёвой юнкеров. 22 ноября 1834г. Произведён в офицеры.
Пёстрая столичная жизнь. Балы, игры, кутежи. Трижды переделывал драму,
чтобы напечатали. «Не может быть напечатана по причине слишком резких
страстей и характеров». Опубликована в 1842 году, поставлена в 1852 году
в Александринском театре./
2.Особенности жанра.
- В чём особенность драматических произведений?
Драма ( в узком смысле) изображает сложную борьбу между
Сообщение действующими лицами; препятствия, встающие между ними,
А. Лозутовой могут быть преодолены, во всяком случае, не всегда ведут
героев к физической гибели.
Сравнить с Характеры раскрываются в действии, в поступках, в речах.
трагедией!
3.Обмен впечатлениями.
-Кто прочитал? Понравилась? Захотелось ли перечитать? Посмотреть в театре?
А самим сыграть?
4.а) Тема? Жизнь дворянской молодёжи. Знать. Светское общество(Балы, маскарады,
игра, сплетни, клевета).
б) Идея
в) Конфликт
г) Герои, сюжет.
-Кто главные герои? Основные события? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?
Герои: Арбенин, его жена Нина, кн. Звездич, баронесса Штраль, Казарин,
Шприх.
Сюжет. Во время бала маска предсказывает, что с Арбениным произойдёт
Где происходит несчастье. Нина теряет браслет. Его находит баронесса Штраль и дарит
действие? кн. Звездичу(в маске), а тот хвастается Арбенину. Арбенин обнаруживает
пропажу браслета и подозревает Нину в измене. Сплетня, клевета
распространяется. Арбенин жестоко мстит Нине (даёт яд ). Сам страдает и
сходит с ума.
5. Как изображены представители светского общества?
-Что представляет собой это светское общество?
(Интересы, цели, отношение друг к другу, к Арбенину)
«Они все чужды -Какие эпизоды доказывают, что это злые, коварные, бездушные маски,
мне, и я им всем лживые,обманчивые? Князь Звездич- игрок, волокита, легкомысленный.
чужой» (Несмотря на то, что Арбенин его спас , ухаживает за его женой).
Баронесса Штраль- притворщица, интриганка. От неё исходит намёк
на измену Нине. Шприх- сплетник, везде всё знает,всё подслушивает.
«Глупость и Ростовщик живёт на проценты.
коварство-вот Отношение к Арбенину.
всё, на чём Ненавидят, что богат, счастлив. За резкость (о Шприхе).
вертится свет...» Что не такой. За его спиной плетут интриги.
сцена похорон
6. Арбенин. Что отличает этого героя?
-Его прошлое? Смысл жизни? Отношение к свету? Причина конфликта?
На фоне музыки 1.Отрывок-монолог « Послушай, Анна, я смешон, конечно...»!
к драме «Маскарад» 2.Мнения учащихся о герое.
-Какой характер у этого героя?
7. Арбенин — Анна.
На фоне музыки Инсценирование эпизода отравления (конец 2действия)
А. Хачатуряна Основные вопросы:
«Маскарад»(вальс) 1. Справедливы ли обвинения Арбенина к Нине
2.Кто виноват в конфликте? Кто способствовал, кому эта ссора на руку?
3.Почему Арбенин не верит Нине?
Двойной конфликт- 4. Почему так жесток Арбенин?
с собой и со светом. 5. В чём его вина? Трагедия?
«Повсюду ложь, 6. Кто виновен в трагедии? Чьей жертвой стала Нина?
везде обман...»
И злодей и жертва. 7. Арбенин: жертва или злодей ?
Актёры: Л.Позднякова
С. Ерохов.
8. Конфликт в драме.
-Что лежит в основе конфликта?
-Столкновение сильной личности и общества пустых, глупых, злых людей.
-Противоречия , сомнения в душе героя.
-Злодей или жертва? Можно ли Арбенина считать жертвой конфликта?
-Какой заговор против него?
-Кто мог предотвратить трагедию? ( неизвестный - Звездич)
III. Заключительная часть.
1. Смысл названия.
Значения слова «Маскарад»?
1) костюмированный бал
2) маскарадность-притворство, лицемерие, игра.
3) «Вся жизнь как бал»
2 .Вывод, идея.
Губительное влияние мнения света на личность.( Гибнут невинные, добрые, самые порядочные,
любящие, честные, искренние натуры.
3. Можно ли считать драму «Маскарад» современным произведением?
А Лермонтова-нашим современником?
IV. Домашнее задание.
Письменный ответ на вопрос: «Можно ли считать М. Лермонтова нашим
современником?»
Творческие группы.
1. Актёры: 2. Литературоведы: 3. Исследователи: