Конспект урока "Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов»" 10 класс

1
Класс: 10
Тема урока: Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов»: опыт сравнительной
характеристики Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной
Тип урока: ознакомление с новым учебным материалом
Цель урока: раскрыть роль женских образов в романе И.А.Гончарова «Обломов»,
используя приемы сравнительной характеристики двух литературных героев: Ольги Ильинской и
Агафьи Пшеницыной.
Метапредметные результаты образования:
Регулятивные
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в
результате чтения или аудирования.
Познавательные
поиск и выделение необходимой информации;
структурирование знаний (составление сравнительной таблицы);
рефлексия
Коммуникативные
полное и ясное выражение своих мыслей;
комментирование и аргументирование своих наблюдений
Личностные
умение применять сопоставительный анализ при работе;
воспитание интереса к предмету;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и
сотрудничества при групповой работе.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный
момент
Проверка готовности рабочих мест к
началу урока.
Проверяют готовность рабочих
мест.
2.
Письменный ответ
на вопрос
2-3 мин
Ответы учащихся и
выводы
1-2 мин
Роман И.А. Гончарова «Обломов»
обладает особой притягательной силой
для читателя, открывая нам сложный,
противоречивый мир литературных
героев.
На прошлом уроке мы сопоставляли
образы Ильи Обломова и Андрея
Штольца.
Подумайте, близки эти герои или
противопоставлены друг другу?
Илья Обломов и Андрей Штольц…
кто же они – двойники или
антиподы? Почему?
Предварительно определим
лексическое значение слов антипод и
двойник
Словарная работа.
Антипод - человек противоположных
свойств, вкусов или убеждений
(книжн.). Он - совершенный его
антипод или он совершенный антипод
ему.
Двойник - человек, имеющий полное
сходство с другим (и о мужчине и о
женщине).
Ответы учащихся на
листочках.
2
Промежуточный вывод
Да, Гончаров хотел
противопоставить бездеятельному
Обломову практичного и делового
Штольца, который, по его мнению,
должен был сломить «обломовщину» и
возродить героя, но этого так и не
произошло.
Обломов и Штольц герои-антиподы,
гармонично дополняющие друг друга.
Подведение итогов.
3. Тема урока.
Цели и задачи
урока.
2- 3 минуты
Как вы считаете, есть ли в
системе образов романа подобная пара?
Кого можно сопоставить и
противопоставить друг другу?
(Ольга Ильинская и Агафья
Пшеницына)
Перед нами два женских образа -
Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.
Попытайтесь сформулировать
цели и задачи сегодняшнего урока
Верно, сегодня на уроке нам предстоит
сопоставить женские образы в романе
И.А.Гончарова «Обломов», используя
при этом приемы сравнительной
характеристики, поэтому тема урока
будет звучать так:
Женские образы в романе
И.А.Гончарова «Обломов»: опыт
сравнительной характеристики
Ольги Ильинской и Агафьи
Пшеницыной.
Запишите тему в тетрадь.
Выход на тему урока:
Женские образы в
романе И.А.Гончарова
«Обломов».
Цели урока:
1. Сравнить два женских
образа, выявив общие и
отличительные черты.
2.Выяснить, как раскрылся
характер Обломова во
взаимоотношениях с каждой из
героинь.
Запись темы урока в тетрадь.
4. Новая тема
4.1. Первая учебная
ситуация
2-3 минуты
Роман «Обломов» согрет двумя
историями любви. Нам с вами сегодня
предстоит ответить на вопрос, равная
ли это любовь, любовь Ольги
Ильинской и Агафьи Пшеницыной.
Давайте определим критерии, по
которым можно сопоставить героинь
друг с другом.
Промежуточный вывод
Насколько схожи или различны
героини, выясним путем сопоставления
их внешности, социального
происхождения, интересов, проявления
любви к Обломову.
В результате обсуждения
сформулированы следующие
критерии:
1. Внешность
2. Социальное происхождение
3. Внутренний мир. Интересы
4. Как любит героиня?
5. Что дала герою эта любовь?
Приготовьте в тетради таблицу
для сравнительной
характеристики героинь.
Критерии
Ольга
Ильинская
Агафья
Пшеницына
4.2. Сравнительная
характеристика
Ольги Ильинской и
Мы определили с вами критерии для
сравнительной характеристики героинь.
В течение 5-7 минут каждая группа
Работа в группах по
3
АгафьиПшеницыной
(групповая работа )
5-7 минут
должна, опираясь на текст романа,
найти необходимые цитаты для
характеристики Ольги Ильинской и
Агафьи Пшеницыной, сопоставить их и
прийти к выводу, похожи или
противопоставлены героини.
каждому из параметров
сравнения героинь.
4.3.
Выступления
учащихся
15 минут
(5 выступлений
по 3 минуты каждое)
Какова внешность Ольги Ильинской?
Какой её рисует Гончаров?
Как выглядит Агафья Пшеницына?
Промежуточный вывод
Внешность Ольги Ильинской
подчеркивает устремлённость героини
ввысь, её духовность, а Агафьи
Пшеницыной олицетворяет земное
начало. Внешне героини
противопоставлены друг другу,
являются антиподами.
Ольга: "...ей двадцать лет... "
"...прекрасное лицо Ольги..."
"...с этим изящным, беленьким
личиком, тонкой нежной
шеей..." "...умные серо-
голубые глаза..."
Агафья :" ...Ей было лет
тридцать... " "...У ней простое,
но приятное лицо..." "...Она
была очень бела и полна в
лице... " "...руки белые, но
жесткие..."
Агафья старше Ольги,
выглядит по-домашнему, в
ней нет изящества
Что можно сказать о социальном
происхождении героинь?
Промежуточный вывод
Ольга Ильинская рисуется вне быта,
она образованна, дворянского
происхождения, Агафья Пшеницына из
обедневших дворян, вдова. Несмотря на
близость социального происхождения,
героини противопоставлены, являются
антиподами.
Ольга - молодая состоятельная
дворянка, помещица:
"...небольшого имения
Ольги...»
Агафья - бедная дворянка,
вдова: "...Она бедная вдова..."
Казалось бы, героини одного
социального круга, но
Пшеницына из бедных
дворян, это видно и по образу
её жизни.
Каков внутренний мир героинь, каковы
их интересы?
Ольга читает книги:
"...вы читали эту книгу, – что
это такое? – спрашивала она..."
Агафья не читает книги:
"... А читаете что-нибудь?
Она поглядела на него тупо и
молчала..."
Ольга часто бывает в
театре: "...Она ехала и во
французский спектакль..."
Агафья не бывает в
театре: «..– И в театре не
бываете? [...] Когда мне?»
Ольга знает
французский: "... французские
газеты, взятые на той неделе у
Ильинских..."
Агафья плохо пишет
по-русски: "...она подписала
криво, косо и крупно..."
Ольга красиво поет:
"...вот голос, вот пение!.."
4
Промежуточный вывод
Пытливости ума, разносторонности
интересов Ольги Ильинской
противопоставлено отсутствие
духовных запросов у Агафьи
Матвеевны Пшеницыной.
Агафья вкусно готовит:
"...кушанье такое вкусное,
подано чисто..."
Ольга - умная женщина:
"...У ней, в умненькой,
хорошенькой головке..."
Агафья - глуповатая
женщина: "...Она тупо
выслушала и тупо
задумалась..."
Ольга - задумчивая
девушка: "...прибавила она
задумчиво..."
Ольга - умная,
разносторонняя девушка,
Агафья - женщина
глуповатая, ограниченная
домашними заботами.
Героини противопоставлены, не
похожи друг на друга, значит, и любить
они будут по-разному.
В чем особенность проявления любви
каждой из них к Обломову?
Промежуточный вывод
Если любовь Ольги выражается
в рассудочности, то чувства Агафьи
Матвеевны проявляются в заботе об
Обломове. Героини-антиподы.
Любовь Ольги
эгоистична: она любит в
Обломове свои усилия и
старания, она любит будущего
Обломова. Обломов же таким
стать не может, и в этом нет
его вины.
Для Ольги «жизнь –
обязанность, долг,
следовательно, любовь – тоже
долг». Чувства Ольги
рассудочны, им недостает
сердечности, самоотречения.
Любовь Агафьи
самозабвенна и жертвенна,
держится на душевной
привязанности и выражается в
постоянной заботе.
Она восприняла
Обломова таким, какой он
есть, не пытаясь его изменить
или избавиться от каких-то
недостатков. Ее чувство
сродни материнской,
охранительной любви.
Обе героини не оставляют
равнодушным Обломова. Какие струны
его души затронула каждая из героинь?
Что внесла в его жизнь?
Промежуточный вывод
Обломов с Ольгой обретает
радость духовной жизни, с Агафьей
Любовь Ольга дает
Обломову радость духовной
жизни, духовной близости,
радость движения. Ольга была
женщиной, заставившей
Обломова встать с дивана,
снять халат и испытать
романтическую любовь.
Агафья окружила
Обломова заботой, оградила
от всех невзгод ни одна
5
Матвеевной спокойную и
беззаботную жизнь. Героини
противопоставлены и во влиянии,
оказанном на главного героя.
жизненная буря не долетала до
него. Она была женщиной,
благодаря которой Обломов
снова надел свой халат, нашел
свое человеческое счастье и
покой.
5. Обобщение
Две женщины
Обсуждение
3-4 минуты
В результате сопоставления что
можно сказать о героинях? Насколько
они близки или различны? Какой прием
использует Гончаров в обрисовке
характеров Ольги и Агафьи?
Несмотря на разительную
непохожесть, есть нечто общее в
героинях. Попытайтесь найти это
сходство.
Промежуточный вывод
И Ольга Ильинская, и Агафья
Матвеевна Пшеницына внешне
привлекательны, обе, участвуя в жизни
Обломова, желают ему добра, при
этом Ольга пытается его изменить, а
Агафья Матвеевна оградить от забот.
Обеих отличает естественность,
простота и неравнодушие.
Какую роль в судьбе героинь
сыграл Обломов?
Промежуточный вывод
Жизнь каждой из женщин
изменилась после встречи с
Обломовым: он сумел духовно развить
Ольгу и наполнить смыслом заботы о
нем Агафьи Матвеевны.
Ольга Ильинская и
Агафья Пшеницына –
антиподы, они
противопоставлены друг другу
внешне и внутренне.
В основе их
сопоставления лежит прием
антитезы.
Сходство:
1.Обе женщины
привлекательны: одна грацией,
другая статью.
2.Естественность,
простота, отсутствие
жеманства
3. Обе неравнодушны к
Обломову.
Обломов не смог
сделать Ольгу счастливой, но
при этом он внутренне
обогатил её. Под влиянием
Обломова Ольга превращается
из неопытной и достаточно
наивной девушки в глубоко
чувствующую женщину,
которую и полюбил Штольц.
Обломов наполнил
жизнь Агафьи Пшеницыной
смыслом заботы о нем. Он
подарил ей мгновения тихого
счастья. От союза с Агафьей
Пшеницыной у Обломова
родился единственный
ребенок, сын, ответственность
за воспитание которого он
переложил на Штольца.
1-2 минуты
Нам удалось найти точки
соприкосновения в описании Ольги
Ильинской и Агафьи Матвеевны
Пшеницыной, но мы не ответили на
самый важный вопрос: зачем автор
показывает столь разных героинь,
какую цель он преследует.
Ответы учащихся
(Выход на понятие
«обломовщина»)
Героини-антиподы должны
были помочь передать
губительность
«обломовщины» как явления.
6
Как женские образы романа
помогают раскрыть суть явления
«обломовщины»?
Запись вывода в тетрадь
Образы героинь «помогали»
раскрытию идеи романа, обнажив
сущность обломовщины.
Ответы учащихся
Ольге хотелось
участвовать в
общественной жизни, много
знать.
Жизнь Пшеницыной
ограничивалась только ее
семейным благополучием.
7. Рефлексия
Д/з
1-2 минуты
В ходе сегодняшнего обсуждения и
сопоставления женских образов
романа у вас, наверняка, сложилось
своё отношение к каждой из героинь и
её роли в жизни Обломова.
В качестве домашнего задания вам
предлагается сравнить высказывания
критиков об Ольге Ильинской и Агафье
Матвеевне Пшеницыной и подготовить
письменный доказательный ответ на
вопрос:
«Какая позиция вам ближе и почему?»
Учащиеся получают
распечатки с высказываниями
критиков.
И. Ф. Анненский: «Ольга
миссионерка умеренная,
уравновешенная. В ней не
желание пострадать, а чувство
долга… Миссия у нее
скромная разбудить спящую
душу. Влюбилась она не в
Обломова, а в свою мечту.
Обломов… был лишь удобным
объектом для ее девической
мечты и игры в любовь».
Н. А. Добролюбов: «Ольга
представляет высший идеал,
какой может теперь русский
художник вызвать из
теперешней русской жизни…
от нее можно ожидать слóва,
которое сожжет и развеет
обломовщину».
Д. И.
Писарев: «…особенно
замечательна вдова
Пшеницына, в лице которой г.
Гончаров воплотил чистое
чувство, не возвышенное
образованием и не основанное
на сознании».
А. В. Дружинин: «Агафья
Матвеевна, тихая, преданная,
всякую минуту готовая
умереть за нашего друга,
действительно загубила его
[Обломова] вконец, навалила
гробовой камень над всеми его
стремлениями, ввергнула его в
зияющую пучину…»