Поурочные планы по литературе 7 класс (Коровина)

У р о к 1
ВВЕДЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО СО СТАТЬЕЙ УЧЕБНИКА
«ЧИТАЙТЕ НЕ ТОРОПЯСЬ…»
Ц е л и : познакомить с советами по технике чтения, значением вдумчивого
чтения, помогающего запоминать, обдумывать, представлять себя в гуще
событий; развивать воображение, пополнить словарный запас.
М е т о д и ч е с к и е п р и е м ы : выразительное чтение, аналитическая
беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я с элементами беседы.
В этом году вас, ребята, ждут радостные встречи с новыми писателями и
новыми произведениями уже знакомых авторов. Пусть помогут они вам стать
умными и любознательными читателями, добрыми и интересными
собеседниками, справедливыми и отзывчивыми людьми. Пусть растут в ваших
сердцах «внимание к человеку», «уважение к его труду», «любовь к его
беспокойному духу».
По справедливому замечанию К. Г. Паустовского, человека, любящего и
умеющего читать, можно назвать по-настоящему счастливым. Какой богатый и
прекрасный мир открывается перед тем, кто не «глотает» книги, а читает их
вдумчиво, не торопясь, не теряя ни одной капли драгоценного содержания
книги!
Как же удалось автору убедить читателя, заставить его переживать вместе со
всеми героями? Просто ли это для самого талантливого и даже гениального
писателя? Оказывается, нет! За каждым произведением стоит огромный труд
писателя, изучение и сбор материала, творческие муки создания произведения.
Сохранились многочисленные воспоминания о работе писателей,
свидетельства «мук творчества».
В этом году мы познакомимся с удивительной исторической повестью Н. В.
Гоголя «Тарас Бульба», которую он переписывал множество раз, переделывал,
совершенствуя свое произведение. «Только после восьмой переписки,
непременно собственной рукой, писал Гоголь, труд является вполне
художнически законченным, достигает перла создания!..»
Но чтобы понять и осмыслить текст, читателю также следует проделать
определенную работу, иначе многое может остаться в тени, незамеченным,
непонятым, не оцененным по достоинству.
Несомненно, прав С. Я. Маршак, утверждая, что «литературе так же нужны
талантливые читатели, как и талантливые писатели».
Что это значит? На что надеется каждый автор?
Писатели и ученые советуют читать внимательно, вдумчиво, не торопясь.
Прислушаемся к их советам, рассуждениям…
2. Ч т е н и е с т а т ь и уч е б н и к а (с. 3–4).
3. Б е с е д а п о в о п р о с а м . 1) На какого читателя рассчитывает автор
статьи? (Талантливого, чуткого, обладающего творческим воображением.)
2) Какое значение имела книга в жизни Горького? (С. 3, 34-й абз. Внимание
и уважение к человеку.) Чем может помочь книга читателю? (С. 3, 5-й абз.)
3) Что значит вдумчивое чтение? (Человек, «глотающий» книги, похож на
путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона.)
4) Какого человека вы считаете интересным собеседником? (Знает, о чем
говорит, имеет свое отношение к тому, что говорит, как говорит. Если
«вот», «ну», «это», «короче», «говорит», «как его» стоят перед и после
каждого слова, то слушать совсем не интересно.)
4. В ы п о л н е н и е з а д а н и я 2 (с. 5).
Как отражается в пословицах отношение народа к чтению, книге?
Объясните смысл предлагаемых пословиц.
Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и
объясните их смысл.5. Э к с к у р с и я п о у ч е б н и к у (I и II ч.).
II часть – список книг для чтения (с. 265–266);
писатели о значении выразительного чтения (с. 268–270);
краткий словарь литературоведческих терминов (с. 292–299);
справочные материалы по теории литературы (с. 284–292);
словарь имен (с. 278).
В ы в о д. Учебник – верный помощник в накоплении знаний.
С какими писателями и произведениями предстоит познакомиться
впервые? Какие справочные и изобразительные материалы помогут в этом?
III. Подведение итогов урока.
Книга верный помощник в накоплении знаний, но читать надо вдумчиво,
не торопясь: это огромный труд!
Домашнее задание: прочитать предания (по вариантам), подготовить
пересказ (с. 7–8).
У р о к 2
ПРЕДАНИЯ
Ц е л и : знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра
фольклора в произведениях писателей; знакомство с героями преданий
государственными деятелями.
М е т о д и ч е с к и е п р и е м ы : краткий пересказ, аналитическая беседа,
выразительное чтение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
1. С л о в о у ч и т е л я .
Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с
устного народного творчества, с фольклора.
Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники,
мелкое духовенство.
Какова же была основная тема «устной живописи»?
На что обращают наше внимание народные сказители?
Обратимся к «преданьям старины глубокой».
2. З а д а н и я .
1) Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного».
Кто герой предания? (Иван IV, за жестокость прозванный Грозным.)
2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы».
Каким предстает перед нами Иван IV?
С какой целью он решил уничтожить колдовство? («Долго горевал о
погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на
этом свете…»)
3) Пересказ предания «Петр и плотник».
Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое
дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо
благодарить.)
На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя.
Взялся мужик ли, царь ли за работу делай хорошо. Перед мастерством все
равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и
совершенствовать его.)
III. Изучение новой темы (с. 7–8).
1. Ч т е н и е с т а т ь и «Предания».
2. Б е с е д а п о в о п р о с а м .
Что же называется преданием? (Это устный рассказ, который содержит
сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в
поколение.)
Кто чаще всего является героем преданий?
Откуда взяты эти строки?
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
В начале поэмы и в конце ее:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
(А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)
В ы в о д. Предания использовались поэтами для создания произведений;
предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и
исторические события.
IV. Подведение итогов урока.
Что вы узнали о преданиях по статье, которую прочитали?
Какие былины и предания были прочитаны вами в предыдущих
классах?
Какие славянские мифы вы прочитали в V и VI классах?
Домашнее задание: прочитать статью учебника, подготовить пересказ
преданий.
У р о к 3
БЫЛИНЫ И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ.
БЫЛИНЫ «ВОЛЬГА И МИКУЛА», «САДКО»
Ц е л и: познакомить со статьей учебника (составление простого плана), с
главными героями былин, с композицией, художественными особенностями,
собиранием и исполнением былины, с циклами былин, их темами; отметить
уважение к крестьянскому труду; развитие речи учить логически мыслить,
развивать воображение.
М е т о д и ч е с к и е п р и е м ы : пересказ текста, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Что такое предание? (Пересказ статьи.)
Кому посвящены предания «Сороки-ведьмы», «Воцарение Ивана
Грозного» и «Петр и плотник»?
III. Изучение новой темы.
1. С л о в о у ч и т е л я , сообщение темы и целей урока.
Еще один жанр русского фольклора былины эпические песни
героического содержания. В них реальная историческая основа сочетается с
фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах
героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от
ненавистных врагов.
Статья-рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина
поможет понять нам, в чем тайна всевластия былин, познакомит с
художественными особенностями этого жанра, расскажет о главных героях,
мире и быте русской крестьянской жизни.
Работая со статьей, мы будем учиться составлять план.
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (статья «Былины»).
С о с т а в л е н и е п л а н а.
Ч т е н и е с т а т ьи по абзацам, б е с е д а по вопросам с последующей
записью главной мысли абзаца – составление плана.
Какова основная мысль первого абзаца? (Время появления былин точно
назвать трудно. Складывались они с IX по XIII век, после этого времени новые
произведения героического эпоса уже не создавались, но продолжали
исполняться сказителями.)
З а д а н и я .
1) Озаглавить первый абзац.
1. Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.
2) Выделить основную мысль второго абзаца.
2. Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.
3) Дать определение былины.
3. Былины – произведения устной поэзии о богатырях и народных героях.
Где происходит действие былин?
4. Место действия былины города, улицы, торговые площади в Киеве, в
Новгороде…
Откуда сказители знали о далеких землях?
5. Русь вела оживленную торговлю.
З а д а н и е : озаглавить пятый пункт.
Какие стороны жизни нашли отражение в былинах?
6. Документальная ценность былин.
Отношение жителей Руси к коню.
7. Конь – верный помощник воина и землепашца.
Кто главные герои былин? Какова их главная задача?
8. Былинные герои – защитники покоя и благополучия земли.
9. Былины и их сказители учили и наставляли, делились сокровенными
думами о том, как жить.
З а д а н и е : перечислить темы создаваемых былин.
Какой труд в былинах поставлен выше воинского?
10. Главное в жизни – будничный труд крестьянина.
З а д а н и е : назвать особенности былин.
11. Торжественность тона, величие образов, ритм, стих, приспособленный
для передачи разговорных интонаций.
З а д а н и е : прочитайте строчки былины в учебнике, найдите повторы слов.
12. Повторы слов и выражений.
Что напоминают нам зачины, концовки, гиперболы, эпитеты.
13. Сходство композиции былин и сказок.
З а д а н и е : рассмотреть иллюстрацию учебника (с. 14 «Гусляры»).
14. Сказители гусляры.
Какой пункт плана можно было записать сложным планом? (Особенности
былин: а) торжественность тона; б) повторы слов и выражений; в)
композиция былины; г) гиперболы, постоянные эпитеты.)
IV. Подведение итогов урока.
В ы в о д. Былины создавались не для увеселения; они помогали людям жить,
трудиться; былины это поэтические сказания, отражавшие уклад жизни
русского человека, они обогатили русскую литературу опытом народного
творчества.
Домашнее задание: с. 11–17, прочитать материал учебника; задания:
собиратели былин, основные циклы былин; крестьяне хранители былин;
самостоятельно читать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (для
внеклассного чтения через два урока).
У р о к 4
БЫЛИНА «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»
Ц е л и: продолжить знакомство с былинами; прививать любовь к устному
народному творчеству.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Назвать два основных цикла былин (Киевский, Новгородский. Киевский
цикл действие в Киеве, князь Владимир, основная тема – защита русской
земли от кочевников, герои три богатыря-воина; Вольга и Микула герои
социально-бытовых былин.
Новгородские город вел торговлю, плавание в другие страны, затронуты
социальные темы.)
2. П е р е с к а з с т а т ь и «О собирании, исполнении и значении былин».
III. Изучение новой темы.
1. С л о в о у ч и т е л я .
Будничный труд крестьянина в былинах ценили выше воинского труда. Эта
мысль подчеркнута в былине «Вольга и Микула Селянинович» сравнением двух
образов: пахаря (орáтай, óрет пашет) Микулы и князя Вольги, мудрого князя,
умеющего превращаться в птицу-сокола, в щуку-рыбу, в серого волка,
рыскающего по чистым полям. Но Микула сильнее, выносливее князя. Само
заглавие «…Микула Селянинович» подчеркивает уважение к нему.
2. С л о в а р н а я р а б о т а : анализ слов-сносок в учебнике.
3. Ч т е н и е б ы л и н ы учителем и подготовленными учениками-
ассистентами (по ролям).
4. А н а л и т и ч е с к а я б е с е д а п о в о п р о с а м .
Какой теме посвящена былина? былине звучит тема тяжелого
крестьянского труда.)
Кто ее главный герой? (Конечно же, Микула, вся дружинушка храбрая не
смогла сравниться с ним в силе.)
Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле?
(После рассказа пахаря о разбойниках в тех городах, куда Вольга едет за
данью, он понял, что не справится с мужичками. За силу великую, за
работоспособность, за учтивые слова проникся Вольга уважением к Микуле. За
труд, за гостеприимство уважали пахаря и мужички, величая его «молодым
Микулой Селяниновичем».)
5. З а д а н и е 1 : зачитать описание внешности пахаря.
(«А у оратаря кудри качаются… А кафтанчик у него черна бархата». С. 19
(2-я строфа). Праздничная одежда пахаря вполне естественна. Любая
деревенская страда: пахота, жатва, покос – была праздником настоящим,
важным и торжественным. Это и понятно: «летний день год кормит», «лето
припасает, а зима поедает». На собственном опыте об этом знали и
создатели былин, потому-то крестьянину и уважение особое, и труд
крестьянский выше воинского труда ценится.)
Как описан труд Микулы? (Повыехали в раздольице… (4-я строфа) …А
омешки по камешкам почиркивают». (5-я строфа) «Как орет в поле орáтай…
каменья в борозду валит». Крестьянский труд требует выносливости,
сноровки и, конечно же, старания и любви.)
6. З а д а н и е 2 : найти постоянные эпитеты. (Хоробрая, амешики…
булатные», «гужики… шелковые»), гиперболы, троекратные повторения,
напевность, торжественность.
IV. Подведение итогов урока.
Чему учили былины, что прославляли, воспитывали?
В ы в о д. Былины учили жить, трудиться, прославляли людей труда,
воспитывали уважение к труженикам и крестьянскому труду.
Домашнее задание: с. 23 в учебнике, подготовить ответ на вопрос 3
(характеристика Вольги или Микулы).
И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е : если бы предложили поставить памятник
одному из героев, как бы он выглядел (рисунки).
У р о к 5
БЫЛИНА «САДКО»
Ц е л и: продолжить знакомство с былинами, их композицией,
художественными особенностями; учить логически мыслить, развивать
воображение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Р а с с м а т р и в а н и е р и с у н к о в у ч а щ и х с я (индивидуальное
задание).
2. Б е с е д а п о в о п р о с а м .
Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле?
Какими художественными средствами создается представление о его
могуществе и силе?
Зачитать описание героя от слов «Как óрет в поле орáтай,
посвистывает…» до «…А кафтанчик у него черна бархата».
былине рассказывается, как легко, по-богатырски справляется Микула
Селянинович с тяжелой работой. В описании его одежды, снаряжения, даже
его лошади подчеркивается необычность, незаурядность героя. Главное
художественное средство гипербола. В былине рассказывается, с какой
легкостью богатырь «…коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду
валит». Богатырские сапоги также описаны с помощью этого приема.)
Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу
Селяниновича (или характеристика Вольги и Микулы с последующей рецензией
учащихся).
Вольга Святославович представлен необыкновенным человеком, недаром он
сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на небе ясном. Вольга не
только воин, предводитель храброй дружины, но и человек, стремящийся к
образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со сказочной
метафоричностью.
Микула Селянинович тоже человек неординарный. Его необычная сила
показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с
дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую
соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела:
защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до
тысячи. Надо отметить, что самоуважение одна из главных черт крестьянина-
богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей
богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего
нового товарища. Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в
некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы, который,
подобно Антею, получает силу от матушки-Земли.
Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам
былин? (Обычно в былинах рассказывается о воинских подвигах русских
богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном событии в их
жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он стал
богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного:
Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди киевского князя
три городка, едет получить с них оброк, прихватив с собой «дружину
хоробрую». По дороге повстречался ему пахарь (оратай) Микула
Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной силой. Вольга
приглашает Микулу «в товарищи», и они продолжают путь вместе. Какова
же главная мысль былины? Видимо, она в том, что богатырская мощь,
красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному сословию. Простой
земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина прославляет
земледельческий труд как основу жизни.)
III. Изучение новой темы.
1. С о о б щ е н и е т е м ы . Определение, к какому циклу относится былина,
какова ее тема.
К какому циклу относится былина «Садко»? (Новгородская былина о
путешествии в дальние страны. Тема социальная, то есть касается жизни
общества.)
2. Ч т е н и е б ы л и н ы учителем и подготовленными учениками.
Можно читать на фоне музыкальных фрагментов из оперы Римского-
Корсакова «Садко».
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и й по тексту былины.
З а д а н и е 1. Рассказать о главном герое былины, истории его жизни,
путешествии и благополучном возвращении. (Живет в Нове-городе богатый
купец, который раньше не имел имущества, были у него только гусли. На
честный пир Садко купцы не позвали раз, другой, третий. Скучно стало ему, он
и отправился на Ильмень-озеро. Садко заметил, что вода в озере
всколыхнулася, когда он играл первый день, второй. Гусляр пугался… и уходил
прочь. На третий раз вода тоже «всколыбалася», и из нее появился морской
царь. За «утехи великие», за «игру нежную» решил водяной царь наградить его
и посоветовал Садко поспорить с купцами на лавки их товарные:
И спорь, что в Ильмень-озере
Есть рыба – золоты перья.
Как ударишь о велик заклад
И поди свяжи шелковый невод.
………………………………….
Дам три рыбы – золоты перья.
Тогда ты счастлив будешь!
Садко так и сделал: поспорил, поймал три рыбы, получил «несчетну казну»,
скупив товары у трех купцов и торгуя ими.
Всех угощал он: и жителей новгородских, и настоятелей новгородских
(церковнослужителей).)
Они-то и предложили Садко, закупив товары, не торговать ими в Новгороде.
Садко закупил товары, построил корабли, «тридцать черленых» кораблей и
Поехал Садко по Волхову (река в Новгороде)
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду,
Продавал товары новгородские…
Когда путешественники возвращались домой, то поднялся шторм.
Все поняли, что морской царь требует дань. Он не принял бочку с серебром,
требовал живой головы. Жребий пал на Садко. Он взял с собой гусли.
Оказавшись у морского царя, Садко выполнил просьбу царя:
Скажут, мастер играть в гусельки яровчаты;
Поиграй же мне в гусельки яровчаты.
Трое суток играл гусляр, а морской царь плясал.
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать много кораблей на синем море,
Стало много гибнуть именьицев,
Стало много тонуть людей праведных.
Народ стал молиться Миколе Можайскому и просить о помощи.
Неожиданно рядом с Садко очутился «старик седатый» (седой), который
просил Садко не играть и подсказал ему, что надо сделать с гуслями, чтобы не
играть на них. Он же и посоветовал, как надо выбрать невесту, когда царь
предложит жениться «на душечке на красной девушке».
Садко сделал все так, как советовал старик, и очутился на берегу моря
раньше своих дружинников.
А дружина поминает одного Садка:
Остался Садко во синем море!
А Садко стоит на крутом кряжу,
Встречает свою дружинушку со Волхова.
Все рады встрече с Садко: и дружина «хоробрая», и «тут его жена
взрадовалася, брала Садка за белы руки, целовала во уста сахарные».
Стал Садко выгружать бессчетну золоту казну.
Как повыгрузил со черленыих кораблей,
Состроил церкву соборную Миколе Можайскому.
Не стал больше ездить Садко на сине море,
Стал поживать Садко во Нове-городе.
З а д а н и е 2 . Зачитать зачин, назвать гиперболы, постоянные эпитеты
(«хоробрую», белокаменны, «красной» девушке, «яровчатые», «сине» море);
повторяющиеся слова, выражения («Аи же братцы..,) торжественные приемы
повествования, троекратные повторения.
IV. Подведение итогов урока.
В чем ценность былин?
Какова роль былин в развитии литературы, живописи, музыки?
В ы в о д. Былины имели и имеют документальную ценность, рисуя
достоверные черты древнего быта, рассказывая об устройстве городов, об
обычаях и укладе жизни людей; они сыграли огромную роль в развитии
литературы, живописи, музыки (опера «Садко» Н. Римский-Корсаков; «Три
богатыря» – В. Васнецов).
Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению прочитать
былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; ответить на вопросы из
учебника.
И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е :
1) составить диалог на тему «Какие иллюстраторы былин мне нравятся» (2
ученика рассказывают об оригинальных творениях В. Васнецова, И. Репина, И.
Билибина, демонстрируют иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др.);
подготовить выставку, стенд-раскладушку;
2) подготовить рассказ-сообщение с прослушиванием фрагментов
музыкальных произведений, написанных на былинные сюжеты.
У р о к 6
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.
БЫЛИНА «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»
Ц е л и: отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя,
составлять его характеристику; прививать любовь к историческому прошлому
родины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание
оригинальных творений, например картины: В. Васнецова «Три богатыря»,
«Витязь на распутье», И. Репина «Садко», И. Билибина «Дружина Вольги»,
иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др. Послушаем, о чем ведут
диалог у выставки наши ребята.
И н д и в и д у а л ь н о е д о м а ш н е е з а д а н и е 2 ученика.
2. Вторая группа ребят делает с о о б щ е н и е о музыкальных произведениях,
написанных на былинные сюжеты прослушиванием музыкальных
фрагментов).
III. Изучение новой темы.
1. Р а б о т а с т е к с т о м п о в о п р о с а м .
К какому циклу былин относится эта былина? (Киевскому.)
Какова тема ее? (Защита отечества от насильников, разбойников, охрана
покоя и благополучия жителей страны.)
З а д а н и е : пересказать содержание былины, используя цитаты и зачитывая
их.
Как автор рисует силу врага? («…черным-черно… как черна ворона, черный
цвет (прямое); преступный, злой; мрачный, печальный, безотрадный
(переносное) «…не прохаживает …не пролетывает».)
Почему отказался быть воеводою? (Он равнодушен к почестям и наградам.
Богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой. Прямая дорога с
севера страны была в лесном краю, в котором находились разбойники,
грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет эти разбойничьи
силы.)
Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Представление о нем как о
страшном чудовище складывается на основе описания его посвиста и покрика.)
Как губительна его сила? (…Все травушки-муравы уплеталися… лесушки…
приклонялися.)
Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и
желание помочь людям.)
Как относится народ к богатырю? (С любовью.)
Почему? («Тебе полно-тко слезить, да отцов – матерей;
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих.
Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!».)
З а д а н и е : найдите постоянные гиперболы, отметьте особенности ритма,
лексики.
В ы в о д. Былина отличается от сказки: богатырь выезжал из Мурома в Киев
(дано точное место), нет подробного описания внешности врага; напевностью
исполнения, которая достигается чаще всего тремя главными ударениями в
строке, причем третье всегда находится на третьем слоге от конца. То
пехо́тою никто́ да не проха́живал…»). Четвертое ударение – добавочное, на
самый последний слог, и при напеве создается протяжением этого слога.
Былинный стих характеризуется постоянным количеством ударений в каждой
строке и разным количеством безударных слогов.
2. Используя текст, нарисуйте устный (словесный) портрет богатыря.
План вывешивается (проецируется) на доску.
П Л А Н
1. «…Из города из Мурома…»
2. «…Удаленький дородный добрый молодец…»
3. «…К обеденке поспеть хотел… в Киев-град…»
4. «…Подъехал он ко славному… Чернигову».
5. «…Стал конем топтать да стал копьем колоть».
6. «…Я не йду к вам в Чернигов воеводою».
7. «…Укажите мне дорогу прямоезжую…»
8. «…Стрелил в того-то Соловья-разбойника…»
9. «…Идет в палаты белокаменны».
10. «…Вел наклоны по-ученому…»
11. «Соловей-разбойник на твоем дворе…»
12. «…Он срубил ему да буйну голову».
(Илья Муромец – крестьянский сын, поэтому одежда на нем обыкновенная –
русская рубашка, штаны, сапоги. Однако он называется богатырем
святорусским, значит, на нем может быть и воинское снаряжение: кольчуга,
шлем. Он вооружен копьем, луком со стрелами. Автор подчеркивает его
дородство, т. е. рост, силу, мощь. Мы знаем, что Илья «сиднем сидел» 30 лет и
3 года, значит, он не юноша, а зрелый мужчина с окладистой бородой. В
былине нет портрета Ильи, потому что главные черты его характера
проявляются в поступках: освобождении Чернигова от неприятеля, победе над
Соловьем-разбойником, поведении в Киеве. Илья смел, могуч, благороден. Он
защитник русских людей, страдающих от внешних врагов и разбойников.)
3. Перечитаем еще раз сцену победы Ильи Муромца над Соловьем-
разбойником.
Перечислите, какие сказочные черты вы заметили в этом отрывке.
Найдите постоянные эпитеты, гиперболы, другие художественные приемы.
(Сказочным в этом эпизоде можно считать разговор Ильи Муромца с конем,
подобное мы не раз встречали в сказках… Даже обращение «ах ты, волчья сыть,
травяной мешок» заимствовано из сказок.
Истинно по-былинному преувеличено (гиперболизировано) богатырство
Ильи через описание движения его коня: «С горы на гору стал перескакивать, с
холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног
спущал…»
С помощью гипербол показан и страшный посвист Соловья-разбойника, от
которого «все травушки-муравы уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися,
темны лесушки к земле все приклонялися».
Немало в этом отрывке и постоянных эпитетов, используемых в фольклоре:
добрый конь, лазоревы цветочки, темные лесушки, плеточка шелковая, крутые
ребра, белы ручушки, тетивочка шелковая, стрелочка каленая, сыра земля,
стремечко булатное.
В этом отрывке можно также отметить инверсию (то есть изменение порядка
слов) «конь да богатырский» (вместо богатырский конь), «дорожкой
прямоезжею» (вместо прямоезжей дорожкой), «плеточка шелкова» (вместо
шелковая плеточка) и т. п.; повторы: «Не слыхал ли посвиста соловьего, не
слыхал ли покрика звериного, не видал ли ударов богатырских?»
Широко используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
дороженька, реченька, травушка, лесушка, плеточка, тетивочка, ручушки,
стремечко, Смородинка.
Но несмотря на сказочность происходящего, в былине упоминаются
исторические места и лица: города Муром, Чернигов, Киев, князь Владимир
стольнокиевский.)
IV. Подведение итогов урока.
Завершая разговор о былинах, вспомним еще раз строчки из поэмы А. С.
Пушкина «Руслан и Людмила».
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
Как они могут быть соотнесены с понятием «былина»?
Назовите особенности этого жанра. (Строчки, взятые из поэмы, повествуют
о событиях, которые происходили во времена Киевской Руси. Именно тогда из
древних песен и легенд возникли былины. Само название жанра указывает на
реальную историческую основу событий, изложенных в форме героической
песни. Но реальное переплетается в былинах с фантастическим. Главные герои
былин богатыри, защищающие рубежи родной земли и готовые головы
сложить в борьбе за ее независимость. Написаны былины особенным напевным
торжественным стихом, ритм которого соответствовал сопровождению
(гусельному, например). Важный художественный прием, используемый в
былине, гипербола
(преувеличение), необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя,
сложность победы над самыми разными врагами.)
Домашнее задание: подобрать материалы о Добрыне Никитиче, Алеше
Поповиче.
У р о к 7
СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ
С КАРТИНЫ В. ВАСНЕЦОВА «ТРИ БОГАТЫРЯ»
Ц е л и: подчеркнуть интерес поэтов, композиторов, художников к
историческому прошлому; учить «читать» увиденное; развивать воображение,
речь.
М е т о д и ч е с к и е п р и е м ы : аналитическая беседа.
О б о р уд о в а н и е : репродукция картины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по новой теме.
1. С о о б щ ен и е т е мы и целей урока.
2. С л о в о у ч и т е л я с элементами беседы.
Назовите ближайших соратников Ильи Муромца. (Добрыня Никитич
отличался «вежеством» вежливостью, воспитанностью, умом, умел
держать себя с достоинством, был талантливым: пел, играл на гуслях. В бою
страха не знал. Алеша Попович остроумный, хитрый, побеждает врага
смекалкой, сильный, ловкий, находчивый. («Алеша Попович и Тугарин»,
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч».)
В. М. Васнецов гостил на подмосковной даче у друга, любителя искусств
(Мамонтова). Невдалеке он увидел три рас