Конспект урока "А. Костюнин. Уроки нравственности и доброты (по рассказам А. Костюнина «Орфей и Прима» и «Нытик»)"

Урок литературы в 11 классе «А. Костюнин. Уроки нравственности и доброты ( по рассказам А.Костюнина
«Орфей и Прима» и «Нытик»).
Цели:
Образовательные:
-совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным
произведением;
- формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения художественного произведения
Развивающие:
- Развить навыки анализа произведения, умения сопоставлять, выделять главное, делать выводы, обобщать,
давать характеристики героям.
Воспитательные
- Воспитание нравственных качеств учащихся.
- Формирование таких нравственных понятий, как милосердие, сострадание, ответственность за «братьев
наших меньших».
Методический замысел урока и обоснование его темы:
Урок проведён в 11 классе в рамках изучения темы «Нравственные проблемы в современной литературы».
Идея урока:
в ходе анализа рассказов А.Костюнина «Орфей и Прима» и «Нытик» услышать нравственное звучание
произведений автора - современника. Рассмотреть, как конкретный случай из жизни «братьев наших
меньших» расширяется до осмысления житейской мудрости и даёт повод для философского размышления о
нравственности.
Ход урока.
- Вы познакомились с двумя рассказами А. Костюнина «Орфей и Прима» и «Нытик». Проведём их анализ.
1) - Поделитесь своими впечатлениями от рассказов. Какие мысли возникли у вас после прочтения? Какое
впечатление произвели на вас эти рассказы?
2)- Что, на ваш взгляд, сближает рассказы?
Учащиеся находят много общего:
Оба рассказа о собаках, отсюда – общая тема –«жизнь собак у хозяина».
Оба рассказа имеют гуманистический пафос, осуждают человеческую жадность, жестокость,
несправедливость по отношению к животным (в первом случае это хозяин, во втором – злые люди,
завистники).
В обоих рассказах собака – умнейшее существо, преданное своим близким.
В обоих рассказах происходит то, что вызывает бурные эмоции, чувства, протест, это «уроки доброты».
Первый рассказ посвящён дочери, во втором дочь одно из действующих лиц. Это говорит о том, что
А. Костюнин видит в молодом поколении большой нравственный потенциал, который нужно развивать.
В кульминации обоих рассказов проявляется конфликт, связанный с человеком: в «Орфее и Приме»
это момент, кода Орфей вновь, во второй раз погнал зайца. Казалось бы, хозяин тут не при чём, но если бы
он позаботился о псе и не взял его на охоту, трагедии бы не произошло. В «Нытике» это столкновение
Малыша, который ничего не может изменить с похитителями колёс.
Можно сказать, что концовка обоих рассказов жизнеутверждающая (В рассказе «Орфей и Прима» она
грустная, но мы понимаем, что рассказчик открыл для себя важную истину и пытается донести её до других, в
«Нытике» добро побеждает зло, и мы улыбаемся жизни вместе с седым Малышом.
3)- Много в рассказах и отличий. Какое, для вас самое существенное? - Сравним заголовки рассказов.
В обоих заголовках живёт отношение автора к герою. «Орфей и Прима» – эти имена звучат как-то
торжественно, величественно, поскольку принадлежат лучшим, «медалистам», и одновременно лирически –
как «Орфей и Эврдика», «Ромео и Джульетта»…. «Нытик» же звучит уж слишком просто, с юмором, и явно к
собаке элитной породы относиться не может. Автор подтверждает это словами: «Мы, когда увидели щенка,
поняли: он никогда не станет медалистом».
- На мой взгляд, в этих рассказах названия по отношению друг к другу – контекстные антонимы. Согласны ли
вы с этим?
- Прежде всего, мы видим отличие в отношении хозяев к собакам. Орфея и Приму собак гончей породы -
хозяин «держит» только для того, чтоб удачно организовать охоту за деньги, поэтому никаких вольностей,
вроде взаимной любви и материнства, им не разрешается. Малыш же был взят в дом с совсем иной целью –
стать другом дочке, которая мечтала о брате, нянькой и охранником одновременно, поэтому и отношение к
нему в семье совершенно иное. Его постоянно балуют, над ним слегка иронизируют, но его очень любят все
члены семьи без исключения. В «Нытике» А.Костюнин так говорит о том, зачем людям собаки:
«Кто для чего держит: кто для охоты и охраны, а кто для души. Чтобы вырастить пса для души, надо, чтобы он
жил с людьми. Не в будке, не на цепи. Он должен слышать человеческую речь, разговаривать с тобой, быть
членом семьи». И действительно, вся атмосфера в этом доме как будто впитала в себя солнечный свет – свет
доброй любви к Брайту, но эта кличка не прижилась, ведь для всех он просто Малыш. Любовь хозяев
отражается в душе пса, и он отвечает им той же беззаветной любовью.
4) - Можно ли сказать, что хозяин Орфея и Примы не любит своих собак? Докажите своё мнение текстом.
- Отношение хозяина к собакам двойственное, противоречивое. С одной стороны, они – «арестанты», рабы,
которым не положено ничего, даже иметь какие-то чувства или быть счастливыми родителями, когда это не
полагается. Они должны выполнять качественно своё предназначение – устраивать потеху для желающих
поохотиться и этим приносить прибыль хозяину. Везде и во всём – выгода («Всё решают деньги» - сказано в
начале рассказа, в период пустовки Приму «НЕ ЗАДЕРЖАЛИ», и она стала причиной сорванных контрактов, ,
«как же ты выжловку НЕ УБЕРЁГ?» (разве нужно беречь от материнства?), «так хотелось к нему НА СВИДАНКУ»
(как в тюрьме). Егерь делает всё, что связано с его работой и собаками привычно, профессионально, даже
топит щенков – крохотных милых существ - казалось бы, совсем не напрягаясь ( Николай берёзовым прутиком
легонько притопил его), после чего сразу же позвал гостя ужинать. Но в то же время мы понимаем, что всё это
даётся егерю не просто, он любит своих собак, и поэтому вынужден постоянно бороться с собою. («Нет, не
получится выехать, - твёрдо отрезал егерь», «Отдыхай, Орфейка, отдыхай… - со вздохом промолвил Николай
(в этом многоточии кроются все чувства хозяина, и прежде всего, жалость к своему псу), он понимает, что
Орфей очень умный и многое из беседы с гостем понимает, за это он уважает своего пса, но всё-таки больше
ценит за хорошее исполнение обязанностей на охоте, он ласково заглядывает в глаза Приме, пытается
успокоить её волнение по поводу отсутствия Орфея, оправдывается перед собакой за то, что не может
оставить её щенков, и конечно, переживает по поводу того, что делает Приме больно, лишив её детёнышей.
Всё это ему совсем не в радость («- Всё, -устало произнёс егерь…»). Но выгода, деньги, собственная прихоть,
схема, по которой положено егерю обращаться с собаками – всё это берёт верх и не даёт место чувствам (о
щенках: Таких собак ни на выставку, ни на полевые состязания не предъявишь засмеют. Самое главное – не
продать их потом. Мне от вас щенки нужны весной).
- Хозяева собак из обоих рассказов испытывают к своим питомцам какие-то чувства. В чём разница между
этими чувствами?
- Хозяин Малыша испытывает чувство любви, огромной благодарности псу за его преданность, бескорыстную
любовь. Он, по мнению хозяина, в отличие от человека никогда не предаст, будет всегда верным. Хозяин
Орфея гордится своим псом, потому что он – отличный охотник, но любви к Орфею он, скорее всего, не
испытывает, больше он любит деньги. Отсюда – разные проблемы, которые автор поднимает в своих
рассказах.
5) - Мы видим, что в обоих рассказах автор поднимает важные проблемы, связанные с отношением людей к
«братьям нашим меньшим» - собакам. Определите их.
- Перечитайте сцену из рассказа «Орфей и Прима», когда хозяин забирает у Примы самых дорогих для неё
существ – только что родившихся щенков.
Определите проблему текста (проблема эгоизма человека по отношению к «братьям нашим меньшим»).
Прокомментируйте авторскую позицию и свою точку зрения на эту проблему.
Проведите литературные параллели ( С.Н.Есенин «Песнь о собаке», «Лисица», «Корова»)
- Будет ли литературной параллелью тот отрывок из повести И.С.Тургенева «Муму», когда Герасим топит
Муму? (Думаю, что нет, поскольку Герасим не топит Муму, потому что она ему не нужна, а берёт на себя эту
тяжёлую миссию, потому что боится, чтобы другой не сделал при этом больно собаке).
- Перечитайте сцену из рассказа «Нытик», когда Яшка с Макаром, издеваясь над псом, снимают колёса с
машины хозяина. Определите проблему текста (проблема человеческой подлости, жестокосердия).
Прокомментируйте авторскую позицию и определите свою точку зрения на проблему.
- Проведите литературные параллели (Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо», Ю.Яковлев «Он убил мою
собаку» (герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и
не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку. Мальчик потрясён жестокостью отца, который подозвал
доверчивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, но и потерял веру в добро).
6)- Обратимся к авторской манере повествования. Каковы здесь отличия и какую роль они играют в передаче
авторского замысла?
- В обоих рассказах повествование идёт от лица рассказчика.
В «Нытике» авторский монолог – это монолог хозяина Малыша, полный любви к своему четвероногому
другу, вернее, любимцу всей семьи. Он рассказывает о своём друге немного с юмором, в простой
разговорной манере (Вы собаку убрали? – Сама убралась (разговор с соседкой, не любящей собак), моя
(вместо жена, супруга) щекой к нему прижалась, и оставить уже не могла, очень смешно и по-доброму
описана сцена «пролезания» Малышом в спальню, прямо в хозяйскую кровать, ведь он тоже член семьи!) Он
намеренно просто рассказывает нам о собаке, ставшей на всю жизнь членом семьи, но делает это так, что
душа читателя наполняется любовью о добротой и вместе с автором протестует против зла и
несправедливости.
- Какую роль в тексте играет монолог героя? (Такой стилистический приём помогает автору достичь большей
достоверности, психологической глубины, передать чувства героя-рассказчика).
- В «Приме и Орфее» рассказывает не сам хозяин, а гость, пожелавший испытать «зело добрую потеху» во
время охоты на зайцев. Описание собак здесь дано его глазами и занимает совсем немного места. Впервые
Альфа подаётся читателю именно его глазами, и в них –уважение к тем материнским чувствам, которые
испытывает собака. Интересным здесь является такой факт: когда гость просит хозяина рассказать о его
собаках, Фомич отвечает так : - Нет, подожди – сначала нужно закурить. Затем мечтательно затянулся, и вот
здесь душа читателя (на мой взгляд) ждёт того описания – с любовью – которое звучит из уст хозяина Малыша
в рассказе «Нытик». Ведь собаки верой и правдой служат своему хозяину давно. Но ответ вопреки нашим
ожиданиям совсем другой :
- Увидел я однажды охоту эту, с русскими гончими по зайцу: красивую, яркую, интересную, старинную… И ни
одного слова о том, какие они у него – его гончие. Правда потом, с надсадой и растерянностью, он расскажет
о том, как собаки оказались гораздо умнее и находчивее, чем думал хозяин, и «обвели его вокруг пальца»,
проявив друг к другу любовь и преданность.
- Как вы думаете, что скрывается за этим молчанием? (Может быть, он боится сглазить своих лучших собак, а
может, не хочет простить им того, что они натворили вопреки хозяйскому запрету, а может, просто не любит
их?)
- Но есть в рассказе ещё и третий «Собеседник» - Пёс Орфей, который во время разговора хозяина и гостя
казалось бы, просто сидит в стороне, но на самом деле, он- настоящий соучастник беседы. Он всё понимает
лучше любого человека (кобель приоткрыл глаза и укоризненно посмотрел на хозяина… Орфей перестал
делать вид, что спит…Видно было по всему – он е просто так смотрит. Он думает…Пёс после упрёка так
сконфузился, что, клянусь, большего смущения я не видел при подобных обстоятельствах ни у одного
человека). Какова роль этого третьего собеседника?
- Этот молчаливый диалог пса с хозяином, при котором хозяин не хочет давать слова этому собеседнику,
ставить его наравне с собой, принимая только свою правоту (Николай вдруг осёкся и гневно бросил через
плечо Орфею: - Хватит бздеть Видишь ли – не согласен он…) – «изюминка» рассказа, которая также заражает
читателя любовью к «братьям нашим меньшим», ведь они в рассказе имеют лучшие человеческие качества:
мудрость, умение любить и заботиться друг о друге, преданность своему долгу, и одновременно заставляет
протестовать против эгоизма людей и их желания считать себя хозяевами всего и всех в этой жизни.
7)- Несомненно, А.Костюнин – мастер современной художественной прозы, поэтому в обоих рассказах есть
тонко продуманные художественные детали. Найдите их в текстах рассказов. Определите их роль.
- В первую очередь, это всё то, что связано глазами, взглядом.
Прима «изредка ложилась на землю, прикрыв глаза». Она вся в ожидании материнства, наслаждается этим
чувством. Фомич будет ласково заглядывать (не смотреть, а заглядывать) ей в глаза, пытаясь попросить
прощение за щенков. Фомич отводит глаза, когда речь заходит о тройной цене за охоту, потому что понимает,
что для собак это очень тяжело, но не может отказаться от денег, он провожает Орфея во время разговора с
гостем пытливым взглядом, так как хочет заглянуть в душу пса, узнать все его мысли. Может быть, потому, что
чувствует себя в чём-то виноватым перед собаками. Орфей в свою очередь, когда речь заходит о любимой
Приме, «приоткрыл глаза и укоризненно посмотрел на хозяина».
В «Нытике» мы также постоянно видим глаза Малыша. Когда он чувствует свою вину перед хозяином за то,
что не поделился косточкой, его глаза «виновато прижмурены», когда он хитрит, то смотрит «честными
глазками», «щурит глаз», понимает, что его все любят и делает «глазки добрые», и автор с нескрываемой
любовью говорит: «С хитрецой пёс». С юмором говорит о поклонницах, которые «дурят» Малыша, «глазки
строят», а он понятия не имеет, как реагировать на это. Но очень хорошо Малыш различает и врагов, хотя
«никто его никогда не науськивал». На подлое поведение Яшки он не сразу среагировал, но понял, что это –
недруг, и «глаза кровью налились», «глаза у собаки мутнеют», и как только Яшка появлялся в следующий раз,
малыш «сверлил его взглядом». Он как добрый, наивный ребёнок смотрит на бабочку «ошалело», но как
только понимает, что перед ним – враг хозяев Яшка, Малыш «злобно сверкнул глазищами», «налитые
ненавистью Малыша» захлёбывались наглостью этих двоих» (метафора раскрывает внутреннее состояние
пса). От собственного бессилия, всё ещё продолжая бороться, он «хрипло дышал, прикрыв глаза». К нашей
большой радости в конце рассказа мы снова видим глаза Малыша: «Положил тяжёлую голову на вытянутые
лапы, прикрыл слезливые глаза». Он слишком многоперенёс, но он снова вместе с семьёй, от этого глаза его
умиротворённо прикрыты, а слезятся они от всего вместе, и ещё от счастья.
Таким образом, глаза в рассказах -«зеркало души» героев. Они помогают раскрыть авторский замысел,
сделать более ясными те проблемы, которые автор ставит перед читателем.
- Также художественной деталью в «Приме и Орфее» является мотив дождя.
«Зябким дождём, на грани снега» начинается рассказ, «дождь неприятный, как слова егеря» усиливается в тот
момент, когда происходит торг между хозяином и гостем, «дождь кончился» именно тогда, когда начинается
охота, раскрывающая всю красоту гончих, и начинает накрапывать вновь тогда, когда собаки уже
окончательно умаялись, и нужно было заканчивать охоту.
- Как вы думаете, какой смысл несёт в себе эта авторская деталь? (Даже природа протестует против всего
происходящего, и свой протест выражает дождём).
8) - Концовки рассказов помогают раскрыть авторский замысел: показать, как конкретный случай из жизни
«братьев наших меньших» расширяется до осмысления житейской мудрости, даёт повод для философского
размышления о нравственности и подчеркивают пафос рассказа.
- Жизнеутверждающий или отрицающий пафос имеют рассказы?
- Пафос рассказа «Орфей и Прима», скорее всего, отрицающий. Автор, несомненно, испытывает симпатию к
собакам как существам, чувства которых достойны уважения, но главное здесь – это осуждение тех, кто
торгует этими чувствами ради наживы и утехи. «Звёзды не продаются. Звёзды светят всем одинаково» - это
большой жизненный урок, который хочет нам преподать А.Костюнин.
Рассказ «Нытик» же имеет жизнеутверждающий пафос: седой малыш прикрыл слезливые глаза. Малыш
был предан Толику навсегда. Предан без всяких там оговорок и незнакомых псу сослагательных наклонений.
Ему снилось ласковое лето, тёплое солнце, и они опять все вместе. Всей семьёй. Эти слова невозможно
читать без слёз радости, очищающих душу, ведь все здесь счастливы, совсем как у людей: «Вся семья вместе
так и душа на месте». Любовь победила все преграды. Именно так должно быть в нашей жизни.
8) Приходим к выводу:
- Сделайте вывод о роли рассказов А.Костюнина «Орфей и Прима» и «Нытик».
- Рассказы А.Костюнина пронизаны мыслью об осознании необходимости сострадания, милосердия, любви к
братьям нашим меньшим, недопустимости жестокости. Это главная мысль произведений.
9)Домашним заданием станет написание сочинения – рассуждения по проблеме одного из рассказов
А.Костюнина , заставившей старшеклассников глубоко задуматься.