Конспект урока "Работа над эпизодом повести В. Быкова «Сотников»" 11 класс скачать


Конспект урока "Работа над эпизодом повести В. Быкова «Сотников»" 11 класс

Урок литературы в 11 классе
Работа над эпизодом повести В.Быкова «Сотников»
Цели и задачи урока: обучающиеся
отрабатывают умение целостно, объемно воспринимать эпизод, видеть в нём отражение авторской концепции мира и человека;
постигают смысл эпизода;
дают сравнительную характеристику героям;
совершенствуют речетворчество;
развивают творческие способности;
обучаются сотрудничеству
Эпиграф к уроку:
«Что такое человек перед сокрушающей силой обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны до конца
и предотвратить смерть невозможно» (В.Быков)
«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной,
ибо хочу быть человеком» (Ф.М.Достоевский)
Содержание урока
Этап
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Слайды
Приёмы
Предполагае
мый
результат
1.
Организа
ционный
Создать
благоприят
ный
психологич
еский
климат для
работы на
уроке
Психологическая подготовка
учащихся к общению и
предстоящему занятию:
- приветствие
- определение отсутствующих
- проверка готовности к уроку
Включаются в деловой ритм урока
Слайд 1
Сотрудничест
во: учитель -
ученик
Формируются
умения
мобилизовать
себя,
сосредоточить
ся, внутренне
организоватьс
я
2.
Подготов
ка
учащихся
к
активном
у и
сознатель
Организова
ть и
целенаправ
ить
познавател
ьную
деятельнос
ть
Работа над формулировкой темы,
объяснением её важности,
постановка целей урока.
Работа с эпиграфом.
- Сегодня мы продолжаем работу над
повестью В.Быкова «Сотников»,
работаем над анализом эпизода (18 гл.)
- Что такое эпизод? Как вы считаете,
Эпизод – самостоятельная часть
литературного произведения, которая
Слайд 2
Постановка
проблемных
вопросов
Учащиеся
понимают
значимость
своей работы,
размышляют
на
прочитанным.
ному
усвоению
темы
учащихся;
вызвать
личностное
заинтересо
ванное
отношение
учащихся к
теме урока
зачем надо работать над анализом
эпизода? Что даёт эта работа? Каковы
основные аспекты анализа эпизода?
- Сформулируйте цель нашего урока
- Чем вызвано обращение к этому
эпизоду?
- Как объяснить желание Быкова
рассказать о человеке на войне?
Быков рассказывал о написании
повести: «Прежде всего и главным
образом меня интересовали два
нравственных момента, которые
упрощённо можно определить так:
«Что такое человек…? На что он
способен?..» (см. эпиграф к уроку).
Эти слова взяты в качестве эпиграфа к
нашему уроку. Запишите слова
Быкова.
- Почему Быкова волновали эти
вопросы? Почему старался заразить
читателя своей болью? Во имя чего?
Для какой цели?
Поэтому нашему уроку будут
предпосланы слова Ф.М.Достоевского
«Человек есть тайна…» (см. эпиграф)
- Как вы понимаете значение этих
изображает законченное событие или
важный момент в судьбе персонажей.
Эпизод помогает постичь смысл всего
произведения, узнать лучше героев,
осознать их поступки, раскрыть
авторское отношение, увидеть детали.
(См. Приложение 1)
Научиться объёмно, целостно
воспринимать эпизод, видеть
выражение авторской концепции мира
и человека.
Это кульминационная сцена, где до
конца раскрывается сущность героев,
дана авторская оценка человека на
войне.
Быков сознательно отбирал материал,
всё то, что его волновало, и пытался
читателя заразить своей болью.
Учащиеся записывают слова эпиграфа
в тетрадь.
Чтобы каждый мог взглянуть на себя,
решить вопрос» «А кто я? Что я собой
представляю?»
Учащиеся записывают слова
Достоевского.
Разгадывая тайны человека, сам
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 4
Слайд 5
Самоанализ
Воспитание
вдумчивого
читателя.
Формировани
е
понимающего
читателя.
Воспитание
«Я -
концепции»
слов?
- Назовите ключевое слово урока.
- Чем же определяется поведение
человека?
- Что такое нравственность?
- Какую задачу поставил Быков,
исходя из этого?
- Назовите героев эпизода. Назовите
главных, второстепенных героев?
Почему так распределили героев?
По ходу урока вы должны написать
синквейн.
В конце урока поделимся своими
находками.
Итак, нами определены основные
вопросы, поставлены цели и задачи,
которые будем совместно решать в
группах.
становишься человеком.
Человек.
Поведение человека определяется его
нравственными качествами.
Нравственность – внутренние
духовные качества, которыми
руководствуется человек, этические
нормы, правила поведения.
Автору важно выяснить, какие
нравственные качества определяют
поведение героев повести.
Рыбак, Сотников, Пётр, Демчиха,
мальчик в будёновке.
Слайд 6
Словарная
работа
Учащиеся
пополняют
свой
словарный
запас
3. Этап
усвоения
новых
знаний
Включить
учащихся в
активный
мыслитель
ный
процесс
Работа над анализом эпизода
- Мы переходим к работе над
эпизодом.
- Определите его границы.
- Каков смысл эпизода?
- Как бы вы озаглавили эпизод?
Почему?
Путь героев к месту казни – гибель
Сотникова, предательство Рыбака.
Автор показывает выбор героев. Один
достойно гибнет, а другой умирает
морально, становясь предателем.
Выбор, момент истины…
Быков противопоставляет героев, их
физическое и нравственное здоровье.
Рыбак полон сил, не знает страха, а
- Какая же проблема заявлена в
эпизоде? В каких произведениях
встречалась подобная проблема?
Выступление групп
(проверка домашнего задания)
А теперь переходим к выполнению
домашнего задания. Каждая группа
имела своё задание. Внимательно
слушаем, затем добавляем, выражаем
свое мнение по услышанному.
1 группа составляла план эпизода,
определяла его композиционные
части.
- Прослушайте выступление, выразите
свое мнение по поводу услышанного.
2 группа готовила сравнительную
характеристику Сотникова и Рыбака,
определяя языковые средства, к
которым прибегал автор, чтобы
выразить своё отношение.
- Будьте внимательны, определите
читательское отношение к героям.
3 группа выбрала яркие
высказывания, выражающие авторское
отношение к героям, событию
- Подумайте, чему учит повесть?
Какие качества надо в себе развивать?
Почему? Для чего?
4 группа вживалась в образ мальчика
в будёновке. От лица этого героя
Сотников слаб, хвор, кажется обузой.
Проблема нравственного выбора.
(М.Булгаков «Мастер и Маргарита»)
(Примерный план эпизода см. в
приложении 2)
Учащиеся дают оценку выступлению
рабочей группы.
(примерную сравнительную
характеристику см. в приложении 3)
Учащиеся дают оценку выступлению
рабочей группы, передают свое
отношение к героям.
(см. приложение 4)
Учащиеся дают оценку выступлению
рабочей группы, определяют идею
всей повести.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
слайд 10
слайд 11
Разнообразие.
Использовани
е творческих
заданий
Сопоставлени
е
Эмоциональн
ая
сопричастнос
ть
Учащиеся
применяют
старые знания
к освоению
новых
готовили рассказ о казни.
Представитель группы от лица
мальчика в будёновке передаст
историю казни, свои мысли и чувства
от увиденного, постарается вызвать
эмоциональный отклик слушателей.
- Внимательно следите за рассказом.
Подумайте, не искажены ли факты?
Чем могли бы дополнить рассказ?
- Какие мысли и чувства вызвал у вас
этот рассказ?
- Дайте оценку работе группы по
критериям:
- точность выбранного материала;
- последовательность, логичность
изложения;
постижение внутреннего мира
героев.
- Подумайте, какова роль мальчика в
будёновке. Как связан Сотников с
образом мальчика?
- Чему учит повесть?
(см. приложение 5)
Представитель группы
перевоплощается в «мальчика».
Учащиеся дают оценку выступлению
рабочей группы.
Мальчик в будёновке стал высшим
судом для Сотникова, он олицетворяет
грядущее поколение, передаёт
нравственный завет поколению быть
честным, самоотверженным
Повесть учит оставаться человеком
даже среди жестокости и насилия.
Необходимо развивать лучшие
человеческие качества: честность,
порядочность, чувство долга…
Будущее зависит от людей, от уровня
их воспитанности. Мир и счастье
можно построить только на любви и
согласии.
Формировани
е умений
делать
логические
выводы,
находить
ключевые
слова,
выражения
4.
Этап
закрепле
ния
Повысить
уровень
осмыслени
я
Вернёмся к словам Достоевского.
Свяжите слова классика с нашими
наблюдениями.
Чтобы быть человеком, надо постигать
внутренний мир героев, осмысливать
их поступки, учиться на ошибках, не
совершая их. Постигая тайны героев,
знаний
рассматрив
аемой темы
Роль литературы недооценивать
нельзя. В.Быков в 1975 г. говорил:
«Литература должна, не переставая
бить в свои колокола, настойчиво
пробуждая в людях потребность в
высокой духовности, без которой
любой самый высокий прогресс
материальной культуры будет не в
радость».
Поделитесь своими работами
(«лесенками», синквейнами)
становишься человечнее.
Учащиеся читают синквейны
Слайд 12
Развитие
творческих
способностей
учащихся
5. Этап
информа
ции о
домашне
м
задании,
о его
выполнен
ии.
Подведен
ие
итогов.
Сообщить
домашнее
задание,
подвести
итог урока.
- Каковы ваши впечатления об уроке?
- Что для вас было наиболее трудным?
- Что вы считаете наиболее полезным
для себя. Оцените свою работу.
Домашнее задание: написать
сочинение. Темы по выбору:
1) Мои пять правил жизни;
2) Человек на войне;
3) Размышляю над
прочитанным;
4) Анализ эпизода
Слайд 13
Рефлексия
Учащиеся
включаются в
самоанализ,
учатся
ответственнос
ти.
Самооценива
ние
мыслительной
деятельности
Приложения
Приложение 1.
Анализ эпизода
Определите границы анализируемого эпизода. Озаглавьте эпизод.
Охарактеризуйте событие, составляющее «основу» эпизода. Выясните, какое место оно занимает в композиционной схеме произведения
(экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
Назовите персонажей произведения, участвующих в эпизоде. Поясните, кто они такие, какое место занимают в системе образов (главные,
второстепенные, внесюжетные). Расскажите о вашем личном отношении к персонажам.
Сформулируйте проблему, поставленную автором в эпизоде.
Рассмотрите композиционное построение эпизода: начало, развитие действия, финал. Определите, как окончание эпизода связано с
последующим фрагментом текста. Выясните, нарастает ли напряжение между героями в эпизоде или эмоциональный фон остается
ровным, неизменным.
Сформулируйте основную мысль эпизода. Определите авторскую позицию в отношении к изложенному событию и к проблеме эпизода.
Для этого найдите оценочные слова, ее выражающие.
Проанализируйте языковые средства, используемые автором для изображения персонажей и выражения авторской позиции
Проанализируйте сюжетную, образную и идейную связь эпизода с другими сценами, определите его место в контексте произведения.
Приложение 2.
(Задание 1 группы: озаглавить эпизод, составить план эпизода, указать композиционные части сюжета)
«Казнь», «Последние минуты жизни»
План
Цитатный план
На пути к месту казни. Размышления Сотникова о
Рыбаке, предательстве, смерти, войне
«Сотников старался дотерпеть до конца»
На месте казни. Размышления Сотникова о казни
«Процессия прибыла к месту назначения – дальше
дороги уже не было».
«теперь его последняя обязанность терпеть без
тени страха или сожаления. Пусть вешают»
Подготовка к исполнению приказа.
Размышления Сотникова о Рыбаке, предательстве,
смерти
«Начинался спектакль…»
Сотников и мальчик в буденовке
«Сотникову вдруг захотелось, чтобы он плохо о них
не думал … улыбнулся мальцу…»
Исполнение приказа
«раздалась команда»
Гибель Сотникова
«Сотников провалился в черную, удушливую
бездну»
Приложение 3.
Задание 2 группы: дать сравнительную характеристику героям эпизода, передать авторское отношение
Сравнительная характеристика героев
Сотников (физическое состояние)
Сотников (моральное состояние)
Рыбак
«едва держась на ногах, он ослабело тащился
за всеми, стараясь не слишком опираться на
чужую теперь и противную ему Рыбакову
руку»;
«Тело начал сотрясать озноб»;
«нога горела»;
«теперь виснул на твёрдой руке Рыбака»;
«Затылок его уже ощутил шершавое, леденящее
душу прикосновение петли»
«Улыбнулся мальцу – ничего, браток»
«Сердце его болезненно сжалось в
предсмертной судороге: перед концом так
захотелось отпустить все тормоза и заплакать.
Вместо того он вдруг улыбнулся в последний
раз своей, наверно, жалкой, вымученной
улыбкой»
«Но Сотников старался дотерпеть до конца»
«Свою смерть, какой бы она ни была, он должен
встретить с солдатским достоинством это
стало главною целью его последних минут»
«Теперь последняя его обязанность терпеть
без тени страха или сожаления. Пусть вешают»
«Что можно сделать за пять минут до конца,
когда ты уже едва жив и не в состоянии даже
громко выругаться, чтобы досадить этим
бобикам?»
«…согласиться с Рыбаком он не мог, это
противоречило всей его человеческой сущности,
его вере и морали»
«… только в его власти было уйти из этого
мира по совести, со свойственным человеку
достоинством»
«То, что произошло во дворе полиции,
совершенно сокрушило его… От страха
или от ненависти люди способны на
любое предательство»
«чужую теперь и противную ему
Рыбакову руку»;
«теперь виснул на твёрдой руке
Рыбака»;
«Рыбак, оставшись с Сотниковым, не
очень уверенно подвёл его к последнему
под аркой чурбану и остановился»;
«уныло застывшему Рыбаку»;
«Рыбак тем временем обеими руками
обхватил подставку»;
«внизу застыла широкая в полушубке
спина Рыбака, заскорузлые его руки
плотно облапили сосновую кору
чурбана»
«Выкрутился, сволочь!.. безусловно,
недобрал чего-то. Впрочем, он решил
выжить любой ценой в этом всё дело»
«Сотников глянул вниз – с
искривленного, обросшего щетиной
лица смотрели вверх растерянные глаза
его партизанского друга, и Сотников
едва расслышал:
- Прости, брат!»
«Подставка … пошатнулась в
неожиданно ослабевших руках Рыбака,
который неловко скорчился внизу, боясь
и, наверно, не решаясь на последнее и
самое страшное теперь для него дело»
Автор как и в начале повести передаёт физическое и моральное состояние Сотникова. Да,
физически Сотников слаб: он едва держится на ногах, тащится ослабело за всеми, нога горит, его
сотрясает озноб. Но внутренне он ведёт себя с достоинством. Быков подробно говорит, о чём
думает в последние минуты Сотников: встретить смерть с солдатским достоинством, терпеть
без тени страха или сожаления, но согласиться с Рыбаком он не мог, решает уйти из этого мира
по совести. Превозмогая боль, Сотников перед гибелью находит в себе силы и улыбается жалкой,
вымученной улыбкой». С гордостью, с уважением относится автор к своему герою. Последние
минуты жизни Сотникова – это нравственный подвиг настоящего человека, достойного памяти
потомков
Рыбак – жалкий. Ничтожный трус,
предатель, решивший выжить любой
ценой, даже за счет товарища.
Ненависти и осуждения заслуживает
человек, лишённый нравственных
устоев.
Приложение 4.
Задание 3 группе: выбрать яркие высказывания, выражающие авторское отношение к героям, жизни.
«Сколько уже их, человеческих жизней, со времен Иисуса Христа было принесено на жертвенный алтарь человечества, и многому ли они
научили это человечество? Как и тысячи лет назад, человека снедает в первую очередь забота о самом себе, и самый благородный порыв к добру
справедливости порой кажется со стороны по меньшей мере чудачеством, если не совершенно дремучей глупостью»
«На смену казненным придут другие. Смелые всегда найдутся»
«Ради спасения своей шкуры … один шаг до предательства»
«Из страха или из ненависти люди способны на любое предательство…»
Приложение 5.
Задание 4 группе: от лица мальчика в буденовке подготовить рассказ о казни. Рассказ мальчика в будёновке
Нашу деревню оккупировали немцы. Расправу они учинили над сельчанами: за малейшее подозрение - расстрел. Однажды женщин, стариков,
детей согнали на площадь: фашисты устроили спектакль на немецкий лад для нашего устрашения. Я даже не мог подозревать, насколько
беспощадны могут быть люди. Нет, фашистов нельзя считать людьми, даже звери человечнее этих варваров. Мы были свидетелями очередной
расправы немцев над пособниками партизан.
Первое, что я увидел: пять гибких пеньковых петель покачивались над улицей… И чуть позже мог разглядеть тех, кому были уготовлены эти
петли. Я сразу же опознал Дёмчиху, грозную, но справедливую женщину. «У неё же дома детишки… Как же они одни…» - подумал я. Наш
староста Пётр, в этот момент такой притихший, шёл, опустив голову. Бася, еврейская девчонка, босая, зябко переступала замерзшими ногами. Их
я хорошо знал. Моё внимание привлекли два незнакомца. Один едва держался на ногах, видно, был ранен. Второй шёл, боязливо озираясь по
сторонам.
Было холодно: мои руки озябли от стужи, а может быть, от страха. Я заворожено следил за происходящим под виселицей. По одному стали
разводить пленных вдоль виселицы. Под крайнюю от начальства поставили Петра, покорно сосредоточенного, как мне показалось. Дед Петр, не
поднимая головы, как в церкви, сдержанно и значительно поклонился людям. Сердце мое сжалось… Потом к скамье подтолкнули Басю. Та
проворно взобралась и принялась разглядывать толпу, наверно, высматривала знакомых. Несчастная девочка!.. Я готов был рвануться вперед и
закричать от ненависти к фашистам, когда услышал крик Дёмчихи. Упираясь ногами, она всячески отбивалась от полицаев, не желая лезть под
петлю. Она просила прощения у нас, застывших на месте… Слезы навернулись у всех, кто стоял рядом. Но то, что я увидел потом, меня
потрясло. Свой же подвел раненого к последнему чурбану, над которым свешивалась последняя удавка. Свой же обеими руками обхватил
подставку для приговоренного. Я не мог поверить, чтобы свой же мог так отнестись к товарищу. Трусость самое страшное в человеке. «Так,
значит, может выкрутится человек, спасая свою жизнь ценою предательства!..» думал я.
Немец прочитал приказ для согнанных жителей перед этой казнью. Надвинули петли на приговоренных… Я не закрывал глаза, я смотрел. Мне
было страшно, но я должен был запомнить всё, чему стал свидетелем… Сердце моё заколотилось. Мне было так жалко и Петра, и Демчиху, и
Басю, и этого раненого красногвардейца. Я готов был закричать от безутешного горя, сочувствия к этим людям. Видно, солдат, взгляд которого я
поймал, понял мои мысли и одними глазами улыбнулся мне в этот момент. Вот она, достойная смерть! Чистая совесть, человеческое
достоинство, воинская доблесть – вот что оставил в памяти этот солдат, что завещал нам, будущим потомкам.