Урок-сименар "Традиции и новаторство сатирических и юмористических произведений в литературе 20-30 гг. XX века" 11 класс

1
Урок-семинар в 11 классе.
«Традиции и новаторство сатирических и юмористических произведений в
литературе 20-30 гг. XX века».
(По произведениям М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Аверченко и Н. Тэффи.)
Цели урока:
Образовательные: вспомнить определения комического в литературе: ирония, гротеск,
сатира, гипербола, сарказм; жанры басни, эпиграммы, комедии, анекдота. Определить отличия
между юмором и сатирой. Охарактеризовать особенности русской сатирической мысли 20 века
на примере произведений М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Аверченко и Н. Тэффи.
Сравнить особенности русской сатиры и зарубежной. Работа в таблице, анализ языковых
особенностей произведений. средства создания комического, работа с тестом.
Воспитательные: выяснить, когда смеяться не грешно. Научить детей смеяться сквозь слезы,
уважительно относиться к мнению одноклассников, уметь слушать и слышать, делать выводы.
Развивающие: развитие навыков связной речи, выразительного чтения, инсценирования.
пересказа-анализа, работа в программе презентация PowerPoint. Развитие памяти, мышления,
синтеза и анализа, самостоятельной работы.
Задача урока: через знакомство учащихся с биографиями и творчеством писателей-сатириков
начала 20 века отметить традиции русской сатирической мысли и новаторство этих писателей
в изображении действительности.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, тетради для записи конспектов и таблицы
по теме урока, листочки для тестировния. Класс разбит на микрогруппы по авторам, которые
заранее читали и готовили пересказ-анализ или выразительное чтение или инсценировку .
Есть группа – справочное бюро, авторы презентаций.
О, смех- великое дело.
Н.В.Гоголь
Ход урока
1.Оргмомент Цели и задачи урока. Форма проведения. Эпиграф урока.
2.Эвристическая беседа.
Теория трех штилей М.В.Ломоносова
Какие относились к низкому? Но почему многие писатели классики не отказали себе в
удовольствии нас рассмешить? (Воспитательное значение смеха велико) Эпиграф из
презентации. Ги де Мопассан в книге «Пьер и Жан» писал о литературе: « Утешьте
меня, позабавьте меня, дайте мне погрустить, растрогайте меня, дайте мне
помечтать, рассмешите меня, заставьте меня плакать, заставьте меня
размышлять». Вспомните те произведения, которые вызывали у нас смех.
3. Индивидуальные сообщения
Комедия эпохи классицизма в России – «Недоросль» (Злонравие наказано смехом)
Дидактическое звучание эзопова язык басен И.А.Крылова.(Аллегория)
Ирония эпиграмм А.С.Пушкина
Юмор и сатира Гоголя. (о простом народе -юмор, о помещика и чиновниках- сатира)
Щедрая сатира Салтыкова-Щедрина (гротеск и сарказм)
Тонкий юмор рассказов Чехова. (грустный юмор)
Как трактуют словари термины: юмор и сатира. (Индивидуальные сообщение)
4.Работа с таблицей Средства создания комического по жанрам и авторам мир уцелел
потому что смеялся2.ppt
Почему во все времена в обществе ценятся люди с чувством юмора? Что привлекает к ним
людей? Какую цель преследуют люди с чувством юмора, когда они острят? А что может быть
обратной стороной этой медали? Вы не боитесь оказаться рядом с таким острословом и стать
предметом его колкостей? Приведите примеры из литературы (дуэли, ссоры, разводы)(в жизни
М.Ю.Лермонтова, дуэли Пушкина, дуэль Долохова и Пьера). Словом можно спасти, словом
можно полки за собой повести. Что же заставляет писателя браться за копье сатиры?
(Заклеймить порок) Давайте вспомним писателей юмористического и сатирического
2
направления. И добавим рядом к ним те жанры, в которых они работали. (Смотри табл.) А
самый сложный вопрос: как , за счет чего писатели достигают своей цели, чтобы мы
улыбнулись? Художественные средства - таблицу заполним совместно.
Жанр
Автор-сатирик, юморист
Средства создания комического
Басня
Ломоносов, Крылов
Аллегория, мораль, диалоги
Эпиграмма
Пушкин
Меткость языка, двойной смысл фраз
Комедия
Фонвизин, Грибоедов,
Гоголь, Островский
Комедия положений, говорящие фамилии,
Сказка, роман
Салтыков-Щедрин
Аллегория, гротеск, сарказм, автор. описания
Рассказ
Чехов
Художественные детали, говорящие фамилии, нет
морализации, диалоги, лаконизм Главный прием смех
сквозь слезы
Повесть
Поэма
комедия
Гоголь
«Ночь перед
Рождеством»
Сатира, щедрые эпитеты. Юмор
народный, авторский голос, лирические отступления
5. Литературоведческий диктант С проверкой в парах.На доске магнитной слова-термины
о юморе и сатире: ирония, гротеск, сатира, гипербола, сарказм, эпиграмма, анекдот, басня,
комедия, юмор
Диктант литературоведческий:
Дается определение, а варианты ответа- в произвольном порядке. Учащиеся вписывают ответы
.
Определение
Ответ
1
Эпический жанр литературы короткий рассказ, в котором действуют символические
персонажи, воплощающие различные человеческие типы и иллюстрирующие
принципы морали либо практической целесообразности.
Басня
2
стилистическая фигура, состоящая в явно преувеличенном выражении мысли.
Гипербола
3
деятельность человека, направленная на вызывание смеха у окружающих. В более
широком понимании любые жизненные явления, ситуации, а также любые
мысли, фантазии, идеи и т. п., способные вызвать эти эмоции.
юмор
4
(от др.-греч. — «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или
противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Она создаёт ощущение, что
предмет обсуждения не таков, каким он кажется
ирония
5
(греч. «надпись») небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-
либо лицо или общественное явление. Первоначально называлась посвятительная
надпись на изваяниях, алтарях и других предметах
эпиграмма
6
(лат.) проявление комического в искусстве. Представляющее собой поэтическое
унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств:
сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.
сатира
7
короткий устный рассказ о событии злободневного бытового или общественно-
политического содержания, с шутливой окраской и неожиданной остроумной
анекдот
8
Вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и
жизненные отношения посредством причудливого сочетания реального и
фантастического
гротеск
9
(греческое буквально - рву мясо), язвительная насмешка, высшая степень иронии,
основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но
и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого...
сарказм
3
10
«праздник в честь Диониса»—жанр художественного произведения,
характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид
драмы
комедия
Продолжателями их дела в 20 веке можно назвать не менее талантливых писателей
юмористического цеха. Аверченко, Тэффи, Ильф и Петров, Зощенко вот такая удивительная плеяда
пройдет сегодня перед нами на семинаре. Справочное бюро будет знакомить нас с биографиями и
творчеством писателей.
6. Аверченко (биография писателя, презентация) аверченко.ppt
Чтение в лицах «В ресторане»
. Действующие лица: официант, клоун, обыватель Черный.
Клоун, в чье искусство не верит обыватель Черный, за пять минут на спор обещает срезать с него все
пуговицы и вновь их пришить. Срезав их, включая и исподнее, он признает свой проигрыш и уходит,
оставив потрясенного обывателя в недоумении, со штанами в руках и тремя бутылками пива,
выигранного им и поданного услужливым официантом. Клоун оказался веселым, умным, находчивым
человеком, а обыватель наказан за свою глупость и чванство. И мы весело смеемся над ним вместе с
юмористом.
Комментарий юмористических рассказов автора по плану:
сюжет рассказа,
идея- главная мысль,
герои рассказа,
средства создания комического
1. Комментарий сатирических рассказов «Дюжина ножей в спину революции»
2. 1.Анализ рассказа «Короли у себя дома».
Кто является героями рассказа «Короли у себя дома»? (Ленин и Троцкий)
Что вам известно о них? Какими изображает их автор? Что удивляет в этом изображении?
(Ленин вождь революционного народа, глава государства рабочих и крестьян, Троцкий соратник по партии. В рассказе
они образуют противоестественный супружеский союз. Троцкий – «сильное мужское начало» в этом союзе, Ленин –
представитель подчиняющегося, более слабого, женского начала. Сильный контраст между одеждой Троцкого и Ленина
дает комический эффект. Троцкий, который собирается на парад, затянут в щеголеватый френч, обут в лакированные сапоги
со шпорами. Одежда Ленина отражает кухонные занятия.)
Проанализируйте речь персонажей. Как А. Аверченко удается достичь комического эффекта?
(Столкновение различных лексических пластов один из приемов создания комического эффекта. Переплетается
политическая, житейно-бытовая лексика. Вожди представлены как обыватели, они сводят старые счеты и выясняют
отношения. Точная художественная деталь: «Ленин, начитавшись романов глупейшего Маркса, прямиком с дивана
бросается в пожар мировой революции». Жалоба жены на рыночную дороговизну вызывает реплики Троцкого: «Разве я тебе
в деньгах отказываю? Не хватает можно подпечатать». Так мог сказать либо фальшивомонетчик, либо политикан,
запускающий печатный станок, раскручивающий виток инфляции. Ленин делает попытку разговаривать с Троцким на языке
политиков и даже цитирует: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». Но сбросить с себя затрепанный кухаркин
халатик у вождя не получилось. Троцкий приказывает Ленину замолчать, на что Ленин отвечает: «Завлек, поиграл, а теперь
вышвыриваешь, как старый башмак? Знала бы лучше пошла бы за Луначарского». Возникает пародийный мотив
любовного треугольника: «Бешеный огонь ревности сверкнул в глазах Троцкого: «Имей в виду: застану искалечу».)
Прочитайте вступление и заключение рассказа. Как оно соотносится с его содержанием?
начале рассказа А.Аверченко размышляет о том, что человеку свойственно создавать мифы о сильных мира сего. Образ
коронованной особы создается при помощи точных художественных деталей это традиционные для короля знаки его
принадлежности к сонму избранных: корона и мантия. А.Аверченко обращается к сказке Пушкина, создавая образ
небожителей. Он организует свой сюжет так, что позволяет опустить их на грешную землю и показать, кто стоит у власти
кухарка управляет государством.
2. Пересказ-анализ рассказа «Трава, примятая сапогом».
4
Чьими глазами мы видим революцию? (Революция показана глазами ребенка.)
Какой она нам видится? (Дороговизна, перестрелка, власть большевиков.)
Каков смысл названия рассказа?
(Революция жестока, она разрушает человеческую жизнь, быт. Аверченко подчеркивает бесчеловечную, абсурдную
сущность эпохи классовой борьбы. Возражением этому жестокому миру вражды и насилия является беззащитное детство,
подобное молодой травинке, примятой тяжелым кованым сапогом.)
3. Пересказ-анализ рассказа «Черты из жизни рабочего Пантелея Грымзина».
На сколько частей можно разделить рассказ? О чем идет речь в каждой из них?
(Рассказ можно разделить на две части. В первой из них говорится о жизни героя до революции, во второй о его жизни
после свершения революции)
Какие изменения произошли в жизни героя? Как вы понимаете заключительную фразу рассказа?
(Мы видим, как от революции пострадали и представители господствующих классов, и те, ради кого
было раздуто пламя революционного мятежа. Автор убеждает нас в том, что в классовой борьбе нет и
не может быть победителей и побежденных.)
7. Тэффи теффи.ppt «Анекдоты, говорила она, смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают,
это трагедия. И моя жизнь это сплошной анекдот, то есть трагедия».
Прежние писательницы приучили нас ухмыляться
при виде женщины, берущейся за перо.
Но Аполлон сжалился и послал нам в награду Тэффи. Не
«женщину-писательницу», а писателя большого,
глубокого и своеобразного.
Саша Черный
Пересказ-анализ произведений
Рассказ «Псевдоним»
«Демоническая женщина» - инсценировка.
«Жизнь и воротничок»
На каком художественном приеме построен рассказ? (метонимия)
Роль художественной детали в рассказе (воротник- самостоятельный герой рассказа)
Что привносит метонимия в рассказ? (юмор, раздвоение личности героини)
Как шла деградации героини? (от воротничка до падения нравов)
Рассказ «Ниночка» На кого же в итоге была обижена Ниночка (на студента)
Рассказы «Дураки», «О дневнике»
Художественное чтение юмористического ра с ск аза «Счастье»
В этом коротеньком, одновременно смешном и трагичном рассказе о чудесном спасении от
расстрела белогвардейской дамы и ее родственников мы видим Тэффи такой, какой любили ее друзья.
Она и в трагичном умела находить что-то смешное.
Выводы по рассказам
Как и над чем смеется Тэффи? Объектом становятся женщины. Почему? Прекрасно понимает их
психологию и философию. Можно назвать ее хорошим женским психологом?
8.М.Зощенко Зощенко.ppt
Презентация о жизненном пути Зощенко (группа учащихся ). Грустный сатирик. Чем объяснить, что в
жизни об этом человеке нельзя было сказать, что он веселый человек?
Анализ рассказов по темам
Зощенко о любви («Аристократка», «Не надо спекулировать», «Любовь», «Муж», «Брак по расчету»,
«Матренища», «Серенада», «Письмо»)
Общественные места («Галоша», «Дамское горе», «На живца», «Папаша»,» Кинодрама», «Рабочий
костюм» «Баня»
На медицинском фронте (Медицинский случай, История болезни, Пациентка, Чудный отдых, )
5
Коммунальный быт Стакан», «Нервные люди», «Честный гражданин», «Гости», «Кризис»,
«Бедность», «Дрова»)
Ответы на вопросы: кто герои Зощенко по образованию, по социальному положению? Есть ли
положительные и отрицательные герои? В чем неувядающий интерес к его рассказам, ведь многие
явления ушли из сегодняшней жизни: коммунальные квартиры, примусы. Каковы главные приемы
сатирического изображения жизни героев (язык, автор- и его герои - соседи по коммуналке).
Бескультурье, хамство, нечестность.
Викторина «Художественные детали из рассказов Зощенко»
1. Надкусанное пирожное («Аристократка»)
2. Треснутый стакан («Стакан»)
3.Плакат «Выдача трупов от 3 до4» ( «История
болезни»)
4.Бумажный номерок («Баня»)
5. Лампочка ( «Гости»)
6.Мужская ночная рубашка («Прелести культуры»)
7.Галоша( «Галоша»)
8. Бочка с капустой ( «Бочка»)
9.Полено с динамитным патроном («Дрова»)
9.Ильф и Петров Презентация о творческом тандеме.маска я вас знаю ].ppt
Викторина «Маска, я вас знаю» с презентацией
1 Улыбнулся и, внимательно глядя на себя в зеркало, начал подстригать свою благообразную
бороду. Волосы сыпались на пол, ножницы скрипели, и через пять минут убедился, что
подстригать бороду он совершенно не умеет. Борода его оказалась скошенной на один бок,
неприличной и даже подозрительной. Удивлением и стыдом посматривал на свои открытые взорам
всех мирян полосатые брюки (Отец Федор)
2 В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошел
молодой человек лет двадцати восьми. У него не было даже пальто. В город молодой человек вошел
в зеленом в талию костюме. Его могучая шея была несколько раз обернута старым шерстяным
шарфом, ноги были в лаковых штиблетах с замшевым верхом апельсинного цвета. Носков под
штиблетами не было. В руке молодой человек держал астролябию. (Остап)
3 Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и
конфуза. в серой толстовке из того же туальденора и в туальденоровых брюках, отбивал такт обеими
руками и, вертясь, покрикивал. (Голубой воришка)
4 Она шла по двору, тяжело передвигаясь на плоских ступнях. Ее полуразвалившийся бюст
вяло прыгал в перекрашенной кофточке. На голове рос веничек седеющих волос. Она была старухой,
была грязновата, смотрела на всех подозрительно и любила сладкое. Если бы Ипполит Матвеевич
увидел ее сейчас, то никогда не узнал бы старой своей возлюбленной, о которой секретарь суда
когда-то сказал стихами, что она «к поцелуям зовущая, вся такая воздушная».( Елены Боур,)
5 Молодая была уже не молода. Ей было не меньше тридцати пяти лет. Природа одарила ее
щедро. Тут было все: арбузные груди, нос обухом, расписные щеки и мощный затылок
(Грицацуева)
6 Зато у …под известным читателю лунным жилетом оказался еще один гарусный, ярко-
голубой. . Он снял с себя шерстяные напульсники, баронские сапоги и, оставшись в заштопанном
егерском белье, посапывая, полез под одеяло… В зеркальце отразились большой нос и зеленый, как
молодая травка, левый ус. … поспешно передвинул зеркальце направо. Правый ус был того же
омерзительного цвета. Нагнув голову, словно желая забодать зеркальце, несчастный увидел, что
радикальный черный цвет еще господствовал в центре каре, но по краям был обсажен тою же
травянистой каймой. (Ипполит Матвеевич)
7 Если рассмотреть ее фотографии, то не трудно заметить лоб приятной высоты и выпуклости,
большие влажные глаза, милейший в Московской губернии носик и подбородок с маленьким,
нарисованным тушью пятнышком. Рост ее льстил мужчинам. Она была маленькая, и даже самые
плюгавые мужчины рядом с нею выглядели большими и могучими мужами. Что же касается особых
примет, то их не было. Она и не нуждалась в них. Она была красива. (Эллочка)
6
Аукцион афоризмов из романов Ильфа и Петрова.
1. Астролябия
Браво, Киса!
В лучших домах Филадельфии…
Гигант мысли
Голубой воришка
Горы не понравились Остапу
Деньги вперед!
Дышите глубже!
Европа нам поможет
Знойная женщина
Киса и Ося
Киса, вы пошляк
Ключ от квартиры
Контора пишет!
Лед тронулся
Ликую с вами! Любителя бьют!
Мексиканский тушкан
2. «Нимфа», туды ее в качель…
Не учите меня жить.
Невесты в городе есть?
О Гавриле
О краске «Титаник»
О трамвае Политическое кредо?
Почем опиум?
Сеанс одновременной игры
Тайный союз меча и орала
Торг здесь неуместен!
Человек, измученный нарзаном…
Что есть согласие?
Шахматный клуб четырех кон
От мертвого осла уши Получишь у Пушкина.
До свиданья, дефективный.», «Есть еще от жилетки рукава, круг от бублика и от мертвого осла
уши. Оптом всю партию — дешевле будет.»)
Викторина «Интерьеры из романа «12 стульев»
1. Здесь стояли койки, устланные ворсистыми, как собачья шерсть, одеялами, с одной стороны
которых фабричным способом было выткано слово «Ноги». Под кроватями стояли сундучки,
выдвинутые по инициативе Александра Яковлевича, любившего военную постановку дела, ровно на
одну треть. Все в доме № 2 поражало глаз своей чрезмерной скромностью: и меблировка, состоявшая
исключительно из садовых скамеек, привезенных с Александровского, ныне имени Пролетарских
субботников, бульвара, и базарные керосиновые лампочки, и самые одеяла с пугающим словом
«Ноги». Но одно лишь в доме было сделано крепко и пышно: это были дверные пружины. Дверные
приборы были страстью Александра Яковлевича. Положив великие труды, он снабдил все без
исключения двери пружинами самых разнообразных систем и фасонов. (Собес)
2. в трехкомнатной квартире жил непорочно белый попугай в красных подштанниках. Попугая
одолевали блохи, но пожаловаться он никому не мог, потому что не говорил человеческим голосом.
По целым дням попугай грыз семечки и сплевывал шелуху на ковер сквозь прутья башенной клетки.
Ему не хватало только гармоники и новых свистящих калош, чтобы походить на подгулявшего
кустаря-одиночку. На окнах колыхались темные коричневые занавеси с блямбами. В квартире
преобладали темно-коричневые тона. Над пианино висела репродукция с картины Беклина «Остров
мертвыx» в раме темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Один угол стекла давно вылетел,
и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что
творилось в этой части острова мертвых узнать было уже невозможно. В спальне на кровати
сидела сама хозяйка и, опираясь локтями на восьмиугольный столик, покрытый нечистой скатертью
ришелье, раскладывала карты. Елена Станислав Боуэр
3. Там не было пейзажей, не было ковров, а меблировка была строго выдержана: две кровати и
ночной столик. «Сорбонна» НОМЕР ЗА 1РУБ 80 КОП
4. Он зажег свечу и повел Остапа в соседнюю комнату. Там, кроме кровати, на которой,
очевидно, спал хозяин дома, стоял письменный стол, заваленный бухгалтерскими книгами, и
длинный канцелярский шкаф с открытыми полками. К ребрам полок были приклеены печатные
литеры: А, Б, В и далее, до арьергардной буквы Я. На полках лежали пачки ордеров, перевязанные
свежей бечевкой. ( Архивариус Коробейников)
5. Давно уже был заселен людьми, имеющими к химии довольно отдаленное отношение.. Он
стал считаться диким и исчез со всех планов МУНИ. Его как будто бы и не было. Концессионеры
поднялись по лестнице на второй этаж и свернули в совершенно темный коридор. Компаньоны
поднялись в мезонин. Большая комната мезонина была разрезана фанерными перегородками на
длинные ломти, в два аршина ширины каждый. Комнаты были похожи на пеналы, с тем только
отличием, что, кроме карандашей и ручек, здесь были люди и примусы. Все фанерное сооружение
затряслось, и концессионеры проникли в Колькину щель. Картина, представившаяся взору Остапа,
7
при внешней своей невинности, была ужасна. В комнате из мебели был только матрац в красную
полоску, лежавший на четырех кирпичах(Общежитие им. монаха Бертольда Шварца)
Анализ романа. Художественные особенности. Сатира и юмор в романе.
1. Если бы вы были президентом страны или мэром какого-либо города, как бы вы использовали
«гениальные» способности Остапа Бендера?
2. Что бы для этого вам понадобилось?
3. По какому принципу вы строили бы свои отношения с ним?
4. В чем причины современного звучания романа в наше время?
10. Выводы по уроку Смех русских писателей не простое сотрясение воздуха- смех сквозь слезы,
мечта писателей - исправить нравы русского человека.
Тематика
Герои
Художеств. приемы создания комич
Питерский быт,
нравственность челов
Обыватели
В сатире-революция
Сарказм в описании советского строя
Философия, все. что
окружает
Мужчины и
женщины, вещи
Метонимия, ирония, худож.
Быт большого города
глазами очевидца
Все слои общества
Разные возрасты
Язык рассказчика- язык его героев.
Необразованного человека
Советский быт,
учреждения, бюракрат
Эпизодические герои-
Предст. всех слоев
Приключения во время путешествия сатира
на советскую систему, и юмор Ирония
11 Дополнительное задание: Викторина «Обед как средство создания комического в литературе»
1. Вы извините, если у нас нет такого обеда, какой на паркетах и в столицах, у нас просто, по русскому обычаю, щи, но от
чистого сердца.» ( Манилов )
2. На разрисованных райскими цветами тарелках с чёрной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная сёмга,
маринованные угри. На тяжёлой доске кусок сыра со слезой, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, - икра. Меж
тарелками несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками. Все эти предметы
помещались на маленьком столике, уютно присоединившимся к громадному резного дуба буфету, изрыгающему пучки
стеклянного и серебряного света. Посреди комнаты тяжёлый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней
два прибора, салфетки, свёрнутые в виде папских тиар, и три тёмных бутылки.» «Собачье сердце»
2. Чичиков оглянулся и увидел, что на столе стояли уже грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины,
пресный пирог с яйцом, лепёшки со всякими припеками: припекой с лучком, припекой с маком, припекой с творогом,
припекой со сняточками, и невесть чего не было (Коробочка)
3. . Завтрак был очень хорош; я совсем объелся. Что, у вас каждый день бывает такой?
Нарочно для приятного гостя.
Я люблю поесть. Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба?
Лабардан-с.
Очень вкусная.
4. Меня ужасно раздражают эти длинные антракты! От порции до порции изволь ждать полчаса! Этак и аппетит
пропадёт к чёрту и опоздаешь… Сейчас три часа, а мне к пяти надо быть на юбилейном обеде.
Извините, сударь, - побледнел Пуркуа, - ведь вы уж обедаете!
Не-ет… Какой же это обед? Это завтрак… блины…
Тут благообразному господину принесли селянку. Он налил себе полную тарелку, поперчил кайенским перцем и стал
хлебать…» Чехов «Глупый француз»
5. Обед, как видно, не составлял у …главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и
вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под
руку… словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет. Зато налёг на вина: ещё не подавали
супа, он уже налил гостям по большому стакану портвейна (Ноздрев)
6. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный, а свой
собственный крыжовник, собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. Николай Иваныч засмеялся и
минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, - он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, и
поглядел на меня с торжеством ребёнка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:
Как вкусно!
И он с жадностью ел и всё повторял: