Конспект урока "Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа"

1
Урок 34
Тема. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
Цель: определить роль автора в романе, роль лирических отступлений, отношение автора к героям
Задачи с позиции УУД:
1.Предметные.Знать: сюжет и содержание романа; теоретико-литературные понятия автор,лирический герой,
лирические отступления. Понимать: значение лирических отступлений в раскрытии идеи романа; роль
образов природы, изобразительно-выразительных средств в лирических отступлениях; отношение автора к
героям; смысл эпиграфов к роману и к отдельным главам. Уметь: прослеживать развитие образа автора в
романе; выразительно читать лирические отступления наизусть
2.Метапредметные: Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под
руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его
выполнения.
3. Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий.
Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.
Ход урока.
I. Проверка д/з.
1. Письмо Татьяны к Онегину
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1)Тест по роману «Евгений Онегин»
1
.
1. «Евгений Онегин» — произведение
а) реалистическое,
б) романтическое,
в) соединяет в себе черты обоих методов.
2. Евгений Онегин это герой
а) положительный,
б) отрицательный,
в) нельзя сказать однозначно.
3. Как сам Пушкин определяет жанровое своеобразие произведения?
а) «даль свободного романа»,
б) «собранье пестрых глав»,
в) и так, и так.
4. Чей портрет висел в деревенском кабинете Онегина?
а) Александра I,
б) Наполеона,
в) Байрона.
2
5. Какое значение имеет образ Онегина, являющегося Татьяне во сне?
а) воплощает ее представление об Онегине как о демоническом герое,
б) предсказывает смерть Ленского от руки Онегина,
в) выражает авторскую иронию по поводу суеверия Татьяны.
6. Почему в конце романа Татьяна отказывает Онегину, хотя продолжает его любить?
а) чтобы наказать его за жестокую холодность,
б) потому что с точки зрения ее нравственности узы священного брака нерушимы,
в) потому что она не может и не хочет строить свое счастье на несчастье другого человека
7. Как вы полагаете, искренно ли чувство любви Онегина к Татьяне и его перерождение?
а) да, потому что он серьезно страдает,
б) нет, потому что его привлекла не «смиренная девочка», а лишь блистательная дама,
в) в чувстве Онегина наполовину искренности и любви, а наполовину тщеславия.
8. Какая проблема была для Пушкина более важной в романе?
а) проблема социальной свободы,
б) проблема воспитания дворянской молодежи, политическая проблематика.
9. Для чего Пушкин вводит в роман зеркальную композицию (две любви, два письма, две отповеди и
т.д.)?
а) чтобы унизить Онегина и возвысить Татьяну,
б) чтобы показать, что все люди подчинены единым психологическим законам,
в) чтобы показать нравственное и духовное возрождение Онегина.
10. Чем различались круг чтения Онегина и круг чтения Татьяны?
а) ничем,
б) Татьяна читала писателей-сентименталистов, а Онегин — романтиков,
в) Татьяна читала любовную литературу, Онегин — философскую.
11. Почему роман Пушкина продолжает сохранять свою актуальность?
а) потому что отражает характерные черты своей эпохи,
б) потому что допускает различные интерпретации своего смысла,
в) потому что ставит общечеловеческие проблемы, актуальные во все века.
Ответы: 1 а. 2 в.3 в. 4 в.5 а, б. 6 б, в. 7 а, в. 8 б. 9 б, в. 10 б, в. 11 в, б.
2 Беседа по вопросам:
3
1. О каких фактах биографии автора рассказано в начале восьмой главы? (Рассказывается о лицее,
ссылке, вспоминается Кавказ, Крым, Молдавия, но главное раскрывается внутренний мир,
движение творческой мысли,развитие души автора.
Пять строф понадобилось Пушкину, чтобы вспомнить всю жизнь. Была молодость она ушла, были друзья
их погубили. Но осталась память о них, верность тем идеям, за которые они отдали жизнь, пошли в Нерчинские
рудники. Осталась муза, она неизменна, она всегда останется чистой и светлой, поможет жить.)
2. Был ли Онегин в первой главе чужим для светского общества? (Нет, «свет решил, // Что он умен и очень
мил».)
3. С новым появлением Онегина появляется целая серия вопросов. Где он был три года? (Отрывки из
путешествия Онегина ответят на вопрос, с каким грузом пришел он к осени 1824 г. Маршрут: Москва
Нижний Новгород — Астрахань — Кавказ — Крым Одесса... Онегин знакомится с родиной.)
4. Начинаются пересуды о нем («корчит чудака»). Почему свет настороженно его принимает? высшем свете
привычны не люди, а «приличьем стянутые маски». Те, кто не похож на них странны, непонятны.)
5. Какой совет дают представители света Онегину? (Советуют Онегину быть «добрым малым», как
все.)
6. Почему Онегин попал, как Чацкий, с корабля на бал? нем появилась глубокая внутренняя жизнь,
которой не было раньше, зародилась непримиримая вражда к обществу.)
7. И вот происходит новая встреча героев. Появляется Татьяна, и Онегин узнает и не узнает ее. Как
описывает Пушкин, какой не была Татьяна, без чего обходилась? Чем она выделяется из светского
общества? (Простотой и естественностью.)
8. Почему восьмая глава вызывает больше всего споров и толкований? (Пушкин не дает
психологического обоснования событий, поступков, фактов.)
9. Почему Онегин, не полюбивший Татьяну в деревне, теперь охвачен такой всепоглощающей страстью?
(изменились герои, обновленный Онегин теперь может оценить всю глубину души Татьяны.)
10. Что изменилось в Татьяне? (Она научилась «властвовать собою», как ей советовал Евгений когда-
то.)
11. Что чувствует Онегин, увидя Татьяну?
12. Возможно ли было счастливое воссоединение Онегина и Татьяны?
III. Работа по теме урока .
1.Слово учителя.
Портрет автора скрыт.
- Попробуйте представить его внешность. Кроме белого пятна перед вами ничего не возникнет. Мы немало знаем об
Авторе – о его судьбе и духовном мире, о литературных взглядах, даже о винах, которые он любит. Но Автор в
«Евгении Онегине» -- это человек без лица, без внешности, без имени.
Автор – повествователь и одновременно «герой» романа. В Авторе отразилась личность самого создателя «Евгения
Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. Однако
отождествлять Автора с Пушкиным грубая ошибка. Необходимо помнить, что Автор это художественный
образ. Соотношение между Автором и Пушкиным, создателем романа, точно такое же, как между образом
любого человека, чья «биография» частично совпадает с реальной биографией Пушкина, а духовный мир и
взгляд на литературу являются отражением пушкинских.
-- Почему Автор все время размышляет о любви и дружбе, проводит Онегина через горнила обоих чувств? (Любовь и
дружба для Пушкина – две вещи, на которых испытывается человек, они раскрывают богатство души или ее
опустошенность).
-- Только ли из характеристик Автора мы можем охарактеризовать героев?
2.Работа с опорной схемой.
Главное действующее лицо повествователь =
Спутник Онегина
Антипод Ленского-поэта защитник «Татьяны милой»
=лирические отступления – составная часть сюжета.
Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех ее
проявлениях.
4
3.Авторское отношение к композиции.
Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно поэт
пропускает события в жизни героя, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»),
оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское
право на произвольное построение «свободного» романа.
v. Автор в системе художественных образов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Автор в системе художественных образов романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" В русской литературе своеобразие
жанра нередко определяло своеобразие смысла. "Евгений Онегин" похож на прозаический роман: в нем есть сюжет, есть
герой, героиня и любовная коллизия. В то же время это роман в стихах, "свободный роман". Эпическое начало в
"Евгении Онегине" представлено героями и их взаимоотношениями, а лирическое - образом автора.
Это позволяет Пушкину связать далекие друг от друга явления жизни, события, понятия и изобразить жизнь шире, чем в
романе прозаическом. Какое же место занимает образ автора среди других образов романа? Прежде всего приглядимся к
главным героям "Евгения Онегина": какие представления о жизни, о мире они несут в себе, и чем отличается их
мироощущение от мировоззрения автора.Главное действующее лицо романа - Евгений Онегин. Именно его
характеристике посвящена вся первая глава.
Автор рассказывает о детстве "молодого повесы", о его юности. Онегин явлен нам как "типичный представитель"
большого света, отличающийся от своих сверстников лишь тем, что "рано чувства в нем остыли".
Уже в первой и второй главах ярко и разносторонне показано отношение повествователя к Онегину. С одной стороны,
автору "нравились его черты, мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум".
Однако здесь уже намечается и та грань, которая разделяет Онегина и автора: во-первых, у героя нет той тонкой
восприимчивости к поэтическим сторонам жизни, которая свойственна повествователю. Различны их взгляды на многие
сферы тогдашней русской жизни: театр, балы, деревню. Вот отношение Онегина к деревенской природе: Два дня ему
казались новыУединенные поля…
На третий роща, холм и полеЕго не занимали боле… А вот что говорит о деревне автор: Я был рожден для жизни
мирной,Для деревенской тишины;В глуши звучнее голос мирный,Живее творческие сны. Различно и отношение
Пушкина и Онегина к любви, дружбе. Постепенно расхождение между героем и автором будет только углубляться и
наиболее полно проявится в различном восприятии ими поэтической натуры Татьяны, второй главной героини романа.
Сюжет романа будет развиваться так, что Онегин убьет друга на поединке и до двадцати шести лет доживет "без цели,
без трудов". Герой, пытаясь избавиться от страдания, вызванного гибелью Ленского, отправится странствовать по России
и наконец вернется в Петербург еще более опустошенными одиноким. Таким и предстанет он перед нами в восьмой
главе.Любимая героиня автора - Татьяна.
Она не такая, как ее провинциальное окружение, это очевидно, и этим героиня близка автору. В ней много общего с
повествователем: отношение к любви, к дружбе, к жизни. Пушкин наделил ее стремлением к устойчивости.
В свою очередь, автор тоже устремлен к дому, к покою, к стабильности. Татьяна представляет собой авторский идеал, но
и она недостаточно полно подходит к этому определению.
5
Она избирает опорой в жизни единственную ценность - любовь, а если построить жизнь на сентименталистском
представлении о мире ей не удается, то героиню ждет трагедия.В романе есть еще один герой - Ленский. Он по своему
мироощущению близок Татьяне. У обоих романтический склад души, они оба верят в любовь и дружбу.
Если же сравнивать Онегина и Ленского, то становится очевидным, что они противостоят друг другу по восприятию
жизни, по отношению к ней: один - романтик, идеализирующий жизнь, другой - холодный скептик, в ценности жизни
сомневающийся. Молодой поэт автору симпатичен, но его искренность, неподдельность чувств и наивность все же
вызывают улыбку. Даже называя его поэтом, автор не имеет в виду человека, пишущего стихи, он вкладывает в это слово
другое значение: человек с поэтическим складом души, склонный к романтическим мечтаниям. В Ленском
"персонифицировано особое душевное состояние", свойственное юности. Он уходит из жизни так же закономерно, как
уходит из жизни человека эта прекрасная пора.
Автор "уводит" молодого поэта из жизни потому, что тот интересен и дорог ему прежде всего своим душевным
состоянием, юношеской возвышенностью. Но такое состояние не вечно. В системе образов романа есть только один
"гармоничный" человек - автор.
Он способен преодолеть и романтическую замкнутость, которой окружил себя Ленский, и сентименталистские
представления о мире, которыми живет Татьяна, и сомнения, которые ведут по жизни Онегина. В. Г. Белинский назвал
роман "одним из самых трагических произведений русской литературы". Почему же мы не воспринимаем его таким?
Думается, благодаря образу автора, который, следуя за героями, оказывается способен разрешить все противоречия,
найти выход из любой ситуации.
Почему же? Потому что он поэт. Автор не убегает от действительности, а находит красоту и радость в самой жизни.
Жизнь течет, продолжается, и она прекрасна - вот к чему приводит нас Пушкин.
iV. Итог. Рефлексия Вывод:
-- Что вы узнали нового о характере героев романа?
Какие черты биографии Пушкина отразились в лирических отступлениях?
Какова их композиционная роль?
Автор проявляется в романе в нескольких «ролях»: и как герой романа, и как рассказчик, и как лирический
герой, выражающий свои чувства и переживания. В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии
ценности человеческой личности, пытается привлечь читателя к обсуждению вечных,общечеловеческих
проблем. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и
быстротечности человеческой жизни, это раздумья о связях человека с окружающими людьми, о творчестве,
таланте, способностях, об отношении к Родине. Образом автора в романе объединяются картины русской
жизни, и он является связующим звеном в «энциклопедии русской жизни».
Автор – 1. Незримо присутствует всегда и везде.
1. Принимает участие в судьбе героев.
2. Делится с читателем своими мыслями и чувствами.
3. Рассуждает о нравах и морали общества.
V. Д/з. Роль лирических отступлений в романе
6
Практическая работа по анализу лирических отступлений организуется в группах.
Общий вопрос:
•О чем размышляет автор-повествователь в лирических отступлениях и как это его характеризует?
Группа 1.О поэзии и замысле романа(гл. I, стр. LVIILX).
Группа 2.О смерти и бессмертии(гл. II, стр. XXXVIIIXL).
Группа 3. О русском языке и женском образовании
(гл. III, стр. XXVIIXXX).
Группа 4.Об отношениях человека с друзьями, родней
и женщинами(гл. IV, стр. XVIIIXXII).
Группа 5.О вечном движении времени и быстротечности человеческой жизни(гл. VI, стр. XLIIIXLVI).
Группа 6.О Родине и Москве(гл. VII, стр. XXXIIIXXXVIII).
Группа 7.О музе и судьбе поэта(гл. VIII, стр. IVI).
Группа 8.О смысле жизни(гл. VIII, стр. IХ—ХII).
Группа 9. О читателях и финале романа (гл. VIII,стр. XLIXLI).
План анализа лирических отступлений
1. Культурно-исторический комментарий.
2. Общая тема и центральная проблема.
3. Место в композиции главы и романа в целом.
4. Черты личности автора.
5. Авторский пафос.
6. Языковые и стилевые особенности.
Отчеты групп о результатах мини-исследований.