Презентация "Отношение Пушкина к главным героям своего романа"

Подписи к слайдам:

План

3. Отношение автора к главным героям романа

2. Введение

3.1 Отношение автора к Онегину

3.2 Отношение автора к Татьяне

3.3 Отношение автора к Ленскому

3.4 Отношение автора к Ольге

4. Лирические отступления в романе

5. Диалог с читателем

6. Вывод

1. Цель презентации

Цель презентации:

Доказать, что и в характере

повествования, и в высказываниях

автора о героях, и в лирических

отступлениях отразилась

личность Пушкина.

Роман в стихах «Евгений Онегин» по праву можно считать «визитной карточкой» русской поэзии 19 века. Сам Пушкин был убежден в том, что «Онегин»-лучшее его произведение. Автор ревностно относился к своему труду, на редкость активно защищая свое творение от враждебных отзывов и нападок. Читатели-современники узнавали в огромном и чистом зеркале романа живую и жгучую современность, самих себя и своих знакомцев, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и слуг-крепостных.

Введение

Отношение Пушкина к главным героям

своего романа

Ко всем своим героям Пушкин относится снисходительно. Он проницательно обращает внимание на их ошибки и нелицеприятные поступки, но указывает и на проявленное ими благородство.

Отношение Пушкина к Онегину

Автор подробно характеризует поверхностное

образование героя, его приверженность

светским удовольствиям, балам и легким

победам над женщинами — качества, которые

в глазах суровых друзей Пушкина в Кишиневе —

декабристов, призывавших русскую молодежь

к борьбе и героизму, могли оцениваться только

отрицательно. Пушкин понимает такой суровый

взгляд на своего героя, но не до конца его разделяет:

его отношение к нему в первой части первой главы

скорее напоминает легкую насмешку, с которой

говорят о недостатках близкого человека.

Онегин рисуется как умный человек,

разочарованный жизнью, преследуемый глупцами.

Онегин, умный человек, который «жил и мыслил»,

понял людей и их общество и горько в них

разочаровался. Друг Пушкина. Поэт сначала

пугался резкого языка Онегина, но скоро оценил

желчь его «мрачных эпиграмм».

Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, — признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным.

Отношение Пушкина к Татьяне

Татьяна, любимая героиня Пушкина, не случайно

он пишет: " … Я так люблю Татьяну милую

мою". Татьяна - идеальный образ русской

девушки и женщины, но образ не выдуманный,

а взятий им из реальной жизни.

Таинственный образ Лариной можно объяснить

глубиной ее натуры, существованием в ее

образе нравственного стержня. Большое

внимание автор уделяет процессу образования

личности своей героини. Именно благодаря этому

можно полностью охарактеризовать ее образ.

Татьяна в какой-то степени отражает черты

провинциальных барышень того времени: любит

гаданья, верит в сны и приметы, но во многом

отличается от девушек своего круга. На фоне

других девушек, в том числе и своей младшей

сестры, кажется замкнутой, ценит свое

одиночество: подругой ее Александр Сергеевич

называет "задумчивость", которая украшала«

теченье сельского досуга" героини.

Александр Сергеевич указывает на "русскую душу" Лариной, именно эта черта дает ей силы сохранить свой нравственный идеал, несмотря ни на что.

Отношение Пушкина к Ленскому

Владимир Ленский, молодой, романтически

восторженный, с большим запасом нерастраченных

душевных сил, исполненный энтузиазмом альтруист.

Характеризуя своего героя, Пушкин раскрыл

мироощущение Владимира Ленского. В нем очень

привлекательны нравственная чистота,

романтическая мечтательность, свежесть чувств,

вольнолюбивые настроения.

 

Мы видим мечтательного человека, который свои

настроения и мечты стремится высказать в стихах.

Он чужд светскому обществу и резко выделяется на

его фоне.

Автор, как никто другой, понимает тонкие порывы

души молодого стихотворца. Но отношение Пушкина

к Владимиру Ленскому не столь однозначно. Признавая

все его положительные черты, черты молодого

романтичного идеалиста, поэт не видит будущего у

такого характера. Ленский погибает от руки Онегина,

тем самым положив начало кардинальным переменам в судьбе главного героя.

Отношение Пушкина к Ольге

Одна из главных героинь романа - Ольга Ларина.

В произведении Пушкина она является воплощением

так называемого книжного типа «северной девы»

    Её портрет - типичный портрет

героини сентиментальных романов,

столь популярных в то время:     Глаза, как небо, голубые,     Улыбка, локоны льняные,     Движенья, голос, легкий стан...     Ольга мила и прелестна, однако автор

сам замечает, что её портрет можно

найти в любом романе. Это образ писаной

красавицы со всеми традиционными

атрибутами, нарисованный без малейшего

изъяна. Её внутренний мир так же безупречен и

бесконфликтен, как и внешний облик. Однако

Ольга не способна на глубокое и сильное чувство.

  

Лирические отступления автора

в романе « Евгений Онегин»

В «Евгении Онегине» мы встречаем большие и маленькие отступления

1. Автобиографического характера.

Например, большое отступление в начале главы восьмой о творческом пути автора или совсем краткое замечание в первой главе: «там некогда гулял и я, Но вреден север для меня». Оживают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» ему стала «являться муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»).

 

2 . Отступления литературно-полемические.

В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи:

Описывать мое же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет…

К подобным отступлениям относится, например, ироническая характеристика сентиментального элегии в главе шестой; отступление по поводу употребления иностранных слов в главе первой; пародирующий классицизм шутливое «вступление в конце главы.

Эти полемические отступления четко определяют литературную позицию автора: отношение к классицизму, сентиментализму и романтизму как к изжившим себя направлениям  последовательная защита реализма.

 

В романе мы встречаем лирические отступления.

3 .на философские и морально-этические темы

Такова, например, XXXVIII строфа главы второй, где выражена глубокая мысль о закономерной смене поколений в ходе жизни.

К такого рода отступлениям относятся рассуждения о дружбе, о родственниках и родственных отношениях в главе четвертой.

 

4.Немало лирический отступлений, присутствующих, содержит описание природы. На протяжении всего романа мы встречаемся с картинами русской природы. Здесь есть все времена года: и зима, «когда мальчишек радостный народ» коньками режет лед; и весна – «пора любви», и, конечно, не остается без внимания любимая автором осень.

Описания природы неразрывно связаны с героями романа, они помогают лучше понять их внутренний мир. Неоднократно мы замечаем в романе размышления повествователя о духовной близости Татьяны с природой, которыми он характеризует нравственные качества героини. Часто пейзаж предстает таким, каким видит его Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход» или «… в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».

5. В «Евгении Онегине» есть лирические отступления и на историческую тему. Знаменитые строки о Москве:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

И об Отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа.

 

6. Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед нами даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекают внимание остротой наблюдения.

Какие блистательные строки посвящены театру! Драматурги, актеры… Мы словно сами попадаем в «этот волшебный край», где «блистал Фонвизин, друг свободы и переимчивый Княжнин», видим летящую, как «пух от уст Эола», Истомину.

Диалоги с читателем

в романе « Евгений Онегин»

Так диалог с читателем углубляет в романе художественное видение события и психологической сущности персонажей.

 Диалогический контакт с действительностью предстает здесь как диалогические отношения автора и читателя. Этот композиционно оформленный диалог пронизывает всю сюжетную ткань романа множеством диалогических жестов, то лаконичных, то развертываемых в просторные реплики. Обращение к собеседнику обрамляет роман: «Евгений Онегин» открывается посвящением и завершается авторским прощанием с читателем. Слово пушкинского романа широко распахнуто в область живых диалогических соприкасаний с собеседником и вне этих соприкасаний немыслимо. Мы сказали, что, устремляясь к собеседнику, художественная мысль Пушкина и его слово устремляются вовне.

Вывод:

Таким образом, композиция романа «Евгений Онегин» необычна, подобного второго романа в русской литературе создано не было. Пушкин явился новатором не только в жанре первого реалистического романа в стихах, но и в области языка, ведь автор явился основоположником русского литературного языка.

Из всего сказанного следует, что и в самом характере повествования, и в открытых высказываниях автора о героях, и в лирических отступлениях «личность поэта отразилась... с такой полнотою, светло и ясно, как ни в одном другом произведении Пушкина» (Белинский). В результате образ автора в романе предстает очень полно, с его взглядами, симпатиями и антипатиями, его отношением к важнейшим вопросам жизни.