Контрольная работа по литературе 9 класс 2 четверть

Л-9. Контрольная работа за II четверть.
Вариант I
I. Соотнесите названия литературоведческих терминов с их определениями.
Ответы запишите в виде нужного порядка цифр.
1. Двусложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.
2. Созданный Пушкиным лиро-эпический жанр, в котором помимо эпических
средств изображения действительности используются лирические.
3. Пьеса, в которой изображаются острые, неразрешимые жизненные
противоречия, непримиримый конфликт сильной личности с надличными
силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. Герой пьесы,
как правило, погибает, но одерживает нравственную победу, что должно
вызвать в зрителях потрясение, породить в них скорбь и сострадание.
4. Череда событий в эпическом или драматическом произведении, выстроенная
хронологически и положенная в основу сюжета.
Роман в стихах (1), трагедия (2), фабула (3), хорей (4).
II. Установите соответствие между героями романа «Евгений Онегин» и
деталями их портретов. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Герои
Детали портретов
А) Онегин
1) «кудри чёрные до плеч»
Б) Татьяна
2) «широкий боливар»
В) Ленский
3) «улыбка, локоны льняные»
4) «изнеженные пальцы»
III. Прочитайте строфу из стихотворения А.С.Пушкина:
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
Как называется это стихотворение? Из приведённого ниже перечня выберите
три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в
этой строфе:
1) анафора;
2) параллелизм;
3) метафора;
4) эпитет;
5) сравнение.
IV. Проанализируйте эпизод из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
«Последнее объяснение Татьяны и Онегина» (гл.VIII, стр.XLII-XLVII),
выполнив следующие задания (объём ответа на вопросы 1-3 это 3-4
предложения, а на вопрос 4 – 5-6 предложений):
1. Какими способами автор показывает душевное состояние Татьяны?
2. Как вы понимаете слова автора, предшествующие данному эпизоду?
Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь она воскресла в ней.
3. В чём данный эпизод является «зеркальным» отражением первого объяснения
Татьяны и Онегина?
4. Сравните монолог Татьяны с монологом Алёны Дмитриевны из «Песни про
царя Ивана Васильевича…» М.Ю.Лермонтова (со слов «Государь ты мой,
красно солнышко…» до слов «Дитя малое, неразумное…»). Что сближает и
различает героинь этих произведений?
V. Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина» и выполните
следующие задания (объём ответа на вопросы 1-4 это 3-5 предложений):
1. Почему поэт называет свою любовь к Родине странной?
2. С какой целью поэт изменяет ритмический рисунок и длину стиха во второй
половине стихотворения?
3. Какой хочет видеть поэт свою Родину в будущем?
4. Сравните стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина» со стихотворением
А.А.Блока «Россия». В чём общность и различия мироощущений лирического я
каждого стихотворения?
Из заданий IV и V выполняется одно по выбору учащихся.
Л-9. Контрольная работа за II четверть.
Вариант II
I. Соотнесите названия литературоведческих терминов с их определениями.
Ответы запишите в виде нужного порядка цифр.
1. Трёхсложный стихотворный размер с сильным вторым слогом в стопе.
2. Совокупность событий в эпических и драматических произведениях, порядок
и развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть
изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.
3. Поэтический жанр, представляющий собой стихотворное письмо,
произведение, написаннное в форме обращения к кому-либо и содержащее
призывы, просьбы, пожелания и т.п.
4. Большое эпическое произведение, всесторонне изображающее жизнь людей в
определённый период времени или в течение целой человеческой жизни и
характеризиующееся многолинейностью сюжета, охватывающего судьбы ряда
действующих лиц; наличием системы равнозначных персонажей; охватом
большого круга жизненных явлений, постановкой общественно значимых
проблем; значительной временной протяжённостью действия.
Роман (1), послание (2), амфибрахий (3), сюжет (4).
II. Установите соответствие между героями романа «Евгений Онегин» и их
высказываниями. К каждой позиции первого столбика подберите
соответствующую позицию второго столбца:
Герои
Их высказывания
А) Онегин
1) «Судьбу мою / Отныне я тебе вручаю»
Б) Татьяна
2) «Примите исповедь мою: / Себя на суд
вам отдаю»
В) Ленский
3) «Зачем вечор так рано скрылись
4) «Что день грядущий мне готовит?»
III. Прочитайте фрагмент стихотворения М.Ю.Лермонтова:
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
Как называется стихотворение? Из приведённого ниже перечня выберите
три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в
этом фрагменте:
1) сравнение;
2) анафора;
3) олицетворение;
4) эпитет;
5) гротеск.
IV. Проанализируйте сцену дуэли из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
(гл. VI, стр. XXVII-XXXI), выполнив следующие задания бъём ответа на
вопросы 1-4 это 3-5 предложений):
1. Почему Онегин и Ленский не смогли помириться и «разойтись полюбовно»?
2. Почему в сцене дуэли автор многократно повторяет слово «враги»?
3. Почему изменилось внутреннее состояние Онегина после убийства Ленского?
4. Сравните сцену дуэли из романа «Евгений Онегин» со сценой дуэли Гринёва
и Швабрина из романа «Капитанская дочка» со слов «Я дожидался недолго…»
до слов «Я упал и лишился чувств». В чём сходство и различия двух
изображённых дуэлей?
V. Проанализируйте стихотворение А.С.Пушкина «Бесы», ответив на
следующие вопросы:
1. О чём размышляет поэт в стихотворении «Бесы»?
2. Почему его лирический герой испытывает тревогу и смятение?
3. Какой смысл придаёт стихотворению многократное повторение первого
стиха?
4. Сравните стихотворение А.С.Пушкина «Бесы» со стихотворением
М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно». Чем близки и чем различаются
душевные состояния каждого лирического я?
Из заданий IV и V выполняется одно по выбору учащихся.
Л-9. Контрольная работа за II четверть. Ключ.
Вариант I.
I. 4; 1; 2; 3.
II. А-2; Б-4; В-1.
III. 1; 3; 4.
Вариант II.
I. 3; 4; 2; 1.
II. А-2; Б-1; В-4.
III. 1; 3; 4.
Л-9. Контрольная работа за II четверть. Приложение. Вариант I.
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин».
XLII.
Она его не подымает
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей...
О чем теперь ее мечтанье?
Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она:
"Довольно, встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.
XLIII.
"Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче - боже - стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь... Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно.
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой...
XLIV.
"Тогда - не правда ли? - в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась... Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
XLV.
"Я плачу... если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам...
А нынче! - что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?
XLVI.
"А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, встретила я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...
XLVII.
"А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна".
М.Ю.Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича…»
"Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня или выслушай!
Твои речи — будто острый нож;
От них сердце разрывается.
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюсь твоей немилости.
От вечерни домой шла я нонече
Вдоль по улице одинешенька.
И послышалось мне, будто снег хрустит;
Оглянулась — человек бежит.
Мои ноженьки подкосилися,
Шелковой фатой я закрылася.
И он сильно схватил меня за руки
И сказал мне так тихим шепотом:
"Что пужаешься, красная красавица?
Я не вор какой, душегуб лесной,
Я слуга царя, царя грозного,
Прозываюся Кирибеевичем,
А из славной семьи из Малютиной..."
Испугалась я пуще прежнего;
Закружилась моя бедная головушка.
И он стал меня целовать-ласкать
И, целуя, все приговаривал:
"Отвечай мне, чего тебе надобно,
Моя милая, драгоценная!
Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать,
Лишь не дай мне умереть смертью грешною;
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание!"
И ласкал он меня, целовал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные...
А смотрели в калитку соседушки,
И кому на глаза покажусь теперь?
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание!
На кого, кроме тебя, мне надеяться?
У кого просить стану помощи?
На белом свете я сиротинушка:
Родной батюшка уж в сырой земле,
Рядом с ним лежит мою матушка,
А мой старший брат, ты сам ведаешь,
На чужой сторонушке пропал без вести,
А меньшой мой брат — дитя малое,
Дитя малое, неразумное..."
М.Ю.Лермонтов. «Родина»
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
А.А.Блок. «Россия»
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
Л-9. Контрольная работа за II четверть. Приложение. Вариант II.
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»
XXVII.
"Мой секундант? - сказал Евгений, -
Вот он: мой друг, monsieur Guillot.
Я не предвижу возражений
На представление мое:
Хоть человек он неизвестный,
Но уж конечно малый честный".
Зарецкий губу закусил.
Онегин Ленского спросил:
"Что ж, начинать?" - Начнем, пожалуй, -
Сказал Владимир. И пошли
За мельницу. Пока вдали
Зарецкий наш и честный малой
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.
XXVIII.
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?
Давно ль они часы досуга,
Трапезу, мысли и дела
Делили дружно? Ныне злобно,
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно...
Не засмеяться ли им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
XXIX.
Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полок сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерял с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.
XXX.
"Теперь сходитесь".
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет, молча, пистолет,
XXXI.
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его... напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»
Я дожидался не долго. На другой день, когда
сидел я за элегией и грыз перо в ожидании
рифмы, Швабрин постучался под моим
окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к
нему вышел. "Зачем откладывать?" - сказал
мне Швабрин: - "за нами не смотрят.
Сойдем к реке. Там никто нам не помешает".
Мы отправились, молча. Спустясь по крутой
тропинки, мы остановились у самой реки и
обнажили шпаги. Швабрин был искуснее
меня, но я сильнее и смелее, и monsieur
Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне
несколько уроков в фехтовании, которыми я
и воспользовался. Швабрин не ожидал
найти во мне столь опасного противника.
Долго мы не могли сделать друг другу
никакого вреда; наконец, приметя, что
Швабрин ослабевает, я стал с живостию на
него наступать и загнал его почти в самую
реку. Вдруг услышал я свое имя, громко
произнесенное. Я оглянулся, и увидел
Савельича, сбегающего ко мне по нагорной
тропинке....... В это самое время меня сильно
кольнуло в грудь пониже правого плеча; я
упал и лишился чувств.
А.С.Пушкин. «Бесы»
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... «Что там в поле?» —
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
М.Ю.Лермонтов
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно
желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время - не стоит
труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и
следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? - ведь рано иль поздно их
сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным
вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...