Конспект урока "«Живые души» в творчестве А.И. Солженицына" 11 класс скачать


Конспект урока "«Живые души» в творчестве А.И. Солженицына" 11 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Актанышская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым
изучением отдельных предметов» Актанышского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект урока по литературе
в 11 классе
«Живые души» в творчестве А.И.Солженицына
(по рассказам «Матрёнин двор» и «Захар-Калита»)
(подготовка к итоговому сочинению по литературе)
«Авторская разработка»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Усманова Римма Александровна
Актаныш 2015
Форма проведения урока: урок-исследование, урок-поиск
Цели урока:
1) раскрыть идейно-тематическое содержание представленных рассказов;
показать характерные черты «живых душ» России 50-60 годов 20 века;
2) совершенствовать навыки сопоставительного анализа художественного
произведения; умение размышлять, сравнивать художественный и
реальный мир; развивать навыки составления проектно-
исследовательской работы и вырабатывать умение организации работы в
интернете; умение отбирать необходимый для итогового сочинения
материал
3) приблизить учащихся к высоким моральным взглядам на жизнь;
воспитание нравственных качеств: уважения к старшим, любви к родной
земле.
Дидактическое пространство урока: портреты писателя; музыкальное
сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната»); тексты рассказов;
мультимедийная система; «Сравнительная таблица характеристики главных
героев»
ХОД УРОКА.
I. Эмоциональное вступление учителя (звучит музыка Бетховена
«Лунная соната»). Чтение отрывка из стихотворения Е.Евтушенко «Людей
неинтересных в мире нет»
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил
Он интересен был среди людей
Самою незаметностью своей…
II. Постановка цели урока. Эвристическая беседа по прочитанным
дома рассказам.
Сегодня поговорим о незаметных, но интересных людях, с которыми жил
рядом, встречался с ними, наблюдал за их жизнью писатель 20 века, лауреат
Нобелевской премии Александр Исаевич Солженицын и живо,
правдоподобно рассказал о них в своих лучших произведениях «Матренин
двор» и «Захар-Калита» и по данным произведениям подготовим рабочий
материал для написания итогового сочинения по литературе.
1. Что взволновало и поразило вас в данных рассказах? (открытость
повествования; философичность размышлений героев и автора; вечные
проблемы смысла жизни; обеспокоенность героев за судьбы страны;
живой народный язык; выразительные описания портрета, интерьера
деревенского дома, картин истории)
2. Что, на ваш взгляд, объединяет эти два рассказа, этих двух героев
произведений?
- Временные рамки событий и действий - 50-60 годы, нутряная, кондовая
Россия
- место событий – заброшенное село
- простота, убогость, человеколюбие, патриотизм…героев рассказов
3. С кем из героев русской литературы можно их сопоставить? (Матрёну
Васильевну с героинями из лирики Н.А.Некрасова, Захара-Калиту с
героями из «Записок охотника» И.С.Тургенева, Н.Лескова)
Учитель: Оба рассказа являются этапами осмысления писателем феномена
«простого человека», носителя массового сознания. Герои обоих рассказов
«простые люди», жертвы обездушивающего мира. Люди не чувствуют себя
хозяевами. Система, власть превращают человека в «винтик». Но герои
Солженицына, несмотря ни на какие трудности в личной судьбе, переживают
за судьбу своей земли, своего народа, борются за звание ЧЕЛОВЕКА. Во
многом наши герои Матрёна Васильевна и Захар-Калита сродни гоголевским
крестьянам из знаменитого списка Чичикова: голодные, бедные, униженные и
оскорблённые, но столько света и тепла, доброты и участия в них! Это
«живые» души России, о которых с любовью писал классик 19 века
Н.В.Гоголь в знаменитой поэме «Мёртвые души», а писатель 20 века
Солженицын логично продолжил эту галерею «живых» душ.
III. Cообщение-экскурс I-исследовательской группы. В девятом классе
при изучении поэмы мы знакомились с «мертвыми и живыми душами».
Вспомним, кто они эти «живые и мертвые души».
На страницах поэмы «Мертвые души» наиболее подробно представлены
образы современных Н.В.Гоголю представителей господствовавших в то
время общественных слоев. Это и есть «мёртвые души». Гоголь показывает
эти образы в порядке возрастающей деградации. С большой
выразительностью в «портретных» главах дана картина упадка помещичьего
класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез, Манилова, к
«дубинноголовой» Коробочке, от нее – к бесшабашному моту, вралю и шулеру
Ноздреву, далее к оскотиневшемуся кулаку «прорехе на человечестве» -
Плюшкину ведет нас Гоголь, показывая все большее моральное падение и
разложение представителей помещичьего мира.
«Мертвым душам» поэмы противопоставлены «живые» - народ
талантливый, трудолюбивый, многострадальный. Гоголь видел бесправие
крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание, которые
явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй,
крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево,
плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. Но и в этой
социальной подавленности Гоголь видел живую душу «бойкого народа» и
расторопность ярославского мужика. Он с восхищением говорит о
способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы.
Крепостной богатырь, плотник Пробка «в гвардию годился бы». Он исходил с
топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей
создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин
мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников
«что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо».
Несмотря на то, что крестьяне изображены автором далеко не в розовых
красках, они надежда писателя. Они «живые души». Пусть они не ухоженные,
бедные, их души умеют думать, сострадать.
Учитель: Ребята, давайте в ходе урока попытаемся доказать, что герои
А.И.Солженицына «живые души». Что их объединяет и в чём их различие?
III. Выступление II-исследовательской группы по теме «История
героев в произведениях и в истории России»
Учитель: Оба героя живут в «кондовой», «нутряной» России 50-60 годов
двадцатого столетия
Группа справочной службы работала дома над незнакомыми словами в
рассматриваемых произведениях и подготовила толковый словарик (по ходу
урока слова проецируются на экране)
Справочный материал из «Толкового словаря» С.И.Ожегова:
Кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои.
Нутряной – внутренний, отдалённый
Предполагаемые ответы учащихся:
- Основные события в жизни Матрёны Васильевны: разбитая любовь, смерть
шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в колхозе за палочки,
тяжелая немочь- болезнь, горькая обида на колхоз.
- Основные события в жизни Захара-Калиты: беднейший мужик из села
Куликовки; выпал из класса «колхозного крестьянства»; участвовал на фронте;
не имеет даже избы; самовольно произвёл себя в смотрители Куликова поля.
- Герои Солженицына на своем веку испытали много страданий, но, несмотря
на все эти сложности судьбы, даже огонь войны души их не сжег. Они не
сломались и после войны остались такими же твердыми духом, верящими в
добро и справедливость. Это ли не настоящий русский характер!
Жизнь и судьба Матрёны и Смотрителя Куликова поля во многом напоминают
судьбы тысяч сельских жителей.
IV. Наблюдения над развитием образной характеристики героев по
представленному плану:
1. Портретная зарисовка героев, художественные детали.
(описания портрета даны в таблице)
V. Игровая ситуация. Интернет-поиск материала по заданной тематике:
- найти сайты, где можно познакомиться с произведениями
А.И.Солженицына
- найти портреты, фотографии героев анализируемых произведений
или их схожие по описанию портреты
Матрёна Васильевна Захарова Василий Поленов. Собрание
известных картин
у своей избы. 1956 год. Сказитель былин Никита Богданов
2. Черты характера, примеры из рассказов (записи в таблице)
Какие общие черты характера вы заметили в данных образах?
Предполагаемые ответы учащихся:
- духовность- подвижничество – праведность
- И Матрену, и Захара-Калиту связывает одно, как говорит Солженицын:
«Было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа» Как
и наш Смотритель, Матрена забывается в работе, отдавая ей всю себя. Именно
работа спасает их от антигуманного