Презентация "Николай Васильевич Гоголь" 8 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Николай Васильевич Гоголь

К изучению комедии «Ревизор»

8 класс

Стремление отдать все силы общему благу, отечеству, совершить великое, благородное дело, нужное «потомству», было главной идеей, главной «страстью» всей жизни Гоголя. Писатель чувствовал как бы личную ответственность за совершающееся в мире зло и несправедливость, он ощущал себя призванным способствовать искоренению зла и торжеству добра.

  • Стремление отдать все силы общему благу, отечеству, совершить великое, благородное дело, нужное «потомству», было главной идеей, главной «страстью» всей жизни Гоголя. Писатель чувствовал как бы личную ответственность за совершающееся в мире зло и несправедливость, он ощущал себя призванным способствовать искоренению зла и торжеству добра.
  • И. В. Карташова
  • Гоголь – поэт, поэт жизни действительной… Как все это просто, обыкновенно, естественно и верно и, вместе, как оригинально и ново!
  • В. Г. Белинский «О русской повести и повестях Гоголя»

7 октября 1835 года Н.В.Гоголь пишет А.С.Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта!»

  • 7 октября 1835 года Н.В.Гоголь пишет А.С.Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта!»

Стремление отдать все силы общему благу, отечеству, совершить великое, благородное дело, нужное «потомству», было главной идеей, главной «страстью» всей жизни Гоголя. Писатель чувствовал как бы личную ответственность за совершающееся в мире зло и несправедливость, он ощущал себя призванным способствовать искоренению зла и торжеству добра.

  • Стремление отдать все силы общему благу, отечеству, совершить великое, благородное дело, нужное «потомству», было главной идеей, главной «страстью» всей жизни Гоголя. Писатель чувствовал как бы личную ответственность за совершающееся в мире зло и несправедливость, он ощущал себя призванным способствовать искоренению зла и торжеству добра.
  • И. В. Карташова
  • Гоголь – поэт, поэт жизни действительной… Как все это просто, обыкновенно, естественно и верно и, вместе, как оригинально и ново!
  • В. Г. Белинский «О русской повести и повестях Гоголя»

Комедия – один из видов драматического искусства.

Жанры комедии

развлекательные

фарс

интермедия

водевиль

«серьезные»

сатира

лирическая комедия

Какую цель преследовал Н. В. Гоголь, приступая к созданию «Ревизора»?

1. Какие распоряжения отдает глава города? 2. Если речь идет о серьезной проверке, чего следует бояться чиновникам? 3. Проанализируйте состояние каждого из чиновников, находящихся в кабинете городничего. Как сказалось услышанное сообщение на их внешнем виде: что изменилось в лице, жестах, интонациях?

Остановим свое внимание на городничем

1. Какова функция городничего как человека?

2. Каким мы видим городничего : энергичным, решительным или впавшим в панику, подавленным?

3. Каким городничий хочет казаться? 4. Каково отношение к нему чиновников? 5. Какие распоряжения он отдает?

Перед нами энергичный, решительный человек, он деловито сообщает чиновникам, для чего их собрал. Зная, что обычно проверки ревизора носят поверхностный характер, он и дает наставления, не требующие коренных перемен. Ловкий, проницательный человек, он, как и его подчиненные, не свободен от «грешков», и чувствуется, что эти «грешки» делают его уязвимым. Ему хочется обнаружить свою проницательность, дальновидность, интуицию.

  • Перед нами энергичный, решительный человек, он деловито сообщает чиновникам, для чего их собрал. Зная, что обычно проверки ревизора носят поверхностный характер, он и дает наставления, не требующие коренных перемен. Ловкий, проницательный человек, он, как и его подчиненные, не свободен от «грешков», и чувствуется, что эти «грешки» делают его уязвимым. Ему хочется обнаружить свою проницательность, дальновидность, интуицию.

Что представляет собой Хлестаков?

• Выразительно прочитайте монолог слуги Хлестакова(Д. ІІ, явл. 1)

• Что нам становится известно о молодом барине?

• Исходя из реплик Хлестакова, его монологов в 3 и 5 явлениях действия ІІ, дайте характеристику этому персонажу.

• Что же Хлестаков собой представляет?

С какой целью Гоголь показывает встречу городничего с Хлестаковым во втором действии, а не раньше?

Опиши ситуацию: Хлестакову сообщили, что прибыл городничий.

• Каково поведение Хлестакова?

• Какие чувства овладели им?

• Как, с помощью чего автор подсказывает нам психологическое состояние Хлестакова?

• Каково поведение должностного лица?

• Что помешало городничему трезво оценить обстановку и понять: перед ним обыкновенный шарлатан, никчема и проходимец?

Сравните два портрета – Хлестакова и городничего.

  • Сравните два портрета – Хлестакова и городничего.
  • А теперь перенесите эти две фигуры в маленький грязный гостиничный номер.
  • В чем комизм ситуации?
  • Когда городничий наконец овладел ситуацией?
  • Когда Хлестаков перестал бояться?

Можно ли согласиться с Гоголем, который писал о своем герое: «Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек… Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо?» • Каково ваше впечатление от первого знакомства с Хлестаковым?

Сделаем выводы:

  • Страх подготовил почву для обмана, и городничий не распознал в Хлестакове обыкновенного хлыща. Хлестаков, рассказывая о себе, о своем намерении ехать в Саратовскую губернию, вовсе не лжет. Городничего поразило не «вранье» Хлестакова – он ведь и готовился к тому, что «ревизор» будет играть роль, а то, что он при этом «и не покраснеет». Говоря чистую правду, Хлестаков спровоцировал всю хитроумную игру городничего и чиновников не лукавством, а чистосердечием. Опытный плут вряд ли провел бы городничего: ушлый , умудренный чиновник раскусил бы его. Но непреднамеренность поступков Хлестакова сбила городничего с толку.

Доволен ли Хлестаков оказанным ему приемом? Осмотром города?

Как ведет себя Хлестаков в доме городничего?

• Что смешит нас в рассказе Хлестакова?

• Какие реплики Хлестакова настолько нелепы, что самого его застают врасплох? Как он с ними справляется?

• В чем комизм ситуации, когда Хлестаков рассказывает о своих знатных друзьях?

• Что дает Хлестакову возможность беспрепятственно подниматься по лестнице величия?

• Как ему удается заставить стольких людей верить в то, что он говорит?

Прочитайте в лицах 7 явление действия ІІІ.

  • Прочитайте в лицах 7 явление действия ІІІ.
  • Каковы отзывы чиновников о Хлестакове?
  • Что произошло с Хлестаковым? Почему из запуганного, униженного работниками гостиницы неплательщика, никчемы перед нами возник наглый, распоясавшийся взяточник?
  • Кто способствовал тому, что из него полезла его жалкая сущность; ничтожная этакая столичная штучка, которая, ко всему глупая и никчемная, вдруг сказала
  • о себе?

Прочитайте в лицах 8 явление действия ІІІ.

  • Прочитайте в лицах 8 явление действия ІІІ.
  • Найдите ключевые слова характеристики Хлестакова, данной Анной Андреевной и Марьей Антоновной.

«Приятный, милашка, столичная штучка», но ничего о его умственных способностях. Почему же Хлестаков понравился обеим женщинам?

  • «Приятный, милашка, столичная штучка», но ничего о его умственных способностях. Почему же Хлестаков понравился обеим женщинам?

На приеме у «господина финансова»

  • Почему именно Земляника предлагает дать взятку Хлестакову?
  • Почему судья соглашается идти первым к чиновнику, приехавшему из Петербурга?
  • Прочитайте в лицах 4 и 5 явления. В чем комизм ситуации?
  • Понимает ли Хлестаков, что происходит и что значат эти визиты?

Чем интересна беседа развязного Хлестакова и бойкого почтмейстера? Проследите: не выдает ли Хлестакова его поведение?

  • Чем интересна беседа развязного Хлестакова и бойкого почтмейстера? Проследите: не выдает ли Хлестакова его поведение?
  • Зачем Земляника доносит на почтмейстера и судью? Почему ни слова не говорит о городничем? Почему не спешит расстаться со своими деньгами? Почему ему хочется произвести благоприятное впечатление на «ревизора»?
  • Как выглядит Хлестаков? Как слушает собеседника?

Что сообщают купцы Хлестакову? Над чем мы смеемся?

  • Что сообщают купцы Хлестакову? Над чем мы смеемся?
  • Что такое юмор? Над чем мы смеемся в этих сценах?
  • Почему, обращаясь к Хлестакову, купцы называют его «господином финансовым»?
  • На что жалуется слесарша и унтер-офицерша?
  • Как Гоголь показывает зрителю, что обиженных в городе еще очень много?

Какую роль в комедии играет Осип?

  • Каковы взаимоотношения Осипа со своим хозяином? Почему Хлестаков безропотно выносит издевательства слуги?
  • Как в монологах Осипа прослеживается мысль о том, что из подобных ситуаций, в которые они с Хлестаковым попадали, есть выход?
  • Что было бы с Хлестаковым, если бы у него не было такого слуги, как Осип (ушлого, хитрого и т. п.)?

Разоблачение Хлестакова Позор городничего

• Какими чувствами руководствовался Хлестаков, когда писал письмо Тряпичкину, в котором рассказал обо всех чиновниках?

• Испытывал ли Хлестаков хоть малейшие угрызения совести? Не было ли сомнений, когда писал о людях, кормивших его, снабдивших деньгами?

• Каково ваше отношение к выходке Хлестакова – написанию письма Тряпичкину?

• Какой радостью обуян городничий?

• Что вы думаете о главе города?

• На ваш взгляд, то, что приготовила ему судьба, он заслужил или нет?

• Каково отношение чиновников к неожиданному счастью городничего?

Хлестаков не просто уехал. Он уехал, сделав предложение дочке городничего, обнаружив при этом свою «легкость в мыслях необыкновенную». У него не только слова, но и действия «вылетают… совершенно неожиданно». Только что став женихом, он немедленно покидает невесту навсегда и только потому, что экипаж уже подан.

  • Хлестаков не просто уехал. Он уехал, сделав предложение дочке городничего, обнаружив при этом свою «легкость в мыслях необыкновенную». У него не только слова, но и действия «вылетают… совершенно неожиданно». Только что став женихом, он немедленно покидает невесту навсегда и только потому, что экипаж уже подан.

Почтмейстер. Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор.

Почтмейстер. Удивительное дело, господа! Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор.

Все. Как не ревизор?

Почтмейстер. Совсем не ревизор, - я узнал это из письма.

Городничий. Что вы? что вы? из какого письма?

Почтмейстер. Да из собственного его письма…

Сцена исступления городничего, негодующего на себя, на весь мир, на всех тех, кто может, кто должен над ним смеяться, «скалить зубы и бить в ладоши», является едва ли не лучшей во всей комедии.

  • Сцена исступления городничего, негодующего на себя, на весь мир, на всех тех, кто может, кто должен над ним смеяться, «скалить зубы и бить в ладоши», является едва ли не лучшей во всей комедии.
  • «Вы думаете, - писал о ней Белинский, - ему стыдно, мучительно стыдно видеть себя так жестоко одураченным собственною ошибкою, так тяжко наказанным за свои грехи? Как бы не так!.. Городничий пришел в бешенство, что допустил обмануть себя мальчишке…»

В какой сцене заключена развязка комедии?

• Почему монолог городничего – важнейшее звено пятого действия?

• Как такой опытный, много повидавший на своем веку человек дал обмануть себя прощелыге и никчеме?

Прочитайте немую сцену. Что трагического в ней мы чувствуем?

Есть ли в комедии

  • Есть ли в комедии
  • честное лицо?

    Кого сам автор считал

    честным лицом своей комедии?

Издания «Ревизора»

Еще с самых времен прошлых… я пламенел неугасимой ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел желанием принести хотя малейшую пользу.

  • Еще с самых времен прошлых… я пламенел неугасимой ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел желанием принести хотя малейшую пользу.
  • Н. В. Гоголь