Интегрированный урок по литературы и истории "Талант - начало мятежа" в 11 классе


Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение «Троицкая СОШ»,
Новохоперский район, Воронежская область
Разработка интегрированного урока
по истории и литературе в 11 классе
с применением деятельностного подхода по теме
«Талант – начало мятежа»
Подготовили: Степина Людмила Дмитриевна,
учитель литературы,
Перфильева Елена Петровна, учитель истории
Троицкое, 2014 г.
Урок – проект: «Талант – начало мятежа»
Тип: урок-изучение новой темы
Вид урока: интегрированный урок-конференция (литература, история)
Подготовка: работа по исследованию культуры середины 50-х начала 60-х
годов ХХ века и подготовке сообщений и презентаций к уроку.
Цели урока:
Развивающие: Продолжить работу по обучению навыкам проектно-
исследовательской деятельности и навыкам работы с различными
источниками информации.
Вызвать интерес к культурному наследию прошлого.
Образовательные:
Познакомить обучающихся с основными явлениями и процессами
культурной жизни страны, политикой государства в области культуры.
Сформировать у школьников представление о тенденциях развития
отдельных областей литературы и искусства, проявившихся в 1960-е годы.
Помочь обучающимся «вжиться» в эпоху.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к своей стране, чувство уважения к истокам и наследию
прошлого.
Способствовать развитию желания воспринимать и понимать искусство.
Рразвивать творческие и интеллектуальные способности.
Прививать желание к самосовершенствованию, к обретению внутренней
гармонии посредством интегрированного восприятия литературы и
искусства.
Продолжить формирование культуры мышления и речи, навыков
взаимосотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие сотрудничества в работе над проектом;
Метапредметные: совершенствование навыков публичного выступления в
курсе изучения истории и литературы.
Предметные: развитие умений работать с печатными источниками и
интернет-ресурсами
Методические приемы: урок-конференция с элементами лекции и
театрализации; решение познавательных и творческих задач, дискуссия,
составление доклада, погружение в историческую эпоху.
Оборудование: портрет В.И. Ленина, портреты и произведения поэтов и
писателей периода «оттепели», записи музыки и песен того времени. Лицевая
сторона класса оформлена под зал заседаний – трибуна, графин с водой, стол,
накрытый красной скатертью; портреты киноактеров и репродукции картин о
жизни середины ХХ века.
Оформление классной доски: эпиграфы урока «Жажда исторической правды
подобна прибою, гребень предыдущей волны выше предшествующей»
(М.Гефтер)
«Мы еще не знаем того общества, в котором живем» (Ю.В.Андропов)
Ход урока
I. Вступительное слово учителя истории.
Сегодня мы начинаем большой разговор о духовной жизни общества в 60-е
годы ХХ века. Нельзя понять историю, не зная, как и чем жил человек.
Понять людей этой эпохи значит понять себя и окружающую жизнь.
Многие из тех, кто управляет сегодня обществом, кто учит вас, ваши
дедушки дети той эпохи. Говорят, понять значит наполовину простить.
Давайте вместе пролистаем страницы истории, которые и есть наша жизнь.
II. О теме и задачах урока учитель литературы.
Вы уже знаете, что сегодняшний урок будет посвящен событиям времени с
середины 50-х до середины 60-х годов ХХ века. Тема нашего урока
«Талант начало мятежа», литература и искусство периода так называемой
«оттепели». Эпиграфами уроков мы взяли слова известных политиков(
чтение эпиграфов на доске). Наши уроки пройдут в форме научной
конференции, к которой мы с вами тщательно готовились: создали
атмосферу, которая царила на заседаниях и конференциях, собраниях в 60-е
годы, собирали необходимый материал, разучивали стихи, подбирали
музыку, исследовали исторические источники.
План конференции.
Распечатанные листы лежат на партах. Обучающиеся знакомятся с планом.
I. «Поэт в России больше, чем поэт» (Е.Евтушенко)
1. «Людей неинтересных в мире нет…» (о Е.Евтушенко)
2. Суд над «окололитературным» тунеядцем (об И.Бродском)
3. «Не боялся ни слова, ни пули
И в привычные рамки не лез» (о В. Высоцком)
4.»Повесть, которую читали все» (о творчестве А.И.Солженицина)
5. Василий Шукшин – художник « деревенской прозы».
II. Искусство во власти идеологических стереотипов.
1. Скандал в Манеже.
2. Темы и направления в живописи.
3. Небезызвестный Эрнст Неизвестный.
4. Архитектурный «волюнтаризм».
III. Кино и театр.
1. Кино для всех и кино не для всех.
2. Звезды театра.
В конце уроков вам предстоит дать ответы на вопросы: 1. Можно ли
утверждать, что, несмотря на «оттепель», система продолжала
контролировать духовную сферу жизни общества? Каковы были последствия
официальной политики в этой сфере? 2. В чем вы видите противоречивость
культурной политики Н.С. Хрущева? 3. Как складывались взаимоотношения
Н.С. Хрущева с творческой интеллигенцией?
Лекция учителя истории.
1960-е годы называю периодом «оттепели», и прежде всего в
культурной жизни страны. Жажда обновления и свободы охватила все
общество. Появились новые авторы и новые произведения, выросли
количество и тиражи журналов и издательств. Были созданы журналы:
«Москва», «Нева», «Юность», «Иностранная литература», «Наш
современник», «Дружба народов» и другие. Всего 38 журналов.
Было несколько ослаблено идеологическое давление в области
музыкального искусства, живописи, кинематографии. Руководитель студии
художников-абстракционистов Э.Белютин вспоминает: «Все в 1960-е годы
напоминало приглашение к свободе. Но было ли это свободой? Нет.
«Человеческий», подчас нелепый и вздорный социализм Хрущева, который
нелепыми толчками двигался по стране, рождал даже у просталинских
кадров желание почувствовать себя людьми». Было ли это на самом деле
духовным обновлением?
Несмотря на оттепель, система продолжала жестко контролировать
духовную жизнь общества. В это время стали модными всесоюзные
совещания и встречи ЦК КПСС с деятелями литературы и искусства.
Суждения руководителей страны, высказывания на таких встречах,
становились официальной оценкой деятельности той или иной группы или
направления в искусстве.
Учитель литературы.
- Это время с легкой руки писателя Ильи Эренбурга получило название
«оттепель». После выхода повести с одноименным названием читаем:
«Стоят последние дни зимы. На одной стороне улицы еще мороз (сегодня
минус двенадцать), а на другой с сосулек падают громкие капли…до весны
уже рукой подать…» эта пейзажная зарисовка стала метафорой
«исторического межсезонья» с его тревогами и ожиданиями. Надеждами и
разочарованиями. После смерти Сталина, в преддверии ХХ съезда, а
особенно после того, как стал известен доклад Хрущева о культе личности
Сталина, общественном мнении возникло ощущение близких перемен,
теперь уже благоприятных. «Привычно поскрипывавшее в медлительном
качании колесо истории вдруг сделало первый видимый нам оборот и
закрутилось, сверкая спицами, обещая и нас, молодых, втянуть в свой обод,
суля движение, перемены жизнь» - так передавал настроение тех лет
известный «шестидесятник», соратник А. Твардовского по «Новому миру» В.
Лакшин.
Духовное обновление жизни общества характеризовалось ослаблением
«информационной блокады» и возвращением произведений М. Булгакова, М.
Зощенко, А. Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, И. Бабеля, М.
Цветаевой и других. Изданные в 60-е годы произведения этих писателей до
сих пор занимают важное место в семейных библиотеках. Приоткрылся
«железный занавес», и советские люди смогли познакомиться с книгами
зарубежных авторов, вообще с западной культурой, несколько десятилетий
находившейся практически под запретом в Советском Союзе.
Сам дух времени был «оттепельным». Это способствовало рождение
значительных произведений во всех видах искусства. Процесс оживления
культурной жизни шел бурно, трудно и противоречиво. В эти же годы была
организована травля Б. Пастернака, раскручивались судебные процессы
«диссидентов и клеветников» Синявского и Даниэля и «тунеядца» И.
Бродского, был арестован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Не
случайны слова Н.С. Хрущева «Творческая активность в сфере литературы и
искусства должны быть проникнуты духом борьбы за коммунизм, развивать
социалистическую сознательность и групповую дисциплину».
Учитель истории.
Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии, в наше время в
стране врожденное. Всплески интереса к поэзии совпадают с особенно
острыми историческими периодами. Лирика становится выразителем
времени, откликается на события и перемены. Так было всегда: в годы
революции, в годы Великой Отечественной войны и мирной жизни.
Учитель литературы.
Но первые несколько лет «оттепели» стали настоящим поэтическим
бумом» открытие памятника Маяковскому в Москве летом 1958 года (показ
слайда) превратилось в событие литературное люди выходили из толпы и
читали свои стихи. Другим поэтическим центром стал зал Политехнического
музея. Зал не вмещал всех желающих, и поэтические вечера переместились в
Лужники, на стадионы. Это было выражением бурной активизации духовной
жизни, стремлением услышать новое и быть услышанным, духовное
раскрепощение.
Выборы президиума конференции.
Конференция.
Заслушиваются доклады (сообщения).
Председатель президиума: «По первому вопросу заслушивается доклад
«Поэт в России больше, чем поэт». Докладчики (фамилии, имена учащихся)
1. «Поэт в России больше, чем поэт».
Сообщение ученика:
-В начале «оттепели» были особенно популярны стихи молодых поэтов…
Они стали лидерами поэтической группы «шестидесятников». Их поэзия
была проникнута жаждой свежести, новизны, надежд…
2.«Людей неинтересных в мире нет»
Сообщение учащегося о поэте Евгении Евтушенко. Со страниц «Правды»
поэт призывал к обновлению общества. Чтение стихотворения «Людей
неинтересных в мире нет».
3. Суд над «окололитературным тунеядцем»
Сообщение участника конференции о поэте Иосифе Бродском.
-Значительной фигурой 60-х годов, отличающейся от официально
признанных советских поэтов был Иосиф Бродский.
Чтение стихотворения «Стансы».
Учитель литературы.
-«Поэтический бум» времен «оттепели» нашел выражение в явлении так
называемой «авторской песни». Название это условно подразумевает
творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, стихов,
исполнителя и аккомпаниатора.
Учитель истории.
-Время 1960-х г. позже назовут магнитофонной революцией. Тогда были
очень популярны магнитофонные записи вот именно на таких магнитофонах
с кассетами-бобинами. Вот этот магнитофон появился в 1960-е годы.
Послушайте запись «Песни про троллейбус». Записи иногда делали
самодельные, на рентгеновских снимках, как тогда говорили, «на костях»,
выходили записи и на таких гибких пластинках (показ) по 2-4 песни. И так
как многих поэтов-бардов не печатали, или печатали небольшим тиражом,
часто распространялись стихи, да и проза, перепечатанные от руки на
машинке, так называемый «самиздат».
Итак, мы подошли к следующему вопросу нашей конференции «Не
боялся ни слова, ни пули, и в привычные рамки не лез». Послушайте песню в
исполнении Булата Окуджавы «Молитва»(запись песни)
Булат Окуджава о себе и о Высоцком сказал так: «Мы оба страдали от
несовершенства действительности. Но если у меня ирония, у него
сарказм. Я страдал тихо, он делал это ярко и громко».
Сообщение ученика под запись песни В. Высоцкого.
-Авторская песня стала общественным движением 60-х годов XX века,
существует она и сегодня. Именно она стала пиком «оттепели»
Учитель литературы.
- Авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов ХХ века,
существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно годы «оттепели»,
когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна пела
песни «неофициальные», соответствующие духу времени, духу романтики,
воздуху свободы, песни, обычно простые по мелодии и глубокие по смыслу,
заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы,
Александра Городницкого, Александра Галича, Юрия Визбора, Владимира
Высоцкого и многих других. «Неформальность» авторской песни как раз и
составляет ее главную притягательную силу. Авторская песня обращена к
каждому и она про каждого.
Исполнение учеником песни Высоцкого «Я не люблю».
Чтение воспоминаний о Высоцком.
В.И.Старшинов – заслуженный мастер спорта по хоккею;
С.С.Говорухин – кинорежиссер и драматург.
В.Высоцкий о себе.
А.Вознесенский «Памяти Высоцкого».
Высоцким написано более 900 песен и стихотворений, сыграно более
20 ролей в театре и 30 в кино. Песня Высоцкого «Спасите наши души»
Учитель литературы.
К концу «оттепели» поэзия «шестидесятников» стала переживать
кризис. Все лучшее осталось на рубеже 60-х. Поэты - «шестидесятники»
учили, просвещали своих читателей, они сделали поэзию масштабным
общественным явлением. Внешний успех, ориентация на огромную
аудиторию заставляли приспосабливаться к массовому вкусу, к требованиям,
дозволенным цензурой. Отсюда сожаление о ненаписанном, несделанном, не
рождённом.
Учитель истории.
-К середине 60-х годов надежды на обновление, на возрождение «ленинских
норм» угасли. Несмотря на появление новых произведений, в целом
политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определенные
границы. На одной из встреч с литераторами Хрущев заявил: «Вовсе не
означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора
самотека… Партия проводила, и будет последовательно проводить
ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний».
Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» в духовной
жизни стало «дело Пастернака». Вы знакомы с его творчеством из курса
литературы. Но настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в
свет произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
4. «Повесть, которую читали все» - название следующего вопроса нашей
конференции.
Учитель литературы.
- «Через два-три дня о повести неизвестного автора говорил весь город, через
неделю – страна, через две недели – весь мир. Повесть заслонила собой
многие политические и житейские новости : о ней толковали дома, в метро,
на улицах. В библиотеках 11-ый номер «Нового мира» рвали из рук. В
читальных залах нашлись энтузиасты, сидевшие до закрытия и
переписывающие повесть от руки» - писал Лакшин о повести Александра
Исаевича Солженицина «Один день Ивана Денисовича».
А вот и другое мнение.
Учитель истории.
- «Я считаю это недопустимым. Пусть её изучением займутся историки. И им
решать, нужно ли знать о ней народу. Я считаю, что ей место в архиве. Я
считаю, что нельзя подобными произведениями засорять нашу литературу.
Вы скажете, что Н.С.Хрущев считает… Но не будем забывать, что он все-
таки не литератор. А если мы сейчас дадим «зеленый свет» - до детей дойдет.
А они скажут: «Вот вы какие отцы». Я считаю, нам нужно подумать к чему
может привести подобная оценка повести.
Подумайте, товарищи, я думаю, мы смело можем отказать, сославшись
только на то, что это ни в коем случае не литература. Это историческая
хроника, это публицистика… не литература, а премию-то мы дали в области
литературы. Противоречием постановлению партии и правительства. Я бы не
рисковал на вашем месте».
Сообщение учащегося об А.И.Солженицыне
-Как писатель, Солженицын сложился в ГУЛАГе. Свои стихи и прозу он не
записывал, а заучивал наизусть ….
Учитель истории
- «Один день Ивана Денисовича» разрастается до пределов целой
человеческой жизни, до масштабов народной судьбы, до символа целой
эпохи в истории России.
Продолжение доклада учащегося об А.И.Солженицыне.
-Писательская судьба Солженицына сложилась драматически.
Учитель литературы.
- Произведения, явившиеся этапными в оттепельное время, стали импульсом
к развитию нового направления в литературе: «деревенской прозы». В центре
внимания писателей-«деревенщиков» была послевоенная деревня, нищета и
бесправие крестьян. Сами писатели были в основном выходцами из деревни.
Именно в русле деревенской прозы сложились такие большие художники,
как Василий Белов, Валентин Распутин, Василий Шукшин, Виктор Астафьев,
Федор Абрамов, Борис Можаев. Поэтика «деревенской» прозы была
ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни, которые должны
были заменить дискредитировавшую себя государственную идеологию.
Учитель истории.
-После того как крестьянство получило наконец паспорта и стало
самостоятельно выбрать себе место проживания, начался массовый отток
населения, особенно молодежи, из сельской местности в города. Оставались
полупустые, а то и вовсе обезлюдевшие деревни, где царили вопиющая
бесхозяйственность и почти повальное пьянство среди оставшихся жителей.
В чем причина таких бед? «Деревенская» проза дала картину жизни русского
крестьянства в XX веке, показала последствия всевозможных экспериментов
над сельским хозяйством и нынешнюю его деградацию.
5. Василий Шукшин – художник деревенской прозы.
Сообщение учащегося о Шукшине В.М.
«Один из талантливейших писателей, писавших о людях и проблемах
деревни…
Учитель литературы.
- Герои рассказов Шукшина деревенские люди, сталкивающиеся с городом,
или горожане, попадающие в село. Новаторство В.М. Шукшина связано с
обращением к особому типу –«чудакам», вызывающим неприятие
окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными
представлениями о добре, красоте, справедливости. Человек в рассказах
Шукшина часто не удовлетворен своей жизнью, он чувствует наступление
всеобщей стандартизации и пытается выразить собственную
индивидуальность. «Упорный» изобретает на досуге вечный двигатель,
другой герой на сбереженные деньги покупает микроскоп и мечтает
придумать средство против микробов, некоторые герои «философствуют»,
пытаясь «переплюнуть», «срезать городских». Часто деревенские жители
просто не видят смысла своего существования в работе на земле, как их
предки. И либо уезжают в города, либо занимаются другим делом, либо
«после отсидки» не знают, как теперь жить на воле. Таков герой Шукшина в
художественном кинофильме «Калина красная»
Просмотр фрагмента из художественного кинофильма «Калина красная».
II. Искусство во власти идеологических стереотипов.
Учитель истории.
- Итак, мы подошли ко второму этапу нашей конференции.
Контроль партийного аппарата за деятельностью творческой интеллигенции
постоянно усиливался. На встречах Хрущев по-отечески настаивал писателе
и художников, как им следует работать, критиковал «формалистов»,
оторвавшихся от народа. Никита Сергеевич плохо разбирался в вопросах
культуры, и делал эти внушения зачастую по подсказке подхалимов,
преследовавших свои корыстные и эгоистические цели. И мало кто имел
достаточно мужества, чтобы открыто противостоять Хрущеву.
Но встречались и исключения.
1.Скандал в Манеже.
В 1962 году в Москве в манеже состоялась выставка московских
художников. Посещение ее Хрущевым 1 декабря закончилось разгромом
«абстракционистов и формалистов». В частности, он критиковал скульптора
Эрнста Неизвестного, не имея представление ни о человеке, ни о его
произведениях. Послушайте, что говорил Хрущев о скульпторе.
Прослушивание записи выступления Хрущева.
2. Стили и направления в живописи
Вопрос учащимся: Как вы считаете, справедливы ли эти оценки Хрущева?
Почему такие хлесткие оценки получили картины художников-
абстракционистов?
Сообщение участника конференции об изобразительном искусстве.
- В советском искусстве 60-х годов возник новый стиль «суровый стиль»
Демонстрация репродукций художников 50-60-х годов.
Вопрос учащимся: Ваше мнение, почему этот стиль появился именно в эти
годы?
3. Небезызвестный Эрнст Неизвестный
Сообщение учащегося о скульпторе-бунтаре Эрнсте Неизвестном.
4. Архитектурный волюнтаризм.
Сообщение о скульптуре и архитектуре 50-60-х гг. прошлого столетия.
- В 1960-е годы одним из направлений в искусстве стало сооружение
мемориальных ансамблей. Почти в каждом городе возводили памятники в
честь победы, курганы славы, мемориальные музеи. Наиболее известные
ансамбли в Пирчюнисе, Саласпилсе в Прибалтике, Мамаев курган в
Волгограде, мемориал Пискаревского кладбища в Ленинграде, всемирно-
известный комплекс Хатынь в Белоруссии.
Вопрос учащимся: Почему эти комплексы были сооружены именно в это
время?
Основными приметами этого времени стали здания в виде раскрытой книги.
Символом времени стала 553-метровая башня телевидения в Останкино,
возведенная в 1967 году, стадион Лужники, дворец съездов и Московский
дворец пионеров.
Вопрос учащимся: Почему и строительство этих грандиозных прекрасных
сооружений также называют проявлением волюнтаризма?
III. Кино и театр
1.«Кино для всех и кино не для всех»
Сообщение о киноискусстве 60-хгг.
- Критике за «идеологическую сомнительность» и недооценку руководящей
роли партии подверглось не только писатели и поэты, но и кинорежиссеры.
И все-таки в эти годы появилось немало кинофильмов, в которых авторы
стремились показать жизнь без прикрас и парадности, без «идеологически
выдержанного реализма». Именно эти картины получили всенародное
признание.
Демонстрация кадров из фильма «Баллада о солдате»
Автор этого фильма – Григорий Чухрай.
Это простая история о молодом деревенском парне, который за подбитый в
бою танк получает короткий отпуск домой. Но по дороге помогает совсем
незнакомым ему людям и домой попадает на две минутки, успев лишь обнять
мать. С войны он не вернулся. Таких, как он – вся Россия.
Эту же тему продолжает фильм режиссера Калатозова «Летят журавли».
Рассказ на фоне кадров фильма. В центре киноповести рассказ о двух
влюбленных, которых война разлучила навсегда, о людях, которые не все
смогли с честью вынести это испытание. Эти фильмы вошли в мировую
сокровищницу фильмов о войне и получили международное признание.
Демонстрация кадров фильма «Сережа».
Фильм «Сережа», вышедшей в свет в 1960 г. начинается с потрясающего
открытия, сделанного его пятилетним героем: у всех людей, и у него в том
числе, есть сердце. Это фильм история великой любви между мальчиком и
его отчимом, который учит 5-летнего человека иметь твердые убеждения по
главным вопросам в жизни.
В Золотой фонд отечественно комедии вошел филь режиссера Фейтина
«Полосатый рейс»
Демонстрация кадров из фильма.
И совсем уж для маленьких вышел в свет сатирический
мультипликационный фильм режиссера Степанцева «Вовка в Тридесятом
царстве», в котором главный герой понимает, что «жить и ничего не делать
это не только не царский, но и просто не человеческий удел».
Это так называемые фильмы для всех. Но снимались картины, которые
выходили за рамки понимания массового зрителя. Таков фильм Андрея
Тарковского «Андрей Рублев», вышедшей на экраны в 1966г. Россия XV
века. Иконописец Андрей Рублев расписывает стены Благовещенского
собора в Москве. Молодой художник не согласен со своим учителем,
который говорит о жестокости мира, о Господнем гневе. Рублев же верит в
силу свободной воли. Признанный еретиком, он продолжает творить, храня
обет молчания. Фильм получил приз на XXII Международном кинофестивале
в Каннах, как лучший иностранный фильм.
2. Звезды театра.
Сообщение о театре 60-х гг. XX в.
- «Наш театр - театр героического реализма. Мы ищем на сцене изображения
нашей борьбы и нашего строительства, нам нужен героизм и в наших буднях,
но этот героизм должен быть правдив» - говорил Луначарский
Подведение итогов урока.
Учитель литературы:
- Люди торопятся жить, потому что время, отпущенное человеку судьбой,
промелькнет в одно мгновение. Век, в котором мы живем, сложный,
противоречивый… удастся ли вернуть веру в потерянные идеалы, остановить
нравственную деградацию общества? Роль искусства в этом процессе
огромно: оно формирует наши взгляды и оценки, способствует нашему
прозрению, побуждает к действию.
Учитель истории:
- Давайте подведем итог нашей работе. Ожидания творческой
интеллигенции, которые породил ХХ съезд КПСС, не оправдались, так как
Хрущев не считал, что в идеологии и культуре что-то должно серьезно
измениться. Новый партийный лидер был убежден, что литература и
общественные науки должны отражать грандиозные достижения
коммунистического строительства, а интеллигенция служить партии.
Однако преобразования в духовной, даже при всей их ограниченности, были
значительными, так как они стали началом освобождения общества от
сталинского наследия.
Пришло время ответить на поставленные в начале урока вопросы.
Зачитываются вопросы, ученики отвечают на них.
Выставляются оценки за подготовку урока, за участие в уроке, за ответы на
поставленные вопросы.
Домашнее задание.
Список использованной литературы:
1. «Первое сентября»: литературное приложение, №12,1995, №12, 1996.
«Преподавание истории и обществознания в школе», журнал №8,2002.
2. Русская литература ХХ века. Учебное пособие для учащихся 11 класса.
М: «Просвещение», 1994.
3. Современная школьная энциклопедия «Русская литература». Москва:
«РОСМЭН»,2008
4. Уроки мысли и чувства: Пособие для учителей литературы. Воронеж,
1995.
Электронные средства
История искусства.CD. «Кирилл и Мефодий»,2003.