Рабочая программа по литературе 6 класс в соответствии с ФГОС

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 129
Советского района г. Волгограда
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
по литературе
для обучающихся 6 класса
Составила:
Власова Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 129
г. Волгоград
2014 г.
Раздел 1. Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы
общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,
включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание
тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-
методического обеспечения.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой
личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи
искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства,
осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений,
усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать
и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными
средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной
культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской
литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;
обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры,
представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе
освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом
значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об
отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением
выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно
пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе приобщение учащихся к искусству слова, богатству
русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования чтение
и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о
мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания
включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины
проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой
основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным,
продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное
восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного
произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно
глубже вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от
степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда
возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей,
развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому
восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным
произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их
художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить
учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими
художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические
идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных
произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной
и письменной речи.
Главная идея программы по литературе изучение литературы от мифов к фольклору, от
фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе художественное произведение и автор,
характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в
начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является
выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения
способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая,
лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции освоение необходимых
знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о
лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики
русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа,
различные виды пересказа,
устные и письменные сочинения,
отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 часа (из них 12
уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения).
Учебный процесс в школе реализуется в конкретных формах организации обучения.
Формы организации учебной работы определяются составом учащихся, местом и временем
занятий, последовательностью видов деятельности учащихся.
В современной школе основная форма обучения - урок. Это обстоятельство не исключает, а
предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три
группы: урок - ознакомления, урок - закрепления и урок - проверки знаний, умений и
навыков. На уроке - ознакомления с новым материала можно использовать такие формы
организации учебной работы: лекция, экскурсия, беседа, конференция, традиционный
урок. Урок - закрепления может включать такие формы как: практикум, консультация,
конференция, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках - проверки
знаний возможна организация самостоятельной работы, зачёта, контрольной работы,
собеседования, викторины, игры и т.д.. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня
подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности. Не
стоит забывать, что групповые формы учебной работы могут играть положительную роль
только в сочетании с фронтальным. Если учитель общается одновременно со всем классом,
проявляется фронтальная форма организации обучения, с малыми группами класса -
групповая форма, с отдельными учениками - индивидуальная. Фронтальные формы, как и
индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и т.
Виды и формы контроля заключаются в подготовке и защите рефератов, проектов по
литературе, тесты, проверочные работы с выбором ответов, зачетная система по некоторым
темам курса, классное и домашнее сочинения по изученным произведениям, устное
высказывание на заданную тему, ответы на проблемные вопросы.
Система оценивания.
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями
в пределах программы.
Оценкой « оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание
текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки
героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора
при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих
выводов.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий,
характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-
эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-
литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение
привлекать текст произведения для обоснования своих выводов. Однако допускаются две
неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании
текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий,
характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не
недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для
подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов
содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и
роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий.
Оценка сочинений.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные
критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов,
правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического
содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала,
важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность
в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях;
соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний,
умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании
текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении
целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее
содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание
литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими
для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее
содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а
также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или
недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в
изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в
последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста
произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений,
или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» 90 100 %;
«4» 78 89 %;
«3» 60 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка творческих работ.
Творческая работа выявляет уровень грамотности и компетентности учащегося, является
основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли,
привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы,
проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три
части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными
нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой
работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства,
предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы,
использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной
литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия тема;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
разнообразие словарного и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок;
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок
на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические
ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается
богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста,
иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2
речевых недочета; 1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются
незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные
непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х
недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических
ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа
достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности
изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил
библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х
недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических
ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь
между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое
единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено
до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла
работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления.
Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным
фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Оценка дополнительных заданий.
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим
образом:
“5” – если все задания выполнены;
“4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;
“3” – за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы;
“2” – выставляется за работу, в которой не выполнено более половины.
Используемые учебники:
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. М: Просвещение,
2012.
Для учителя:
1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.:
Просвещение, 2010.
2. Егорева Н.В. ФГОС. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва, «ВАКО», 2014
г.
3. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
4. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные
пособия).
Дополнительная литература:
1. В.П.Полухина. Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение,
2012.
2. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева,
Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС,
2012.
3. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М:
Просвещение, 2012.
4. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5
класс.-М: Просвещение, 2012.
5. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-
литературные очерки. – М: Классик Стиль, 2010.
6. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые
уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2013.
Средства обучения:
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей.
Раздаточный материал по темам курса.
Репродукции картин художников.
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П.
Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
Экранные пособия.
Раздел 2. Содержание учебного курса.
Учебно-тематическое планирование.
Таблица тематического распределения часов:
Содержание
Кол-во часов
Введение.
1
Устное народное творчество.
4
Из древнерусской литературы.
2
Из русской литературы ХVIII века
4
Из русской литературы XIX века.
50
Из русской литературы XX века.
28
Зарубежная литература.
11
Повторение пройденного.
2
Всего часов
102
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение
автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки,
масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк-
лора.
Пословицы и поговорки. Загадки малые жанры устного народного творчества.
Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.
Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры
фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных
идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и
народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого
«механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое
изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые
устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы
единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие
окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство
выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы помощь в суровых испытаниях.
Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего
пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня
ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой
подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование
от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной
организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль
случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров.
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая
история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий).
Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества
и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа
построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии
человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль,
амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (
начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы
мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль
картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело... Передача сложных, переходных
состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание
космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» символ
краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека
и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...»,
«Еще майская ночь», «Учись у них у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в
лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.
Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как
черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.
Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства.
Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной
лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация
декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и
материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие
композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и
фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа
(начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.
Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов-
никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов,
народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония
(начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.
Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е.
Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где
гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.
Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.
Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная
чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.
Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие
в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой
солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой
шел всю ночь..; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной
памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине,
ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные
годы. Нравственные проблемы рассказа честность, доброта, понятие долга. Юмор в
рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна),
особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда
знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному
герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь
(развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и
природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.
Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и
дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных
произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным
состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла переложении Куна): «Скотный двор царя
Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы.
Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея борьба,
преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие)
Одиссея. Одиссей мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов.
Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и
своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий
личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство
естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее
порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и
Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном
отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер-
ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Раздел 3. Требования к уровню подготовки учащихся за курс
литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик
должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих
обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из
литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и
аргументировано отстаивать свою.
Раздел 4. Материально-техническое обеспечение.
- учебная литература;
- печатные пособия;
- справочная литература;
- рабочие тетради;
- раздаточный и дидактический материал;
- технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся:
презентации, ресурсы сети Интернет, электронные тренажёры по
орфографии и пунктуации, видеофильмы по программным темам.
Используемые учебники:
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. М: Просвещение,
2012.
Для учителя:
1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.:
Просвещение, 2010.
2. Егорева Н.В. ФГОС. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва, «ВАКО», 2014
г.
3. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)
4. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные
пособия).
Дополнительная литература:
1. В.П.Полухина. Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение,
2012.
2. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева,
Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС,
2012.
3. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М:
Просвещение, 2012.
4. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5
класс.-М: Просвещение, 2012.
5. Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-
литературные очерки. – М: Классик Стиль, 2010.
6. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые
уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2013.
Средства обучения:
Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей.
Раздаточный материал по темам курса.
Репродукции картин художников.
Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П.
Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.
Экранные пособия.