Конспект урока "Новаторство А. Чехова - драматурга"

1
Конспект урока литературы
Новаторство Чехова-драматурга
Тип урока: урок изучения нового материала.
Главный вопрос урока: «В чём новаторство А.П. Чехова?»
Цели урока:
образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию текста,
содействовать осмыслению учащимися идеи и сюжета произведения, способствовать
пониманию учащимися аспектов мировоззрения автора;
развивающие: способствовать развитию исследовательских и творческих способностей
учащихся, коммуникативной компетенции; развивать учебно-познавательную
компетентность учащихся – умение анализировать художественный текст;
воспитательные: воспитывать общечеловеческие ценностные ориентации, формировать
общекультурные компетенции и личностное определение учащихся.
Оборудование: текст, презентация.
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы завершаем изучение драматического наследия А.П.
Чехова, его пьесы «Вишневый сад».
Ребята, определите, какое из высказываний о пьесе А.П.Чехова? Почему вы
так решили?
(слайд 3)
1. «У меня на 25 глупцов один здравомыслящий человек. (А.Грибоедов «Горе от
ума»)
2. «Собрать все пороки и одним разом посмеяться над ними» (Н.Гоголь «Ревизор»)
3. «Вся сцена провоняла купеческим тулупом (А.Островский «Гроза»)
4. “Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни.
Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их сердца».
(А.П.Чехов «Вишневый сад»)
(СЛАЙД 4)
Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку. Представьте, берем эпизод из нашей
обычной жизни и переносим его на сцену. Ни острого сюжета, ни сложной, запутанной
интриги, ни необычных ситуаций - ничего этого в пьесах А.П. Чехова нет. В них
изображаются не какие-нибудь исключительные события, а обычное, повседневное
состояние человека Легко ли таким сюжетом заинтересовать зрителей, привыкших
приходить в театр развлечься? А пьесы Чехова до сих пор идут в России и во всем
мире.
Какова тема сегодняшнего урока?
(СЛАЙД 5)
Особенности драматургии А.Чехова или Новаторство Чехова-драматурга.
В чем может проявляться новаторство? Какой театр создал Чехов? (В сюжете,
конфликте, героях и приемах их изображения.)
2
1. Сюжет.
(слайд 6 )
Классическую драму отличает сквозное действие; одногеройность
Чем отличается драма А.Чехова? Каков сюжет произведения?
(слайд 7 )
Внутренний сюжет связан с неустроенностью жизни героев. Конфликт со временем
неизбежен, перед ним все равны. Внутренний сюжет проявляется через подтекст.
Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская
недоговоренность действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватить общую
картину жизни по мельчайшим ее деталям.
(СЛАЙД 8)
Разрушено сквозное действие. Из разных судеб вырастает общая судьба. С этим
связано отсутствие одногеройности.
2. Конфликт
(СЛАЙД 9)
В классической драме В основе конфликта лежала обычно борьба между отдельными
персонажами или группой персонажей (Чацкий фамусовское общество, Хлестаков
Городничий, Катерина – Кабаниха).
(СЛАЙД 10)
Герою чеховской драмы не противостоит никто конкретно, у него нет противника, с
которым можно было бы бороться, которого можно было бы победить, разрешив тем
самым конфликт. В «Вишнёвом саде» все герои – милейшие люди, которым нечего
между собою делить, все между собой в прекрасных отношениях, но тем не менее им
плохо, неуютно в жизни, их стремления не реализуются, но в этом никто не виноват,
кроме устойчивого уклада русской жизни конца 19 века, которую Лопахин справедливо
назовёт «нескладной» и «несчастливой». Конфликт отцов и детей иронически снят: кто
здесь отцы, а кто дети? Человеческие отношения – отношения соприсутствия.
Почему призывы Лопахина озаботиться судьбой имения не нашли отклика?
(СЛАЙД 11)
- Потому, что между героями нет конфликтных отношений, их личные интересы
разнонаправлены, а сознание каждого почти непроницаемо для чужого слова.
В пьесах нет явных столкновений героев, его интересовал внутренний мир
персонажей. Его универсальная конфликтная ситуация это противоречие между
тем, как человек живёт, и тем, как бы он хотел жить.
Решается внешняя сторона конфликта, но не решается внутренний конфликт.
Театр настроения
Зло в пьесе измельчало, проникло в будни, поэтому виновного трудно найти. Конфликты
приглушены. Драма героев более глубока, чем разорение. Деньгами ее не поправишь. Все
живет в ожидании конца.
(СЛАЙД 12)
3
3 Герой.
(СЛАЙД 13)
Чехов писал: «Я хотел соригинальничать: не вывел ни одного злодея, ни одного
ангела... никого не обвинил, никого не оправдал...»
Классическая драма: Главные- второстепенные. Положительные – отрицательные.
Герои раскрываются через действие и поступки
Чеховская драма: Нет главных и второстепенных героев. В пьесе звучит много
равноправных голосов (полифонизм). Нет положительных и отрицательных героев: все
они одинаково несчастны, одинаково недовольны своей жизнью. Мало действия, много
разговоров. Участники (кроме Лопахина) не способны к действию: они слабы и
беспомощны.
(СЛАЙД 14)
Своеобразие приемов в изображении героев
(СЛАЙД 15)
1. Трагикомическое освещение героя
Давайте вспомним, что надо человеку, чтобы просто жить: еда, сон; чтобы хорошо
жить: материальные блага; чтобы счастливо жить: духовные потребности (родные,
друзья, любимые занятия).
Счастливы ли Раневская и Гаев? Почему несчастны Раневская и Гаев них есть
семья, друзья, они могли бы быть богаты)?
Почему несчастен Лопахин? Нельзя назвать счастливым и Петю. А кто в пьесе
счастлив? (Яша наглый, самодовольный хам. Яша, которому ничего не надо кроме
еды,…) И это печально.
(СЛАЙД 16)
Внутреннюю неприкаянность герои компенсируют, подменяя подлинное «я» чтобы
возвыситься хотя бы в собственных глазах, чтобы обратить на себя внимание. Желаемое
не соответствует действительному, самооценка героя не соответствует производимому на
других впечатлению, слова героя не соответствуют его делам.
Приведите примеры:
(Раневская любящая женщина, добрая, отзывчивая всех предает и пускает по
миру. Петя часто говорит, что надо работать, сам ничего не делает)
Перед нами герои, потерявшие себя. Герои часто высмеивают друг друга. Раневская видит
слабости Пети и наоборот, но не видит своих.
В классической драме герой выявлял себя в поступках и действиях, направленных к
достижению поставленной цели. У Чехова герой раскрывается не в борьбе за
достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Возникает подтекст, т.е.
4
Особый психологизм. Герои не всегда говорят о своих чувствах: о них читатель и зритель
часто только догадывается (например, о чувствах Вари и Лопахина - по тому, как у них не
получается разговор). Такая особенность получила название «подтекста» и «подводного
течения» (Немирович-Данченко). Смысл этих понятий в том, что за внешне
обыкновенными действиями и разговорами персонажей на сцене читатель и зритель
должен угадывать их психологическое скрытое душевное состояние.
Смысл слова размыт, Люди в слова не умещаются, выразить себя не могут. Важен
подтекст, который они вкладывают в слова:
Р: Епиходов идет
Аня (задумчиво):Епиходов идет
Гаев: Солнце село, господа
Петя: Да
На первый взгляд, говорят о Епиходове, на самом деле о несложившейся жизни.
Мотив одиночества, непонимания, растерянности — ведущий мотив пьесы.
Мотив одиночества определяет настроение, мироощущение всех персонажей, например,
Шарлотты Ивановны, спрашивающей самое себя прежде всего: «Кто я, зачем я,
неизвестно». Фирсу прежний порядок был понятен, «а теперь все вразброд, не поймешь
ничего». И даже прагматичному Лопахину лишь иногда «кажется», что он понимает,
зачем он живет на свете. Каждый говорит (или молчит, и молчание становится
красноречивее слов) о своем, и это свое оказывается недоступным для других.
2. Своеобразие диалога
(СЛАЙД 17)
Глухота
«Любовь Андреевна. Кто это здесь курит отвратительные сигары...
Гаев. Вот железную дорогу построили, и стало удобно. Съездили в город и
позавтракали... желтого в середину! Мне бы сначала пойти в дом, сыграть одну партию...
Лопахин. Только одно слово! (Умоляюще.) Дайте же мне ответ!
Гаев (зевая). Кого?
Любовь Андреевна (глядит в свое портмоне). Вчера было много денег, а сегодня
совсем мало...»
Диалога нет, реплики случайны, настоящее кажется зыбким, а будущее неясным,
тревожным. Атмосфера глухоты: «Разговаривают про себя и для себя».
А. П. Скафтымов комментирует: «Таких “случайных” реплик у Чехова множество,
они всюду, и диалог непрерывно рвется, путается в каких-то, видимо, совсем ненужных
мелочах. Каждый говорит о своем, и это свое оказывается недоступным для других. Это
указывает на разобщенность людей, все герои одинаково глухи к чужим проблемам.
Совр. Исследователи называют этот прием «провалом коммуникации». Сквозной
мотив «глухоты». Фирс реально физически глухой человек- едва ли не самый
5
отзывчивый из героев, преданный своим хозяевам, до последней минуты заботящ9ийся о
них. Он отвечает невпопад, потому что на самом деле плохо слышит, а у других героев
глухота не физическая, а душевная. Их положение в каком-то смысле хуже, чем
положение Фирса, поэтому он по праву их называет «недотепами».
Каждый из персонажей как бы играет свой моноспектакль. Из этих моноспектаклей и
складывается действие, столь сложное по звучанию. Это одновременно и полифония
(многоголосие, особо организованный хор самостоятельных голосов), и диссонанс,
звучание несогласованное, нестройное, где каждый голос стремится быть единственным.
Что мешает им услышать друг друга: ведь все они - близкие люди, пытающиеся друг
другу помочь, поддержать и получить поддержку? Что же "не пускает" друг к другу
героев пьесы? Дело в том, что по замыслу автора каждый из них - не только личность, но
и исполнитель определенной социально-исторической роли: то, что можно назвать
"заложник Истории". Человек может в известной степени корректировать свою личность,
свои отношения с окружающими. Но изменить свою роль он не может, как бы чужда она
ему ни была. Несоответствие внутренней сущности героя той социально-исторической
роли, которую он вынужден играть, - вот драматическая суть "Вишневого сада".
В языке встречаются снижения, дискредитирующие чувства героев.
Признание Раневской в любви к Родине неожиданно завершается фразой: «Однако же
надо пить кофе». Гаев после продажи сада Фирсу: «Тут анчоусы… Я сегодня ничего не
ел… Сколько я выстрадал»
Оксюморон:
Лопахин: Мне хочется сказать вам что-нибудь приятное, веселое…Вам уже известно,
вишневый сад ваш продается за долги…»
Мастерски используется индивидуализация речи персонажей, например Гаева.
При- ем пародийности один из важнейших элементов комедии. Лакей Яша
выразительная и яркая пародия.
Попробуйте найти деталь, по которой можно узнать героя.
Определяют, кому из героев принадлежит художественная деталь: телеграмма
(Раневская), кий (Гаев), студенческий билет (Трофимов), ключи (Варя), сапоги
(Епиходов), поднос (Фирс)
3. Ремарки
(СЛАЙД 18)
Таким образом, ремарки, предваряющие каждое из четырех действий последней комедии
Чехова, объединяются в единую художественную систему: счастливая гармония детства
оказывается слишком кратковременной, слияние с логикой движения бытия возможно
лишь на мгновение, но недостижимо навсегда. Их заменяет привычное течение жизни-
абсурда, последовательно и неизбежно уничтожающее некогда гармоничные отношения
человека с бытием: «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей
струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко
в саду топором стучат по дереву».
6
Повторяемость зафиксированной автором ситуации, помимо кольцевой композиции
ремарок, предваряющих действие, накладывает «календарь» пьесы. Сюжетное действие,
как точно определяет первая предваряющая действие ремарка, начинается в мае,
завершается же оно осенью в октябре. Проецирование циклического хронотопа
естественной смены времен года на этапы жизни человека позволяют автору
превратить конкретно-исторический сюжет о продаже и гибели вишневого сада, о
прошлом, настоящем и будущем России в модель человеческого существования.
(СЛАЙД 19)
Какую роль выполняют ремарки, паузы?
Ученик: Они передают переживания героев, движения их чувств. Ремарки врастают в
ткань произведения первом действии их свыше ста). Паузы придают значительность
только что сказанному, углубляя, обостряя восприятие, заставляя переоценить смысл
сказанного, помогают угадать недосказанное, облегчают переход от одной темы к другой.
(СЛАЙД 20)
4. Образы - символы
Обращаясь к символам в Вишневом саде, в первую очередь, думаешь о самом
названии произведения Вишневый сад, помимо того, вишневый сад - это часть имения,
где происходит действие, продажа вишневого сада - тема всей драмы, кроме этого,
„вишневый сад" вводится как троп, в переносном значении. Для одних персонажей
он является символом потерянного счастья, молодости и чистоты (Раневская, Гаев) и
направлен в прошлое, в других случаях он используется как метафорическая метонимия:
„Вся Россия наш сад" (Трофимов) и направлен в будущее: „Мы насадим новый сад"
(Аня).
Таким образом, введение буквального и переносного значения вишневого сада"
построено по одной схеме: прошлое - будущее, потерянное одними - обретенное другими.
С образом вишневого сада связаны все герои пьесы
Для Раневской и Гаева - олицетворение прошлого, детства, но и признак благополучия,
гордости, воспоминание о счастье. Раневская: "Если во всей губернии есть что-нибудь
интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад". Гаев: в
"Энциклопедическом словаре" упоминается про этот сад».
Для Фирса сад - символ - барского благополучия:"В прежние времена, лет сорок-
пятьдесят назад вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили... Денег было!
Для Лопахина сад - воспоминание о прошлом - дед и отец были крепостными; надежды
на будущее - источник богатства, предмет гордости. Лопахин: "Если вишневый сад...
отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять
тысяч в год дохода". "Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает" и др.
Трофимов
Вишневый сад для него символизирует крепостническое прошлое:
«…все ваши предки были крепостники, и неужели с каждой вишни в саду не глядят на вас
человеческие существа?»"Вся Россия наш сад"
Для Ани - символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться. "Отчего я
уже не люблю вишневого сада, как раньше?» "Мы насадим новый сад, роскошнее
этого".
Для автора сад воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут
сберечь ее красоту и богатство; мысль о человеке, который сможет изменить жизнь;
лирическое, поэтическое отношение к Родине.
7
(СЛАЙД 21)
(СЛАЙД 22)
Какова роль звуков в пьесе?
Что общего у порванной струны с гибелью сада?
То, что оба события совпадают или во всяком случае перекликаются по своей “форме”:
разрыв почти то же самое, что разрубание. Не случайно в финале пьесы звук
лопнувшей струны сливается с ударами топора.
Комедия или драма?
(СЛАЙД 23)
Комизм «Вишневого сада» коренится в ситуациях, отражающих комедийный смысл
самой жизни. Чехов своеобразно трактовал этот жанр. В его представлении комедия -
это драма, с тончайшей иронией высмеивающая пошлость. Традиционный
обличительный пафос, «смех сквозь слезы», по меткому замечанию писательницы Тэффи,
в поэтике Чехова сменяется «смехом вместо слез».
Комическое тесно переплетается с драматическим с крушением судеб героев. Можно
назвать и драмой, учитывая разрыв преемственных связей в семье Раневских. Аня уже «не
любит вишнёвого сада, как прежде». Она обещает Пете уйти из своего старого дома.
Оказывается, драма состоит не только в потере Раневской имения и сада, но и в разрыве
духовных связей, соединяющих её с дочерью. «Дети» становятся глухи к страданиям
своих «отцов».
Жанр лирической комедии. Оригинальная композиция органически сливается с
жанровым своеобразием пьесы. Почему пьесу называют лирической комедией? Во-
первых, в комедии обязательны коми ческие положения и комические персонажи. (Здесь
это Шарлотта, Яша, Епиходов, Симеонов-Пищик.) Во-вторых, важнейшим элементом
драматического жанра является пафос. Пафос этой пьесы не драматический, а комическо-
лирический. Постоянно чувствуется как бы присутствие автора, его насмешливое, иногда
участливо-грустное отноше ние к героям.
(СЛАЙД 24)
Вывод:
(СЛАЙД 25)
События в пьесе Ч. лишь репетиция к тому конфликту, которому разыграться пока
не дано, но которое наверняка произойдет в будущем.
Изображение процесса смены дворянства буржуазией, а буржуазии демократической
интеллигенцией, то есть изображение смены трёх поколений в истории России, трёх
культур, трёх социальных сословий, ни одно из которых не знает «настоящей правды» и
поэтому «всем живётся скверно». Никто из них не получает предпочтения со стороны
Чехова. Видимо, этим объясняется и жанр пьесы – лирическая комедия.
Финал пьесы- финал человеческой жизни- Фирса, отставшего от других на жизненном
пути. Сцена пуста она покинута комическими актерами. Тишина слышен неясный
странный звук. А что дальше?
8
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Подведём итоги нашего урока. В чём же заключается новаторство А.П. Чехова-
драматурга?
Черты чеховской драмы:
атмосфера всеобщего неблагополучия, среди героев нет счастливых людей, одни
неудачники;
одиночество каждого персонажа проявляется в замкнутости на себе, своих бедах,
герои не слышат друг друга;
зло растворяется в мелочах жизни, виноваты в несчастьях все одновременно и
каждый по отдельности;
отсутствие деления героев на положительных и отрицательных: и те, и другие
качества есть во всех героев;
нет главных и второстепенных героев
решается внешняя сторона конфликта, но не решается внутренний конфликт;
характер героев раскрывается не в деятельности, а в переживаниях;
за всеми понятными словами употребляется глубокий внутренний смысл;
символика образов
в пьесах стержневое действие, но из разных судеб вырастает общая судьба;
четырехактовая структура произведения:
(СЛАЙД 26)ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать сочинение на тему (по выбору):
Новаторство драматургии А.П. Чехова.
«Вишневый сад» – драма или трагедия?
«Вся Россия – наш сад!»
«Старые» и «новые» хозяева вишневого сада.
РЕФЛЕКСИЯ
Какое впечатление у вас оставило изучение пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»?
Перед вами карточки, заполните их, продолжив предложения:
- Мне понравилось…
- Мне не понравилось…
- Я хотел(а) бы…
Учитель: Спасибо за урок. Всего доброго!