Конспект урока "«Не упустите время...» по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»" 8 класс

Урок литературы в 8 классе на тему «НЕ УПУСТИТЕ ВРЕМЯ…» по рассказу К.Г.
Паустовского «Телеграмма»
Учитель русского языка и литературы
Бармина Галина Вадимовна
Цель урока: определение идейного содержания произведения, формулирование личного
отношения к проблеме, поднятой автором, найти художественные особенности,
помогающие понять главную идею рассказа;
Задачи урока:
формировать представления о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости,
милосердии, чувстве долга, сострадании
- помочь осознать духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;
Форма: урок- размышление.
Метод: проблемный (беседа).
Оборудование:
портрет писателя
вставка рисунков к произведениям
презентация.
На доске эпиграфы:
«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это
мать».М. Горький
Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего доброго слова и взгляда ждут
самые близкие люди и прежде всего МАМА.
Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого
и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить
по самому строгому и высокому кодексу совести. Все мы в долгу перед нашими
матерями. Чингиз Айтматов.
Проблемный вопрос: Любовь к матери – долг или веление сердца?
План урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Первичное закрепление материала. Анализ прочитанного произведения.
3. Работа с терминами.
4. Чтение с остановками.(анализ рассказа).
5. Звучит песня Людмилы Михеевой «Позвоните дети матерям»
6. Рефлексия.
7. Творческое домашнее задание.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
Наш урок посвящен рассказу Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма» "
Когда слышишь имя Паустовский, то в памяти всплывают его удивительные рассказы о
животных, природе, перед глазами предстает удивительный край Мещёра. Создавая свои
удивительные произведения, Паустовский отмечал, что «Средняя полоса России всецело
завладела мной. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские
люди и наша земля”. Именно здесь написан рассказ «Телеграмма».
Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. И чаще всего именно о
них, простых людям написаны рассказы и повести Паустовского. В них нет остросюжетных
сцен, невероятных историй. Там ведется неторопливое повествование о самых важных для
человека вещах: доброте, чуткости и глубокой связи человека и природы.
Урок- размышление потому, что чтение произведений Паустовского требует большой
работы мысли и сердца. Рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это
нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам
Замысел рассказа. Замысел рассказа «Телеграмма» был подсказан самой жизнью. К.Г.
вспоминал, что поздней осенью поселился в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в
своё время гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая
старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна.
Единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери – она
только раз в 2 месяца присылала Катерине Ивановне деньги.
Вот так жизненный эпизод, житейский материал стал глубоким по своим человеческим
урокам рассказом.
Сам писатель очень часто был вынужден быть вдалеке от матери ( трудные годы,
войны). Мать К.Г. умерла от воспаления лёгких в то время, когда сам он заболел
сыпным тифом. Когда Паустовский приехал на могилу, то узнал, что через неделю
после смерти матери умерла и его сестра Галя.
«Сидя у могилы, рядом с полотном железной дороги, - пишет К.Паустовский в
биографической «Повести о жизни», - я чувствовал, как содрогалась земля, когда мимо
проносились тяжёлые поезда. Должно быть и там, в могиле, мама тревожилась обо
мне, как тревожилась в жизни. Она часто смотрела мне в глаза и спрашивала:
- Ты ничего от меня не скрываешь, Костик? Смотри, не скрывай. Ты же знаешь,что я
готова пойти на край света, чтобы тебе помочь.
Всепоглощающая материнская любовь нет ничего святее и бескорыстнее любви
матери.
- Но почему-то рассказы о простых людях читаются с трепетом и волнением?
- В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям?
- Может быть, в умении остановиться и внимательно посмотреть в глаза людям,
которые окружают тебя каждый день?
На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.
Обратимся к рассказу.
Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Почему, читая его, мы испытываем
волнение?
-В чем заключена его притягательная сила ?
Вспомните рассказы, о которых мы с вами уже рассуждали на уроках литературы. (С.
Воронина «Беженка», «Уроки французского», смотрели фильм «Бабуся».) Что их
объединяет?
(одиночество героинь, ощущение своей ненужности близким людям, душевная черствость).
- Какая проблема затронута писателем? (Нравственная проблема)
- Как вы понимаете слово нравственность? Какие понятия включает в себя
«нравственность»? (доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость,
честность, справедливость)
2. Первичное закрепление материала. Анализ прочитанного произведения
Необходимо было найти описания природы, с помощью которых автор передаёт душевное
состояние Катерины Петровны?
Учитель читает начало рассказа.
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один
только маленький подсолнечник у забора.
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них
назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга
стадо.
Пастуший рожок затих до весны.
Почему автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
(Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию
произведения, создает тональность повествования.)
Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского
природа это живое существо, связанное незримой нитью с человеком.
- Как соответствует безотрадная картина природы внутреннему состоянию Катерины
Петровны? (автор показывает взаимосвязь между жизнью героини(доживает последние
дни) и состоянием увядания природы .
(Увядание природы, даже омертвение её; эта безотрадная картина вполне соответствует
внутреннему состоянию Катерины Петровны)
- Почему рассказ Паустовского называется «Телеграмма»?
- Что такое телеграмма?
- Почему при слове “телеграмма” возникает волнение, ожидание чего-то
неизбежного? (Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду)
- А сколько было телеграмм послано в рассказе? (две)
- Куда, кому и кем они были отправлены? (На доске на боковых закрывающихся сторонах
содержание обеих телеграмм.)
В чем заключается основное назначение телеграммы?
Учащиеся читают содержание обеих телеграмм
1 дочери Насте в Ленинград: «Катя умирает. Тихон».
2 матери Катерине Петровне в Заборье: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда
любящая дочь ваша Настя»
- Почему Катерина Петровна не поверила прочитанной ей телеграмме?
- Кем были отправлены телеграммы? Почему?
Одна из задач нашего урока: доказать, что является Катерине Петровне действительно
плохо. У Паустовского природа это живое существо, связанное незримой нитью с
человеком.
- О чём этот рассказ? (Основная тема взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Ти-
хона о Насте завязка. Также в рассказе речь идет о милосердии, об ответственности
человека за свои поступки.)
Мы встречались с Паустовским — мастером пейзажной прозы.
- А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Нет… Это рассказ о
сложных человеческих взаимоотношениях.) Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя их
роль иная, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего
урока — определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.
Послушайте, пожалуйста, воспоминания К.Г. Паустовского из повести «Золотая роза».
«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и
шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел
серп месяца.
Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и
заплакала.
Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не
стыдясь своих слёз.
- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой
старости! Не дай вам бог!
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была
такая мать
3. Работа с терминами.
Какие изобразительно - выразительные средства указывают на глубокое сострадание
автора к одиноко доживающей свой век женщине?
(Метафора «позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю». «Позабытые»- автор
употребляет это слово, чтобы подчеркнуть одиночество К.П.; ведь и её как бы позабыли, и
звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.
4. Чтение с остановками.
Работа с пейзажными эпизодами
- Какие мысли автор передает через этот пейзаж? ( Пейзажную зарисовку пронизывает
мысль об увядании, даже отмирании природы: октябрь «на редкость холодный», ветлы
«облетевшие», трава «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение тучи «
тащились », « цеплялись », « даже сыпались назойливо ».
- Как построены предложения у писателя? (Фразы короткие, от них веет холодом и
безысходностью. Выделяется только предложение о подсолнечнике, который « все
доцветал и никак не мог доцвесть»)
Обратите внимание, как тонко Паустовский проводит параллель между тем, что происходит
в природе и состоянием человека.
- Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
читателя создается ощущение теплого маленького солнышка на фоне серого, черного
неба) (показ презентации слайд №3).
- Одинокий подсолнух, озябший клён, позабытые звёзды вот приметы этой холодной
осени.
- Какие выразительные средства использует Паустовский при описании природы?
(эпитеты, олицетворения, метафоры, художественная деталь)
- Зачем автор обращается к олицетворению? (Клён это не просто осенняя картина, это
память Катерины Петровны, видя его, она вспоминает себя.)
- Есть ли в этом эпизоде сочувствие автора Катерине Петровне? Почему?
( Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы
замерла, Катерине Петровне «стало еще труднее вставать по утрам» - значит и без того
было трудно.)
- Что приносит осень Катерине Петровне? (Страшное одиночество, пустоту вокруг старой
женщины.)
Работа с текстом. Найдите в тексте детали интерьера. Объясните, что вы почувствовали,
читая примеры?
(«Горький запах» нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на
столе, давно не чищенный самовар.)
(Олицетворения - полегла, тащилась; эпитеты - рыхлые; метафора – назойливо сыпался)
- Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера об этом
свидетельствуют? (Запах нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие
чашки на столе).
- Найдите в тексте описание керосинового ночника. Случайно ли о нём упоминает автор?
(нет, он указывает на глубокое одиночество Катерины Петровны)
- Я думаю, вы убедились, что деталь для Паустовского не только предметы быта, но ещё с
их помощью передаётся настроение, психологическое состояние героини.
Работа с текстом.
- Каково состояние Катерины Петровны? На что она продолжает надеяться?
(Она доживала последние дни, - и ждала, слабо надеясь, что дочь приедет. Именно надежда
на встречу с ней и поддерживает в ней жизнь)
Зачитать.
Как то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже
несколько лет калитку в глубине сада.
Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову тёплым платком,
надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью.
От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели
на землю. Палые листья мешали идти.
Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:
Кто стучит?
Но за забором никто не ответил.
Должно быть, почудилось, — сказала Катерина Петровна и побрела назад.
Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную,
мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, ещё девушкой-
хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой
бесприютной, ветреной ночи.
Два раза повторяется слово «холодный» :холодный воздух, холодная ветка.
Вывод. В судьбе клёна тоже так же, как и в жизни Катерины Петровны, ощущается глубокое
одиночество: «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Метафора и
олицетворение помогают нам понять настроение героини, её переживания, ведь её тоже
никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает ( параллель).
- Именно после этой встречи с клёном она решается написать письмо дочери.
Учитель читает письмо Катерины Петровны к Насте)
«Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай
хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что
тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад
сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся
жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? ысказывания учащихся)
- Почему она это сделала?
- Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?
Паустовский всем сердцем сострадает своей героине, переживает вместе с ней ее
одиночество. Ощущая ее обреченность, чувствуя, что она нуждается в сердечном тепле,
заботе родного человека, именно надежда на встречу с дочерью придает ей сил.
- Как относятся к Катерине Петровне окружающие? (С уважением, заботясь о ней,
оказывают посильную помощь).
- В каких поступках Тихона проявляется его доброе отношение к Катерине Петровне?
В конце рассказа мы слышим слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему он
обращается именно Манюшке? (Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже
дочь. Но это совет, предназначенный и Насте. «…не будь пустельгой» - значит не будь
пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.
Прочитайте в тексте слова, обращенные к Манюшке .
Не дождалась, пробормотал Тихон. Эх, горе ее горькое, страданье
неписаное! А ты смотри, дура, сказал он сердито Манюшке, за добро
плати добром, не будь пустельгой…-
- Какой смысл вкладывает в эти слова автор? Это и авторское напутствие читателям).
Урок нравственности и доброты преподносят нам в рассказе простые люди Тихон, дочь
колхозного сапожника Манюшка, которая шесть суток не отходит от Катерины Петровны, не
раздеваясь спит на диване, при этом они не ждут благодарности, а родная дочь в это время
тоже творит добро для художника, но добро ненастоящее, показное.
- Такой пустельгой оказалась Настя. А среди нас нет пустельг? Посмотрите на себя со
стороны, подумайте.
- Как Паустовскому удалось вызвать у нас чувство раздражения, неприязни к Насте?
Посмотрите внимательно на то, как построен рассказ. Автор переносит нас из одного места
(из села, где живет героиня в город, в котором работает ее единственная дочь)
- Что вы узнали о Насте из 1 части? Как вы к ней относитесь?
Посмотрите внимательно на то, как построен рассказ. Автор переносит нас из одного места
(из села, где живет героиня, в город, в котором работает ее единственная дочь)
- Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери?
Почему и как Катерина Петровна пытается оправдать дочь? Найдите строки в тексте.
(«Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои
дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины
Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже
оправдать и отсутствие писем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины
читать о том, как небрежно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем
деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло
ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас
такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по
себе).
Пример из текста:
1. Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не
читая, – решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти
вздох облегчения: раз мать пишет значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое
беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.
2. В дверях появилась курьерша из Союза – добрая и бестолковая Даша. Она делала Насте
какие-то знаки. Настя подошла к ней, и Даша, ухмыляясь, подала ей телеграмму.
Настя вернулась на свое место, незаметно вскрыла телеграмму, прочла и ничего не поняла:
«Катя помирает. Тихон».
«Какая Катя? – растерянно подумала Настя. – Какой Тихон? Должно бить, это не мне».
Она посмотрела на адрес: нет, телеграмма была ей. Тогда только она заметила тонкие
печатные буквы на бумажной ленте: «Заборье».
Настя скомкала телеграмму и нахмурилась.
3. Что? — спросил он шепотом и показал глазами на скомканную в руке Насти
телеграмму. — Ничего неприятного?
Нет, — ответила Настя. — Это так… От одной знакомой…
- А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в
Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?
(- Большой город, отсутствие уголков природы.)
Описания природы, когда речь касается Насти, нет, это говорит нам о том, что она
равнодушный, чёрствый человек, такие обычно не видят природу, она не нужна им в жизни).
- Но можно ли говорить о равнодушии, чёрствости Насти, зная об её участии в судьбе
Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки этого талантливого
скульптора? (Настойчива, требовательна)
- Как оценили деятельность Насти художники?
- А каково авторское отношение к Насте?
(Он подчёркивает самолюбование Насти). Найдите подтверждение в тексте.
На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, —
сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и
большие холодные глаза.
- На какую деталь портрета Насти вы сразу обратили внимание?
(Холодные глаза)
- Л.Н. Толстой говорил, что “глаза зеркало человеческой души”, а здесь такой
разоблачающий эпитет.
- Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Катерины
Петровны, говоря о том, что она не жалуется, а оправдывает дочь; и одним эпитетом он
выписал характер Насти, сказав, что у неё “холодные глаза”.
-Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в её сумочке лежит
нераспечатанное письмо от матери, котор