Рабочая программа по литературе 9 класс на 2015-2016 уч. год

1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЮЧИ-БУЛАКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО
______________/Лунёнок О.В./
Протокол № __
от «____» _____________ 2015 г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______/Бухтиярова Н.Н./
«____» _____________ 2015 г
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________/Рябцева
Е.Д./
Приказ №___
от «____» ____________ 2015 г
1.
Рабочая программа
по литературе в 9 классе
2015-2016 учебный год
Составитель:
Рябцева Елена Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория
с. Ключи-Булак
2015 г.
2
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента
Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом
Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), учебного плана МКОУ «Ключи-
Булакская СОШ» на 2015-2016 учебный год, программы для общеобразовательных учреждений
по литературе 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной (Москва
«Просвещение» 2008) и учебника для общеобразовательных учреждений с приложением на
электронном носителе под редакцией В.Я. Коровиной (Литература. 9 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух
частях/Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журвлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский.- М «Прсвещение» 2013
г.) Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю; 34 учебных недели).
Формы контроля: устные сообщения, зачёты, контрольные работы, тестирование, сочинения
разнообразных жанров, анализ текста
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением
лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина,
анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика
литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи
учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-
литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг,
выполнение заданий в тестовой форме.
Общая характеристика учебного предмета
Основная задача обучения в 9 классе - углубить представления учащихся о взаимосвязи
литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое
чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика
курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и
оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 9 класса владеют техникой чтения и
подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять
активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и кино-
материалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к
работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной лите-
ратурой.
Содержание школьного литературного образования концентрично оно включает два больших
концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс,
7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии
писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа
по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная
литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных
3
произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры
устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе литература как величайшая духовно-
эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших
образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания
авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду
других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие
устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением
базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и
письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса
литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного
курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить
исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные
направления);
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), слово
как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия,
сентиментализм (начальные представления), романтизм (развитие понятия), баллада (развитие
представлений), роман в стихах ачальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в
художественной литературе, реалистическая типизация глубление понятия), трагедия как жанр
драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления),
психологический роман (начальные представления), герой и антигерой, литературный тип,
комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), комедия как жанр драматургии (развитие
представлений), повесть азвитие понятия), жанровые особенности рассказа (развитие
представлений), художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление
понятия), силлаботоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки
глубление представлений), философско-драматическая поэма.
Учащиеся должны уметь:
прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных
4
эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и
жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями
художников прошлого;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных
жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы
произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них
элементы стилизации.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки
учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.
При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у
них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения
художественной литературы.
На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников
над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-
художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы,
добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки
художественных произведений.
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании
сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и пр.). Они
проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по
литературе. Объем сочинений должен быть примерно таким:
Класс
5
6
8
9
10
11
Количество страниц
1 - 1,5
1,5 - 2
2,5 - 3
3 - 4
4 - 5
5 7
Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если
сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как
превышение объёма не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти дней в 9 - 11 классах и
оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.
1. Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в
пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе
произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом.
5
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа;
беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:
прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных
средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе
художественного произведения,
умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с
эпохой (9 - 11 кл.);
свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который:
показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе
прочитанных произведений;
умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:
в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль
важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения;
о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при
анализе произведений;
об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для
подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение
монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня
чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:
незнание существенных вопросов содержания произведения;
неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных
средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность
выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:
полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных
программой;
неумение построить монологическое высказывание;
низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли,
уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
6
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое
оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и
языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,
пунктуационных и грамматических.
Отметка
Основные критерии отметки.
Содержание и речь
Грамотность
«5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря,
разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность
текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в
содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается: 1
орфографическая, или 1
пунктуационная, или 1
грамматическая ошибка.
«4»
Содержание работы в основном соответствует теме
(имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются
единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи
достаточно разнообразен.
Стиль работы отличает единством и достаточной
выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов
в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2
орфографические и 2
пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3
пунктуационные ошибки, или 4
пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических
ошибок, а также 2
грамматические ошибки.
«3»
В работе допущены существенные отклонения от
темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются
отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения
последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов
в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4
орфографические и 4
пунктуационные ошибки, или 3
орфографические ошибки и 5
пунктуационных ошибок, или 7
пунктуационных при
отсутствии орфографических
ошибок, а также 4
грамматические ошибки.
7
«2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во
всех частях работы, отсутствует связь между ними,
часты случаи неправильного словоупотребления.
Крайне беден словарь, работа написана короткими
однотипными предложениями со слабо выраженной
связью между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7
орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8
пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6
пунктуационных ошибок, а
также 7 грамматических
ошибок.
Примечание.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за
сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема
высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а
также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 100 %;
«4» - 78 89 %;
«3» - 60 77 %;
«2»- менее
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
1
Введение
1 час
2
Древнерусская литература
3 часа
3
Русская литература XVIII века
9 часов
4
Шедевры русской литературы XIX века
54 часа
5
Литература XX века
25 часов
6
Романсы и песни на слова русских писателей Х-ХХ
веков
2 часа
7
Из зарубежной литературы
6 часов
8
Итоговые уроки
2 часа
Итого: 102 часа
Содержание по предмету
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение
и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство
и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные
8
особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского
литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на
день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы
Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях
Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и
ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина
и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву».
(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и
путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное
наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение
общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание
писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза,
драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие
на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное
начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы,
утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада
«Светлана» пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир
героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана пленительный образ
русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.
Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности
композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление
канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.бзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии
лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...»
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о
смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный»
противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический
9
колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» роман в стихах. Творческая история.
Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна нравственный
идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-
композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при-
жизненная критика В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика А. А.
Григорьев; «почвенники» Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века;
писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери».
Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных
позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия).
Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» первый
психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и
второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г.
Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и
Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-
композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой
нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт»,
«Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества,
тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной
литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и
живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной
комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие
произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и
Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора от сатирика к пророку и проповеднику.
Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о
комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в
соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех,
ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие
представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в
патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя положительные герои
пьесы. Особенности сюжета. Победа любви воскрешение патриархальности, воплощение
истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» жадного к жизни и одновременно нежного,
доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе.
Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
10
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного
героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с
окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз-
мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л.
Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог
как форма раскрытия психологии героя.
11
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века.
Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема
одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и
учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с
включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках
России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия»
и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов
произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость основа живучести
«шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека.
Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и
рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы
для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация
(углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ
праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия
Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные
явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О
доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в
«страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических
интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня
завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная
основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России главная в
есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство
Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне
12
нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая
нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики
Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник»,
«Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о
поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».
Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской
поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы).
Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм.
Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с
гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу..); А.
Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как
синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий
переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение
глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость
и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о
поэтических заслугах знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды
в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение
загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости,
от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира),
моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное
постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и
сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма
эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из
сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев
Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с
реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская
глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская
литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика
13
особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У
городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма»,
последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба
добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой
личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и
разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» ключ к основной идее трагедии.
Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм
любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет
за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов
условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская
литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Список литературы
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С. Литература. 9 класс: Учебник для об-
щеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
2. Литература. 9 класс: Хрестоматия / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.:
Просвещение, 2007.
3. Коровина В.Я., Збарский И. С, Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по
литературе: 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 9 класс / Сост. Е.С. Ершова. М.: ВАКО, 2011.
5. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
6. Коровин В. АС. Грибоедов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
7. Коровин В.И. А. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.
8. Коровин В. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
9. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007.
10. Сахаров В. М. Булгаков в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2002.
11. Якушин Н.Н. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000
12. Беляева Н.В., Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе: Пособие для учителей общеобразовательных
учреждений. М.: Просвещение, 2009.
13. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс М.:
ВАКО, 2011
14. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
15. Коровин В.И. А. Грибоедов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
16. Коровин В.И. А. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово,2000.
17. Коровин В. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
18. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007.
19. Сахаров В. М.А. Булгаков в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2002.
20. Якушин Н.Н. Ф.М.Достоевский в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.
Календарно-тематическое планирование
урока
Тема урока
Дата
план
факт
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
1
Литература в духовной жизни человека
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 часа)
2
«Слово о полку Игореве»
3-4
Художественные особенности «Слова о полку Игореве»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (9 часов)
5
Общая характеристика русской литературы XVIII века
6
М.В.Ломоносов. Ода «Вечернее размышление о Божием Величестве
при случае великого северного сияния»
7
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747
года»
8
Г.Р. Державин. Стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник»
9
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы)
10
Художественные особенности «Путешествия из Петербурга в Москву»
А.Н. Радищева
11
Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
12
Новаторство творчества Н.М. Карамзина
13
Подготовка к сочинению по произведениям литературы XVIII века
ШЕДЕВРЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 часа)
14
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века
15
Поэзия В.А. Жуковского
16
В.А. Жуковский. Баллада «Свет-лана»
17
А.С. Грибоедов: личность и судьба
18
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»
19-20
Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
21-22
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
23
Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
24
Критика о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
25
Жизнь и творческий путь А.С. Пушкина. Лирика дружбы
26
Тема свободы и власти в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «К
Чаадаеву», «К морю», «Анчар»
27
Любовная лирика А.С. Пушкина
28
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
29
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Бесы». Обобщение изученного
по лирике А. С. Пушкина
30
А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы»
31
А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»
32
А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»
33
Онегин и Ленский
34
Татьяна нравственный идеал А.С. Пушкина
35
Два письма и два объяснения. Анализ эпизодов
36
Автор в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
15
37
Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»
38
Критика о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
39
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в музыкальном и изобра-
зительном искусстве
40
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Мотивы вольности и одиноче-
ства в лирике поэта
41
Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова
42
Любовная лирика М.Ю.Лермонтова
43
Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова
44
М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
45
Русские офицеры и горцы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени»
46-47
«Портрет поколения» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени»
48
Любовь и дружба в жизни Печорина
49
Художественные особенности романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени»
50
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в русской критике
51
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова
52
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души»
53-54
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
55
Образ города в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
56
Образ Чичикова в поэме
57-58
Лирическое начало в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
59
Ф.М. Достоевский. Сентиментальный роман «Белые ночи»
60
История Настеньки в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи»
61
А.Н. Островский. Комедия «Бедность не порок»
62
Конфликт комедии А.Н. Островского «Бедность не порок»
63
Л.Н. Толстой. Повесть «Юность»
64-65
А.П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника»
66
А.П. Чехов. Рассказ «Тоска»
67
Подготовка к сочинению по творчеству А.Н. Островского, Ф.М. До-
стоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (26 часов)
68
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений
69
И.А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи»
70
Художественные особенности рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи»
71-72
Русская поэзия Серебряного века. Лирика А.А. Блока
73
Тема Родины в поэзии С.А. Есенина
74
Любовь и природа в лирике С.А. Есенина
75-76
Поэзия В.В. Маяковского
77
М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце»
78
Художественные особенности повести М.А. Булгакова «Собачье
сердце»
79
М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти
80
Образ Родины в поэзии М.И. Цветаевой
81
Лирика А.А. Ахматовой
82
Стихи А.А. Ахматовой о Родине. Тема поэта и поэзии в лирике А.А.
Ахматовой
16
83
Лирика Н.А. Заболоцкого
84
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
85
Художественные особенности рассказа М.А. Шолохова «Судьба
человека»
86
Поэзия Б.Л. Пастернака
87
Лирика А.Т. Твардовского
88
А.Т. Твардовский. Стихотворения о войне
89
А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
90
Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»
91
Контрольная работа по прозаическим произведениям XX века
92-93
Романсы и песни на слова русских писателей Х1Х-ХХ веков
94
Зачет по русской лирике XX века
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(6 часов)
95
Античная лирика
96
Данте Алигьери
97
У. Шекспир. Трагедия «Гамлет»
98
Вечные проблемы в трагедии У. Шекспира «Гамлет»
99
И.В. Гёте. Трагедия «Фауст»
100
Художественные особенности трагедии И.В. Гёте «Фауст»
101
Итоговая контрольная работа
102
Итоговый урок