Презентация "М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Особенности композиции"


Подписи к слайдам:
Слайд 1

Презентация по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности композиции.

  • Выполнила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 356 Галямина Е.М.
  • Вперед

В.Г.Белинский: «Герой нашего времени» представляет собою несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героя. Части этого романа расположены сообразно с внутреннею необходимостию.»

  • Вперед
  • Назад

Обратная композиция романа связана с наличием тайны - тайны характера Печорина, которая раскрывается от части к части.

  • Сюжет
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»
  • «Предисловие к «Журналу Печорина»
  • «Тамань»
  • «Княжна Мери»
  • «Фаталист»
  • Фабула
  • «Тамань»
  • «Княжна Мери»
  • «Бэла»
  • «Фаталист»
  • «Максим Максимыч»
  • «Предисловие к «Журналу Печорина»
  • Вперед
  • Назад

В «Бэле» главный герой показан глазами доброго, но неспособного анализировать Максима Максимыча. Для него Печорин – загадка: «Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький…». Поэтому поступки героя показаны без объяснений, и вся повесть служит для создания тайны характера Печорина.

  • В «Бэле» главный герой показан глазами доброго, но неспособного анализировать Максима Максимыча. Для него Печорин – загадка: «Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький…». Поэтому поступки героя показаны без объяснений, и вся повесть служит для создания тайны характера Печорина.
  • «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи.»
  • Вперед
  • Назад

«Максим Максимыч» - рассказ. Характеры даны кратко, причем рассказчиком является автор – странствующий офицер. Композиционный центр - портрет Печорина. Здесь впервые появляется психологический портрет главного героя: во внешних противоречиях; второй рассказчик, более прозорливый, более близкий по духу главному герою, видит отражение внутренних противоречий.

  • «Максим Максимыч» - рассказ. Характеры даны кратко, причем рассказчиком является автор – странствующий офицер. Композиционный центр - портрет Печорина. Здесь впервые появляется психологический портрет главного героя: во внешних противоречиях; второй рассказчик, более прозорливый, более близкий по духу главному герою, видит отражение внутренних противоречий.
  • В «Журнале Печорина» характер героя показан уже изнутри.
  • Вперед
  • Назад

«Тамань» - новелла, необходимое звено для понимания личности Печорина. Герой еще загадочен. Романтическая история с ундиной –попытка показать Печорина романтическим героем Однако собственная его ирония разрушает романтический ореол. Он видит в случившемся знак судьбы, а себя - слепым орудием в ее руках. Подтверждает догадку о его полном равнодушии к несчастьям других людей.

  • «Тамань» - новелла, необходимое звено для понимания личности Печорина. Герой еще загадочен. Романтическая история с ундиной –попытка показать Печорина романтическим героем Однако собственная его ирония разрушает романтический ореол. Он видит в случившемся знак судьбы, а себя - слепым орудием в ее руках. Подтверждает догадку о его полном равнодушии к несчастьям других людей.
  • Вперед
  • Назад

«Княжна Мери» - психологическая повесть. Характер Печорина раскрывается при помощи психологизма (внутренних монологов, психологического портрета, пейзажа), а также развернутой образной системы (в сопоставлениях и противопоставлениях). В «Княжне Мери» внутренний мир Печорина открыт.

  • «Княжна Мери» - психологическая повесть. Характер Печорина раскрывается при помощи психологизма (внутренних монологов, психологического портрета, пейзажа), а также развернутой образной системы (в сопоставлениях и противопоставлениях). В «Княжне Мери» внутренний мир Печорина открыт.
  • Княжна Мери, Грушницкий, княгиня Вера становятся участниками «трагедии рока», в которой Печорин – главное действующее лицо – играет роль злого гения, превращается в источник их бед и страданий.
  • .
  • Вперед
  • Назад

Все события комментирует Печорин. Но самый важный комментарий дается им к «событиям», происходящим в собственной душе. Наедине с самим собой Печорин – это маленький демон, страдающий от своей свободы. Он сожалеет о том, что не вступил на путь, назначенный судьбой, и одновременно гордится своим одиночеством, своей исключительностью в людской толпе. Гордость его удовлетворена тем, что жизнь он перекраивает по-своему. Индивидуализм принимает за свободу и счастье. И хотя это счастье ускользает от него, герой видит наслаждение в «постоянной» погоне за ним.

  • Все события комментирует Печорин. Но самый важный комментарий дается им к «событиям», происходящим в собственной душе. Наедине с самим собой Печорин – это маленький демон, страдающий от своей свободы. Он сожалеет о том, что не вступил на путь, назначенный судьбой, и одновременно гордится своим одиночеством, своей исключительностью в людской толпе. Гордость его удовлетворена тем, что жизнь он перекраивает по-своему. Индивидуализм принимает за свободу и счастье. И хотя это счастье ускользает от него, герой видит наслаждение в «постоянной» погоне за ним.
  • Вперед
  • Назад

В «Фаталисте» раскрыты причины и неизбежность появления характеров типа Печорина. «Фаталист» перекликается с «Думой», здесь дана философская трактовка характера Печорина.

  • В «Фаталисте» раскрыты причины и неизбежность появления характеров типа Печорина. «Фаталист» перекликается с «Думой», здесь дана философская трактовка характера Печорина.
  • У поколения отцов была вера в рок, судьбу, назначение; они верили, что живут не напрасно. Новое поколение потеряло старую веру, но не приобрело веры новой. Безверие – причина сомнений, колебаний, сознания ненужности и в конечном итоге появления таких характеров, как Печорин.
  • Вперед
  • Назад

«Фаталист»

  • «Фаталист»
  • Поколение отцов : … были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права! …
  • Поколение Печорина: А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья…
  • «Дума»
  • И ненавидим мы, и любим мы случайно,
  • Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
  • И царствует в душе какой-то холод тайный,
  • Когда огонь кипит в крови.
  • И предков скучны нам роскошные забавы,
  • Их добросовестный ребяческий разврат;
  • И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
  • Глядя насмешливо назад.
  • Вперед
  • Назад